Рабочая программа по ФГОС 2 младшая группа .Образовательная область "Речевое развитие"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа по ФГОС 2 младшая группа .Образовательная область "Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmma_rechevoe_razvitie.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Речевое развитие»
Пояснительная записка
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные цели и задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действ.
Возрастные особенности
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы:
1. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
2. Рассматривает игрушки, сюжетные картинки.
3. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
4. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.
5. Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
6. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Развитие речи.
Неделя | Дата | Развернутое содержание темы | Формы работы | Литература |
1 | Тема. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка». Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок и взрослые их любят. Ф-р.- развивать интерес к подвижным совместным играм, формировать двигательную активность. Х-э.- развивать желание петь и допевать мелодии колыбельных песен. | Беседа Подвижная игра Чтение | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 28 | |
2 | Тема. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Цель. Познакомить со сказкой «Кот, петух и лиса»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать интерес к художественной литературе. Ф.-р.- формировать физические качества с помощью подвижных игр с предметами. | Беседа Чтение Подвижная игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 31 | |
3 | Тема. Звуковая культура речи: звука а у. Дидактическая игра «Не ошибись». Цель. Упражнять в правильном произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова. Х.-э.- развивать интерес к музыкально-ритмическим движениям, формировать музыкальный слух. | Беседа Дидактическая игра Музыкально- ритмические движения Отгадывание загадки | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 32 | |
4 | Тема. Звуковая культура речи: звук у. Цель. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тотальности с разной громкостью (по подражанию). Х.-э.- развивать интерес к музыкально-ритмическим движениям, формировать музыкальный слух. | Беседа Дидактическая игра Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 33 | |
5 | Тема. Дидактическая игра «Чья вещь?».Рассматривание сюжетных картин. Цель. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. П.-р.- помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами. Развивать диалогическую речь. Х.-э.- развивать творческие способности, воображение. Учить импровизировать при выполнении этюда. | Беседа Дидактическая игра Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 36 | |
6 | Тема. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова». Цель. Познакомить со сказкой «Колобок»(обр. К.Ушинского); учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию. Х.-э.- выполнять игровое упражнение «Ладушки» под музыку; развивать слуховое восприятие | Беседа Дидактическая игра Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 38 | |
7 | Тема. Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Колобок». Цель. Продолжать приучать детей внимательно рассматривать рисунки в книгах, объяснять содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука о. Х.-э.- развивать творческие способности, воображение. Учить импровизировать при выполнении этики. | Беседа Дидактическая игра Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 39 | |
8 | Тема. Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила...» Цель. Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». При восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору. Х.-э.- формировать танцевальные умения; учить исполнять танец с предметами. Воспитывать бережное отношение к животным. | Беседа Чтение Музыкально- ритмические движения с листочками | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 40 | |
9 | Тема. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается». Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. Формировать интерес и потребность в чтении. Х..- э.- формировать умение выполнять игровое упражнение под музыку. | Чтение Беседа Разучивание Дидактическая игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 41 | |
10 | Тема. Рассматривание картинки «Коза с козлятами». Цель. П.-р.- учить рассматривать картинку, отвечать на вопросы воспитателя; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками [к] и [т]. Х.-э.- исполнять пляску под плясовую мелодию. | Рассматривание Беседа Дидактическая игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 43 | |
11 | Тема. Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке». Цель. Познакомить с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке». Х.-э.- развивать поэтический слух, память, внимание, восприятие, гармоничность движений под музыку; воспитывать интерес к художественной литературе и музыкальным произведениям .П.-р.- учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки, использовать навыки пения | Чтение Беседа Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 46 | |
12 | Тема. Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Цель. Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы, отличным от образа лисиц из других сказок .Х.-э.- формировать навыки пения; учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы. Упражнять в выразительном чтении отрывка- причитания Снегурушки. | Беседа Разучивание Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 50 | |
13 | Тема. Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек». Цель. Помочь вспомнить сказку, прочитанную ранее.Х.-э.- формировать диалогическую речь, навыки пения; воспитывать интерес к поэзии; развивать поэтический вкус; учить выразительно читать стихи. Упражнять в произношении слов со звуком э(игра «Эхо»),»Чудесный мешочек». | Беседа Разучивание Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 51 | |
14 | Тема. Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босева «Трое». Цель. Познакомить с художественным произведением, оживить в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. Х.-э.- учить танцевать в соответствии с ритмом музыки в паре. Помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое» (пер. с болг. В.Викторова). | Беседа Разучивание Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 52 | |
15 | Тема. Игра- инсценировка « У матрешки — новоселье». Цель. Способствовать формированию диалогической речи. П.- р.- учить правильно называть строительные детали и их цвета. С.-к.-р.- вовлечь детей в игровую ситуацию и пробудить желание действовать самостоятельно в роли. | Беседа Разучивание Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 53 | |
16 | Тема. Чтение русской народной сказки «Гуси — лебеди». Цель. Познакомить со сказкой; вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку; способствовать воспитанию послушания; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. Х.-э.- упражнять детей в различных видах ходьбы, в выполнении движений в парах (неторопливо, в темпе музыки). | Чтение Беседа Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 54 | |
17 | Тема. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин по выбору педагога. Цель. Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать иллюстрации в книгах. П.-р.-Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы, делать выводы. | Рассматривание Беседа Дидактическая игра | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.55 | |
18 | Тема. Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Цель. Упражнять детей в четком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии. Ф.-р.- развивать двигательную активность физминутка с ленточками. | Беседа Чтение Индивидуальная работа | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 57 | |
19 | Тема. Звуковая культура речи: звуки п,пь. Дидактическая игра «Ярмарка». Цель. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п,пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуком п,пь. Х.-э. -формировать интерес к прослушиванию песен различной тематики; развивать умение внимательно слушать песню и беседовать о ее содержании | Беседа Музыкально- ритмические движения Дидактическая игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 58 | |
20 | Тема. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цель. Познакомить с русской народной сказкой; помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). Х.-э.- учить танцевать соответственно темпу и характеру музыки, водить плавный хоровод, не сужая круг, выполнять слаженные движения. | Чтение Беседа Рассматривание иллюстраций | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 59 | |
21 | Тема. Звуковая культура речи: звуки б,бь. Цель. Упражнять в четком произношении согласных звуков [б],[бь] в словах; развивать умение заучивать стихотворения; отрабатывать выразительность речи. Х.-э.- развивать танцевальные способности, музыкальный слух; воспитывать интерес к музыке разного характера | Показ Беседа Индивидуальная работа Музыкально- ритмические движения | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 60 | |
22 | Тема. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». Цель. Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова « Петушки распетушились», учить выразительно читать его. Х.-э.- учить слушать песни в исполнении взрослых и подпевать; развивать навык точного интонирования несложных песен. | Чтение Подвижная игра Индивидуальная работа | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 62 | |
23 | Тема. Беседа на тему « Что такое хорошо и что такое плохо». Цель. Беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь ( умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления). Х.-э. -прививать коммуникативные качества; учить слышать динамику музыки. | Беседа Музыкально- ритмические движения Рефлексия | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 63 | |
24 | Тема. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...» Цель. Познакомить детей со стихотворением И.Косякова «Все она».Совершенствовать диалогическую речь малышей. Х.-э.- развивать песенные навыки; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме. | Чтение Беседа Индивидуальная работа Дидактическая игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 64 | |
25 | Тема. Звуковая культура речи: звуки т, п, к. Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью. Х.-э.- развивать песенные и игровые навыки; вызвать положительные эмоции от совместной музыкальной игры. | Рассказ Беседа Музыкальная игра Индивидуальная работа | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 66 | |
26 | Тема. Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики». Цель. Напомнить известные народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики»(обраб. М. Серовой). Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки. Х.-э.- развивать умение слушать музыкальные произведения, определять характер музыки и исполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с мелодией композиции | Чтение Беседа Музыкально- ритмические движения Рефлексия | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 68 | |
27 | Тема. Рассматривание сюжетных картин «Дети играют».Дидактическая игра «Что изменилось». Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов.). | Рассматривание иллюстраций Беседа Дидактическая игра Индивидуальная работа | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 69 | |
28 | Тема. Звуковая культура речи: звуки (т),(п),(к). Цель. Закрепить произношение звука (т) в словах и фразовой речи; учить детей произносить звукоподражание со зв.(т),(п),(к). Упражнять в произнесении звуков с разной скоростью и громкостью. ). Х.-э. -прививать коммуникативные качества; учить слышать динамику музыки. | Беседа Музыкально- ритмические движения Рефлексия | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Стр.68 | |
29 | Тема. Рассматривание сюжетных картин «Дети играют».Дидактическая игра «Что изменилось». Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов.). | Рассматривание иллюстраций Беседа Дидактическая игра Индивидуальная работа | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 69 | |
30 | Тема. Чтение стихотворения а. Плещеева «Весна».Дидактическое упражнение «Когда это бывает?» Цель. Познакомить с новым стихотворением. П.-р.- учить называть признаки весны. Х.-э.- петь эмоционально, выразительно, самостоятельно; развивать поэтический и музыкальный слух; воспитывать интерес к искусству | Чтение Индивидуальная работа Рефлексия | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 71 | |
31 | Тема. Звуковая культура речи: звук ф Цели. Учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком. Х.-э.- формировать интерес к прослушиванию песен различной тематики; развивать умение внимательно слушать песню и беседовать о ее содержании. С-к – закреплять умение во время игровой деятельности брать на себя роль, имитировать движения и звуки. | Беседа Чтение Индивидуальная работа Рефлексия | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 72 | |
32 | Тема. Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка — рябушечка». Рассматривание сюжетных картин. «Дети кормят курицу с цыплятами». Цели. Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка — рябушечка». Продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено. Формировать интонационную выразительность речи .Закреплять умение отвечать на вопросы строками из художественного произведения, рассматривать картину, замечать в ней все подробности с помощью наводящих вопросов составлять небольшой рассказ. П-р – продолжать знакомить и расширять знания детей о домашних птицах. С-к - воспитывать желание брать на себя роли и изображать героя. Во время музыкально-игрового упражнения «Вышла курочка гулять…» вызвать положительный эмоциональный настрой. Х.-э.- учить различать высоту звука, тембр музыкальных инструментов | Беседа Рассматривание иллюстраций Индивидуальная работа | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 73 | |
33 | Тема. Звуковая культура речи: звук с. Цели. Отрабатывать четкое произношение звука [с]; упражнять в умении вести диалог; закреплять представление о знакомых предметах .С.к.р.- учить играть с постройками. Х.-э.- учить внимательно слушать слушать музыкальное произведение; развивать восприятие, внимание .фонематический слух. | Чтение Обсуждение Игровые движения Рефлексия | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 75 | |
34 | Тема. Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца». Цель. Познакомить с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова). Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали занятиях. С-к – закреплять умение во время игровой деятельности брать на себя роль, имитировать движения и звуки | Рассказ Музыкально- игровое упражнение Дидактическая игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 76 | |
35 | Тема. Звуковая культура речи: звук з. Цель. Упражнять детей в четком произношении звука [з]; закреплять умение отвечать на вопросы педагога, отгадывать загадки, рассматривать и называть предметы, изображённые на картинках. П.-р. учить видеть и выделять красивые предметы, явления. Х-э – развивать навыки исполнения песни. | Рассказ Музыкально- игровое упражнение Дидактическая игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 77 | |
36 | Тема. Звуковая культура речи: звук ц. Цель. Учить изменять темп речи; отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний. Х.-э.- развивать музыкальный слух, песенные навыки | Дидактическая игра Исполнение песни Отгадывание загадок | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 80 |
* В рабочей программе использованы сокращения названий образовательных областей : П.-р.- «Познавательное развитие», Х.-э.- «Художественно — эстетическое развитие», Р.-р.- «Речевое развитие»,
Ф.-р.- «Физическое развитие»,С -к.- «Социально — коммуникативное развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ФГОС младшая группа 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа....
Рабочая программа воспитателя 1 младшей группы, по программе "Мир открытий" в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа воспитателя 1 младшей группы, по программе "Мир открытий" в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа для 2 младшей группы ФГОС по программе М.А. Вераксы
Рабочая программа для 2 младшей группы 2016 - 2017 год ФГОС по программе М.А. Вераксы...
Рабочая программа воспитателя 2 младшей группы от 3-4 лет, разработана по образовательной программе ДОУ, по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО.
Рабочая программа2 младшей группыот 3-4 лет...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы № 7 по образовательной программе дошкольного образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО
Рабочая программа...
Рабочая программа воспитателя 1 младшей группы №11 «Гномики» по образовательной программе дошкольного образования «МОЗАИКА» с учётом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год
рабочая программа на 2022-2023 учебный год...