Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребенка?"
консультация ( группа) на тему
Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями; развитие самосознания родителей и педагогов; развитие конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагогов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_znaete_li_vy_.doc | 297.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?
Время проведения: первый квартал (сентябрь - ноябрь).
Цели: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитан никами, педагогами и родителями; развитие самосознания родите лей и педагогов; развитие конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагогов).
Задачи: обобщить представления родителей об индивидуаль ных особенностях детей старшего дошкольного возраста, исполь зовать их в процессе семейного воспитания; способствовать фор мированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
Форма проведения: традиционная (с элементами тренинга).
Участники: воспитатель, родители, по возможности педагог- психолог.
План проведения
- Вступительное слово.
- Анализ рисунков детей и родителей.
- Беседа.
- Педагогический практикум.
- Тест «Какой Вы родитель?»
- Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Родителям незадолго до собрания предлагается выполнить задания.
А. На листе нужно нарисовать солнце. На лучах солнца на писать роли, которые играет ребенок в жизни. Например: любимый(ая) сын (дочь), мальчик, внук, дошкольник, наследник, про должатель рода, артист, певец и т. д. На обратной стороне листа нужно написать полное имя своего ребенка, рядом с каждой буквой имени - слово, характеризующее его характер, особенности лич ности, способности.
Например: О - остроумная;
JI - ласковая;
Ь - загадочная;
Г - гордая;
А - аккуратная.
Б. Написать мини-сочинение на тему «Мой ребенок» (можно оформить коллаж).
2. Детям предлагается нарисовать рисунок «Познакомьтесь, но Я!».
3. Оформление плаката с цитатой: «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора – так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел» (Виктор Гюго).
4. Оформление общего и индивидуальных приглашений родителям на собрание.
5. Подготовка фоновой музыки (желательно иметь в группе кассету или диск с записями фоновой музыки).
II. Организационный этап
1. Оформление помещения для проведения родительского со брания.
2. Подгоговка оборудования и инвентаря.
На мольберте расставлены рисунки детей (подписи детей стоят на обратной стороне рисунка, чтобы родители не имели возможности их увидеть) и «Солнышки» родителей лицевой стороной.
У каждого родителя ручка, бланк с тестом «Какой Вы родитель?»
III. Вступительный этап
В качестве приветствия можно предложить использовать прием «Огонек»: родители в кругу передают друг другу «огонек добра».
Воспитатель. Знаете ли Вы своего ребенка? «Конечно!» - ответят почти все родители. Вот как сказала польский педагог Галина Филипчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?»
Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы действи тельно лучше его знаем. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительны ми. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.
Тема нашего собрания «Знаете ли Вы своего ребенка?» (с про граммой собрания родители были ознакомлены заранее).
IV. Этап изучения рисунков детей и родительского рисунка «Солнце»
Воспитатель. На мольберте вы видите работы ваших детей на тему «Знакомьтесь, это – Я», они не подписаны. Снимать работы детей пока нельзя, немного позже мы продолжим работу с ними.
Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, о чем расска зывают рисунки ваших детей? (Родители рассуждают, делятся впечатлениями.)
Перед собранием вы определяли роли своих детей, которые они играют в жизни.
Пожалуйста, назовите их. (Первый из родителей зачитывает роли. Каждый следующий родитель называет только те роли, которые не были названы ранее.)
Воспитатель может попросить кого-либо из родителей запи сывать на доске названные роли. Далее ответы родителей обоб щаются, делается вывод.
V. Этап беседы
Воспитатель. Что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Предлагается родителям высказать свое мнение.)
Если родители не проявляют желания высказываться, можно предложить использовать прием «Интервью в парах». Родители разбиваются на пары и по очереди берут друг у друга интервью. Интервью ведется с помощью вспомогательных вопросов, пред ложенных ведущим ранее: «Что надо знать о своем ребенке? Для чего это надо знать?»
Все интервью длятся примерно 5 минут и проводятся одновре менно. В ходе интервью родители делают необходимые им записи. Затем все садятся в круг и по желанию или по очереди высказы вают свое мнение.
Воспитатель (делает обобщение). Вы все абсолютно пра вы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ре бенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть «ближе» к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается и т. д.
Однако из этого большого набора сведений о ребенке мож но выделить и самое важное. Нужно знать состояние его здоро вья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональную стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта) или общительность (повадки экстраверта), направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).
Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интро верт, его преобладающая направленность – личностная, мальчику 5 лет. Скажите, как это будет проявляться в его поведении, деятель ности и общении с окружающими? (Мнения родителей.)
Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не любит шумные компании, интересуется книгами, мастерит, конструирует.
Но у вас есть и повод для беспокойства. У нет мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым, не любит, когда его вовлекают в общественную работу и тд.
Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Этого делать не стоит. Те психофизиологические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно проявлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности типа тем перамента, его свойств и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании своих детей.
VI. Педагогический практикум
Воспитатель. Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Некоторые из вас написали мини-сочинение «Мой ребенок», где и оценили в непроизвольной форме достоинства и недостатки своего ребенка.
Послушайте сочинение, взятое из педагогической литературы.
Я очень хотела иметь ребенка. Но мне долго это не удавалось. Я уже решила, что я неполноценная женщина... Когда я, наконец, поняла, что беременна моему счастью не было предела. Я очень трудно вынашивала и рожала моего сына. Пока он не появился на свет, я много думала о нем, какой он будет внешне, как он будет расти и умнеть с каждым годом, как мы будем с ним гулять по улицам, а все будут с восхищением смотреть на нас. Я представляла все главные вехи его жизни: вот он идет в детский сад, вот поступает в школу... но судьба вместе со счастьем быть матерью дала мне наказание. Мой ребенок родился не очень здоровым и его до школьное детство было для меня цепочкой бессонных ночей и терзаний. Иногда я спрашивала Бога, за что мне такие муки. Но самое страшное началось в школе. Он оказался совсем неспособным к обучению. Очень злой и агрессивный, обманывает меня и учительницу, берет чужие вещи, очень ленивый, ничем не интересуется, ни с кем не дружит. Мне уже стыдно появляться в школе и открывать дневник. Порой мне кажется, что я сойду с ума.
Воспитатель. Какую реакцию вызвало у вас это сочине ние? Опишите моменты вашего личного опыта, которые могли бы объяснить вашу реакцию.
А теперь побудьте в роли этой женщины, которая одна воспи тывала сына и связывала с ним все свои надежды. Затем станьте ее ребенком, которого мама в своем сочинении ни разу не назвала по имени, от которого она сходит с ума и знает все его недостатки.
- Что вы почувствовали в той и другой роли?
- Как бы вы чувствовали себя на месте этой женщины?
- Есть ли разница в ваших чувствах и переживаниях?
- Что вы об этом думаете?
А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках:
Достоинства моего ребенка | Недостатки моего ребенка | Каким бы я хотел(а) видеть моего ребенка |
После того как родители заполнят таблицу, воспитатель задает им вопрос:
- Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?
А теперь предлагаю познакомиться с ответами той же женщи ны (можно размножить на столы или написать на доске).
Достоинства моего ребенка | Недостатки моего ребенка | Каким бы я хотел(а) видеть моего ребенка |
Красивый | Неразвитый Несообразительный Ленивый Злой Драчливый Плохо себя ведет Плохо учится Лживый Конфликтный Нечестный | Развитым Сообразительным Трудолюбивым Добрым Послушным Хорошим учеником Правдивым Общительным Честным |
Кроме того, к таблице прилагались два вопроса:
1. Что мне нравится в моем ребенке? Какой опыт семейного воспитания мне удался? Ответ женщины: «Мой ребенок красивый, но воспитание тут ни при чем».
2. Что меня тревожит в моем ребенке, в чем недостатки се мейного воспитания? Ответ женщины: «Меня тревожит плохая успеваемость и плохое поведение, а также отсутствие доброты, но я не знаю, что мне делать».
Скажите, о чем вы подумали, прочитав ответы женщины на поставленные вопросы? Не возникло ли у вас ассоциаций с чьим-то опытом? Как чувствует себя ребенок с таким комплексом обще признанных недостатков, если даже родная мама признает за ним единственное достоинство? Что вы можете сказать о системе вос питания в этой семье?
Воспитатель (обобщает). В жизни нет ни одного челове ка, у которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков.
Мудрость родителей заключается в том, что, видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Описанная мама сама сделала вывод о том, что не воспитала в ребенке ничего хорошего. Но ребенок не пустой сосуд. И если в нем не фор мируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что и семье его не приучали к труду, если он агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребенка такими глазами.
VII. Тест «Какой Вы родитель?»
Воспитатель. Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желающие могут выполнить тест на бланках. (Выполнение теста).
Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?
Для проверки правильности ваших предположений и правильности выбора рисунка своего ребенка обратите внимание на оборотную сторону рисунка. Рассмотрите внимательно рисунок вашего ребенка.
- Что ребенок рассказывает о себе?
- Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете, почему?
VIII. Подведение итогов собрания
Родители делятся впечатлениями. Что мне понравилось? Что мне не понравилось? Где я мог бы применить полученные знания? Что бы я посоветовал?
В качестве решения собрания можно предложить памятку для родителей «Чтобы воспитать человека» или «Ка кие родители - такие и дети».
Тест «Какой вы родитель?»
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляет в общении с детьми.
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста | 1 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
4. И в кого ты такой уродился?! | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. Ну на кого ты похож(а)? | 2 |
7. Я в твои годы… | 2 |
8. Ты моя опора и помощник(ца) | 1 |
9. Ну что за друзья у тебя? | 2 |
10. О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. Какая (какой) ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. У всех дети, как дети, а ты… | 2 |
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! | 1 |
Ключ к тесту. Теперь подсчитайте общее количество баллов.
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши от ношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаи моотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше. Вы непоследовательны в общении с ре бенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.
Памятка «Чтобы воспитать Человека»
Нужно!
1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ре бенка.
7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя!
1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
2. Относиться к ребенку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом полу чают ее обратно с процентами.
3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.
4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.
5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши ин тересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закла дываются).
6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, кото рого родители могут по своему усмотрению лепить.
7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.
Памятка «Какие родители - такие и дети»
Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснить им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение со циально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собст венного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отноше ния со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует пре доставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением – основа их вос питания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители – импульсивные, агрессив ные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны контроли ровать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не об ращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения.
Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется само контроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать не правильную форму поведения при столкновении с этим новым.
Темперамент
Ребенок приходит в мир наделенным врожденными чертами строения организма. Наиболее важными являются особенности мозга ребенка и его нервной деятельности. Соотношение возбуж дения и торможения, их быстроты и силы позволило ученым выделить четыре типа темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический).
Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит глубина интересов, скорость запомина ния, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности и многое другое.
Темперамент определяет динамику психической жизни, ста новление индивидуальности. В нем своеобразие путей развития каждого ребенка. Под влиянием окружающей среды темперамент может видоизменяться, но в раннем детстве он отчетливо прояв ляется в поведении ребенка и должен обязательно учитываться воспитателями.
Учет темперамента необходим при организации жизнедеятель ности группы, ее среды, начиная с расстановки мебели.
Например, для детей-сангвиников – жизнерадостных, бодрых, редко унывающих, подвижных, в группе выделяется пространство, где они могут организоваться для игр. Они быстро и охотно увле каются спортивными занятиями, для этого в группе необходимо иметь спортивный комплекс (качели, канат, кольца) или разнооб разное физкультурное оборудование.
Флегматики – более спокойные дети, у которых преобладает сдержанное поведение. Для них создаются условия, позволяющие заняться спокойными видами деятельности или уединиться.
Холерики часто меняют вид деятельности: за многое берутся, но ничего не доводят до конца. Перед ними ставятся новые, по воз можности более трудные задачи, требующие от них максимального сосредоточения.
Меланхоликам дается время для сосредоточения, их чаще по ощряют и подбадривают.
В свободной самостоятельной деятельности ребенок сам вы бирает себе партнера по желанию, независимо от темперамента. При этом основная задача воспитателей – разрешение конфликтов, которые могут возникнуть именно из-за несовместимости темпе раментов.
Одна из важнейших задач работы детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Среди навыков учебной деятельности важное место занимают такие, как умение начинать и заканчивать работу одновременно, работать в едином темпе. Формирование этих навыков зависит от типа темперамента ребенка.
Воспитатели должны помочь выпускникам в успешной адап тации к школьному обучению:
- учить ребенка-холерика и ребенка-сангвиника четко соблю дать правила деятельности, нормы поведения, доводить дело до конца; создавать ситуации, когда необходимо сдерживать себя, проявить выдержку;
- учить ребенка-меланхолика проявлять настойчивость, пре одолевать неуверенность в себе; поощрять инициативу, от мечать его положительные черты, давать ему высказаться;
- вовлекать ребенка-флегматика в активную деятельность, соз давать ситуации, способствующие формированию умения сразу включаться в работу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; учить работать в едином темпе и заканчивать работу одновременно со всеми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Дети о своих правах"
Родительское собрание посвящено профилактике нарушения прав ребенка дома и в детском саду. Участниками собрания яаляются дети подготовительной группы, их родители, педагоги....
Конспект родительского собрания "Театр ложек своими руками"
Работа с родителями...
Положение о детском - родительском творческом конкурсе «Книжка своими руками»
Настоящее Положение о проведении детского родительского творческого конкурса «Книжкасвоими руками» (далее - Конкурс) определяет порядок организации и проведенияконкурса, условия участия и категории уч...
Родительское собрание «Как понять своего ребенка»
Как понять своего ребенка...
Оформление родительского уголка в ДОУ своими руками
Наша цель – оптимально отразить всю самую важную информацию для родителей на стендах и создать атмосферу доброжелательности и уюта в раздевалке группы....
Презентация к родительскому собранию "Я знаю свой поселок"
Презентация к родительскому собранию...
детско-родительский тренинг "Я понимаю своего ребенка"
Целью этого тренинга является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми и гармонизация детско-родительских отношений....