развитие образной речи
консультация ( группа) на тему

развитие образной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obraznoy_rechi_konsultatsiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация .

Развитие образной речи.

                               

 

                                                 Воспитатель ГБДОУ

                                           детский сад №22

                                                             Первой квалификационной

                                категории

                                                                 Егорова Ольга Генриховна

Санкт-Петербург

2016 год

Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы.

Художественная литература и устное народное творчество — это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, так как он имеет разнообразные жанровые формы (былины, сказки, легенды, песни, предания), а также малые формы (частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост, точен и выразителен.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность («как в воду опущенный», «надуть губы», «сломя голову», «в поте лица» и т.п.).

Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов, антонимов) в любом художественном тексте.

Лексическая сторона речи — составная часть образности, так как работа над смыслом слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Грамматический аспект развития образности речи также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, уместное применение предлогов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона развития образности речи включает звуковое оформление текста (интонационную выразительность, правильно выбранный темп, дикцию), что во многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.

В целом развитие всех сторон образности речи влияет на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в разных жанрах — сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках.

Воспитание культуры речевого общения — одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.

В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важен и экспрессивный момент, т.е. субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств.

Таким образом, речевое поведение — это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными. В целом, правила речевого поведения регулируются речевым этикетом и нормами литературного языка.

Для воспитания у дошкольников культуры речевого общения важно формировать представление о необходимости вежливого обращения со взрослыми и сверстниками, развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.

Для ознакомления с правилами речевого поведения можно использовать: беседы о необходимости воспитания культуры речевого общения как с детьми, так и с их родителями; проведение игр (дидактических, музыкальных, подвижных), в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного поведения («Урок вежливости», «Как поступают вежливые дети»). При знакомстве с произведениями художественной литературы необходимо развивать у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими поступками. Кроме того, нужно создавать специальные ситуации, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идем в гости»), широко использовать различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы, мультфильмы). Хорошо к такой работе привлекать родителей, чтобы они вместе с ребенком могли составить рассказ, записать его, сделать к нему рисунки. Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать особенности развития психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи — воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются необходимым условием освоения детьми культуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» презентация

Презентация - консультация для педагогов групп компенсирующей направленности и массовых групп.Рассмотрены вопросы:Понятие образности речи. Психолого-педагогические исследования по теме. Практичес...

Развитие образной речи

Развитие образной речи рассматривается в трёх направлениях:работа над фонетической, лексической, грамматической сторонами речи,воспрятие разнообразных жанров,формирование самостоятельного связного выс...

Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами

Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада,родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста....

Влияние художественной литературы на развитие образной речи детей.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж...

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе «Математические сказки» (Развитие образной речи) Игра -викторина

Конспект  по познавательному развитиюв подготовительной логопедической группе №11Игра-викторина «Математические сказки» Задачи:1. ОбразовательныеЗакреплять знания о количественны...