ПРОЕКТ «ПРАВА РЕБЕНКА»
проект (подготовительная группа) по теме

   Цели:

·      определение значимости правовых основ дошкольного образования;

·      формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;

·      формирование правовой культуры;

·      обеспечение защиты прав участников образовательного процесса;

·      создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;

·      содействие развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;

·      создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

·      развитие коммуникативной компетентности ребенка;

·      развитие социальных навыков;

·      формирование правового сознания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_prava_rebenka_-_korneeva_v.b.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 71 ОАО  «РЖД»

        

ПРОЕКТ

«ПРАВА  РЕБЕНКА»

Социальный педагог

КОРНЕЕВА  Валентина Борисовна

2015 г.

        «ТЫ - гражданин России.

У тебя, как и у любого человека есть

 гражданские обязанности и права.

 Но знай: твои права особые. Это права ребёнка.

 Они дают тебе преимущество перед взрослыми.

 Они защищают тебя от несправедливости».

А. Тулеев.

Описание проекта

  • Дата начала: август         
  • Дата окончания        : бессрочно
  • Долгосрочные цели проекта

Долгосрочные цели:

  • определение значимости правовых основ дошкольного образования;
  • формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;
  • формирование правовой культуры;
  • обеспечение защиты прав участников образовательного процесса;
  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
  • содействие развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
  • создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  • развитие коммуникативной компетентности ребенка;
  • развитие социальных навыков;
  • формирование правового сознания детей.

Задачами правового воспитания являются:

  • Создать необходимые материально-технические условия, обеспечивающие достижение требуемых ФГОС ДО интегративных качеств личности выпускника ДОУ.
  • Формировать библиотеку педагогической литературы по данной проблеме.
  • Систематизировать работу педагогов по изучению семьи, планов взаимодействия и индивидуального общения с ними.
  • Организовать работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
  • Вовлекать родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей посредством мероприятий ДОУ различной направленности.

Актуальность темы

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов.    Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который приобретает особую актуальность на этапе подготовки дошкольника к обучению в школе. Правовое воспитание дошкольников включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.              
        Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.

Формирование правовой компетентности у дошкольников невозможно без активного участия  родителей.  Семья – естественная среда для жизни ребёнка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку. Права ребёнка неотделимы от семьи. Семья несёт за них ответственность.

Для выявления уровня  юридической и психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников было проведено  анкетирование, дети которых посещают группу.

Проведя опрос среди родителей подготовительной группы, мною выяснено, что  с положениями Конвенции о правах ребенка знакомы 16 % родителей, о существовании Семейного кодекса слышали 58 %, об остальных документах, защищающих  права детей, имеется неточное представление. Анализ анкет позволил спланировать работу с детьми и родителями в данном направлении.

Учитывая актуальность выше изложенной проблемы и, исходя из опыта работы, возникла потребность в разработке и реализации данного проекта по правовому просвещению дошкольников и их родителей.

Гипотеза и новизна проекта

Гипотеза: систематическая работа по правовому просвещению детей старшего дошкольного возраста позволит качественно повысить представления дошкольников о правовой культуре, закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть права при условии активного участия родителей в совместной деятельности.

Новизна проекта заключается в реализации правового воспитания, основанного на системе активного взаимодействия всех участников педагогического процесса: педагогов, дошкольников, их родителей  с интегрированным использованием разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.

Вид проекта: комплексный, подгрупповой, познавательно-творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • воспитанники группы;
  • родители;
  • социальный педагог;
  • музыкальный работник.

Продолжительность проекта: бессрочный (1 год для каждой группы детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста.

Сроки реализации проекта: август – июнь каждого года.

Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с историческим и культурным  наследием своей семьи), «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование и организацию деятельности с учетом ФГОС ДО, создание развивающей среды, разработку дидактических игр, составление анкеты и консультации для родителей, проведение совместных с родителями познавательно-развлекательных мероприятий.

4. Основные концептуальные положения проекта

Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка- дошкольника, т.е. «процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), продолжается в дошкольном учреждении.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное становление. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Концепция воспитания в новом веке строится на понимании смысла жизни и предназначения человека. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

  Одной из наиболее важных и актуальных проблем сегодня является   обеспечение и защита прав человека и, в частности защита прав детей. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих её решению – просвещение самих детей с привлечением их родителей.

Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве:

- Декларации прав ребенка (1959 г.)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)

- Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.)

- Семейном кодексе РФ (1995 г.)

- Федеральном законе «Об основах гарантиях прав ребенка в РФ»

- Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.)

Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в1990 году начала движение в направлении исполнения её главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.

Государство делает последовательные шаги по изменению политики в области обеспечения охраны и защиты прав детей.

Решение этой проблемы позволит обеспечить права и свободы ребенка, условия для всестороннего развития личности.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставки поделок «Моё имя» и «Генеалогическое древо» в группе.
  • Рисунки детей «Моя семья», «Моя мама»
  • Презентация на тему «Есть права у всех детишек!».

Совместная деятельность детей и родителей:

  • изучение  «теории» (поиск информации и ответы на вопросы по правовому воспитанию);
  • участие в спортивных и развлекательно-познавательных мероприятиях;
  • создание генеалогического древа семьи;
  • представление творческих работ, выставки в детском саду.

Этапы реализации проекта

Этапы, сроки реализации

Задачи

Методы и формы

1 этап:

Информационно – накопительный,

август – сентябрь

  1. Изучение уровня осведомленности детей и родителей по вопросам права.
  2. Подготовка к реализации проекта.
  • анализ теоретических источников
  • изучение педагогического опыта
  • работа с нормативно правовой документацией
  • вводная диагностика уровня правовых знаний и моделей поведения дошкольников

2этап:

Организационно – практический,

Сентябрь-

май

  1. Создание условий для ознакомления воспитанников

с информацией

о правах детей (опираясь на перспективное планирование)

  • наблюдение, беседы;
  • презентации;
  • дидактические игры;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины,  совместные игры;
  • анкетирование;
  • познавательные игровые занятия.

3этап:

Презентационно – завершающий,

июнь

  1. Представление  презентации,  защита проекта.
  2. Проведение диагностики.
  • изучение продуктов деятельности детей;
  • изучение результатов диагностики;
  • хронометраж режима дня;
  • изучение продуктов детского творчества;
  • наблюдение;
  • итоговое  тестирование.

4 этап

Контрольно – рефлексивный,

июнь

  1. Подведение итогов, анализ полученных результатов.
  2. Рефлексия участников проекта.
  • анкетирование;
  • анализ документации;
  • собеседование с педагогами, детьми и родителями

Финансовое обоснование проекта

Реализация данного проекта возможна при наличии следующих ресурсов:

  • Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам);
  • Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений;
  • Видео-презентаций к мероприятиям;
  • Технических  средств (проектор, экран, компьютер).

Ресурсное обеспечение данного проекта предполагается за счет материально- технического оснащения детского сада:  технические средства обучения (проектор и экран), демонстрационный  материал, диски для оформления и хранения презентаций. Для реализации проекта финансовое обеспечение требует минимальных затрат.

Данный проект отвечает основным критериям технологичности:

  • концептуальности – опирается на определенные научные концепции;
  • системности – обладает логикой процесса, взаимосвязью частей;
  • управляемости – предполагает диагностику, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов;
  • эффективности – проект оптимален по затратам, гарантирует достижение определенных результатов;
  • воспроизводимости – подразумевает возможность применения данной формы работы в других группах  и образовательных учреждениях.

     Поэтому я считаю, что работа по реализации проекта может быть специально организована и внедрена в обычные плановые формы работы дошкольного учреждения.

Благополучателями проекта по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников являются:

  • Дети;
  • Родители;
  • Воспитатели, педагог-психолог;
  • Педагог дополнительного образования;
  • Учителя начальных классов;
  • Социум (жители города Тула)

Для определения результатов деятельности по проекту со стороны благополучателей, предлагаются анкеты и диагностические материалы  для изучения мнения участников проекта.

Предполагаемый результат

В качестве предполагаемого результата реализации данного проекта можно назвать следующее:

-Ребёнок становится  более     свободным, уважает себя и других людей,  понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей.

-Владеет терминологией по правовому воспитанию.

- Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы.

- У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше.

-Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

- Повышен уровень  правовой культуры родителей.

- Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.

- Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.

Содержание проекта по циклам

Номер цикла

Образовательные области

Тема цикла и сроки реализации

Содержание цикла

1.«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«В мире людей - права детей»

сентябрь

  • Родительское собрание

    «Права родителей, права детей».

  • Оформление информационного стенда для

родителей «Конвенция по правам ребенка»

  • НОД "Что такое право?"

2. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«Право на медицинский уход»

октябрь

  • Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания.
  • Участие семей группы в общешкольном спортивном мероприятии «Папа, мама, я- спортивная семья!»
  • НОД «К нам приехал Айболит»

3. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие».

«Право на имя»

ноябрь

  • НОД «Путешествие в историю имён».
  • Продуктивная деятельность «Наши имена»
  • Дидактическая игра «Я имею право».

4. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«Право на отдых и досуг»

декабрь

  • Беседа «Мои любимые занятия».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери»
  • Цикл бесед для родителей «В гостях у Конвенции»

5. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«Право на жизнь»;

«Право на защиту»

январь

  • Консультация педагога-психолога для родителей «Поощрение и наказание»
  • НОД "Жизнь дана на добрые дела"

6. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«Право на бесплатное образование»

февраль

  • НОД «Семена ученья дадут добрые всходы»
  • Познавательно - развлекательное мероприятие с родителями «Как хорошо, что есть права!»

7. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«Право

на гражданство»

март

  • НОД «Я гражданин своей страны»
  • Цикл бесед для родителей «В гостях у Конвенции»
  • Консультация социального педагога для педагогов группы «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении». Выявление уровня правовой культуры педагогов.

8. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

« Право на воспитание в семье»

май

  • Консультация для родителей «Как создать генеалогическое древо своей семьи».
  • Составление генеалогического дерева.
  • НОД «Моя семья- моя гордость»

9. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«Вместе с мамой, вместе с папой изучили мы права!»

июнь

  • Показ презентации «Есть права у всех детишек».
  • Игровое занятие - развлечение с родителями, посвященное  Дню защиты детей «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

Список использованных источников

1.Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997.

2.Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.

3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

4.Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4  2002г.

6.Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие». Дошкольное воспитание №12  2004г.

7.Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье» Дошкольное воспитание №8  2001г.

8.Доронова Т.Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10  2001г.

9.Доронова Т.Н. « Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12  2001г.

10.Егорова О.В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2  2007г.

11.Пузырникова Г.В «Права ребёнка», Л.Г. Пыжьянова «Как защитить детей» Ребенок в детском саду №3  2003г.

12.Парамонова Л. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка». Дошкольное воспитание №6  1997г.

                   Электронные ресурсы удаленного доступа:

  1. Ган Наталья Юрьевна. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 218 c. – Режим доступа: http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/gan.html
  2. Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках. – Режим доступа: http://sredd-d.my1.ru/publ/2-1-0-4