Проект "Правнуки Победы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Зеленина Ирина Альбертовна

Данная работа представляет собой методические материалы, предназначенные для организации и работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В данной программе представлены материалы проекта «Правнуки Победы». Материалы и методические разработки по различным видам деятельности с детьми и посвящены Дню Победы в Великой отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravnuki_pobedy.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Правнуки Победы»

Введение

«До чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов. Самый посредственный ученик Политехнической школы, кончивший курс последним, знает о природе и  её законах больше, чем  Декарт, Паскаль и Ньютон. Но никогда ему в голову не придёт такой поворот мысли, какие приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Ибо у тех сначала воспитывали душу».

Антуан де Сент-Экзюпери. «Смысл жизни».

Эти слова продолжают оставаться актуальными и в наши дни, несмотря на то, что были написаны в начале ХХ века. И в полной мере их можно отнести к духовно-нравственному воспитанию нынешних маленьких граждан.

В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность,  духовность и патриотизм, занимают, к сожалению, далеко не первые места.

Тезис: «Дети – наше будущее» нравился людям всегда. Но, каким оно будет? Это зависит от нас, взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Ведь привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Не может не радовать тот факт, что в нынешнее время духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный общероссийский стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО). В нем закреплен приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так, в  Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО предписывает решать следующую задачу: «Объединить обучение и воспитание в целостный, образовательный процесс, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Одной из животрепещущих тем современности является патриотическое воспитание подрастающего поколения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Каждый уходящий год все более и более отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Многие из воинов-победителей уже ушли из жизни, скорбный список погибших ежегодно пополняется новыми именами. Уходят живые свидетели той страшной эпохи, унося с собой память, неповторимые и важные подробности истории. Все более актуальным становится вопрос: все ли мы знаем о войне, об истинной цене Победы и что сохраним для потомков? 

Описание проекта:

Проект по воспитанию патриотических чувств «Правнуки Победы», посвященный «70-летию Победы в Великой Отечественной войне». В основу проекта положена идея ознакомления детей с известными историческими фактами этого периода через судьбы близких людей.

Цель проекта: 

Создание организационных и методических условий в группе №10 «ГБДОУ №23 компенсирующего вида», Невского района, г. Санкт-Петербурга, для проекта «Правнуки Победы», в связи с 70-летием Победы над фашистской Германией, для:

  • формирования у воспитанников представлений о ключевом событии в истории нашей Родины и мировой истории в целом — Второй мировой войне;
  • воспитания чувства патриотизма;
  • понимания ценности мира; 
  • сохранения памяти о войне и воинах 1941-1945гг.

Победа

В.Туров

Мой прадед рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались, горели в огне,

Теряли друзей, защищая страну.

Победа пришла в Сорок пятом году!

Вечернее небо, Победы салют.

Солдаты России наш сон берегут.

Я вырасту - детям своим расскажу,

Как прадеды их защищали страну.

Задачи проекта:

  • способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал и защищает Родину;
  • расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
  •  развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, способствовать воспитанию у каждого ребенка духовно-нравственных чувств;
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии и семейные реликвии;
  • обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
  • организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного утренника и «Книги памяти»;
  • вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Продолжительность проекта: 09.02.2015г. - 31.05.2015г.


Участники проекта: дети, родители, педагоги группы, специалисты детского сада (музыкальный руководитель, учитель физической культуры).

Реализация  проекта:

Разработка плана мероприятий  для детей старшего дошкольного возраста, родителей, сотрудников детского сада, конспекты НОД, бесед, литературных чтений, сценария утренника, создание «Книги Памяти», рассказы детей о родственниках, воевавших во время ВОВ, переживших Блокаду Ленинграда и детях войны. Обобщение накопленного опыта для дальнейшего тиражирования и проведения на базе ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне;
  • формирование уважительное отношения к участникам войны, труженикам тыла, блокадникам, детям войны;
  • формирование бережного отношения к семейным ценностям, фотографиям и реликвиям;
  • закрепление навыков составления рассказов об истории своей семьи в годы ВОВ; усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов;
  • закрепление навыков продуктивной деятельности при подготовке к конкурсу рисунков, изготовлении открыток, поделок к 9 мая.

Планирование мероприятий к «70-летию Победы в Великой Отечественной войне» в группе №10 «ГБДОУ №23»

(см. таблицу ниже)

Мероприятия по проекту:

М-ц

Познавательное развитие детей

Работа с детьми

в свободное время

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

декабрь

Беседа с детьми на тему: «Моя малая Родина».

Цель: рассказать детям, что место, где человек родился, зовется малой Родиной. Уточнить знания детей о родном городе, воспитывать любовь к нему.

Беседа с детьми на тему: «Термины военного искусства (атака, наступление, засада, и т.д.).

Цель: познакомить детей с терминами военного искусства.  

Беседа с детьми на тему: «Герб родного города».

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о символах государства – гербе, флаге гимне. Формировать уважительное отношение к России. Воспитывать патриотические чувства.

Игра - викторина:

«Знаю ли я свой город»

Цель: Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях, памятных местах, символике; Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.

Чтение рассказов Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты».

Ситуативные беседы: «Для чего нужна армия», «Военная техника».

Знакомство с пословицами и поговорками об армии, воинах и мире.

Дидактические игры: «Одень дружинника», «Военная техника», «Угадай по описанию».

Сюжетно — ролевая игра: «Учения военных».

Театрализованные игра: инсценировка «Мы военные».

Ручной труд (коллективная работа): создание крепости из броскового материала.

Рисование по желанию детей на тему:    «Город мой любимый, город мой родной…».

Поисково-исследовательская деятельность: Сбор  информации о родственниках детей, переживших блокаду Ленинграда.

М-ц

Познавательное развитие детей

Работа с детьми

в свободное время

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

январь

Беседы с детьми на темы: «27 января - день полного снятия блокады Ленинграда»;

«Дорога жизни».

Цель: Познакомить детей с датой снятия блокады Ленинграда. Формировать чувство патриотизма, любовь и привязанность к своей малой родине, интерес к прошлому и настоящему.

Углублять знания детей об историческом прошлом  родного города. Продолжать знакомить с героями войны, защитившими от врага наш город. Расширять и закреплять знания об историческом прошлом города. Воспитывать уважение к героям войны и гордость за них.

Беседы с детьми на тему: «Наши защитники в мирное время»,

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Цель: объяснить детям значимость военного дела.

Игра - викторина:

«Знаю ли я свой город»

Цель: уточнить и расширить  объем знаний о Санкт-Петербурге.

Чтение стихов о войне.

Составление рассказов о родственниках, проживавших в  блокадном Ленинграде (с участием родителей).

Просмотр презентации «Наши защитники»

Подвижные игры:

«Военные учения»,

«Найди и промолчи»,

«Стоп».

Ручной труд на тему: «Военная техника»

Концерт, посвященный родному городу.

Рисование по желанию детей на тему: «Город мой любимый, город мой родной…».

М-ц

Познавательное развитие детей

Работа с детьми

в свободное время

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

февраль

Беседа с детьми на тему: «Защитники нашей Родины»,

Цель: познакомить детей с разными родами войск (пограничник, моряк, летчик, танкист) показать различия.

Беседа с детьми на тему «Все для фронта, все для Победы!»

Цель: рассказать о героизме людей в тылу, обеспечивавших армию в годы войны.

Спортивно-музыкальный праздник: «Защитники Отечества”

Цель: Формировать у детей: инициативу, самостоятельность, дисциплину, товарищество, умение действовать сообща, волю, смелость, находчивость, выносливость.

Выставка книг, посвященных «Дню защитников Отечества».

Чтение стихов посвященных 23 февраля Т.Бокова, Л.Татьяничева, В.Орлова, К.Авдеенко.

Разучивание стихов к утреннику, посвященному «Дню защитников Отечества».

Составление рассказов на тему: «Мой папа служил…».

Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники».

Подвижные игры:

«Попади в цель», «Осторожно, мины»;

«Разведчики», «Мы – дружная команда».

Дидактическая игра: «Защитники отечества».

 

Лепка на тему: «Солдат».

Аппликация на тему: «Военный корабль».

Рисование на тему: «Солдат на посту».

Рисование «Георгиевская ленточка»,

Лепка «Военная техника».

Конкурс для родителей с детьми «Стойкий оловянный солдатик» (бросовый материал).

М-ц

Познавательное развитие детей

Работа с детьми

в свободное время

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

март

Беседа с детьми на тему: «День земли».

Цель: познакомить детей с разными народами мира».

Беседа с детьми на тему: «Военная форма» (с презентацией).

Цель: Учить отличать военных по одежде; ознакомить детей с одеждой былинных богатырей и историей военной формы.  Воспитывать гордость за героическое прошлое русского народа, интерес к традициям.

Рассматривание иллюстраций по теме «Наша планета Земля».

Заучивание

«Мирная считалка».

Рассматривание иллюстраци и чтение  книги «Былины»;

Просмотр мультфильмов о русских богатырях;

Участие детей в спектакле «Доблесть русских богатырей».

Дидактическая игра: «Народы мира».

Повторение знакомых подвижных игр.

 

Работа с раскрасками «Народы мира».

Поисково-исследовательская деятельность: сбор  информации о родственниках воспитанников, участвовавших в ВОВ.

Оформление «Книги Памяти»

апрель

Беседа с детьми на тему: «Что такое космос», «Первый человек в космосе».

Цель: рассказать о наших соотечественниках, претворивших мечты о полетах в космос в реальность Циолковском и Королеве.

Рассказать, кто такие космонавты, вызвать чувство гордости за нашу Родину, так как  первым в космосе побывал русский человек. Сообщить, что все космонавты военнообязанные.

СОД: «Детям - о Великой Отечественной войне»

Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Просмотр презентации «Детям о космосе».

Рассматривание портретов космонавтов.

Составление рассказов на тему: «Каким должен быть космонавт?»

Слушание музыки

Ф. Шуберт «Военный марш»,

А. Пахмутова «Богатырская наша сила».

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на космическом корабле».

Подвижная игра:

« Космонавты».

Сюжетно-ролевая игра

« Военные»

Дидактическая игра «Что в военном пакете?»,

Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?»

Сюжетно-ролевая игра «Военный корабль»,

Русские народные игры  «Перетягушки», «Крепость»,

Тренировочные игры: «Парашютисты», «Капитаны»,

Дидактическая игра «Определи род войск».

Рисование на тему: «Космические дали». Аппликация   на тему: «Ракета».

Конструирование на тему «А для тебя, родная, есть почта полевая» (фронтовое письмо – треугольнк).

Оформление коллажа «Хроники Победы» с фотографиями, рисунками

детей»

Выставка детских работ на тему «Рисуют мальчики войну»

М-ц

Познавательное развитие детей

Работа с детьми

в свободное время

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

май

СОД: «Города- герои»

Цель: Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание

значимости патриотического подвига всех граждан страны

Беседы с детьми на темы:

« День Победы»;

«Герои-воины, наши земляки, защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны»;

«Имена, опаленные войной»;

«Мы – патриоты»

Цель: познакомить детей с героическим прошлым Санкт-Петербурга; формировать у детей гражданскую позицию.

Просмотр презентаций на темы:

«Подвиг ленинградцев и защитников города в памятных местах»

«Город воинской славы».

Презентация «Книги Памяти» участникам проекта «Правнуки Победы».

Слушание музыки А. Аренский «День Победы»

Чтение произведений П.Лесников «Наш флажок», А.Игебаев «День Победы», А.П.Гайдар «Поход»

Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,

Чтение произведения С.П.Алексеев «Брестская крепость».

Выставка книг о войне. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации о ВОВ и подвиге Ленинграда.

Рекомендации родителям по организации маршрута выходного дня: «Эскурсия к памятнику, связанному с ВОВ».

Заучивание стихотворения Е.Благининой «Шинель».

Чтение стихотворений: С.Михалкова «День Победы», Л.Барбас «Имя героя»,

 В.Степанов «Рассказ ветерана».

 

Встреча со свидетелями ВОВ (дети войны, блокадники).

Конструирование из конструктора «ЛЕГО» боевой техники

(самолеты, танки, корабли). Обыгрывание сконструированных игрушек.

Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»,

Подвижная игра «Переправа через мост»,

Подвижная игра «Переправа через мост»,

Дидактические игры «Найди город на карте»,

«О каком городе говорю». Сюжетно - ролевая игра «Радисты»

Дидактическая игра «Ордена войны»

Подвижные игры

«Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет»

Рисование на тему: «Салют над городом». Аппликация   на тему: «Пригласительный билет родителям и ветеранам на праздничный утренник, посвященный «Дню Победы».

Ручной труд на тему: «Подарки для ветеранов».

Изготовление флажков для украшения группы к Дню Победы.

Рисование «Рисуют мальчики войну».

Участие в районном певческом конкурсе, посвященном 70-летию Победы.

Утренник, посвященный 70-летию Победы в ВОВ».

Результативность проекта «Правнуки Победы»:

  • понимание важности сохранения мира на Земле, защиты Отечества;
  • проявление глубокого интереса к теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны, к семейным ценностям, связанным с ВОВ;
  • осознание детьми, какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней;
  • стремление детей активно участвовать в сборе информации, о жизни родственников, прошедших годы ВОВ;
  • значительное расширение спектра знаний, связанных с историей нашего государства в период ВОВ;
  • стремление детей быть причастными к социально значимым событиям нашей страны;
  • проявление уважительного отношения к живым свидетелям ВОВ, к памятным местам;
  • появление вопросов на тему войны, проявление одухотворенности при рассказывании о своих родственниках; значительное расширение словарного запаса;
  • закрепление навыков продуктивной деятельности;
  • активизация воспитательного процесса в семьях, восстановление связи поколений;
  • проявление активного интереса к «Книге Памяти», пополненной поэтическими строками разных лет, графическими рисунками о войне, русскими пословицами и поговорками о войне и мире.

Литература:

  1. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева/. – СПб. ООО. Изд.: «Детство-пресс», 2010г.;
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., « Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», Изд.: «Учи-тель», Воронеж 2010г.;
  3. Зацепина М.Б., «Дни воинской славы», Изд.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» , М., 2010г.;
  4. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России», Гражданско – патриотичес-кое воспитание дошкольников»,  Пособие для воспитателей  ДОУ /Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова/. – М.: Изд.: «Скрипторий», 2003г.;
  5. Ходза Нисон, «Дорога Жизни», Изд.: «Детгиз», 2013г.

Приложения:

Приложение 1

Анкета для воспитанников

1.Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

2.Когда началась Великая Отечественная война?

3.Как принято называть этот день? (начало Великой Отечественной войны).

4.Что такое «война»?

5.Есть ли среди твоих родственников (прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки, тёти, дяди), которые участвовали в этой войне?

6.Какие города-герои ты знаешь?

7.Есть ли в нашем городе памятники, связанные с Великой Отечественной войной?

8.Каким должен быть солдат, чтобы победить врага?

9.Что ты знаете о детях войны?

10.Какие песни, стихотворения, рассказы, фильмы ты знаешь о войне?

Приложение 2

Советы родителям

«Как рассказать детям о войне»

  • Говорите об этом с ребенком!
  • Просмотрите тематические передачи по телевизору вместе с детьми. Но с оговоркой: не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это: «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
  • Пообщайтесь с ветеранами, преподнесите им цветы или небольшие сувениры. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
  • Расскажите о ваших воевавших предках. Делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, несколько старше ваших детей.
  • Примите участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных «Дню защитника Отечества» и «Дню Победы». Ваше участие в таких мероприятиях, и их значимость для Вас, оставит в душе ребенка глубокий след.
  • Посетите памятные места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

победа деда-моя победа

сценарий, посвященный Дню Победы...

"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»

Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...

Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая

Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...

Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...