Гражданское воспитание старших дошкольников в системе игр
статья по теме

Марфина Нина Александровна

НИР-Научно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                  ГРАЖДАНСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ИГР

Марфина Н.А, студентка гр. 931 3у

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)

Научный руководитель –Паньков А.В.

 

    Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается некоторыми исследователями (С.Н Вербицкая[1] , Н.Е Веракса [2], А.С Гаязов[3],Н.М Елецкая[5],) и многочисленными нормативно-правовыми документами и политикой государства, все актуальнее становится проблема гражданского воспитания. В ходе теоретического анализа гражданского воспитания старших дошкольников в системе игр и планирования работы ДОУ обосновывается и формулируется следующая гипотеза исследования: процесс гражданского воспитания старших дошкольников в системе игр будет более эффективным, если: определены уровни развития игры и гражданственности дошкольников;  разработана и апробирована программа, комплекс занятий и система игр по гражданскому воспитанию; тематика и содержание игр, направленных на формирование всех компонентов гражданственности (когнитивного, оценочно – эмоционального, поведенческого).

     Aнализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Работа по воспитанию гражданственности в ДОУ не даёт необходимых результатов в связи с недостатком методической литературы, дидактического и диагностического материала, отсутствием единой программы по гражданскому воспитанию. Игра всеми принимается как ведущая деятельность дошкольников, а при непосредственной работе наблюдается недостаточный уровень сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Не все дети и не всегда могут организовывать самостоятельные и сюжетно-ролевые игры, а воспитатель вмешивается и берёт на себя руководящую роль. Дети играют механически, не получая новых представлений и впечатлений, соответственно в таких играх не осуществляется процесс развития и воспитания ребёнка.[4]

     Формирование целей статьи (постановка задания). На практике работы МБДОУ Алексеевского детского сада №2 «Зайчик» проверить истинность выдвинутой рабочей гипотезы, согласно которой система игр является эффективным средством воспитания гражданственности старших дошкольников. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие  задачи: изучить теоретические основы проблемы гражданского воспитания  детей дошкольного возраста в системе игр; выявить  уровни  сформированности  игр и гражданственности детей старшего дошкольного возраста и выявить слабые стороны в работе ДОУ и скорректировать дальнейшую работу с целью повышения её эффективности, помочь устранить имеющиеся пробелы. [2]

     Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. С целью выявления уровня гражданского воспитания в игровой деятельности проведено  анкетирование детей,  воспитателей и родителей. На основании  результатов констатирующего  эксперимента, анализа  и обобщения  психолого-педагогической и научно-методической литературы, мониторинга и диагностики сформированности игровых навыков и уровня гражданственности был подготовлен план работы по гражданскому воспитанию в системе игр, комплекс игровых занятий и сюжетно-ролевых игр по гражданскому воспитанию старших дошкольников.[6]

     Bыводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Вопросы гражданского воспитания всегда находились и находятся в центре внимания нашего государства, о чём свидетельствует множество различных документов и локальных актов, появление которых связано с требованиями времени, инноваций и преобразований системы образования, когда появились новые понятия «гражданское воспитание» и «гражданственность», когда российскому обществу требуется новый социальный тип личности и новая воспитательная система, ориентированная на воспитание Гражданина Отечества.[7]

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вербицкая С.Н. «Особенности гражданского воспитания дошкольников» /Дошкольное воспитание №8,10 – М., 2009 (статья С.Н. Вербицкой.)

2. Веракса Н.Е. и др. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой, oбразовательная область «Социализация»

3. Гаязов, А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы/ А.С. Гаязов. - Челябинск: Факел, 1995. - 238 с.

4. Васильева М. А. и др. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

5.ЕлецкаяН.М.Особенности гражданского воспитания дошкольников в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (далее - Программа), вступающая в действие с января 2016 года.

7. Дополнительные и обосновывающие материалы к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Глава Сведения о целевых группах  на которые направлено действие государственной программы, и обоснование их выделения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданской позиции старших дошкольников

Статья будет полезна педагогам, работающим по вопросам патриотического воспитания дошкольников в ДОУ и семье...

проект по гражданско - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Я помню, я горжусь!"

проект предполагает следующие виды деятельности дошкольников, которые являются инновационными в работе ДОУ: исследовательская (проблемно -поисковая), проектная и др.; также в ходе реализации...

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.

Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социаль...