Совместная творческая деятельность ребёнка и взрослого
консультация (старшая группа) на тему

Совместная творческая деятельность взрослого и ребёнка всегда представляла огромный интерес как для педагогов, так и для родителей. Часто дети хотят нарисовать или вылепить увиденное или услышанное, то, что родилось в их воображении, как-то высказать свои впечатления, мысли. Эту возможность необходимо дать каждому ребёнку. Причем обмен мнениями, обсуждения, размышления – такой же творческий процесс, как и рисование или лепка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

.                                

Совместная творческая деятельность

ребёнка

и взрослого

 

  Подготовила: Кожокарь Е.Ю.

                                                                                           Воспитатель МАДОУМО г.Нягань

                                                                                        «Детский сад № 10 «Дубравушка»

                                                         Нягань  2016

                   

Совместная творческая деятельность взрослого и ребёнка всегда представляла огромный интерес как для педагогов, так и для родителей. Часто дети хотят нарисовать или вылепить увиденное или услышанное, то, что родилось в их воображении, как-то высказать свои впечатления, мысли. Эту возможность необходимо дать каждому ребёнку. Причем обмен мнениями, обсуждения, размышления – такой же творческий процесс, как и рисование или лепка.

          В процессе обсуждения с детьми занятий или увиденного ими в жизни, сочинительства сказок и рассказов, фантазирования, размышления о чем-либо новом, необычном у детей развивается способность творчески мыслить. И это имеет огромное значение в становлении личности, потому что воображение и мышление есть основа любого творчества. Поэтому такую деятельность можно назвать мыслетворчеством.

          С этого начинается любой творческий процесс. Что же это такое? Это неделимый процесс восприятия и выражения, как вдох и выдох. Если у человека внутри пусто, если воображение бедно, он мало что воспринимает и ничем не восхищен, то и выражать ему нечего, его самовыражение будет совершенно соответствовать его внутреннему содержанию. Поэтому, чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения творили, необходимо наполнять их яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь это разнообразно, в доступной им форме себя выразить.

         Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставив равнодушными, даём доступные возрасту средства выражения и непременно всё делаем и переживаем вместе. Партнерство, партнёрская позиция взрослого – вот без чего немыслимо увлечь, зажечь, устремить. Видя нашу увлеченность тем же, что предлагаем детям, чувствуя уважение к себе, отношение как к равному, сочувствие и терпимость, ребёнок начинает постепенно раскрепощаться, у него начинает проявляться уверенность в себе, ощущение свободы и психологического комфорта, и тогда он начинает раскрываться и творить.

         Этот начинающийся процесс надо заметить, подхватить, уберечь и дать ему развиваться. В нашей совместной творческой деятельности не должно быть слабых и сильных, умелых и неумелых, талантливых и бездарных – все мы,  как умеем, в едином устремлении увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим, играем, помогаем друг другу, делимся впечатлениями и результатами, радуемся совместным удачам и утешаем друг друга в неудачах. Да их и не может быть, потому что  на то и процесс, чтобы, не останавливаясь на достигнутом, идти вперёд к лучшему. Плохо, когда воспитатель и педагог лишь ходит над склонившимися детскими головками и поучает, как делать, а как не делать. Ребёнок хочет сотрудничать с нами, быть нашим партнёром во всём! И за это он благодарен нам.

          Дело не в том, чтобы научить ребёнка рисовать и лепить – это не главная наша задача. Ребёнок должен с самого раннего детства почувствовать вкус творчества, полюбить его, мы должны вызвать к жизни его желание творить. Без этого всякое обучение, всяческая техника и технические приёмы будут бесплодны, они не будут одухотворены творческим огоньком и не принесут желаемых плодов. Причем творить – значит делать что-то по-своему, не по указке, не по шаблону, заранее заготовленному. Ценно то, что ребёнок создаст сам, до чего сам дойдёт, сам придумает, поймёт, осилит. Мы же всячески этому способствуем, побуждаем, помогаем сделать самостоятельный шаг.

           Для того, чтобы это произошло, необходимо несколько вещей: первое – нужно создать определённые условия для любого творчества – помещение, где дети занимаются различной творческой деятельностью, должно быть красивым, красиво оформленным, не должно быть тесноты, всё должно быть продумано и удобно. В нём сразу хотелось бы пребывать вообще и что-то конкретно делать. В этом помещении должна царить особенная творческая атмосфера, которая создаётся благодаря нам, взрослым. Эта атмосфера, созданная нашим отношением, будет сама по себе работать на всех нас, способствовать настрою на творчество и самому творчеству. Сколько раз приходилось видеть, как даже небольшой уголок в группе детского сада, созданный нами для различной творческой деятельности, притягивал ребят к себе и вызывал желание чем-то заниматься.

         Для любого творчества необходима свобода, то есть свобода восприятия и свобода выражения. Каждый человек,  по праву, данному ему самой жизнью, волен видеть, чувствовать, и выражать то, что у него внутри по-своему. Это одно из существенных прав человека и ребёнка в частности. И мы всеми силами должны способствовать осуществлению этого права. Мы всегда должны помнить, что с нами рядом, хоть и маленькая, но индивидуальность, наш партнёр по жизни и творчеству, с которым надо также считаться, как и самими собой, у которого есть всегда, чему поучиться и который часто, а мы это знаем, может замечать и улавливать больше, чем мы, взрослые. При этом мы вовсе не идеализируем детей, а просто отдаём дань тому, что есть.

         Наши опытность и умения вовсе не должны означать, что мы всё это хотим любой ценой внедрить в детей, но заключается в нашем мудром, ненавязчивом и умелом увлечении ребёнка за собой по пути познания – открытия вместе с ним беспредельного и многообразного мира творчества. Причем зная, предугадывая, что нам предстоит открыть, мы должны суметь сохранить постоянную способность еще и еще удивляться, будто   происходит это с нами, как и с ребёнком, в первый раз! Поэтому ни о каком навязывании ребёнку своего видения, восприятия, понимания и ощущения не может быть и речи. Мы лишь окружаем ребёнка тем, чем считаем нужным окружить, обращая его внимание на то, что считаем необходимым, подавая пример, обучаем и вместе с ним творим, играя, рисуя, размышляя, сопереживая, проживая полноценную жизнь вместе.

         В этом случае, на наш взгляд, будет решаться одна из главных наших задач – раскрытие и развитие творческого потенциала, формирование творческой личности. Если мы сумеем без насилия, без всяческих команд и приказов увлечь ребёнка тем, чем хотим, то это будет одна из наших больших побед – победа не над детьми, а над собой, победа нашего педагогического мастерства.

            Сколько раз, видя равнодушных детей, приходилось задумываться – как их привлечь, как увлечь, как расшевелить! И часто, следуя заповеди,  - не насиловать, не заставлять, садились за один стол лепить, рисовать, клеить. Увлекаясь тем, что делали,  и постепенно забывая о непослушных и равнодушных собратьях, вдруг замечали, как один, другой, третий подсаживались рядышком, с любопытством разглядывая, что мы делаем и вскоре сами уже делали то же самое, а мы, будто ничего и не произошло, вместе продолжали делать то, что задумали с самого начала. Так собирались все или почти все, и это было замечательно, у всех было хорошее настроение и желание работать. И как хорошо, когда появлялось много самых разных солнышек, цветов, деревьев, людей и среди них были самые необыкновенные, не только как мы хотим, а сказочные, волшебные, быть может такие, какие живут только на планете нашей мечты – планете нашего детства.

             В любом виде искусства всегда ценится, прежде всего, не механическое копирование, как бы «фотографическое» отображение действительности, но художественный образ, который создаётся творцом. В создаваемом образе отражается индивидуальное видение творца, его индивидуальные приёмы и техника. Мы стараемся предоставить ребёнку различные техники, которыми он в состоянии пользоваться, даём возможность выбрать.

             Помимо рисования, лепки, различных видов аппликаций огромное значение для развития творческого потенциала ребёнка имеют и другие виды творческой деятельности, где также возможно совместное творчество взрослого и ребёнка.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности ребёнка с взрослым

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при организации совместной деятельности (теория+конспект занятия)...

Влияние совместной деятельности ребёнка со взрослыми на его социальное развитие

Консультация на тему:" Влияние совместной деятельности ребёнка со взрослыми на его социальное развитие"....

Конспект занятия "Подарки для Дюймовочки" ( совместная творческая деятельность детей и взрослых"

Создавать красивую компазицию из бросового материала (вырезанные красивые рисунки с обложек альбомов по рисованию), гофрированной бумаги; поощрять инитциативу к совместному творчеству детей и взрослых...

Организация совместной творческой деятельности ребенка и взрослого в семье

Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное.Семья и детский сад-это две стороны воспитательного процесса,каждая из которых дает ребенку социальный опыт.И только в слиянии с друг д...

Укрепление мелкой моторики пальцев рук и совместная творческая деятельность ребёнка с родителями

Игры и упражнения для совместной творческой деятельности ребёнка и родителей....