Развлечение в подготовительной группе " Адре детства - Кубань"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Подбельцева Светлана Викторовна

"Адрес детства -Кубань"- развлечение совместно с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Подбельцева Светлана Викторовна

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ « Адрес детства-Кубань».

Программное содержание:  Воспитывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, формировать представление о различных видах ремёсел, приобщать детей к истокам народной культуры, закреплять знание детей пословиц о труде.
Материалы:  Самовар, хлеб-каравай, пироги, печенье, пирожки на подносе, прялка, нитки, ложки деревянные, рушники вышитые, маски к сказке «Коза дереза», куклы  и пелёнки, аудио запись кубанских песен, кувшин, чугунок  к дидактической игре «Сварим борщ», атрибутика к игре «Накрой на стол».

        Ход развлечения.

Звучит кубанская песня « Распрягайте, хлопцы, коней»

(Мальчики в кубанках, девочки в шалях)

Ведущая: Милости просим!  Рады видеть вас в нашей хате. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радости. По обычаю, по старинному (кубанскому) -  посиделками называются.

1.Рады мы гостям у нас, мы потешим вас сейчас.

2.Будут пляски, шутки . смех- развеселим сегодня всех.

3.Гостей величаем в нашем саду, счастья желаем в этом году!

Слава нашей стороне,

Слава кубанской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Стихи детей о Кубани.

1  Край  наш –житница России

    Главный символ – колосок

    Под бескрайним небом синим

     Пусть растет зерна поток.

  1. Он любим безмерно нами-

Сердцу милый уголок

Щедрый дар императрицы

Нашим предкам –казакам

Плодородная землица-

Урожаи дарит нам.

3. Называют край наш садом

Знают все в стране давно,

Что богат он виноградом

Здесь чудесное вино.

4. У народа дар гигантский-

На таланты край наш скор.

И пример тому – Кубанский

Славный наш казачий хор.

  1. Все  места нам дорогие:

Краснодар и глухомань.

Наша Родина – Россия,

Наша Родина – Кубань

На Кубани есть свои символы. Кто знает какие?( герб, флаг)

Проверим , знаете ли вы их?

Игры: «Выбери  Краснодарский герб»

        1-команда выберет герб Кубани

        2- команда выберет герб Ейска

«Составь флаг»

   1-команда  соберет из полосок флаг Кубани

Три цвета на флаге Кубани,

Что означают цвета на флаге Краснодара ?

Синий - цвет неба, рек и морей,

Розовый - цвет лугов и фруктовых садов,

А зеленый – цвет полей мирной Родины моей.

2- команда  соберет из полосок флаг Ейска

Что означают цвета на флаге Ейска?

Зеленый цвет- берега, символ плодородия,

Желтый цвет-лиман символ урожая, богатства,

Синий цвет- река Ея, в честь , которой назван наш город

Стерлядь- рыбные богатства

Ведущая: Кубань – это житница нашей страны, Кубанский народ славен дружбой и силой.

Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети: Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Ведущий: Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети:

           вместе выращивали хлеб

            косили сено          

            убирали урожаи.,

            растили скот

            дружно строили хаты    

Поэтому кубанские хаты были красивые, жилось в них хорошо.

 И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних- дальних родственников т.е. –предков,  Предки наши – это казаки. Всегда были религиозные и верующие люди.

Давайте зайдем в казачью хату, посмотрим. как она была устроена, и что в ней находилось.

Но для этого нам надо повернуться вокруг себя 3 раза и сказать:

Время, время- остановись»

К нашим предкам повернись!

Игра « Приглашаем в хату» - расставим мебель в хате.( выходят по одному)

Ведущая: Ребята, отгадайте мою загадку: Стоит изба из кирпича,

                                                                        То холодна, то горяча.    ( Печь)

Что главным атрибутом было в кубанской хате?

                                                                                  Печь

1-й ребенок: Как уютно в нашей хате

                       Спозаранку печка топится.

                      Котик лапкой умывается,

                      Наша сказка начинается!

2-й ребенок: На дровах огонь. Пламя шустрое,

                      О тебе рассказ, печка русская!

                     Вьется из трубы дым чуть свет,

                     Печки нет в хате – значит, жизни нет.

Ведущая: Почему так говорили: Печки нет- жизни нет?

 Ребенок:

Русской печки нет добрее

Всех накормит , обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать уложит

И сверчок поет где- то рядышком

Как тепло с тобой печка- матушка!

Да, Кубанский народ всегда славился гостеприимством.   Казачки славились умением вкусно приготовить и обильно накормить семью и гостей. Дети,  выберите картинки с кубанской кухней, а также родители , назовите,  какие блюда кубанской кухни ,вы знаете?

Дидактическая игра  «Знатоки кубанской  кухни»

Борщ, пампушки с чесноком, пирожки с кабаком, каша с тыквой, узвар( компот из сухофруктов) холодец, ананас, макароны, шашлык, рыба ,плов, йогурт, кока –кола, бананы. Вареники. и многое другое.

Молодцы, хорошо знаете кубанскую кухню.

 

Ох, и хлебосольны кубанские хозяйки.  Лучшего борща, чем на Кубани, нигде не отведать.  И компота ароматней нигде не сыскать.  А Вы знаете, из чего готовят борщ, а из чего компот? А сейчас я приглашаю вас на обед.

Игра  «Борщ – компот».  Дети из общей корзины выбирают, то, что нужно для борща и то, что нужно для компота.

А сейчас , наши дети исполнят кубанскую песню «Варенички»

Песня под минусовку « Варенички» ( песня с движением)

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В казачьих семьях глава семьи – казак. Семьи у казаков были большие, многодетные. Жили семьи в любви, уважении и согласии.

Дети, а какую работу выполняли казаки?

Казак работает в поле, добывает пищу для семьи, ловит рыбу, занимается охотой, а самое главное - охраняет границу от врагов.

 А дом был на хозяйке — казачке. Казачка занимается по хозяйству: ходит по воду к колодцу, стирает, гладит белье, готовит обед. печет  хлеб для своей семьи.

А вы ребята знаете, чему главному  учили детей в казачьих семьях?

 Уважать и почитать старших.

  Быть вежливыми, послушными, скромными, честными, приучали к труду.

Какую работу выполняли  казачата?

Помогали старшим в огороде, пасли скот, нянчили младших детей, свою старшую сестру казачата в детстве называли словом « няня».

Игра: «Запеленай ребенка»

Игра: «Перебери фасоль»( дети отбирают –фасоль, мамы- горох

Казаки сами выращивали зерновые культуры. С ранней весны казачата выходили работать в поле с родителями и мы с вами займемся посадкой пшеницы.

Игра:  «Посади пшеницу» (дети берут семена зерновых культур из стаканчиков, раскладывают их рядами на картонных листах)

Для каждого человека нет ничего важнее мира, дружбы и взаимопонимания в семье. Как говорится,  не надобен и клад, коли в семье лад.

Народ придумал много пословиц о семье. Сейчас ребята будут называть первую часть пословицы, а родители вторую.

 Проводится игра  «Закончи пословицу»  

1. В гостях хорошо –                      а дома лучше)

2. Своя хатка –                                 родная матка)

3. Дома и -                                        стены помогают)

4. Дети не в тягость –                      а в радость)

5.Когда семья вместе и –                сердце на месте)

6. Всякой матери свое  -                  дитя мило)

7. На свете родней не найдешь, -    кроме отца и матери)

     8. Мой дом -                                       моя крепость

     9. Дитя – что тесто;                        как замесил,  так и взошло.

    10.Дом красив не углами,               а пирогами.

    11.Мать кормит детей -                   как земля людей.

    12.Умей дитя родить,                      умей и воспитать.

13. При солнышке тепло,                а при матери  добро.

14.Семья –                                            это семь я.

Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях.

Где песня поется,

Там счастливо живется.

С песней и труд спорится,

Хорошо живется- хорошо поется

А, сейчас нам об этом расскажут дети.

1-я девочка: К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5-7 лет.

2-я девочка: В 10 лет девочка умела прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала готовить обед.

3-я девочка: С маленькой прялкой она отправлялась на первые свои посиделки, где обучались мастерству в прядении и вышивании, а также обязательно песням, танцам

А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц

Проводится игра-соревнование: Кто быстрее намотает клубок.

Ведущая: Приучали к труду и мальчиков.

          С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу.

В 7-8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой.

          Конь казаку лучший друг.

          Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья

Ведущая:

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

А сейчас поиграем в любимую игру казаков.

Игра: « Казачьи скачки»

 В каждой  семье  есть своя  семейная  традиция.  И сейчас давайте для продолжения традиций, как настоящие казачки, поиграем в игру

 «Передай подкову и назови свою традицию»

    В нашей семье принято:    такая семейная  традиция…

Скажите, а что делали зимой казаки и казачки?

- Да! Зимними холодными вечерами   казачки занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали,   Казаки занимались гончарным , кузнечным делом,  резьбой по дереву, мастерили игрушки.

Посмотрите, сколько красивых вещей перед вами. Их сделали руки взрослых с любовью и терпением. Узнаете ли вы эти вещи? (скатерти, полотенца, коврики,  прялка и т.д. С особой любовью мастерицы вышивали рушники

 Рушник  играл важную роль в жизни человека.

Им в старину казаки украшали свой дом, вешали в самый красивый угол.

Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали.

Узоры  для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

- А  какие цвета  использовали мастерицы, чтобы вышить рушник?

-Красный, чёрный.

- А знаете, что означает эта вышивка?

Вышивка означала следующее.

Цветок красный с бутонами и корнями - символ крепкой семьи.

Корни - бабушка и дедушка.

 Цветы - родители, бутоны – дети.

Казачки брали полотенце и вышивали узоры, у каждой был свой узор который бы не повторялся и по фрагментам бы могли сказать, чья эта работа

В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая чёрная линия - символ земли.  Рушниками украшали свои дома,  самый красивый вешали в  красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона.

 Дорогих гостей встречали  хлебом солью.

- Видите, как сложно правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь!

Перед вами лежат совершенно белые рушники из бумаги и трафаретки с орнаментом для вышивания.

А вот вышивку мы будем делать не нитками, а (мелками) красками и кисточкой.  ваши родители будут вам помогать. ( ребенок с одной стороны расписывает рушник , а родитель с другой)

И для  вашей семьи получатся красивые новые рушники – как символ крепкой семьи.

Практическая работа детей.

(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)

Воспитатель: Все ребята закончили. Какие чудесные рушники у вас получились. Я уверена, что ваши рушники понравились бы казакам.

А теперь мы узнаем как родители знают наш край.

Викторина « Мой край» ( игра с родителями)

Кто подарил кубанскую землю казакам?- Екатерина –2.

Люди каких национальностей заселяли станицы?- Украинцы.

Назовите самую древнюю казачью профессию? – пастух

Как называлось казачье жилище? – Хата.

Чем были покрыты хаты? – камышом.

Какие ремесла развиты на Кубани? – ткачество. гончарное дело, резьба по дереву, вышивка, кузнечное дело

 Какой ландшафт окружает нас? –Степи, леса, горы, реки, моря, лиманы.

Какие реки вы знаете? – Кубань, Протока, Белая.

Какие моря омывают границы Кубани? – Черное. Азовское.

Какая рыба водится в водоемах нашего края?- Карась, щука, окунь, Лещ, пеленгас, карп, осетр, судак.

Какие звери водятся в лесах? – заяц, лиса, кабан.

Какие животные водятся в плавнях? Кабан, енот, ондатра, норка.

Назовите птиц Кубани?- куропатки, голуби, жаворонки, ласточки, воробьи, соловьи, вороны, удод, сыч.

Подвижная игра « Угадай кто под платком»

А сейчас наши ребята покажут кубанскую  сказку «Коза- дереза»

Ведущая : Что за посиделки на Кубани без частушек?

Говорят частушки вроде в наши дни уже не в моде?

Разве дело только в моде, если любят их в народе.

Эй, девчонки  и мальчишки , запевайте- ка частушки.

Запевайте поскорей, чтобы было веселей!

  1. Мы с веселой песней дружим, по- кубански говорим.

Хорошо живем, не тужим, со сметаной хлеб едим.

  1. Эх, сторонушка родная, дорогая сторона

       Здесь повсюду нас встречает Ейская старина.

  1. Старину мы уважаем, старину мы бережем,

О Кубанском нашем крае песни звонкие поем.

4. Ты играй, играй гармошка, гармошка кубанская

     Я девчонка боевая с края Краснодарского.

5. Мы вам пели и плясали, каблучками топали,

     А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

Наши кубанские посиделки подходят к концу. Спасибо всем.

Вот какой народ кубанский хлебосольный

Много в нем душевной теплоты

Славься, край певучий и раздольный,

Красота родимой стороны.

Уважаемые родители дети  приготовили  для вас "подарки "свои  ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка.

 под музыку(Так будьте здоровы, живите богато)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "Красная книга Кубани"

Проект "Красная книга Кубани" предназначен для воспитателей, детей и их родителей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «История возникновения Кубани»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в      подготовительной группе   «История возникновения Кубани»...

Конспект итогового занятия по экологии в подготовительной группе «Малая Родина - Кубань»

Цели и задачи: закрепить и обобщить знания о природе Краснодарского края, животном мире, природных ресурсах; воспитывать уважение и бережное отношение к "малой" Родине....

Конспект занятия в подготовительной группе « Государственные символы Кубани»

Конспект занятия в подготовительной группе« Государственные символы Кубани»...

Развлечение в подготовительной группе «Казачата– Защитники Кубани» .

Развлечение в подготовительной группе «Казачата– Защитники Кубани» .Цель. Формировать чувство патриотизма, воспитывать у детей уважение к Российской Армии, любовь к Родине.Задач...

Развлечение в подготовительной группе «Б» компенсирующей направленности ко Дню защиты детей «Наше счастливое детство»

Муниципальное образовательное дошкольное учреждениедетский сад № 37 г. Новочеркасск        Развлечение в подготовительной группе «Б» компенсирующей ...

Конспект занятия в подготовительной группе: "Историческое прошлое Кубани, история заселения казаков".

Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения казаков». Задачи:Развивающие:-сформировать представление о жизни и быте первых переселе...