Картотека проблемных ситуаций для воспитателей детских садов
картотека (старшая группа) на тему

Бейбалаева Гюльмира Германовна

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека проблемных ситуаций для воспитателей детских садов

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенная мной картотека поможет вам в этом.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

   Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

   Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят  построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

   Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались  только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

   Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

   Тема: «Погодные условия»

Отправились  в  путешествие по Африке, но какую  одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

 Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет  открыть дверцу, в каморке у  папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

 Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась  в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

 Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким  горлышком.

 Тема: «Погодные условия»

Одна подруга  живет  далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем  Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

 Тема: «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть  к бабушке, но она не знает, какая  дорожка длинная, а какая короткая…

 Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

 Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что  можно сделать.

 Тема: «Почва»

Машенька хочет  посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

 Тема: «Свойства дерева»

Побежал Буратино в  школу, а перед ним широкая  река, и мостика не видно. В школу  нужно торопиться.  Думал –  думал Буратино как же ему через  речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя  уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет  плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

 Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет  написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

 Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

Картотека проблемных ситуаций

Картотека проблемных ситуаций...

Картотека проблемных ситуаций по ПДД

Проводим дома время с пользой....

Картотека проблемных ситуаций для воспитателей детских садов .

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками ....

Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...