Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Крещение»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Плужникова Елена Витальевна

Образовательная область  (ФГОС): познавательное  развитие, художественно-эстетическое  развитие, речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие (родители и дети).

Познавательное  развитие:

-познакомить с историей возникновения  праздника Крещение;

-формировать интерес  к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально – положительную основу для  нравственного воспитания;

-воспитывать национальную гордость, чувство причастности к своему народу, уважительное отношение к культуре русского народа;

-вызывать положительный эмоциональный отклик от проведения обрядов гадания, колядования.

 

Речевое  развитие:

-способствовать развитию интереса к православным праздникам;

-развивать умение составлять рассказ из личного опыта;

-развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление;

-формировать выразительность, интонационную точность речи;

-обогащать словарный  запас у  детей, ввести в активный словарь слова: святки, колядки, Крестный ход, Иордан, Иисус Христос, накануне.

 

Цель:

Формировать у детей представление  о  традициях, народной культуре, её богатстве и красоте, познакомить детей с евангельским рассказом о Крещении Христа.

 

Задачи:

 -обогащать словарь новыми словами историко-культурологического значения; 

- пробуждать интерес детей  старшего дошкольного возраста  к изучению истории православной культуры, к искусству;

- воспитывать уважение к традиционной отечественной православной культуре.

Словарная работа:

 святки, колядки, Крестный ход, Иордан, Иисус Христос.

Предшествующая работа:

 рассматривание  иллюстраций, чтение художественной литературы, экскурсия  в храм Святителя Алексея, просмотр презентаций  на данную тему.

 

Оборудование: маски, костюмы ряженых, мультимедиа проектор,мяч, прозрачная чаша с водой, восковая свеча; мешочек для игры: мелкие игрушки, сладости, канцтовары; иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchenie_zanyatie_2015g.docx29.18 КБ
Файл kreshchenie_zanyatie_2015g.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский  сад №28 «Светлячок»

Конспект занятия  в подготовительной   к школе  группе

на тему:

«Крещение»

Образовательная область  (ФГОС): познавательное  развитие, художественно-эстетическое  развитие, речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие (родители и дети).

Познавательное  развитие:

-познакомить с историей возникновения  праздника Крещение;

-формировать интерес  к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально – положительную основу для  нравственного воспитания;

-воспитывать национальную гордость, чувство причастности к своему народу, уважительное отношение к культуре русского народа;

-вызывать положительный эмоциональный отклик от проведения обрядов гадания, колядования.

Речевое  развитие:

-способствовать развитию интереса к православным праздникам;

-развивать умение составлять рассказ из личного опыта;

-развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление;

-формировать выразительность, интонационную точность речи;

-обогащать словарный  запас у  детей, ввести в активный словарь слова: святки, колядки, Крестный ход, Иордан, Иисус Христос, накануне.

Цель: 

Формировать у детей представление  о  традициях, народной культуре, её богатстве и красоте, познакомить детей с евангельским рассказом о Крещении Христа.

Задачи:

 -обогащать словарь новыми словами историко-культурологического значения; 

- пробуждать интерес детей  старшего дошкольного возраста  к изучению истории православной культуры, к искусству;

- воспитывать уважение к традиционной отечественной православной культуре.

Словарная работа:

 святки, колядки, Крестный ход, Иордан, Иисус Христос.

Предшествующая работа:

 рассматривание  иллюстраций, чтение художественной литературы, экскурсия  в храм Святителя Алексея, просмотр презентаций  на данную тему.

Оборудование: маски, костюмы ряженых, мультимедиа проектор, мяч, прозрачная чаша с водой, восковая свеча; мешочек для игры: мелкие игрушки, сладости, канцтовары; иллюстрации.

Ход  занятия:

Воспитатель:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

Рождество — великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников.

В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

С нетерпеньем ждем мы Святок,
Двух недель игр и колядок,
И на саночках катанья,
И, конечно же, гаданья!
Мы напишем поздравок,
С ним мы выйдем за порог,
Прочитаем всем приветы,
Нам в ответ дадут конфеты,
Пусть нас каждый угостит
Без гримас и без обид,
Уж такие вот порядки,
Наступает праздник — Святки!

-Ребята, а вы знаете, что такое святки?

(Ответы детей)

-Что ж, придётся рассказать, и, конечно, показать!

По церковному календарю начало и конец этого периода  посвящены рождению  Христа и его  крещению.

В народе это время называется святыми вечерами, так как  по древнему обычаю  христиане вечером прекращали  все свои  дела, в память о  событиях Рождества и Крещения,  которые  совершались  в  вечернее или ночное время.

Святочные обряды представляли собой заклинания на новый  год и гадания.
По домам вечером и ночью   ходили ряженые, которые колядовали или славили.
Дети и молодежь ходили по дворам, исполняли  песнопения,  песни-колядки, посвященные Рождеству.
Хозяева колядующим  высказывали хорошие  пожелания в наступающем году и угощали.  Считалось, что  в будущем году достаток семьи  напрямую зависел от подарков и угощения  колядующих.  В святки принято  гадать, и особенно это любили молодые девушки делать перед рождеством.

Выступление детей в нарядах:

1.Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот - князь,
Кто не даст -
Того в грязь!

2.Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

3.Тетенька добренька, 
Дай кулички сдобненькой. 
Коляда-моляда, 
Накануне Рождества, 
Подавай, не ломай, 
Все по целой подавай. 
Если крошечку уронишь, 
То и Бога не замолишь. 
Не подашь лепешки -
Разобьем окошки. 
Не подашь пирога -
Уведем корову за рога.

Воспитатель:

Так славили хозяев и просили у них угощенье. После того, как хозяева выносили угощение, колядовщики   благодарили их и уходили к следующему двору (дому). Когда все дома были пройдены, дети собирались в одном доме и угощались всем тем, что наколядовали. А потом пели песни, частушки, одним словом  веселились. Так святки продолжались  до Крещения. В Святки   обычно гадали.

-Гадание – это опасная игра с нечистой силой. Гаданием занимались в основном девушки.  На Крещение гадали на воде. Мы  тоже  с вами попробуем погадать на воде (воспитатель вносит чашу с водой, растопленный воск выливает в чашу с водой, появляются интересные фигурки на поверхности воды, воспитатель вместе с детьми определяет на что они похожи ).

 – Вечерок Крещенский – вечерок особый! Крещение – последний день зимних Святок.

-Крещение Господне, или Светлое Богоявление считается одним из самых древних христианских праздников. Начало его празднования относится к временам святых апостолов – учеников Иисуса Христа. Именно в этот день сам Бог приходит в земной мир, как это случилось много лет назад. 

Под небом Палестины
Среди песков и скал
В извилистой долине
Тёк Иордан.
Вдоль берега – деревья,
Селенья, города.
Чуть далее – пустыня,
Безводная земля.

-Именно в этой реке Иоанн Предтеча крестил верующих людей. Много людей шло креститься к Иоанну. И вот однажды вечером, когда у реки собралось много народу, явился Иисус Христос, желающий получить крещение от Иоанна. Во время обряда произошло чудо: 

В поток речной Христос вошёл.
И при крещении Его
Отрылось небо. Дух Святой,
Как голубь, на Него сошёл.
И слышен голос был с небес:
«Он – Сын Мой…»
Миру Бог Отец
Святую Троицу явил.
Реки Он воды освятил.

-Крестить – значит погружать в воду. В христианстве воде отводится большое внимание. Из воды произошли животные при сотворении мира, от воды же всё пострадало при всемирном потопе. Вода символизирует начало жизни, поэтому крещение человека считается его новым рождением. При крещении каждый получает своего Ангела Хранителя, который оберегает его всю жизнь. 
Праздник Крещения – символ очищения от грехов. В этот день мы можем стать чище, наполниться светлой божественной энергией. В день Крещения Господня, который отмечается 19 января, принято нырять в проруби, подобно тому. Это купание очищает душу, вода смывает грехи и делает нас здоровее.
Крещенская вода имеет свойство не портиться в течение нескольких лет. Её можно использовать при окроплении помещений, для лечения недугов. 
Чиста крещенская вода.

-Давай те с вами сейчас посмотрим, как на Руси праздновали этот праздник (показ презентации).

На  Руси  было  принято гадать  в  это время. Давайте и мы  с вами погадаем.

Перед вами зажженная свеча. Сейчас я наклоню её над чашей, и растаявший воск капнет в воду. На что будет похожа застывшая капля воска, то и ждёт нас в наступившем году (воспитатель проводит обряд перед детьми).

Динамическая пауза

Проводится игра  «Волшебный мяч». Дети становятся в круг и передают мяч пока играет музыка. У кого после окончания музыки мяч  остался в руках, тому угадывать загадку про зиму.

1.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это - клен, а это - ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной.   (Мороз.)

2. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры, помчались с горы.    (Санки.)

3. Летаю в поле, гуляю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.   (Метель.)

4. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.   (Снежинка.)

-Ребята, а ещё  у меня есть волшебный  мешочек, в  котором находятся разные  предметы. Сейчас каждый  из вас вытащит из мешочка предметы, а   я   расскажу, что же вас ждёт в будущем .

Игра «Волшебный мешочек»

Дети достают из мешочка «предсказания»: сладости (к сладкой жизни), игрушки Киндер – сюрприз (к подаркам), канцтовары (к успеху в учёбе). Вот мы и выяснили, что же ожидает нас в ближайшем будущем.

Воспитатель:

Ребята  расскажите, а кто из вас ходил колядовать? (ответы детей)

Когда это было? С кем вы ходили? (рассказы детей)

А теперь давайте вспомним:

 О каком празднике мы сегодня говорили?

Что же это за праздник – Крещение? (ответы детей)

Что такое святки, колядки? (ответы детей)

Что сегодня на занятии вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

На этом наше знакомство с праздником Крещение подошло к концу.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский  сад №28 «Светлячок»

Конспект занятия  в подготовительной   к школе  группе

на тему:

«Крещение»

Образовательная область  (ФГОС): познавательное  развитие, художественно-эстетическое  развитие, речевое развитие, коммуникативно-личностное развитие (родители и дети).

Познавательное  развитие:

-познакомить с историей возникновения  праздника Крещение;

-формировать интерес  к обычаям и духовной культуре русского народа, создавая эмоционально – положительную основу для  нравственного воспитания;

-воспитывать национальную гордость, чувство причастности к своему народу, уважительное отношение к культуре русского народа;

-вызывать положительный эмоциональный отклик от проведения обрядов гадания, колядования.

Речевое  развитие:

-способствовать развитию интереса к православным праздникам;

-развивать умение составлять рассказ из личного опыта;

-развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление;

-формировать выразительность, интонационную точность речи;

-обогащать словарный  запас у  детей, ввести в активный словарь слова: святки, колядки, Крестный ход, Иордан, Иисус Христос, накануне.

Цель: 

Формировать у детей представление  о  традициях, народной культуре, её богатстве и красоте, познакомить детей с евангельским рассказом о Крещении Христа.

Задачи:

 -обогащать словарь новыми словами историко-культурологического значения; 

- пробуждать интерес детей  старшего дошкольного возраста  к изучению истории православной культуры, к искусству;

- воспитывать уважение к традиционной отечественной православной культуре.

Словарная работа:

 святки, колядки, Крестный ход, Иордан, Иисус Христос.

Предшествующая работа:

 рассматривание  иллюстраций, чтение художественной литературы, экскурсия  в храм Святителя Алексея, просмотр презентаций  на данную тему.

Оборудование: маски, костюмы ряженых, мультимедиа проектор, мяч, прозрачная чаша с водой, восковая свеча; мешочек для игры: мелкие игрушки, сладости, канцтовары; иллюстрации.

Ход  занятия:

Воспитатель:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

Рождество — великий день для всего христианского мира. Во многих странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников.

В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры. Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

С нетерпеньем ждем мы Святок,
Двух недель игр и колядок,
И на саночках катанья,
И, конечно же, гаданья!
Мы напишем поздравок,
С ним мы выйдем за порог,
Прочитаем всем приветы,
Нам в ответ дадут конфеты,
Пусть нас каждый угостит
Без гримас и без обид,
Уж такие вот порядки,
Наступает праздник — Святки!

-Ребята, а вы знаете, что такое святки?

(Ответы детей)

-Что ж, придётся рассказать, и, конечно, показать!

По церковному календарю начало и конец этого периода  посвящены рождению  Христа и его  крещению.

В народе это время называется святыми вечерами, так как  по древнему обычаю  христиане вечером прекращали  все свои  дела, в память о  событиях Рождества и Крещения,  которые  совершались  в  вечернее или ночное время.

Святочные обряды представляли собой заклинания на новый  год и гадания.
По домам вечером и ночью   ходили ряженые, которые колядовали или славили.
Дети и молодежь ходили по дворам, исполняли  песнопения,  песни-колядки, посвященные Рождеству.
Хозяева колядующим  высказывали хорошие  пожелания в наступающем году и угощали.  Считалось, что  в будущем году достаток семьи  напрямую зависел от подарков и угощения  колядующих.  В святки принято  гадать, и особенно это любили молодые девушки делать перед рождеством.

Выступление детей в нарядах:

1.Тяпу-ляпу,
Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут,
Я домой побегу.
Кто даст,
Тот - князь,
Кто не даст -
Того в грязь!

2.Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

3.Тетенька добренька, 
Дай кулички сдобненькой. 
Коляда-моляда, 
Накануне Рождества, 
Подавай, не ломай, 
Все по целой подавай. 
Если крошечку уронишь, 
То и Бога не замолишь. 
Не подашь лепешки -
Разобьем окошки. 
Не подашь пирога -
Уведем корову за рога.

Воспитатель:

Так славили хозяев и просили у них угощенье. После того, как хозяева выносили угощение, колядовщики   благодарили их и уходили к следующему двору (дому). Когда все дома были пройдены, дети собирались в одном доме и угощались всем тем, что наколядовали. А потом пели песни, частушки, одним словом  веселились. Так святки продолжались  до Крещения. В Святки   обычно гадали.

-Гадание – это опасная игра с нечистой силой. Гаданием занимались в основном девушки.  На Крещение гадали на воде. Мы  тоже  с вами попробуем погадать на воде (воспитатель вносит чашу с водой, растопленный воск выливает в чашу с водой, появляются интересные фигурки на поверхности воды, воспитатель вместе с детьми определяет на что они похожи ).

 – Вечерок Крещенский – вечерок особый! Крещение – последний день зимних Святок.

-Крещение Господне, или Светлое Богоявление считается одним из самых древних христианских праздников. Начало его празднования относится к временам святых апостолов – учеников Иисуса Христа. Именно в этот день сам Бог приходит в земной мир, как это случилось много лет назад. 

Под небом Палестины
Среди песков и скал
В извилистой долине
Тёк Иордан.
Вдоль берега – деревья,
Селенья, города.
Чуть далее – пустыня,
Безводная земля.

-Именно в этой реке Иоанн Предтеча крестил верующих людей. Много людей шло креститься к Иоанну. И вот однажды вечером, когда у реки собралось много народу, явился Иисус Христос, желающий получить крещение от Иоанна. Во время обряда произошло чудо: 

В поток речной Христос вошёл.
И при крещении Его
Отрылось небо. Дух Святой,
Как голубь, на Него сошёл.
И слышен голос был с небес:
«Он – Сын Мой…»
Миру Бог Отец
Святую Троицу явил.
Реки Он воды освятил.

-Крестить – значит погружать в воду. В христианстве воде отводится большое внимание. Из воды произошли животные при сотворении мира, от воды же всё пострадало при всемирном потопе. Вода символизирует начало жизни, поэтому крещение человека считается его новым рождением. При крещении каждый получает своего Ангела Хранителя, который оберегает его всю жизнь. 
Праздник Крещения – символ очищения от грехов. В этот день мы можем стать чище, наполниться светлой божественной энергией. В день Крещения Господня, который отмечается 19 января, принято нырять в проруби, подобно тому. Это купание очищает душу, вода смывает грехи и делает нас здоровее.
Крещенская вода имеет свойство не портиться в течение нескольких лет. Её можно использовать при окроплении помещений, для лечения недугов. 
Чиста крещенская вода.

-Давай те с вами сейчас посмотрим, как на Руси праздновали этот праздник (показ презентации).

На  Руси  было  принято гадать  в  это время. Давайте и мы  с вами погадаем.

Перед вами зажженная свеча. Сейчас я наклоню её над чашей, и растаявший воск капнет в воду. На что будет похожа застывшая капля воска, то и ждёт нас в наступившем году (воспитатель проводит обряд перед детьми).

Динамическая пауза

Проводится игра  «Волшебный мяч». Дети становятся в круг и передают мяч пока играет музыка. У кого после окончания музыки мяч  остался в руках, тому угадывать загадку про зиму.

1.Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это - клен, а это - ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной.   (Мороз.)

2. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры, помчались с горы.    (Санки.)

3. Летаю в поле, гуляю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.   (Метель.)

4. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.   (Снежинка.)

-Ребята, а ещё  у меня есть волшебный  мешочек, в  котором находятся разные  предметы. Сейчас каждый  из вас вытащит из мешочка предметы, а   я   расскажу, что же вас ждёт в будущем .

Игра «Волшебный мешочек»

Дети достают из мешочка «предсказания»: сладости (к сладкой жизни), игрушки Киндер – сюрприз (к подаркам), канцтовары (к успеху в учёбе). Вот мы и выяснили, что же ожидает нас в ближайшем будущем.

Воспитатель:

Ребята  расскажите, а кто из вас ходил колядовать? (ответы детей)

Когда это было? С кем вы ходили? (рассказы детей)

А теперь давайте вспомним:

 О каком празднике мы сегодня говорили?

Что же это за праздник – Крещение? (ответы детей)

Что такое святки, колядки? (ответы детей)

Что сегодня на занятии вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

На этом наше знакомство с праздником Крещение подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Загадки с грядки (осеннее развлечение для детей старшей подготовительной группы)

Познакомить детей с культурой и традициями своего народа, устным народным творчеством (поговорки, пословицы, припевки, песни и т. д.) и прикладным народным творчеством (вышивка)....

Конспект занятия "Пират на необитаемом острове". Тема: Дифференциация звуков "Ш ","Ж". Лексическая тема "Весна"(подготовительная логопедическая группа).

Цели: Учить слухо произносительной дифференциации звуков "Ш" "Ж"(сравнение ,различение и правильное произношение в слогах, словах, фразах ). Совершенствовать равыки  звукового анализа. Учить реша...

Конспект занятия по художественно-творческому развитию Тема «О мальчиках и девочках» Занятие в подготовительной группе.

Конспект занятия по художественно-творческому развитию для подготовительной группы...

Конспект занятия по художественно-творческому развитию Тема «Моя семья» Занятие в подготовительной группе.

Конспект занятия по художественно -творческому развитию- аппликация из геометрических фигур для подготовительной группы...

Конспект занятия подготовительной группы по экологии. Тема «Грибы в лесу»

Программное содержание:Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба.Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству грибов...

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие во Францию» для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно используются звуковые эффекты.

Цель: это формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Задачи: Обучающая: познакомить детей с Францией и элементами её культуры. Учить понимать значение слов &laq...