Информация для родителей на тему "Какие они, современные дети"
методическая разработка ( группа) на тему
Уважаемые коллеги, хочу обратить Ваше внимание на данный материал.
Его можно применить на родительском собрании (особенно в группах детей 2-3 лет, так как именно этот возраст в большинстве случаев является критическим для процесса воспитания и формирования многих норм и правил поведения с одной стороны, и по причине того, что дети 2-3 лет уже значительно больше замечают, понимают и чувствуют все то, что происходит в семье, во взаимоотношениях между родителями и ммежду родителями и самим ребенком с другой стороны).
Значительную пользу может принести данная информация при проведении индивидуальных консультаций с родителями по проблеме воспитания ребенка в семье, так как позволяет не просто озвучить материал. но и проработать разнообразные воспитательные ситуации из жизни ребенка и его семьи.
Касаясь вопросов влияния атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности ребенка, материал дает возможность узнать о мерах. при помощи которых возможно безболезненно в большинстве случаев построить с ребенком адекватные взаимоотношения в воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_dlya_roditeley_na_temu_kakie_oni_sovremennye_deti.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для родителей на тему:
«Какие они, современные дети»
На современном этапе развития общества мы все чаще сталкиваемся с тем, что родители «жалуются» на своих детей:
«Он может толкнуть меня, пнуть и даже ударить!»,
«Он повышает на меня голос, а иногда кричит на меня!»,
«Он разговаривает со мной в приказном тоне!» и т.д.
Возникает вопрос: «Почему?»
Сейчас наши дети отличаются от нас в детстве больше, чем когда-либо:
- Они не откликаются на тактику внушения чувства вины: «Ты поступил плохо. Так делать нельзя»;
- Они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины: «Я не разрешаю тебе смотреть мультики, потому что ты не слушаешься меня!»;
- Они не реагируют даже на физические наказания: «Встань в угол за свой поступок!».
«С чем это связано?», «Чем обусловлено?», «Почему так происходит?», «Что делать в такой ситуации?», «Как быть?» - это малая часть вопросов, которые появляются у родителей при наблюдении такого поведения со стороны детей.
Отвечая на вопросы родителей о том «Почему?», хочется в первую очередь обратить внимание на атмосферу семейной жизни, влияющую на процесс и результат воспитания ребенка.
Известно, что атмосфера семейной жизни – психологический климат в семье, определяемый стилем общения членов семьи, особенностями восприятия и обмена информацией и выражающийся в различных формах совместных действий родителей и детей.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция (никто не сомневается в том, что проблема поведения ребенка вытекает из процесса воспитания?), являются связанные между собой сферы долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательности в этих сферах лишает семью положительного влияния на детей. Излишнее внимание к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс.
Если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви и ласки. Слепая и всепоглощающая любовь, выражающаяся в потакании капризам, приводит к формированию эгоистических черт личности. Гармоничное взаимодействие всех сфер делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным.
Поясняя ситуацию с вопросом «Как быть?» и «Что делать?», необходимо указать, что существует мало мер, на которые дети не огрызаются и с помощью которых их можно воспитывая «поставить на место».
Самая главная мера – формирование уважения: - уважения к детям как к разумным личностям: «Я уверена, что ты знаешь, как правильно поступить в этой ситуации»; - уважения к детским проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности – для нас: «Я могу тебе помочь, если ты не знаешь, как решить эту проблему»; |
- уважения к детскому праву выбора и способностям: «Как ты думаешь, как это лучше сделать?».
Еще одна мера – знание того, что дети не одиноки, что есть родители, которые всегда поддержат: «Попробуй сделать это самостоятельно. Но знай, что я всегда могу тебе помочь советом или делом». Тогда они приложат все силы, чтобы понять, как много способны им дать мы, взрослые, но только в том случае, если мы тоже проявим интерес к тому, что могут дать нам они.
Следующая мера – знание того, что они хорошие. Дети, все до одного, хотят делать лучшее, на что способны. Они хотят быть заметными и особенными, хотят, чтобы их услышали: «Я знаю, что ты хотел поступить хорошо. Просто даже у взрослых не все всегда получается».
Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть неблагополучные дети. У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться. Конечно, не всем это удастся. У одних эта сила настолько спокойна, что остается едва заметной, у других она выплескивается наружу бурным потоком в виде неблаговидных |
поступков. Но каждому из детей нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Так они смогут осознать, что им «все по плечу», и не утратят своих мечтаний о грядущем величии.
Пусть нам кажется, что это лишь дети, описывающие простодушные грезы и фантазии, но в действительности это полноценные люди, стремящиеся найти свой путь в жизни и обуздать собственную силу. Когда слушаете детей, прислушивайтесь именно к этому. Когда говорите им что-то, рассказывайте о великих свершениях и говорите разумно. Когда призываете их к порядку, делайте это честно и открыто, держась в тех рамках, которые понятны детям и нерушимы для вас. Это и есть уважение, понимание и принятие. Это они понимают. И на это они непременно откликнутся.
Дети приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочное и дурное. Дети твердо знают, как должны относиться друг другу люди. Они |
ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются, как к взрослым. Наши дети знают, чего хотят, и непременно объяснят это нам, если мы будем открытыми и научимся слушать их по-настоящему.
Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются простыми шагами по изменению поведения, но только если мы хотим начать общаться с ребенком так, чтоб он нас слышал и воспринимал все сказанное, выдавая ответную реакцию, необходимо начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка может оказаться для многих непривычным. И самое важное в этой ситуации – уметь строить взаимоотношения не только с ребенком, а в рамках своей собственной семьи, потому что атмосфера семейной жизни – непосредственный показатель того, какими растут дети в каждой конкретной семье.
Если родители безостановочно спорят, ссорятся, выясняют отношения, то дети в такой семье не могут слушать и слышать все то, что обращено к ним от родителей. Почему? Потому что они в первую очередь видят в качестве наглядного примера общую атмосферу жизни в семье (неумение слушать и слышать родителями друг друга) и вы- |
дают аналогичное поведение в качестве ответной реакции по отношению к родителям.
Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей – общаться с ними! Они носители глубочайшей мудрости, если к ним прислушаться. Но продуктивное и адекватное общение возможно только в ситуации, когда дети видят такое же общение между всеми членами семьи. Умея выслушать друг друга, увидеть |
что-то важное в поведении и выдавая объективную ответную реакцию в процессе семейного общения, родители тем самым обучают детей правильному поведению в процессе общения.
Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру своей собственной семьи и детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как вы бы хотели, чтобы они говорили с вами.
Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд вопросов:
1. Какой меня видит мой ребенок?
2. Чувствует ли он, что я его люблю?
3. Считает ли он, что я его понимаю?
4. Есть ли у него основания считать меня справедливым, добрым, отзывчивым человеком?
5. Нравится ли ему, как я с ним говорю?
6. Хотела бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?
7. Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?
8. Хотела бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его? 9. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым? 10. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь? 11. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с удовольствием? |
Каковы же особенности современных детей? Они могут читать вас, как открытую книгу, быстро подметить и незаметно нейтрализовать любые скрытые попытки манипулировать ими. И делают это так, что вы этого не осознаете! Они от природы обладают установкой прорабатывать все самостоятельно и хотят только, чтобы их немного направляли, при условии, что руководство осуществляется уважительно по отношению к ним и обеспечивает реальную свободу выбора.
Они приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с момента рождения. Они могут впитывать знания, как губка, особенно если им нравится предмет, изучение которого обеспечивает им более высокий уровень развития в области их интересов. Приобретение жизненного опыта помогает им лучше учиться, поэтому они сами решают, в какой области необходимо его набираться, чтобы разрешить насущные проблемы или пополнить свои знания. Они реагируют наилучшим образом, если вы ведете себя с ними как с уважаемыми взрослыми.
С помощью своей интуиции они не только прекрасно распознают скрытые намерения и мотивы других людей, но и с не меньшим мастерством могут переключить внимание их же авторов на другое. Часто используемый ими метод психологического «давления на кнопки» приводит к тому, что их считают нонкон- |
формистами. Если они замечают скрытый мотив в ваших попытках заставить их сделать что-то, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют, что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если вы не выполняете своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить вам вызов.
Дети – прекрасные знатоки «кнопок»: они работают с нами, взрослыми, чтобы помочь нам узнать, как мы манипулируем своими партнерами. Поэтому, если вы постоянно сталкиваетесь с сопротивлением со стороны детей, первым делом проверьте себя. Возможно, они держат перед вами зеркало или в своей непримиримой манере просят вас помочь им в установлении новых границ, проявлении их скрытых талантов и способностей или в подъеме на новый уровень развития.
Конечно, существуют некоторые правила или принципы воспитания современных детей. Но каковы они – эти принципы? Их не так уж и много, но забывать о них не стоит.
Итак, принципы воспитания современных детей:
1 принцип: Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию. Например,
- Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Позвольте им побегать, покричать, пошуметь. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации.
- Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот. Даже попросите ребенка об этом. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.
2 принцип: Обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности. Например,
- Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора!
- Не говорите с ними свысока.
- Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы.
- Проявляйте к ним уважение ничуть не меньше, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу.
3 принцип: Если вы говорите детям, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Например,
- Они не поверят вам, что вы их любите, если вы относитесь к ним неуважительно. Никакие слова в мире не заменят проявлений искренней любви.
- Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку на вопрос, любите вы его или нет!
4 принцип: Общение с ребенком – это одновременно тяжелый труд и привилегия. Например,
- Он заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ним хитрить!
- Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться!
Самый важный принцип: Правильное построение взаимоотношений между родителями для создания благоприятной атмосферы семейной жизни, непосредственно влияющей на процесс воспитания и установления взаимоотношений с детьми в семье.
Это так просто и непросто! Удачи Вам в воспитании Ваших детей.
Материал подобрала и переработала педагог-психолог МБДОУ № 76 Заговорич И.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей "Игры для развития ВПФ детей"
Игры рекомендованы родителям детей старшего дошкольного возраста...
Влияние развода на ребенка - информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом.
Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изм...
Информация для родителей "Правила дорожного движения для детей"
Этот материал поможет родителям познакомить детей с правилами дорожного движения...
Информация для родителей "Значение сказки в воспитании детей"
информация будет полезна родителям и воспитателям...
Информация для родителей "Рисование - это удовольствие для детей"
Как приучить ребенка, рисовать....
Влияние развода на ребенка - информация для родителей по преодолению кризиса у детей в связи с разводом
Семейная жизнь, к сожалению, не постоянный источник радостей, но развод - тоже не спасение от конфликтов, переживаний и просто бытовых трудностей. Задумайтесь, для чего затевался развод? Что изменилос...
Информация для родителей по теме «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»
Информация для родителей по теме «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»...