Проект "Правнуки Победы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Данная работа представляет собой методические материалы, предназначенные для организации и работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. В данной программе представлены материалы проекта «Правнуки Победы». Материалы и методические разработки по различным видам деятельности с детьми и посвящены Дню Победы в Великой отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravnuki_pobedy.docx | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Правнуки Победы»
Введение
«До чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает, будто она зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов. Самый посредственный ученик Политехнической школы, кончивший курс последним, знает о природе и её законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Но никогда ему в голову не придёт такой поворот мысли, какие приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Ибо у тех сначала воспитывали душу».
Антуан де Сент-Экзюпери. «Смысл жизни».
Эти слова продолжают оставаться актуальными и в наши дни, несмотря на то, что были написаны в начале ХХ века. И в полной мере их можно отнести к духовно-нравственному воспитанию нынешних маленьких граждан.
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, духовность и патриотизм, занимают, к сожалению, далеко не первые места.
Тезис: «Дети – наше будущее» нравился людям всегда. Но, каким оно будет? Это зависит от нас, взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Ведь привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Не может не радовать тот факт, что в нынешнее время духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный общероссийский стандарт дошкольного образования» (ФГОС ДО). В нем закреплен приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так, в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДО предписывает решать следующую задачу: «Объединить обучение и воспитание в целостный, образовательный процесс, на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Одной из животрепещущих тем современности является патриотическое воспитание подрастающего поколения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Каждый уходящий год все более и более отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Многие из воинов-победителей уже ушли из жизни, скорбный список погибших ежегодно пополняется новыми именами. Уходят живые свидетели той страшной эпохи, унося с собой память, неповторимые и важные подробности истории. Все более актуальным становится вопрос: все ли мы знаем о войне, об истинной цене Победы и что сохраним для потомков?
Описание проекта:
Проект по воспитанию патриотических чувств «Правнуки Победы», посвященный «70-летию Победы в Великой Отечественной войне». В основу проекта положена идея ознакомления детей с известными историческими фактами этого периода через судьбы близких людей.
Цель проекта:
Создание организационных и методических условий в группе №10 «ГБДОУ №23 компенсирующего вида», Невского района, г. Санкт-Петербурга, для проекта «Правнуки Победы», в связи с 70-летием Победы над фашистской Германией, для:
- формирования у воспитанников представлений о ключевом событии в истории нашей Родины и мировой истории в целом — Второй мировой войне;
- воспитания чувства патриотизма;
- понимания ценности мира;
- сохранения памяти о войне и воинах 1941-1945гг.
Победа
В.Туров
Мой прадед рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались, горели в огне,
Теряли друзей, защищая страну.
Победа пришла в Сорок пятом году!
Вечернее небо, Победы салют.
Солдаты России наш сон берегут.
Я вырасту - детям своим расскажу,
Как прадеды их защищали страну.
Задачи проекта:
- способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал и защищает Родину;
- расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
- развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, способствовать воспитанию у каждого ребенка духовно-нравственных чувств;
- способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии и семейные реликвии;
- обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
- организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного утренника и «Книги памяти»;
- вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Продолжительность проекта: 09.02.2015г. - 31.05.2015г.
Участники проекта: дети, родители, педагоги группы, специалисты детского сада (музыкальный руководитель, учитель физической культуры).
Реализация проекта:
Разработка плана мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, родителей, сотрудников детского сада, конспекты НОД, бесед, литературных чтений, сценария утренника, создание «Книги Памяти», рассказы детей о родственниках, воевавших во время ВОВ, переживших Блокаду Ленинграда и детях войны. Обобщение накопленного опыта для дальнейшего тиражирования и проведения на базе ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне;
- формирование уважительное отношения к участникам войны, труженикам тыла, блокадникам, детям войны;
- формирование бережного отношения к семейным ценностям, фотографиям и реликвиям;
- закрепление навыков составления рассказов об истории своей семьи в годы ВОВ; усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов;
- закрепление навыков продуктивной деятельности при подготовке к конкурсу рисунков, изготовлении открыток, поделок к 9 мая.
Планирование мероприятий к «70-летию Победы в Великой Отечественной войне» в группе №10 «ГБДОУ №23»
(см. таблицу ниже)
Мероприятия по проекту:
М-ц | Познавательное развитие детей | Работа с детьми в свободное время | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
декабрь | Беседа с детьми на тему: «Моя малая Родина». Цель: рассказать детям, что место, где человек родился, зовется малой Родиной. Уточнить знания детей о родном городе, воспитывать любовь к нему. Беседа с детьми на тему: «Термины военного искусства (атака, наступление, засада, и т.д.). Цель: познакомить детей с терминами военного искусства. Беседа с детьми на тему: «Герб родного города». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о символах государства – гербе, флаге гимне. Формировать уважительное отношение к России. Воспитывать патриотические чувства. Игра - викторина: «Знаю ли я свой город» Цель: Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях, памятных местах, символике; Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее. | Чтение рассказов Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенцкий «Что могут солдаты». Ситуативные беседы: «Для чего нужна армия», «Военная техника». Знакомство с пословицами и поговорками об армии, воинах и мире. | Дидактические игры: «Одень дружинника», «Военная техника», «Угадай по описанию». Сюжетно — ролевая игра: «Учения военных». Театрализованные игра: инсценировка «Мы военные». | Ручной труд (коллективная работа): создание крепости из броскового материала. Рисование по желанию детей на тему: «Город мой любимый, город мой родной…». Поисково-исследовательская деятельность: Сбор информации о родственниках детей, переживших блокаду Ленинграда. |
М-ц | Познавательное развитие детей | Работа с детьми в свободное время | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
январь | Беседы с детьми на темы: «27 января - день полного снятия блокады Ленинграда»; «Дорога жизни». Цель: Познакомить детей с датой снятия блокады Ленинграда. Формировать чувство патриотизма, любовь и привязанность к своей малой родине, интерес к прошлому и настоящему. Углублять знания детей об историческом прошлом родного города. Продолжать знакомить с героями войны, защитившими от врага наш город. Расширять и закреплять знания об историческом прошлом города. Воспитывать уважение к героям войны и гордость за них. Беседы с детьми на тему: «Наши защитники в мирное время», «Есть такая профессия – Родину защищать» Цель: объяснить детям значимость военного дела. Игра - викторина: «Знаю ли я свой город» Цель: уточнить и расширить объем знаний о Санкт-Петербурге. | Чтение стихов о войне. Составление рассказов о родственниках, проживавших в блокадном Ленинграде (с участием родителей). Просмотр презентации «Наши защитники» | Подвижные игры: «Военные учения», «Найди и промолчи», «Стоп». | Ручной труд на тему: «Военная техника» Концерт, посвященный родному городу. Рисование по желанию детей на тему: «Город мой любимый, город мой родной…». |
М-ц | Познавательное развитие детей | Работа с детьми в свободное время | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
февраль | Беседа с детьми на тему: «Защитники нашей Родины», Цель: познакомить детей с разными родами войск (пограничник, моряк, летчик, танкист) показать различия. Беседа с детьми на тему «Все для фронта, все для Победы!» Цель: рассказать о героизме людей в тылу, обеспечивавших армию в годы войны. Спортивно-музыкальный праздник: «Защитники Отечества” Цель: Формировать у детей: инициативу, самостоятельность, дисциплину, товарищество, умение действовать сообща, волю, смелость, находчивость, выносливость. | Выставка книг, посвященных «Дню защитников Отечества». Чтение стихов посвященных 23 февраля Т.Бокова, Л.Татьяничева, В.Орлова, К.Авдеенко. Разучивание стихов к утреннику, посвященному «Дню защитников Отечества». Составление рассказов на тему: «Мой папа служил…». | Сюжетно-ролевая игра: «Пограничники». Подвижные игры: «Попади в цель», «Осторожно, мины»; «Разведчики», «Мы – дружная команда». Дидактическая игра: «Защитники отечества».
| Лепка на тему: «Солдат». Аппликация на тему: «Военный корабль». Рисование на тему: «Солдат на посту». Рисование «Георгиевская ленточка», Лепка «Военная техника». Конкурс для родителей с детьми «Стойкий оловянный солдатик» (бросовый материал). |
М-ц | Познавательное развитие детей | Работа с детьми в свободное время | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
март | Беседа с детьми на тему: «День земли». Цель: познакомить детей с разными народами мира». Беседа с детьми на тему: «Военная форма» (с презентацией). Цель: Учить отличать военных по одежде; ознакомить детей с одеждой былинных богатырей и историей военной формы. Воспитывать гордость за героическое прошлое русского народа, интерес к традициям. | Рассматривание иллюстраций по теме «Наша планета Земля». Заучивание «Мирная считалка». Рассматривание иллюстраци и чтение книги «Былины»; Просмотр мультфильмов о русских богатырях; Участие детей в спектакле «Доблесть русских богатырей». | Дидактическая игра: «Народы мира». Повторение знакомых подвижных игр.
| Работа с раскрасками «Народы мира». Поисково-исследовательская деятельность: сбор информации о родственниках воспитанников, участвовавших в ВОВ. Оформление «Книги Памяти» |
апрель | Беседа с детьми на тему: «Что такое космос», «Первый человек в космосе». Цель: рассказать о наших соотечественниках, претворивших мечты о полетах в космос в реальность Циолковском и Королеве. Рассказать, кто такие космонавты, вызвать чувство гордости за нашу Родину, так как первым в космосе побывал русский человек. Сообщить, что все космонавты военнообязанные. СОД: «Детям - о Великой Отечественной войне» Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. | Просмотр презентации «Детям о космосе». Рассматривание портретов космонавтов. Составление рассказов на тему: «Каким должен быть космонавт?» Слушание музыки Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила». Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на космическом корабле». Подвижная игра: « Космонавты». Сюжетно-ролевая игра « Военные» Дидактическая игра «Что в военном пакете?», Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?» Сюжетно-ролевая игра «Военный корабль», Русские народные игры «Перетягушки», «Крепость», Тренировочные игры: «Парашютисты», «Капитаны», Дидактическая игра «Определи род войск». | Рисование на тему: «Космические дали». Аппликация на тему: «Ракета». Конструирование на тему «А для тебя, родная, есть почта полевая» (фронтовое письмо – треугольнк). Оформление коллажа «Хроники Победы» с фотографиями, рисунками детей» Выставка детских работ на тему «Рисуют мальчики войну» |
М-ц | Познавательное развитие детей | Работа с детьми в свободное время | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность |
май | СОД: «Города- герои» Цель: Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны Беседы с детьми на темы: « День Победы»; «Герои-воины, наши земляки, защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны»; «Имена, опаленные войной»; «Мы – патриоты» Цель: познакомить детей с героическим прошлым Санкт-Петербурга; формировать у детей гражданскую позицию. Просмотр презентаций на темы: «Подвиг ленинградцев и защитников города в памятных местах» «Город воинской славы». Презентация «Книги Памяти» участникам проекта «Правнуки Победы». | Слушание музыки А. Аренский «День Победы» Чтение произведений П.Лесников «Наш флажок», А.Игебаев «День Победы», А.П.Гайдар «Поход» Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы», Чтение произведения С.П.Алексеев «Брестская крепость». Выставка книг о войне. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации о ВОВ и подвиге Ленинграда. Рекомендации родителям по организации маршрута выходного дня: «Эскурсия к памятнику, связанному с ВОВ». Заучивание стихотворения Е.Благининой «Шинель». Чтение стихотворений: С.Михалкова «День Победы», Л.Барбас «Имя героя», В.Степанов «Рассказ ветерана».
Встреча со свидетелями ВОВ (дети войны, блокадники). | Конструирование из конструктора «ЛЕГО» боевой техники (самолеты, танки, корабли). Обыгрывание сконструированных игрушек. Сюжетно-ролевая игра «Медсестры», Подвижная игра «Переправа через мост», Подвижная игра «Переправа через мост», Дидактические игры «Найди город на карте», «О каком городе говорю». Сюжетно - ролевая игра «Радисты» Дидактическая игра «Ордена войны» Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет» | Рисование на тему: «Салют над городом». Аппликация на тему: «Пригласительный билет родителям и ветеранам на праздничный утренник, посвященный «Дню Победы». Ручной труд на тему: «Подарки для ветеранов». Изготовление флажков для украшения группы к Дню Победы. Рисование «Рисуют мальчики войну». Участие в районном певческом конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Утренник, посвященный 70-летию Победы в ВОВ». |
Результативность проекта «Правнуки Победы»:
- понимание важности сохранения мира на Земле, защиты Отечества;
- проявление глубокого интереса к теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны, к семейным ценностям, связанным с ВОВ;
- осознание детьми, какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней;
- стремление детей активно участвовать в сборе информации, о жизни родственников, прошедших годы ВОВ;
- значительное расширение спектра знаний, связанных с историей нашего государства в период ВОВ;
- стремление детей быть причастными к социально значимым событиям нашей страны;
- проявление уважительного отношения к живым свидетелям ВОВ, к памятным местам;
- появление вопросов на тему войны, проявление одухотворенности при рассказывании о своих родственниках; значительное расширение словарного запаса;
- закрепление навыков продуктивной деятельности;
- активизация воспитательного процесса в семьях, восстановление связи поколений;
- проявление активного интереса к «Книге Памяти», пополненной поэтическими строками разных лет, графическими рисунками о войне, русскими пословицами и поговорками о войне и мире.
Литература:
- Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева/. – СПб. ООО. Изд.: «Детство-пресс», 2010г.;
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В., « Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», Изд.: «Учи-тель», Воронеж 2010г.;
- Зацепина М.Б., «Дни воинской славы», Изд.: «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» , М., 2010г.;
- Зеленова Н.Г. «Мы живем в России», Гражданско – патриотичес-кое воспитание дошкольников», Пособие для воспитателей ДОУ /Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова/. – М.: Изд.: «Скрипторий», 2003г.;
- Ходза Нисон, «Дорога Жизни», Изд.: «Детгиз», 2013г.
Приложения:
Приложение 1
Анкета для воспитанников
1.Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
2.Когда началась Великая Отечественная война?
3.Как принято называть этот день? (начало Великой Отечественной войны).
4.Что такое «война»?
5.Есть ли среди твоих родственников (прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки, тёти, дяди), которые участвовали в этой войне?
6.Какие города-герои ты знаешь?
7.Есть ли в нашем городе памятники, связанные с Великой Отечественной войной?
8.Каким должен быть солдат, чтобы победить врага?
9.Что ты знаете о детях войны?
10.Какие песни, стихотворения, рассказы, фильмы ты знаешь о войне?
Приложение 2
Советы родителям
«Как рассказать детям о войне»
- Говорите об этом с ребенком!
- Просмотрите тематические передачи по телевизору вместе с детьми. Но с оговоркой: не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это: «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
- Пообщайтесь с ветеранами, преподнесите им цветы или небольшие сувениры. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
- Расскажите о ваших воевавших предках. Делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, несколько старше ваших детей.
- Примите участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных «Дню защитника Отечества» и «Дню Победы». Ваше участие в таких мероприятиях, и их значимость для Вас, оставит в душе ребенка глубокий след.
- Посетите памятные места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
победа деда-моя победа
сценарий, посвященный Дню Победы...
методическая разработка спортивно-музыкального праздника ко Дню Победы на свежем воздухе "Салют Победы"
разработка интегрированного мероприятия для старших дошкольников...
Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошла акция - "Стихотворение Победы" посвященная 75 - летию Дня Победы. День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. #ЯПОМНЮЯГОРЖУСЬ
https://vk.com/id569815539?z=video569815539_456239028%2F48c5de0a0d232f5a94%2Fpl_wall_569815539...
"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»
Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...
Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая
Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...
Методическая разработка мероприятия (игра по станциям), посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной войне Тема: "По дорогам Победы" посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне
Методическая разработка посвящена культурно-историческому направлению патриотического воспитания, а именно – воспитанию у детей любви к своей Родине. Содержание мероприятия знакомит детей с исто...