Консультация на тему «Зачем развивать речь ребенка в раннем возрасте?»
консультация (младшая группа) на тему
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!»
К. Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Зачем развивать речь ребенка в раннем возрасте?»
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!»
К. Д. Ушинский
Речь – это один из наиважнейших параметров оценки развития высшей нервной активности ребенка. Её развитие начинается с первого месяца жизни малыша, и активно продолжается до возраста 5-6 лет.
Этапы развития речи
Существуют три основных этапа развития детской речи (у ребенка до года):
гуление;
лепет;
первые слова.
С рождения малыш не наделен способностью говорить, и для того чтоб привлечь к себе внимание мамы - он кричит. Постепенно, параллельно с миелинизацией (развитием) мозга появляются и новые возможности: к 5-6 неделе жизни ребенок начинает «агукать», то есть произносить простые звуки вместе (к примеру: а, гу-у, э-э-э). Это, по сути, и называется гулением, и составляет важный этап развития речи детей раннего возраста. В течение последующих месяцев вы заметите, что малыш стал «агукать» продолжительнее, а к четырем-пяти месяцам и вовсе гулит разными звуками. С шести месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, например «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «гу-гу-гу» и т.д. Также, по мере развития вы отметите, что малыш повторяет ваши интонации, но пока «разговаривает» на своем языке. К концу первого года жизни, ребенок произносит от 8 до 14 слов, смысл которых он понимает (мама, баба, дай, нет). К двум годам жизни развивается связная речь у детей – в их словаре к этому возрасту около 200 слов. К трем годам ребенок начинает понимать, как использовать времена, падежи. Как мы подметили чуть выше, развитие речи детей раннего возраста является важным критерием его нервно-психического состояния. Но что делать, если ваш ребенок не спешит начинать разговаривать. Как развить речь в раннем возрасте? На третьем году жизни у детей заметно возрастает интерес к слову. Это обнаруживается не только в этих вопросах, но и в том, что они начинают играть словами, меняют их и выдумывают новые слова, которых нет в речи взрослых. Сначала дети говорят короткими предложениями, состоящими из двух, затем из трех слов. Постепенно фразы становятся длиннее и составляют также из отдельных слов, которые, однако, еще никак не согласуются друг с другом. На третьем году жизни происходит дальнейшее накопление слов и ребенок становиться способным уже к более тонкому различению речевых форм и строит предложения грамматически все более правильно.Интересы ребенка расширяются, его привлекают животные и птицы, транспорт и другие машины, игрушки и одежда. Но больше всего его привлекают люди, их действия, настроение, желания. Все предметы ребенок обозначает словами, уже не только понимает обращенную к нему речь, но и сам начинает говорить все больше и все чаще.
В речи трехлетних детей уже отражается понимание ими того, о чем они говорят, их отношение, оценка, их желание, их ожидания и недоумения. Речь приобретает элементарную выразительность. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь ребенка (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращения ко взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года состоят из 2 – 3 слов. Это чаще всего субъект и его действие (“Мама идет”), действие и объект действия (“Дай булку”, “Хочу конфету”) или действие и место действия (“Книга там”). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: “Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?” и т.д.
Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться при помощи речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, детьми. Что говорится им в таких случаях? В основном практическое действие ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны и дети не всегда отвечают друг другу. Мама и папа должны показывать и озвучивать все разнообразие окружающего мира. С ребенком обязательно надо читать книжки, делать артикуляционные упражнения, играть в развивающие игры. Доказано научно, что развитие моторики, ведет к развитию речи, так как центр развития речи ребенка в коре головного мозга расположен близко с центром развития моторики. Малыша нужно побуждать к общению, стараться, чтобы он произносил названия предметов, повторяя их за взрослыми. Ребенок должен слышать правильную грамотную речь с постоянным описанием предметов, действий, признаков, характеристик. Леность, которая проявляется у некоторых малышей в нежелании высказываться и просто-напросто демонстрированием того, чего они хотят, без озвучивания этого – характеризуется отставанием в их речевом развитии. Таких малышей нужно настоятельно побуждать озвучивать свои действия и желания.
Играть с ребенком можно проводя специальные упражнения, которые будут развивать речевую практику у малыша. В методике обучения родному языку в детском саду приняты 2 основные формы работы над речью детей: непрерывная образовательная деятельность и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
Как ведущая форма выступает обучение на занятиях. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем и соответствующий словарь, сформировать важнейшие умения и навыки. Это могут быть такие упражнения, как
-чтение скороговорок (когда развивается речевой аппарат ребенка и его дикция);
-настольно-печатные игры;
- артикуляционная гимнастика (когда хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата обеспечивает правильное произношение звуков);
- загадки (когда у деток формируется аналитическое и предметно-образное мышление, ребенок начинает рассуждать и понимать переносное и вторичное значение знакомых слов);
-интервью (когда ребенок процессе задавания вопросов или ответа на них, учиться давать четкие ответ и формулировать вопросы);
- беседы по картинкам (ребенок учится строить правильные предложения, описания предметов, используя при этом новые основы грамматики, которые ему будут давать родители);
-поручения, требующие ответа-действия (взрослый просит что-то найти, принести или показать). Сложность этого поручения зависит от развития речи ребенка, как пассивной, так и активной: поручение должно быть понятно и доступно в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Желательно, чтобы малыш сам повторил, что ему нужно принести, а когда выполнил поручение, сказал, что он принес. Нужно учитывать желание ребенка, а не заставлять его;
-спектакль игрушки (ребенку или нескольким детям сразу показывают простые и короткие сценки с игрушками). Содержание этих сценок должно быть простым и узнаваемым. Показ должен сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушке. Сразу после сценки можно спросить малышей, что они видели.
-упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку».Внимание обращаем и на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях «ау», «уа».
-пальчиковая гимнастика (ребенок слышит человеческую речь постоянно).
Взрослый не только обращается с речью к малышу, но и разговаривает в его присутствие; к тому же звучащая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитие собственной речи только в том случае, если она включена в общение с человеком. Особое внимание обратите на совершаемые во время прослушивания мелкие движения руки. Становление речи тесно связанно с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют сходную физиологическую основу. Иногда для того, чтобы определить, владеет ли ребенок речью, достаточно попросить его показать пальчик, еще один и пр. Если он выполняет эту простую просьбу, первое активное слово в его голосовом репертуаре наверняка есть. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки-белобоки” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Наши врачи утверждают, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Из написанного выше видно, что проводимая работа в детском саду, направленная на развитие речи малышей очень разнообразна и широко представлена. Развитие речи детей раннего возраста есть одно из наиболее важных направлений наряду с укреплением здоровья. Потому что только при овладении родным языком ребенком можно говорить о дальнейшем развитии других видов деятельности, в которые так или иначе все равно включена речь. Как говорилось в работе, развитие речи малышей происходит во время всего дня, которое ребенок находится в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Как развивать речь ребенка дошкольного возраста"
В консультации подробно рассказывается, как родитель может самостоятельно оценить уровень речевого развития своего ребенка и что делать, если у малыша выявились пролемы....
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: « Как развивается речь ребенка от 2 до 7 лет ».
...
Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка дома"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской области структ...
Консультация для родителей «Как развивать речь ребенка дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель старше – подготовительной группы: Азарскова И. А. Развитие речи...
Консультация для родителей "Как развивать речь ребенка на прогулках"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей " Развиваем речь ребенка с раннего возраста"
Консультация для родителей " Развиваем речь ребенка с раннего возраста"...
Консультация для родителей. Тема: «Как развивать речь ребенка 2 – 3 лет»
laquo;Как развивать речь ребенка 2 – 3 лет»...