Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной стороны личности
консультация на тему
Семейное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_vospitanie_kak_osnovnoy_faktor_stanovleniya_nravstvennoy_storony_lichnosti.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной стороны личности
«Вырасти в действительно здоровой семье
- вот настоящая удача из удач»
(Робин Скиннер)
Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и развивается. Маленький ребенок не рождается с готовым характером, интересами и склонностями. Все свойства приобретаются и формируются от рождения до зрелости. С момента появления на свет ребенок попадает в общество. И именно семья является его окружающим миром, первой единицей общества и главным социальным фактором, влияющим на становление личности. Для ребенка семья это окружающие его близкие и родные люди: родители, бабушки и дедушки, сестры и братья и т.д. В зависимости от состава семьи и семейных отношений у человека формируются взгляды на мир, отношения с окружающими, то какую карьеру он будет строить и т.д. То есть, в семье ребенок получает первый жизненный опыт, и поэтому так важно в какой семье воспитывается ребенок, каким образом будет протекать тонкий процесс воспитания.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью, какая семья, такой и выросший в ней человек.
Влияние семьи:
- семья осуществляет социализацию личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Составные компоненты семейного воспитания:
- физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
- нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
- интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
- эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
- трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.
Общие методы семейного воспитания
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.
Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.
Основные методы семейного воспитания:
- убеждение (объяснение, внушение, совет);
- личный пример;
- поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
- наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
- Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
- Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.
Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.
Условия успешности семейного воспитания.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.
Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.
3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.
6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.
7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.
Вывод:
Основным источником воздействия на ребенка в сфере формирования нравственной основы личности является – семья. Именно семья дает ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту.
Каждый ребенок невольно неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, то есть в основу закладывается принцип « Делай как Я». Нравственная основа личности формируется в условиях того нравственного пространства, в котором живет личность, сюда входят : общение с друзьями, общение и отношение на улице. Самым важным пространством в жизни ребенка является семья, главными воспитателями в которой являются родители. Наилучшим возрастом для воспитания нравственных качеств личности является (3-6л) дошкольный. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие моральных эмоций, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, на которые можно положительно повлиять, благодаря этому воспитать нравственную личность.
Уважаемые родители!
Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходили в тупик и испытывали затруднения.
Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа. И мы искренне желаем, чтобы вы из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят родителей, находили достойный выход.
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Обращаясь к родителям, А.С. Макаренко говорил: «Ваше собственное поведение- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или недругами, как вы смеетесь, читаете газету – всё это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете друг друга, старших членов семьи, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Семейное воспитание не мыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства к родителям. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.
Семья-база воспитания.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу.
Идеальных родителей не бывает и более того, нет родителей, даже близких к идеалу.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Условия успешности семейного воспитания.
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание.
Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.
3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.
4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.
5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.
Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.
6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.
7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.
Условия успешного семейного воспитания
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. (слайд) Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.
Каковы же условия успешного семейного воспитания?
Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности.
Для того, чтобы узнать, что думают о роли родителей в жизни ребёнка наши ученики, с которыми я работаю в рамках факультативного курса «Человек в мире семейных отношений», было проведено анкетирование в котором приняли участие 57 учащихся.
70% опрошенных удовлетворены общением с родителями. При этом общение у 50% преобладает с матерью. И лишь 20% в основном общаются с отцом.
75% опрошенных считают, что их настроение зависит от взаимоотношений в семье.
Среди вопросов анкеты был такой «Хотите ли вы быть похожим на мать и отца?»
15% старшеклассников ответили отрицательно
50% - положительно
И ещё 35% хотели бы перенять у родителей отдельные черты.
Участникам анкетирования было предложено продолжить предложение:
«Мои родители – это…» Наиболее распространёнными ответами были:
Мои родители - это самые близкие люди
- это друзья
- это люди, которые меня любят
- это хорошие, понимающие люди
«Мой отец – это…» учащиеся продолжили следующим образом:
- Это добрый, заботливый человек
- Это цель, к которой надо стремиться
- Это человек, который делает всё для дома и семьи
- Это глава семьи
- Это человек, которого я люблю и уважаю
Однако были и такие ответы:
- это человек, который подарил мне физическую жизнь – не более
- это неплохой человек, с дурными привычками
- это человек, которого я давно не видел
Многие опрошенные, отвечая на вопрос о своей будущей семье, назвали следующие ценности:
- Взаимопонимание
- Любовь
- Благополучие
- Здоровье
- Забота друг о друге
Ребятам также было предложено построить дом семейного счастья, в котором они живут сегодня и в котором хотели бы жить в будущем вместе со своими детьми.
Получился замечательный дом, стоящий на фундаменте знаний, опыта, стены дома- понимание, поддержка, добро, доверие. Окна светятся радостью. И всё это находится под крышей любви
Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходили в тупик и испытывали затруднения.
Конечно, воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа. И мы искренне желаем, чтобы вы из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят родителей, находили достойный выход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...
Памятка для родителей «Семейное воспитание – как основной фактор становления нравственной основы личности»
«Семейное воспитание –как основной фактор становления нравственной основы личности»...
Памятка. Семейное воспитание, как основной фактор становления нравственной основы личности
Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребенка в любви, ласке, уваже...
Семейное воспитание - как основной фактор становления нравственной основы личности.
Отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка, могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями. Родители должны осознавать всю в...
Выступление на заседании «Школы профессионального мастерства»: «Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания»
Рекомендации для молодых педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию – взаимодействие взрослого и детей (Педагог-Ребенок-Родитель) в совместной деятельности и общении, направленное на ра...
Выступление на методическом часе "Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания"
Выступление на методическом часе "Становление нравственных качеств личности дошкольников в процессе патриотического воспитания"...