Портфолио в детском саду
статья ( группа) по теме

Ищук Елена Владимировна

Как применять порфолио в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx8.61 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио в детском саду

Ищук Елена Владимировна

воспитатель

МБДОУ детский сад №52 “Котенок”

городской округ Химки МО


Как учиться легко и с удовольствием? Как развить в детях стремление познавать и узнавать мир вокруг них? Как научить их быть уверенными в собственных силах и способностях?

Применение портфолио — это особая методика, основной целью которой является научить детей осознавать собственные успехи в обучении, поощряя тем самым их к дальнейшему развитию. Основная идея портфолио заключается в следующем: “Пусть достижения ребенка станут осязаемыми! Давайте рассказывать о них, вселяя детям уверенность в своих силах! Давайте показывать детям, что они могут изменить себя, свою жизнь, обучаясь осмысленно!”

В портфолио, которое дети ведут на протяжении всего времени, проведенного в детском саду, собраны все доказательства приобретенных ребенком навыков и умений, и эти материалы также помогают составить представление о его индивидуальных особенностях.

Портфолио ведется прежде всего для ребенка, чтобы он четко осознавал, что он умеет , что он выучил, как он осваивает новые знания. Он должен знать свои сильные стороны, свои индивидуальные способности, а также те способы обучения, которые подходят именно ему.

Портфолио может вселять в ребенка уверенность на таком важном жизненном этапе - этапе взросления: “Я готов к тому, чтобы идти по жизни смело и уверенно, преодолевая все препятствия, потому что я уже так много могу и умею”.

Какие достижения и умения ребенка фиксируются в портфолио?

Каждый воспитатель, который начинает вести портфолио в своей группе, осознает следующее: прежде чем фиксировать приобретенные компетенции, необходимо определиться с тем, какие из них являются по-настоящему значимыми и подлежащими фиксации.

Поэтому, руководствуясь программой обучения, воспитатели формулируют конкретные, понятные, достижимые в ближайшей перспективе учебные цели. В соответствии с этими целями они составляют примерный план действий на долгосрочную перспективу.

Эти цели вносятся в специальный перечень целевых компетенций, которые есть в каждом портфолио. И как только ребенок достигает какой-либо цели, документальное подтверждение тут же заносится в его портфолио.

Целевое обучение подразумевает развитие компетенций у всех детей, с тем условием, что необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка. То есть план обучения содержит те цели, которые необходимо достичь каждому ребенку. А вот фиксация этих достижений в детском портфолио строго индивидуальна.

Чтобы вести целевое обучение, необходимо иметь “перечень целевых компетенций”, в которых было бы наглядно показано, что ребенок овладел определенной компетенцией.

Целевое обучение - это не просто применение особого учебного плана, скорее, наоборот: целевое обучение ставит своей задачей максимально точно определить потребности в обучении и текущий уровень развития ребенка.

При этом при целевом обучении нельзя планировать для ребенка конкретные сроки, чтобы его процесс развития и становления протекал в соответствии только с его потребностями.

Согласно Докладу Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию XXI века Жака Делора, образование на протяжении всей жизни включает в себя четыре базовых процесса, каждый из которых формирует определенную ключевую компетенцию:

  • Учиться добывать знания.

         Общее образование - это тот фундамент, на котором должна развиваться компетенция, отвечающая за способность расширять свои знания в какой-то конкретной области.

  • Учиться действовать.

     Это компетенция, позволяющая не терять эффективность в любых, зачастую непредвиденных ситуациях. Сюда же относиться способность работать в команде.

  • Учиться взаимодействовать с другими.

        Речь идет о социальной  компетенции: это готовность понять другого человека, его историю, традиции, его ценности, а также умение разрешать конфликт мирным путем.

  • Учиться полноценно жить.

       Компетенция, отвечающая за самостоятельность человека, его личную ответственность и здравое отношение к действительности - качество, позволяющее человеку развивать свой потенциал.

Какую же роль играет применение портфолио при формировании названных ключевых компетенций?

  • Учиться добывать знания.

          Задача портфолио - способствовать тому, чтобы каждый ребенок осознал особенности своего обучения. Работая с портфолио, дети узнают, каким именно способом они добывают знания. Это осознание помогает им в дальнейшем контролировать и совершенствовать процесс обучения.

  • Учиться действовать.

          Портфолио демонстрирует способность действовать. А ведь именно уверенность в своих силах помогает действовать эффективно в любых ситуациях.

  • Учиться взаимодействовать с другими.

          Работа над портфолио как нельзя лучше подходит для того, чтобы развивать социальные компетенции. Такая работа активизирует учащихся, демонстрирует их достижения.

  • Учиться полноценно жить.

          Работа над портфолио способствует развитию самостоятельности ребенка и демонстрации своих талантов. Портфолио делает акцент на индивидуальном пути развития и обучения ребенка в противовес одинаковым для всех критериям оценки. в работе над портфолио основное внимание уделяется сильным сторонам ребенка, нежели его ошибкам и неудачам.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение портфолио наиболее подходит для формирования у ребенка осознанного отношения к себе, к своим талантам, склонностям обучения. При использовании этой методики у детей формируются компетенции, благодаря которым они готовы создать будущее.

Литература:

  1. Бостельман, А. Применение портфолио в дошкольных организациях: 3-6 лет: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. Бостельман, М. Финк; под ред. Л. В. Свирской. - М.: Издательство “Национальное образование”, 2015
  2. Бостельман, А. Применение портфолио в яслях: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / А. Бостельман; под ред. С. Н. Бондаревой. - М.: Издательство “Национальное образование”, 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М.

Портфолио воспитателя детского сада Паливоды Т. М....

Портфолио воспитателя детского сада

презентация моего портфолио в двух частях......

Портфолио воспитателя детского сада

Данный материал раскрывает значимость и структуру портфолио воспитателя ДОУ. Данный материал предназначается воспитателям ДОУ, старшим воспитателям....

Портфолио воспитателя детского сада

В  портфолио отражены результаты моей работы, основные достижения и личные победы...

Семинар – практикум "Портфолио воспитателя детского сада"

ГБДОУ  Детский сад № 14 Приморского районаСанкт – Петербург 2014Семинар – практикум "Портфолио воспитателядетского сада"  Сост. воспитатель Кшаловская Елена Алексеевна(высшая...

Портфолио воспитателя детского сада

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада...

Портфолио воспитателя детского сада Нелепа Л.Л.

Портфолио воспитателя детского сада Нелепа Л.Л....