Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ МИНОБР Р Ф. № 1155 от 17.11. 2013 г
презентация к уроку ( группа) на тему
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №1155от17.11 2013 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_fgos.pptx | 87.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №1155от17.11 2013 г Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299); от 20 июля 2011 г. № 2151 « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Основные понятия стандарта « Стандарт – комплекс норм , правил , требований , которые устанавливаются на основе достижений науки , техники и передового опыта ФГОС - система основных параметров , которые принимаются в качестве государственной нормы образованности , отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала . ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные , общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций , специалистов системы образования , семей
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Стандарт преследует следующие цели: -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; -сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе : к структуре Программы ; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования . Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области): - социально -коммуникативное развитие; - познавательное развитие ; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие ; - физическое развитие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности ( общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
ФГОС ДО. Виды детской деятельности. в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
ФГОС ДО. Виды детской деятельности. в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
ФГОС ДО. Виды детской деятельности. для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая , включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование., лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Структурные подразделения в одной Организации (далее –Группы) могут реализовывать разные Программы. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему С одержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Образовательная программа состоит из трех основных разделов: целевой, содержательный и организационный , в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта и части соотносятся 60% к 40%.
ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода в развитии детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (это примерная образовательная программа). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
1 Целевой раздел образовательной Программы дошкольной организации В целевом разделе выделяем два подраздела : -1.1 Пояснительная записка . Раскрываются цели и задачи реализации программ ы . Особенности образовательной программы , специфика условий ( региональных , национальных , этнокультурных и др .) Принципы и подходы к формированию ООП ( указать примерные образовательные программы , используемые в образовательном процессе ) -1.2. Планируемые результаты . На основе раздела ФГОС по ДО « Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования » конкретизировать и описать планируемые результаты освоения программы в обязательной части ( это целевые ориентиры ) и части , формируемой участниками образовательных отношений ( это результаты по приоритетным направлениям , результаты учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей инвалидов и др .).
2 Содержательный раздел образовательной Программы дошкольной организации В нем пять подразделов и шестой , если реализуется и коррекционная программа : 2.1 Социально – коммуникативное развитие детей на основе приобретение опыта в соответствующих видах деятельности . 2.2 Познавательное развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности . 2.3. Речевое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности
2 .Содержательный раздел образовательной Программы дошкольной организации 2.4. Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности . 2.5.Физическое развитие детей на основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности . 2.6. Программа коррекционной работы .
3 Организационный раздел образовательной Программы дошкольной организации В нем семь подразделов и восьмой , если реализуется и коррекционная программа с детьми ОВЗ и детьми- инвалидами - 3.1 . Описание организации образовательного процесса и организационно-педагогических условий . 3.2. Описание материально - технического обеспечения Программы . 3.3. . Описание кадрового обеспечения Программы .
3 Организационный раздел образовательной Программы дошкольной организации 3.4. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения . 3.5. Описание психолого-педагогических условий . 3.6.Описание развивающей предметно-пространственной среды . 3.7.Описание условий для коррекционной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами .
Дополнительный раздел образовательной Программы дошкольной организации Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей, д етей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы указываются: 1 ) возрастные и иные категории детей, на которых она ориентирована; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к условиям реализации Программы включают: Т ребования к психолого- педагогическим условиям Требования к развивающей предметно- пространственной среде Требования к кадровым условиям реализации Программы Требования к материально- техническим условиям реализации образовательной программы Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) ; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия 5 ; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Требования к развивающей предметно- пространственной среде Развивающая среда должна обеспечивать: -возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста ) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения ; -реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ; учёт возрастных особенностей детей.
Требования к развивающей предметно- пространственной среде Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной . Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно -пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей ; Полифункциональность материалов предполагает: в озможность использования различных составляющих предметной среды, для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре) . Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Требования к кадровым условиям реализации Программы Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).
Требования к материально- техническим условиям реализации образовательной программы требования, определяемые в соответствии с санитарно- -эпидемиологическими правилами и нормативами; требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно- методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы Должны обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части , формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы , а также механизм их формирования . должен быть достаточным и необходимым для расходов на оплату труда работников и расходов на средства обучения и воспитания
ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не я вляются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности ( общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.
ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
ТРЕБОВАНИЯ к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Александр Григорьевич Асмолов дал интервью журналу «Управление ДОУ»№10-2013г. Отвечая на вопрос «Как будут оцениваться результаты освоения Программы? Что будет с мониторингом? Директор ФИРО, академик Александр Григорьевич Асмолов сказал: « Когда я пишу, что стандарт дошкольного образования – это стандарт условий, я тем самым говорю, за условия отвечает не воспитатель, а учредитель. Создайте эти условия для детей и соблюдайте их. Кого я хочу проверить через стандарт? Говорю то, за что меня многие осудят: учредителя!» А.Г. Асмолов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Презентация " Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государств...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации <1> и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка <2>...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкол...
Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных органи
Программа от рождения до школы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок» разработана в соответствии с Федеральным государственн...
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155(ред. от 21.01.2019)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюст...