ПРОЕКТ «ПРАВА РЕБЕНКА»
проект (подготовительная группа) по теме
Цели:
· определение значимости правовых основ дошкольного образования;
· формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;
· формирование правовой культуры;
· обеспечение защиты прав участников образовательного процесса;
· создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
· содействие развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
· создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
· развитие коммуникативной компетентности ребенка;
· развитие социальных навыков;
· формирование правового сознания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_prava_rebenka_-_korneeva_v.b.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 71 ОАО «РЖД»
ПРОЕКТ
«ПРАВА РЕБЕНКА»
Социальный педагог
КОРНЕЕВА Валентина Борисовна
2015 г.
«ТЫ - гражданин России.
У тебя, как и у любого человека есть
гражданские обязанности и права.
Но знай: твои права особые. Это права ребёнка.
Они дают тебе преимущество перед взрослыми.
Они защищают тебя от несправедливости».
А. Тулеев.
Описание проекта
- Дата начала: август
- Дата окончания : бессрочно
- Долгосрочные цели проекта
Долгосрочные цели:
- определение значимости правовых основ дошкольного образования;
- формирование гуманного отношения педагогов и родителей к ребенку;
- формирование правовой культуры;
- обеспечение защиты прав участников образовательного процесса;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
- содействие развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
- создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
- развитие коммуникативной компетентности ребенка;
- развитие социальных навыков;
- формирование правового сознания детей.
Задачами правового воспитания являются:
- Создать необходимые материально-технические условия, обеспечивающие достижение требуемых ФГОС ДО интегративных качеств личности выпускника ДОУ.
- Формировать библиотеку педагогической литературы по данной проблеме.
- Систематизировать работу педагогов по изучению семьи, планов взаимодействия и индивидуального общения с ними.
- Организовать работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
- Вовлекать родителей (законных представителей) в процесс воспитания и развития детей посредством мероприятий ДОУ различной направленности.
Актуальность темы
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который приобретает особую актуальность на этапе подготовки дошкольника к обучению в школе. Правовое воспитание дошкольников включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.
Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Формирование правовой компетентности у дошкольников невозможно без активного участия родителей. Семья – естественная среда для жизни ребёнка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку. Права ребёнка неотделимы от семьи. Семья несёт за них ответственность.
Для выявления уровня юридической и психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников было проведено анкетирование, дети которых посещают группу.
Проведя опрос среди родителей подготовительной группы, мною выяснено, что с положениями Конвенции о правах ребенка знакомы 16 % родителей, о существовании Семейного кодекса слышали 58 %, об остальных документах, защищающих права детей, имеется неточное представление. Анализ анкет позволил спланировать работу с детьми и родителями в данном направлении.
Учитывая актуальность выше изложенной проблемы и, исходя из опыта работы, возникла потребность в разработке и реализации данного проекта по правовому просвещению дошкольников и их родителей.
Гипотеза и новизна проекта
Гипотеза: систематическая работа по правовому просвещению детей старшего дошкольного возраста позволит качественно повысить представления дошкольников о правовой культуре, закрепить знания и понятия о том, что у каждого человека есть права при условии активного участия родителей в совместной деятельности.
Новизна проекта заключается в реализации правового воспитания, основанного на системе активного взаимодействия всех участников педагогического процесса: педагогов, дошкольников, их родителей с интегрированным использованием разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.
Вид проекта: комплексный, подгрупповой, познавательно-творческий, долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта:
- воспитатели;
- воспитанники группы;
- родители;
- социальный педагог;
- музыкальный работник.
Продолжительность проекта: бессрочный (1 год для каждой группы детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста.
Сроки реализации проекта: август – июнь каждого года.
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с историческим и культурным наследием своей семьи), «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Практическая значимость проекта предусматривает диагностическую деятельность, тематическое планирование и организацию деятельности с учетом ФГОС ДО, создание развивающей среды, разработку дидактических игр, составление анкеты и консультации для родителей, проведение совместных с родителями познавательно-развлекательных мероприятий.
4. Основные концептуальные положения проекта
Беря своё начало в семье, процесс социализации ребёнка- дошкольника, т.е. «процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), продолжается в дошкольном учреждении.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное становление. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Концепция воспитания в новом веке строится на понимании смысла жизни и предназначения человека. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Одной из наиболее важных и актуальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности защита прав детей. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих её решению – просвещение самих детей с привлечением их родителей.
Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве:
- Декларации прав ребенка (1959 г.)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
- Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990г.)
- Семейном кодексе РФ (1995 г.)
- Федеральном законе «Об основах гарантиях прав ребенка в РФ»
- Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.)
Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в1990 году начала движение в направлении исполнения её главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.
Государство делает последовательные шаги по изменению политики в области обеспечения охраны и защиты прав детей.
Решение этой проблемы позволит обеспечить права и свободы ребенка, условия для всестороннего развития личности.
Продукт проектной деятельности:
- Выставки поделок «Моё имя» и «Генеалогическое древо» в группе.
- Рисунки детей «Моя семья», «Моя мама»
- Презентация на тему «Есть права у всех детишек!».
Совместная деятельность детей и родителей:
- изучение «теории» (поиск информации и ответы на вопросы по правовому воспитанию);
- участие в спортивных и развлекательно-познавательных мероприятиях;
- создание генеалогического древа семьи;
- представление творческих работ, выставки в детском саду.
Этапы реализации проекта
Этапы, сроки реализации | Задачи | Методы и формы |
1 этап: Информационно – накопительный, август – сентябрь |
|
|
2этап: Организационно – практический, Сентябрь- май |
с информацией о правах детей (опираясь на перспективное планирование) |
|
3этап: Презентационно – завершающий, июнь |
|
|
4 этап Контрольно – рефлексивный, июнь |
|
|
Финансовое обоснование проекта
Реализация данного проекта возможна при наличии следующих ресурсов:
- Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам);
- Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений;
- Видео-презентаций к мероприятиям;
- Технических средств (проектор, экран, компьютер).
Ресурсное обеспечение данного проекта предполагается за счет материально- технического оснащения детского сада: технические средства обучения (проектор и экран), демонстрационный материал, диски для оформления и хранения презентаций. Для реализации проекта финансовое обеспечение требует минимальных затрат.
Данный проект отвечает основным критериям технологичности:
- концептуальности – опирается на определенные научные концепции;
- системности – обладает логикой процесса, взаимосвязью частей;
- управляемости – предполагает диагностику, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов;
- эффективности – проект оптимален по затратам, гарантирует достижение определенных результатов;
- воспроизводимости – подразумевает возможность применения данной формы работы в других группах и образовательных учреждениях.
Поэтому я считаю, что работа по реализации проекта может быть специально организована и внедрена в обычные плановые формы работы дошкольного учреждения.
Благополучателями проекта по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников являются:
- Дети;
- Родители;
- Воспитатели, педагог-психолог;
- Педагог дополнительного образования;
- Учителя начальных классов;
- Социум (жители города Тула)
Для определения результатов деятельности по проекту со стороны благополучателей, предлагаются анкеты и диагностические материалы для изучения мнения участников проекта.
Предполагаемый результат
В качестве предполагаемого результата реализации данного проекта можно назвать следующее:
-Ребёнок становится более свободным, уважает себя и других людей, понимает их чувства, переживания, поступки, мысли. Понимает права и обязанности свои и других людей.
-Владеет терминологией по правовому воспитанию.
- Дети обладают знаниями, что существуют документы по правам человека; того, какие права в них закреплены; того, что этими правами обладают все люди в мире и что они неотъемлемы.
- У них выработаны установки: убеждённость в том, что права человека важны, что человеческое достоинство присуще всем людям от рождения, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия и что мы сами можем сделать мир лучше.
-Сформированы элементарные гражданские навыки: открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
- Повышен уровень правовой культуры родителей.
- Сформированная организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.
- Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.
Содержание проекта по циклам
Номер цикла Образовательные области | Тема цикла и сроки реализации | Содержание цикла |
1.«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | «В мире людей - права детей» сентябрь |
«Права родителей, права детей».
родителей «Конвенция по правам ребенка»
|
2. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | «Право на медицинский уход» октябрь |
|
3. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». | «Право на имя» ноябрь |
|
4. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | «Право на отдых и досуг» декабрь |
|
5. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | «Право на жизнь»; «Право на защиту» январь |
|
6. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | «Право на бесплатное образование» февраль |
|
7. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | «Право на гражданство» март |
|
8. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | « Право на воспитание в семье» май |
|
9. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». | «Вместе с мамой, вместе с папой изучили мы права!» июнь |
|
Список использованных источников
1.Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 1997.
2.Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4.Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4 2002г.
6.Денисова Р. «Патриоты дошкольного образования, обогащающие личностное развитие». Дошкольное воспитание №12 2004г.
7.Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье» Дошкольное воспитание №8 2001г.
8.Доронова Т.Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10 2001г.
9.Доронова Т.Н. « Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12 2001г.
10.Егорова О.В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2 2007г.
11.Пузырникова Г.В «Права ребёнка», Л.Г. Пыжьянова «Как защитить детей» Ребенок в детском саду №3 2003г.
12.Парамонова Л. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка». Дошкольное воспитание №6 1997г.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
- Ган Наталья Юрьевна. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 218 c. – Режим доступа: http://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/gan.html
- Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках. – Режим доступа: http://sredd-d.my1.ru/publ/2-1-0-4