Пальчиковые игры для дошкольников
картотека (средняя, старшая группа) на тему

Кулакова Екатерина Александровна

Развитие мелкой моторики очень важно в современном мире, поэтому я предлагаю Вам некоторые игры, чтобы размять пальчики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

№ 1 Осень

Осень, осень,

Приходи!

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится.

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лист берёзы,

Лист рябины,

Листик тополя,

Лист осины,

Листик дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(трем ладошки друг о друга)

(зажимаем кулаки по очереди)

(трем ладошки друг о друга)

(ладони на щеки)

(плавное движение ладонями)

(ладони положить на колени)

(покачать головой)

(синхронно наклоняем руки в разные стороны)

(сделать «птицу» из двух скрещенных рук)

(барабанить пальцами по ладони)

(имитируем)

(топаем ногами)

***

(загибаем пальчики, начиная с большого)

(сжимаем и разжимаем кулачки)

(загибаем пальчики, начиная с большого)

(«шагаем» по столу средним и указательным пальцем»)

№ 2 Ягоды

Ягоды – это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит?

Я – молодец!

***

Раз , два , три , четыре , пять,

В лес идём мы погулять .

За черникой , за малиной ,

За брусникой , за калиной .

Землянику мы найдём

И братишке отнесём!

(указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке)

(поднимают плечи, удивляются)

(большой палец вытягивают вперёд)

***

(сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку)

(в конце - ладошки сложить лодочкой и "угостить" ягодками)

№ 3 Грибы

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

***

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу

Пусть останется в лесу!

(пальчики сжаты в кулачок, разгибаем каждый                                                           пальчик)

(«шагаем» по столу средним и указательным       пальцем»)

(загибаем пальчики начиная с мизинца)

***

(сложить ладошки лодочкой)

(разводят руки в стороны)

(поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки)

(«шагаем» по столу средним и указательным пальцем»)

(большой палец левой руки отставляют грозят ему)

№ 4 Овощи. Огород

Чищу овощи для щей

Сколько нужно овощей?

Три картошки,

Две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз!

Два!

Три!

Огонь зажжен,

Кочерыжка, кочерыжка,

Выйди вон!

***

У Лариски 2 редиски,

у Антошки 2 картошки.

У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца.

А у Вовки 2 морковки,  да еще у Петьки 2 хвостатых редьки.

(вертикальные движения руками, отряхиваем от земли)

(пожимают плечами)

(загибаем три пальца на левой руке)

(загибаем еще два пальца)

(загибаем пальцы на правой руке)

(еще один палец на правой руке)

(загибаем палец)

("раздвигаем" в сторону капусту)

(выставляем большие пальцы рук)

(указательные - другие в кулаке)

(выставляем средние пальцы рук)

(хлопаем)

(показать большой палец)

(спрятать руку с «кочерыжкой» за спину)

***

(загибаем пальчики по одному или по два на каждое название  овоща)

№ 5 Фрукты. Сад

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога  Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

***

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(поочередно загибать пальцы)

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

***

(поочередно загибать пальцы)

(показывают ладошками вокруг и на себя)

№ 6 Деревья

Вот деревья:

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.

***

В иголках -хвойках

Сосна, пихта,  елка

И кедр могучий,

Он тоже в иголках.

У лиственницы – иглы хвоинки,

Хотя они нежные, словно травинки.

У этих деревьев хвоинки растут,

Поэтому хвойными все их зовут.

(показывает ладони обеих рук с                                                                               разжатыми пальцами)

(загибают пальцы на обеих руках)

(хлопают в ладоши)

***

(поднимают вверх переплетенные пальцы)

(загибают по очереди пальцы на руке)

(сгибают и разгибают пальчики на обеих руках)

№ 7 Человек. Части тела

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

***

У меня пропал мой носик,

Не ту носа у меня

А вот и носик появился.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

У меня пропали щечки,

Нету щечек у меня

А вот и щечки появились.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

У меня пропали брови,

Нет бровей у меня

А вот и брови появились.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

У меня пропали ушки,

Нету ушек у меня

А вот и ушки появились.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

У меня пропали волосы,

Нет волос у меня

А вот и волосы появились.

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Нос, рот, голова, уши,

Щечки, лоб, глаза, плечи,

Шея, грудь

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ.

Ручками хлоп-хлоп.

Раз сюда

Два сюда

Это - нет

А это - да

(выполняем подражательные движения в соответствии с текстом)

(прижимаем указательные пальцы к губам)

(наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)

(подпрыгиваем на месте в ритме текста)

***

(прикрыть нос ладонью)

(хлопаем в ладоши и по коленям)

(прикрыть щеки ладонями)

(хлопаем в ладоши и по коленям)

(прикрыть брови ладонями)

(хлопаем в ладоши и по коленям)

(прикрыть уши ладонями)

(хлопаем в ладоши и по коленям)

(прикрыть волосы ладонями)

(хлопаем в ладоши и по коленям)

(показываем пальцем те части тела, которые называем)

(правая рука в сторону),

(левая рука в сторону)

(мотаем головой)

(киваем)

№ 38 Одежда

Раз, два, три, четыре, пять

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

***

У рубашки два манжета,

Воротник

И рукава,

И застежка есть, чтоб легче

Проходила голова.

Пуговицы застегнем

А потом гулять пойдем.

(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки)

(загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

(кулачки имитируют стирку)

***

(показывают манжеты на двух руках)

(показывают воротник)

(проводят ладонями по рукавам)

(показывают застежку сверху вниз)

(имитируют движения)

(«шагаем» по столу средним и указательным                                                                  пальцем»)

№ 8 Обувь

Раз, два, три, четыре, пять

Будем обувь мы считать:

Раз – туфли, два – сапожки, три ботинки,

Четыре – босоножки, и, конечно, тапки – пять

Ножкам надо отдыхать.

***

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

(загибают по очереди пальцы на руке)

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

***

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

№ 9 Зима. Зимующие птицы

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

***

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четверо осталось.

Сидели вчетвером и немного устали,

Один улетел, а трое остались.

Сидели втроём и немного устали,

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоём и снова скучали

Один улетел и остался один.

Один посидел, да и взял улетел.

(«зовущие» движения пальцев 4р.)

(«режущие» движения одной ладони по другой)

(пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)

(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой                                                       ладонью)

(то же – левой рукой)

(тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

***

(показать пять пальцев, а затем загибать их по одному)

№ 10 Домашние животные

Садимся на коней. Тпру!

Кони, на старт!

Поскакали!

По травке!

По песочку!

По камушкам!

По мостовой!

По болотцу!

По топкому болотцу!

По ледочку!

По снежочку!

Через ямку!

По пыльной дорожке!

В горку!

С горки!

Ускакали далеко!

Скачут совсем близко!

Прискакали!

***

Кучерявая овечка

Переходит через речку.

Щуря желтые глаза, ей навстречу шла коза.

- Не пущу тебя, овечка,

Не пройдешь ты через речку!

Лошадь мимо проходила и овечку пропустила.

(кладем руки на стол, ладонями вниз)

(стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт)

(поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе)

(потираем одну ладонь о другую)

(стучим по столу ноготками)

(стучим кулачками)

(массирующими движениями стучим по щечкам)

(стучим по щечкам и причмокиваем)

(цокать языком)

(ударяем мягкими ладошками по столу)

(сделать руками движения, имитирующие  прыжок)

(хлопаем ладонями по коленям)

(стучим по столу в замедленном темпе, как  будто нам тяжело подниматься) (стучим в очень быстром темпе)

(очень тихо стучим)

(стучим громко)

(сильно ударяем ладонями по столу)

***

(показать «кудряшки» на голове)

(«идем» пальчиками по столу)

(показать «рога»)

(наклонить голову с «рогами»)

(погрозить пальцем)

(руки развести в стороны)

№ 11 Домашние птицы

Утка плещется в пруду

У хозяйки на виду.

Быстро к берегу плывет

И с воды идет на взлет.

Во дворе – ее соседка –

Это курочка-наседка

Под крылом ее цыплята,

Очень дружные ребята.

***

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко

Лапками гребите

Зернышки ищите»

(машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

(приставить руку «козырьком» ко лбу)

(машем кистями, пальцы согнуты)

(машем руками – «крыльями»)

(руки полукругом перед собой)

(пальцы собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)

***

(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки, бегут всеми пальцами обеих рук)

(хлопают в ладоши)

(грозят пальцем ведущей руки)

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.).

№ 12 Дикие животные

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

Там живет лиса.

Там живет олень.

Там живет барсук.

Там живет медведь.

***

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

("шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

(рукой показать хвост за спиной)

(пальцы рук разведены в стороны)

(кулачки прижать к подбородку)

(руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя, шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)

***

(сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

(вращают большим пальцем)

№ 13 Новый год

Посмотри: на нашей елке

Очень колкие иголки.

От низа до макушки

Висят на ней игрушки —

Звездочки и шарики,

Яркие фонарики

Наступает Новый год!

Дети водят хоровод.

Висят на елке шарики,

Светятся фонарики.

Вот сверкают льдинки,

Кружатся снежинки.

В гости дед Мороз идет,

Всем подарки он несет.

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

(сложить ладошки вместе)

(показываем низ и верх)

(сложить две руки, словно шарик)

(крутим фонарики)

(хлопаем в ладоши)

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

(поочередно соединяем пальцы на двух руках, делая шар

(делаем «фонарики»)

(сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

(легко и плавно двигать кистями)

(пальцы шагают по коленям или по столу)

(трем друг об друга ладони)

(хлопаем по коленям или по столу, одна рука —    ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

(по очереди массажируем каждый палец)

№ 14 Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

(поочередно соединяют большой палец с остальными.)

***

(загибаем пальчики по одному)

("идём" по столу указательным и средним  пальчиками)

("лепим" комочек двумя ладонями)

(крошащие движения всеми пальцами)

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки одной стороной, то другой)

(кладём ладошки на стол, то одной стороной, то другой)

(отряхиваем ладошки)

(движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

№ 15 Транспорт

Садись-ка пальчик в вертолёт,

С тобой отправимся в полёт.

Сядем с этим мы в такси,

Он рад домой нас отвезти.

С тобой поедем мы в трамвае, тихонько песни напевая.

С этим пальчиком в ракете полетим к другой планете.

Ну а с этим малышком В зоопарк пойдём пешком.

***

Качу,

Лечу

Во весь опор. Я сам – шофер

Я сам – мотор. Нажимаю

На педаль - и машина мчится вдаль.

(на каждое название транспорта загибают по одному   пальчику, начиная с  большого)

***

(крутят воображаемый руль)

(показывают  на себя)

(«нажимают» на воображаемую педаль)

(показывают рукой вдаль)

№ 16 Правила дорожного движения

Дорожных правил очень много

Раз - внимание дорога!

Два - сигналы светофора

Три - смотри дорожный знак,

А четыре - переход

Правила всем надо знать

И всегда их выполнять.

***

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто, если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети: верно поступает тот

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

№ 17 Профессии

Что принёс нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

***

Много есть профессий знатных,

И полезных и приятных

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

(сжимаем, разжимаем кулачки)

(загибаем по очереди пальцы)

(хлопаем в ладоши)

***

("идём" по столу указательным  и средним пальчиками)

(поочередное  загибание пальцев на руках)

(покачать головой)

(показать указ. палец пр. р., остальные пальцы сжаты в кулак)

(хлопки в ладоши)

("идём" по столу указательным и средним  пальчиками)

(сжимают и разжимают кулачки)

(«шагают» пальчиками по столу)

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

***

(соединять пальцы правой руки с большим)

(соединять пальцы левой руки с большим)

(загибают по одному пальчику, начиная с   большого)

(сжимать и разжимать кулачки)

(вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

№ 18 Материалы и инструменты

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для ребят

Зайчат, бельчат

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем.

***

Кот играет на баяне

Зайка наш на барабане.

Ну а мишка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

(руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

(«постучать» кулаком о кулак)

( пальцы соединить, показать  "крышу")

(сжимать-разжимать пальцы)

(вращать кисти рук)

***

(имитируют игру на разных музыкальных инструментах)

(хлопают в ладоши)

№ 19 Защитники Отечества

Лётчик, моряк, пехотинец, танкист

Артиллерист, пограничник, связист -

Славные воины нашей страны,

Мир и покой охраняют они.

***

Пальцы эти — все бойцы,

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых,

Два — гвардейца-храбреца,

Два — сметливых молодца,

Два — героя безымянных,

Но в работе очень рьяных,

Два мизинца-коротышки —

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять —

Будем молодцев считать.

Пальцы встали дружно в ряд —

Десять крепеньких солдат.

(последовательно соединять пальцы на обеих руках с большим)

(хлопаем в ладоши)

***

(показать  пальцы на обеих руках)

(загибаем большие пальцы)

(загибаем указательные пальцы)

(загибаем средние пальцы)

(загибаем безымянные пальцы)

(загибаем мизинчики)

(разгибаем по очереди пальчики)

№ 20 Мебель

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине.

Это стул, на нем сидят.

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают, Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

***

Мне купили для одежды

Шкаф вместительный, большой.

Он красивый и удобный

И зовется «платяной».

Уберу в него одежду:

Майки, шорты и трусы,

Брюки, куртки и рубашки,

И носки с футболками

Уберу на полки я.

(ритмично сжимают и разжимает пальцы рук)

(загибают пальцы на руке, перечисляя мебель)

***

(показывают, какой большой шкаф)

(загибают по одному пальчику, начиная с большого, на одной руке, а затем на другой)

№ 21 Весна. Приметы весны

Шаловливые сосульки

Сели на карниз.

Шаловливые сосульки

Посмотрели вниз.

Посмотрели чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон:

Дили-дили, дили-дон!

***

Распускаются цветы

Удивительной красы.

Этой раннюю весной,

Ветерок зовет с собой.

Пробежаться по тропинке,

Посчитать на речке льдинки

И увидеть как из почки,

Появляются листочки.

(складываем ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди   каждой рукой)

(садимся на корточки)

(наклоняем голову)

(пожимаем плечами)

(взмахиваем кистями рук одновременно)

(взмахиваем кистями рук по очереди)

***

(постепенно раскрываем сомкнутые виде в бутона ладони)

(ручками поманили к себе)

(имитируем бег пальчиками по столу)

(загибаем поочередно пальчики одной руки)

(сложить ладошки друг на друга в виде листочка)

№ 39 Семья

Раз, два, три, четыре –

Кто у нас живёт в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

***

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя,

Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет.

(сжимают и разжимают кулачки)

(пожимают плечами)

(разгибают пальчики по одному)

(изображают кошечку)

(имитация голоса)

(скрестили пальчики обеих рук между собой)

***

(поднимают руку ладонью к себе)

(и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы)

№ 22 8 марта – Международный женский день

Много мам на белом свете,

Всех их любят очень дети!

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

(разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

(поочередно сгибают пальчики, начинаяс мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

(разводят руки, поднимают ладошки вверх)

(кончики пальцев обеих рук соединены, ладони на некотором расстоянии друг от друга)

№ 23 Продукты питания

К Кате гости прибежали, все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

Здравствуй Жанна,

Рад Серёжа,

Рад Снежана

Не хотите ль пирожок?

Может коржик

Иль рожок

Вот драже вам на дорожку

Вы берите понемножку

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

***

Кукле кашу я сварю:

В миску молока налью,

Положу туда крупу

И поставлю на плиту.

Будет каша хороша!

Кушай, кукла, не спеша.

(«бежим» пальчиками по столу)

(соединяем большой и указательные пальчики)

(большой и средний)

(большой и безымянный)

(большой и мизинец)

(ладошки складываем вместе)

(показываем 2 открытые ладошки)

(2 кулачка ставим друг на дружку)

(пальчиком тычем в открытую ладошку)

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

(стряхиваем)

(хлопают в ладоши)

***

(«мешаем кашу»)

(«наливаем молоко»)

(«насыпать крупу»)

(«поставить на плиту»)

(хлопаем в ладоши)

(грозим пальчиком)

№ 24 Посуда

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли:

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

***

Привет, я чайник

Большой и толстый

Вот моя ручка,

А вот мой носик

Если буду кипеть,

Я буду свистеть

С печки меня возьмешь,

Чаю себе нальёшь.

(удары кулачками  др. о друга)

(загибают пальчики, начиная с большого)

(одна ладонь скользит по другой)

(загибают пальчики,  начиная с большого)

(удары кулачками др. о друга)

***

(показываем толщину)

(руку вбок)

(другую руку вверх и в сторону)

(хлопаем рукой на макушке)

(изображаем свист)

(наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

(наклон в строну, где рука-носик)

№ 25 Электроприборы

Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

***

Что за шум на кухне этой?

Будем жарить мы котлеты.

Мясорубку мы возьмём,

Быстро мясо провернём.

Миксером взбиваем дружно

Всё, что нам для крема нужно.

Чтобы торт скорей испечь,

Включим мы электропечь.

Электроприборы – это чудо!

Жить без них нам было б худо.

(показать пальчиком нос)

(удары кулачками др. о друга)

***

(пожимают плечами)

(хлопают в ладоши)

(имитируют   движения)

(указательным пальчиком  одной руки поводить по кругу по ладошке другой )

(«включаем»)

(хлопаем в ладоши)

№ 26 Зоопарк. Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой - крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый

***

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших)

***

(хлопаем по всему телу ладонями)

(обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

(щипаем себя, как бы собирая складки)

(обоими указательными пальцами дотрагиваемся  до соответствующих частей тела)

№ 27 Перелётные птицы

Мы лепили куличи.

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи грачей считать.

***

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

(«лепить пирожок»)

(«помахать крыльями»)

(загибать  пальчики  по очереди на одной руке)

(загибать пальчики на другой руке)

***

(попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу)

(сводим руки над головой)

(попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь)

(соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2

раза)

№ 28 Космос

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

***

На луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

Меркурий — раз, Венера-два,

Три — Земля, Четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восемь — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон,

Кто не видит — выйди вон!

(потянуться – руки вверх)

(наклониться)

(руки развести в стороны)

***

(«смотрят» в телескоп)

(показать в небо рукой)

(загибаем пальчики сначала на одной, а затем на другой руке)

(развести руки в стороны)

№ 29 Школьные принадлежности

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна убирала аккуратно

И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш.

***

Всё нарисует карандаш,

Когда ему работу дашь.

Но сам без дела не сиди:

Карандашом руководи.

(сжимают и разжимают пальцы)

(загибают поочередно пальцы)

***

(держат в руке «карандаш»)

(стучат пальцами по столу)

(сжимают и разжимают пальцы)

(пишут «карандашом» по столу)

№ 30 Насекомые

Летит муха вокруг уха, жжж

Летят осы вокруг носа, сссс

Летит комар, на лоб - оп

А мы его - хлоп

И к уху, зззз

Отпустим комара? Отпустим!

***

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

(водим пальчиком вокруг уха)

(водим пальчиком вокруг носа)

(пальчиком дотрагиваемся до лба)

(ладошкой до лба)

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)

(подносим ладошку ко рту и дуем)

***

(помахать руками)

(на каждое название насекомого загибать один пальчик)

(помахать руками и «уронить»  ладони на стол)

№ 31 Первоцветы

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик подснежник нашел,

этот крокус обнаружил,

этот примулу увидел,

ну, а этот лишь глядел!

***

Вырос цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

(загибаем пальчики)

(разгибаем мизинчик)

(разгибаем безымянный пальчик)

(разгибаем средний пальчик)

(разгибаем указательный пальчик)

(разгибаем большой пальчик и щекочем ладошку)

***

(показывают руками цветок)

(разводят пальцы рук)

(движение пальцами вместе-врозь)

(ладони вниз, тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят)

№ 32 Рыбы

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула.

Рыбка быстро уплыла.

***

Щука хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

Ищет: чем бы поживиться?

Кто-то там, в воде, резвится…

Чей-то рядом хвост мелькает.

Хвать! Тут щука не зевает!

Но попалась на крючок.

Тащит щуку рыбачок.

(ладони сложены вместе, дети изображают, как плывет рыбка)

(грозят  пальчиком)

(медленно сближают ладони)

(делают хватательное движение)

(снова «плывут»)

***

(двумя руками изобразить зубастую пасть щуки)

(щёлкаем «зубами» - пальцами)

(две ладони сложены «лодочкой», руки совершают движения, напоминающие проход рыбы в воде)

(помахать кистями рук, как хвостиками рыб)

(сжимаем пальчики на обеих руках)

(указательный палец изображает «крючок»)

(перебирать руками воображаемую леску, тащить «щуку» из воды)

№ 33 Мой город. Моя страна

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть,

Люблю считать

Космонавтов - раз, Ленина - два,

Улица Победы – три. А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять. Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу. Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

***

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы,

Реки и моря,

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

(показывают  указательным  пальчиком на глаза)

(на каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику)

(хлопают в ладоши)

***

(подняли руки вверх и потянулись)

(сжимаем и разжимаем кулачки)

(имитируем бинокль)

(разводим руки в стороны ладонями вниз)

(руки поднимаем вверх, показывая высоту гор)

(ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку)

(разводим руки в стороны ладонями вверх)

(соединяем руки над головой)

№ 34 Цветы

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли в садик погулять

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать

***

На зелёном лужочке

Расцвели цветочки.

Давай-ка, дружок,

Сплетём венок!

Берём василёк — плетём венок.

Берём колокольчик—плетём веночек.

Берём клеверок — плетём венок.

Берём ромашку-цветок — плетём венок.   Каждый цветок Украсил венок!

(загибаем пальчики на одной руке)

("идём" по столу указательным и средним пальчиками)

(нарисовать в воздухе круг)

(загибаем пальчики на другой руке)

***

(делаем «колечки» большими и указательными пальчиками правой и левой ручки, сцепив одно «колечко» с другим, наподобие «цепочки»)

(делаем «колечки» большими и средними пальчиками обеих ручек, сцепляем «колечки» друг с другом)

(делаем «колечки» большими и безымянными пальчиками обеих ручек, сцепляем «колечки» друг с другом)

(делаем «колечки» большими пальчиками и мизинчиками обеих ручек, так же сцепив их друг с другом)

№ 35 Лето

-Что ты мне подаришь, лето?

-Много солнечного света!

В небе радугу-дугу!

И ромашки на лугу!

-Что еще подаришь мне?

-Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клены и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,

Чтоб, выйдя на опушку,

Ты погромче крикнул ей:

«Погадай мне поскорей!»

И она тебе в ответ Нагадала много лет!

***

Что такое лето? Это много света,

Это поле, это лес, Это тысячи чудес,

Это в небе облака, Это быстрая река,

Это яркие цветы, Это синь высоты.

(загибают по одному пальчику, сначала на одной руке, а затем на другой)

***

(загибаем по одному пальчику)

№ 36 Комнатные цветы

На окне цветок колючий

Смотрит за околицу

Вы его не троньте лучше

Очень больно колется

***

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветёт герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

Мы все названья помним!

Мы взрыхлим цветы, польём,

Пусть подрастают день за днём!

(показать прямоугольник перед собой)

(сделать «бинокль»из ладошек)

(погрозить пальчиком)

***

(показывают обе ладошки)

(сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

(раскрывают ладошку)

(пошевеливают опущенными вниз пальцами)

(обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком»)

№ 37 Головные уборы

В шапочках желтых мы стали цыплята,

В шапочках белых мы стали зайчата,

В шапочках красных мы стали грибочки,

В шапочках черных – черника на кочках,

В шапочках синих дождинками стали

И по дорожкам легко поскакали.

(машут руками, как цыпленок крылышками)

(показывает заячьи ушки)

(соединяет руки над головой)

(присаживается на корточки)

(встают, ставят руки на пояс)

(«прыгают»  пальчиками  в воздухе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для дошкольников.

Данная презентация предназначена для родителей и воспитателей. Желаю успеха вашим малышам!...

Пальчиковые игры для дошкольников

Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помога...

Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....

Пальчиковые игры для дошкольников.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6943057","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"210","width":"251"}}]]Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются...

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры для дошкольников...

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей, которая позволяет развивать память, внимание....

Новые пальчиковые игры с дошкольниками

Картотека пальчиковых игр...