Театрализованная деятельность в детском саду
консультация ( группа) на тему

Астраханцева Ольга Юрьевна

Методический материал для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в детском саду

 Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

С самого рождения ребёнка окружают взрослые и, естественно,  играют главную роль в его развитии и становлении личности. Первая ступенька социализации малыша  - это семья. Однако семья не всегда может дать полноценное воспитание и развитие творческой личности, легко адаптирующейся в обществе. Первые трудности ребёнок может встретить, поступив в детский сад. Поэтому  следует  создать условия для  успешного развития творчества и эмоционального благополучия детей.

 Ведущей деятельностью в этот период жизни детей является игра, в ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении, происходит становление всех сторон личности.

Исходя из понимания самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, ценности его своеобразия, важно на первый план выдвинуть художественно-эстетическую деятельность, обладающую наибольшими развивающими возможностями, где полнее проявляется потребность ребёнка в преобразовании. Такой деятельностью  является  театрализованная, но не дублирующая профессиональный театр взрослых, а приближенная к детской игре. Театрализованная деятельность способствует развитию у дошкольников эмоциональных чувств,  воображения, фантазии, мышления,  внимания, памяти, воли.   Формирует у детей речевые, организаторские, двигательные, оформительские, коммуникативные умения и навыки.

Театрализованная деятельность включает в себя игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли. Театрализованные действия могут быть представлены праздником, досугом, развлечением, в которых могут принимать участие и педагоги, и родители.      Только в тесном партнёрстве с родителями можно получить положительный результат воздействия театрализованной деятельности на формирование социально-личностной компетенции дошкольников. А это значит, что дошкольники приобретут знания об искусстве театра и эмоционально положительное отношение к нему.

Театр – это игра, а игра не должна быть скучной. Опыт работы показывает, что умело подобранная мотивация помогает детям полностью погрузиться в театральную игру, проявить себя как личность, почувствовать себя участником коллективного творчества. Вот некоторые упражнения, которые можно использовать при игре «в театр»:

  • «Страна зеркал». Копируем мимические выражения лица, движения товарища (работа в парах).
  • «Царство печальных (веселых) людей». Говорим, двигаемся в заданном эмоциональном состоянии.
  • «Бюро находок». Кто бы мог это потерять? Обыгрываем находку.
  • «Оле – Лукойе». 2 зонтика, один цветной, другой темного цвета. Каждый ребенок пробует себя в сочинительстве сказок: под цветным - добрая и веселая сказка, под тёмным- с участием сказочного злодея.

Для того чтобы сохранить интерес к театральной деятельности, тщательно выстраивается работа по сохранению свежести восприятия литературного или сказочного материала, который берется в работу. Например, каждый ребенок пробует себя в роли всех персонажей, детям предоставляется свобода выбора, а чтобы никому не было обидно, используются занимательные методы и приемы.

  • Фишки – изготавливаем фишки, на обратной стороне некоторых из них рисуем персонажей: мышка, дед, репка и т. д. Фишки раскладываются на стульчики изображением вниз, ребятишки выбирают себе любую и узнают, роль какого героя на сегодняшней встрече они будут играть.
  • Волшебный мешочек – в мешочек кладутся фишки одного цвета, например желтого, а три из них коричневого. Кто их вытянул, тому и играть роль медведей.
  • Музыкальная подсказка – дети стоят в кругу, звучит музыкальный отрывок, дети передают друг другу игрушку, на окончание музыкальной фразы она остается у одного из них, ему и исполнять роль, и так продолжается пока все роли не будут розданы.
  • Кто сильней? – двое мальчиков перетягивают канат, кто выиграл, тот и играет сегодня роль Деда в сказке «Репка».
  • Скороговорка – кто быстрей и четче её произнесет, тому и достается роль.
  • Кто самый ловкий? – собираем шарики с закрытыми глазами. Кто собрал больше – тот исполняет роль.
  • Мыльный пузырь – у кого дольше в воздухе продержится пузырь, тот получает право выбора полюбившегося персонажа.

Такой подход к распределению ролей детям очень нравится: и смешно, и не обидно, и справедливо. Дети верят, в следующий раз повезет именно ему! Какой замечательный повод стремиться сделать что - то лучше других!

Ознакомление детей с социальной действительностью, повышение уровня статуса семьи, уважительное отношения к собственному имени (а в старшем возрасте и отчеству), также закрепляются на занятиях театрализованной деятельностью. Игры «Назови себя»; «Укрась свое имя»; «Назови меня ласково»; «Я уже взрослый» и др. помогают детям привыкнуть к звучанию своего имени, фамилии, отчеству. Невольно заходит разговор о фамильной гордости и умении уважать других. Привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям, изготовление атрибутов и костюмов для театральных постановок, изготовление афиш и пригласительных билетов на спектакли поднимает в глазах ребенка статус семьи и повышает уровень социальной культуры родительского коллектива.

Театральные игры используются в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства в формировании социально – личностной компетентности, ведь именно через участие в игре дети знакомятся с окружающим через образы, краски и звуки.

Подбирая тематику и содержание театрализованных игр, необходимо помнить, чтобы они имели положительное, воспитательное и коррекционно - профилактическое воздействие на ребенка.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...

Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...