Статья "Усвоение нравственных норм"
статья
Предварительный просмотр:
Усвоение нравственных норм
Во втором полугодии второго года жизни у детей начинают формироваться идеальные образы объектов, явлений и поведения (у рубашки должны быть на месте все пуговицы, на носочках не должно быть дырок). Эти идеальные образы называются нормами. Усвоение норм – первый шаг к пониманию ребенком того, «что такое хорошо и что такое плохо», начальный этап в развитии у него нравственного сознания.
События, не вписывающиеся в усвоенные ребенком нормы, могут вызвать беспокойство, тревогу. Например, малыш будет указывать пальчиком на сломанный предмет («Ай-ай-ай, сломалась»), порванную одежду, оторванную пуговицу, проявляя озабоченность интонацией, выражением лица. Он может попытаться починить предмет, например, машинку, приставляя колесо на место.
В одном из исследований детей в возрасте 1 года 2 месяцев и 1 года 7 месяцев приводили в комнату со множеством игрушек, среди которых были намеренно испорченные (у одной куклы лицо было испачкано черной краской, у другой – порвано платье, у игрушечного медвежонка оторвана голова). Ни один ребенок в возрасте 1 года 2 месяца не придал никакого значения сломанным игрушкам, тогда как внимание детей в возрасте 1 года 7 месяцев было приковано именно к ним. Дети указывали пальчиками на испачканное лицо, порванную одежду, оторванную у медвежонка голову. Те из них, кто умел говорить, приговаривали: «Плохо», «Надо починить», «Сломалась». Все это свидетельствует о том, что малыши начинают осознавать, что у каждого явления есть своя причина. Эмоционально реагируя на вид сломанной игрушки или дырочку на носочке, ребенок предполагает, что дефект не присущ объекту изначально и имеет причину.
Малыш конца второго года жизни может расстроиться, если ему не удается соответствовать нормам, установленным другими людьми.
Например, девочка (1 год 10 месяцев) пытается повторить за мамой цепочку действий: положить в кроватку подушку, уложить куклу и накрыть ее одеяльцем. Но когда мама усложняет задачу – предлагает запеленать куклу, девочка прекращает игру и протестует, так как мама продемонстрировала действие, которое ребенок не может усвоить.
К двум годам дети могут оценить свои возможности и, будучи не уверены в своих силах, испытывают тревогу.
Еще одним свидетельством понимания детьми норм поведения является улыбка в случае достижения результата.
Петя (1 год 10 месяцев) за 5 минут сложил паровозик из 6 элементов и радостно улыбается в конце работы. При этом он не смотрит на маму, напротив, его улыбка – субъективная реакция, отражающая осознание того, что ему удалось соответствовать установленным им же критериям.
Дети часто улыбаются в ситуации, когда собираются совершить или почти совершили запретное действие, нарушающее нормы поведения (например, залезание на стол). Использование детьми эталонов в оценке событий и поведения является предпосылкой усвоения ими нравственных норм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...
Формирование у детей дошкольного возраста осознания нравственных норм посредством игровых сеансов с куклами
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игру...
Планирование работы по формированию нравственных норм и представлений у детей раннего возраста
перспективное планирование нравственных норм раннего возраста...
Развитие личности у детей дошкольного возраста. Усвоение нравственных норм. Эмоционально- мотивационная регуляция поведения.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укр...
Формирование нравственных норм у детей младщего возраста.
Изучить особенности нравственных норм у детей через сказки....
Обобщение педагогического опыта по теме"Социализация личности посредством формирования нравственных норм поведения"
Обобщение опыта работы, направленной на привитие навыков культуры общения и поведения...
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....