Статья "Становление общения ребёнка со сверстниками"
статья
Предварительный просмотр:
Становление общения ребенка со сверстниками
Интерес к другим детям у ребенка начинает появляться очень рано-уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица. Однако в этом возрасте детские контакты мимолетны, интерес к сверстнику неустойчив, ребенок легко отвлекается и забывает о нем. Ситуация меняется, когда малыш начинает делать первые шаги и расстается с прогулочной коляской. Теперь его начинает неудержимо тянуть туда, где играют дети. Но вот он оказывается рядом с ними на детской площадке или в яслях и начинаются проблемы. То один ребенок дернет другого за волосы, то наступит на него, проходя мимо, то отберет игрушку. При этом негодование и плач ровесника часто оставляют ребенка равнодушным или вызывают у него искреннее удивление.
Подобное обращение со сверстником объясняется несколькими причинами. Психологи установили, что примерно до полутора лет ребенок относится к ровеснику скорее как к живой игрушке, чем как к партнеру по общению. Если посадить рядом с годовалым ребенком куклу и сверстника, можно увидеть любопытную картину: малыш поковыряет глаз у куклы, а потом попытается проделать то же самое со сверстником, сначала похлопает по голове куклу, а потом ребенка. Малыш будет с любопытством ощупывать одежду сверстника, пробовать на вкус его пальчики и совершать множество других действий чисто познавательного характера. Сверстник для него – пока всего лишь интересный объект для исследования. Навыков равноправного взаимодействия у детей еще нет. Стоит одному из них взять игрушку, как сразу же возникает конфликт. Предмет заслоняет собой сверстника и становится яблоком раздора.
Но постепенно отношение детей друг к другу меняется. Бурно нарастает инициатива в контактах, малыши перестают обращаться с ровесниками как с неодушевленными предметами, отношение детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Другой ребенок все чаще воспринимается как партнер по взаимодействию. После полутора лет между детьми возникает особый род контактов: эмоционально-практическое общение. Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать друг за другом, подражать друг другу, без устали прыгать, кружиться, падать, кувыркаться, строить рожицы, смеяться, визжать и бросаться игрушками.
На первый взгляд перед нами обыкновенное баловство, скорее бесполезное, чем имеющее какое-то значение для развития ребенка. Однако, если внимательно присмотреться к подобным действиям, можно заметить, с каким интересом дети смотрят друг на друга, как синхронно выполняют одни и те же движения, как чутко реагируют на инициативу партнера и сами проявляют активность и, наконец, какое удовольствие доставляют им подобные игры. Оказывается, что в ходе этих игр дети учатся договариваться друг с другом на понятном им языке действий и сопрягать их с партнером, понимать состояние другого и адекватно реагировать на него, свободно выражать свои эмоции. Подобным образом малыши получают первые уроки общения с ровесниками.
И все же в этот период детства потребность в общении с другими детьми не является главной для ребенка. Как только между детьми появляется игрушка, все внимание переключается на нее, и на смену веселому и радостному общению часто приходит ссора. Малыши пока еще не умеют распределять свои действия, договариваться друг с другом. Потребность в действиях с предметами оказывается для детей важнее общения со сверстником.
Однако это не означает, что детские контакты не нужно поддерживать. Они особенно важны, если вы собираетесь отдать своего малыша в ясли или он уже посещает их.
Как же помочь ребенку наладить общение со сверстниками? С маленькими детьми лучше всего организовывать эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядом в глаза друг друга, улыбками, поглаживаниями. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как многое можно выразить взглядом.
Малыши очень любят, когда взрослые играют с ними в «Ладушки», «Сороку-ворону» и другие игры-забавы. Эти игры можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделите время совместной игре малышей. Поиграйте с каждым ребенком по очереди в «Сороку-ворону» так, чтобы все дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте игру между детьми, помогая им водить пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова потешки. Повторите игру несколько раз. Все это способствует установлению доброжелательных отношений между детьми, развитию умения координировать действия.
Детям очень интересны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с 2–3 малышами дома или на прогулке. Например, встаньте вместе с детьми в круг и предложите им попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться. Покажите малышам образец действия и задайте ритм движений, сопровождая их чтением стихотворения или пением песенки. При этом обращайте внимание детей друг на друга, называйте их по именам, хвалите за дружную игру. Подобные игры хорошо включать в воображаемые ситуации. Например, дети могут кружиться как снежинки, прыгать как зайчики, топать как медведи, тянуть ручки вверх как цветочки к солнышку и пр.
Сближению детей способствуют и хороводные игры. Их также хорошо организовывать с несколькими малышами. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в такие игры, как «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Каравай». Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова стихотоворений, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт.
Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, не следует исключать их из совместных игр. Помогайте малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередность в действиях, достигать общей цели. Сначала в игры лучше всего включать предметы, которые хорошо знакомы малышам, – это позволит предотвратить конфликт. Например, можно предложить детям мяч, который можно перекатывать, бросать друг другу. Двум малышам можно дать одинаковые пирамидки и предложить сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом – вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместе построить башню, заборчик, длинный поезд, гараж, домик; с помощью лески и крупных бусин (макарон, колечек) сделать бусы для куклы и друг для друга.
Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Расположите на полу или на столе большой лист бумаги или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите малышам обмакнуть кисточки (печатки, пальчики) в краску и сделать следы на бумаге. Эту игру можно разнообразить, нарисовав на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и вместе с детьми изобразив рыбок или птичек на деревьях. Можно также обвести карандашом или фломастером детские ладошки, а малышам предложить сравнивать их с отпечатками.
Развитию совместной деятельности способствуют также игры с песком, в которых дети делают куличики, горки или тоннели; с водой – пускают друг другу кораблики или мыльные пузыри.
Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение книг. Предлагайте малышам вместе с вами рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это способствует не только развитию общения, но и речи детей.
Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного партнера. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и учите их хвалить друг друга. Ведь самое важное в дружбе – это доброе и внимательное отношение.
Роль музыки в формировании общения ребенка со сверстниками
Известно, что музыка оказывает положительное воздействие на малыша: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. Но помимо этого музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия маленького ребенка со сверстниками. Ниже представлены музыкальные игры (ладушки, пляски, хороводы, прятки, подвижные игры), организуя которые вы сможете целенаправленно поставить малышей в ситуацию общения. В ходе этих игр дети учатся прикасаться друг к другу, гладить сверстника по голове, смотреть в глаза, обниматься, подражать плясовым движениям и пению ровесника. Таким образом в процессе игры у малышей постепенно формируется интерес к сверстникам, они осваивают эмоционально-положительные действия по отношению друг к другу.
Для формирования первых детских контактов нет необходимости иметь обширный музыкально-игровой репертуар. Достаточно разучить с детьми несколько плясок, песенок, хороводов. Повторение знакомых игр не надоедает малышам, чем свободнее они выполняют какое-либо известное действие, тем больше радости им это доставляет.
Проводя музыкальные игры, соблюдайте следующие правила.
• Организуйте общение малышей в условиях наибольшего комфорта там, где дети часто видят друг друга, например, на детской площадке.
• Приглашайте сверстника с мамой к себе в гости и сами ходите в гости.
• Специально создавайте ситуации для общения, а также используйте спонтанно возникающие ситуации.
• Предлагайте детям игры с такими движениями, при выполнении которых не нужно прилагать особых усилий.
• Сопровождайте игры музыкой с четким ритмом и песнями с короткими, понятными маленьким детям фразами.
• Предлагайте малышам для игры одинаковые игрушки.
• Играйте вместе с детьми, организуя и направляя их, включайте в деятельность по подражанию словесные подсказки.
• Предоставляйте малышам относительную свободу в игре; используйте метод совместного действия только в том случае, если кто-то из детей действительно нуждается в помощи.
• Сделайте встречи малышей регулярными.
Если вы прислушаетесь к нашим советам, то однажды с удовлетворением заметите, что ребенок выражает радость при встрече с товарищем и с удовольствием играет вместе с ним, а «скандалов» между детьми становится все меньше.
Игры, способствующие формированию интереса к сверстнику и эмоционально положительным действиям
От 1 года до 1 года 6 месяцев
Хлоп, хлоп по ладошечке
Для этой игры необходимо участие двух взрослых. Малыши могут сидеть, стоять, находиться у них на коленях.
Пусть один ребенок с помощью взрослого протянет ручки к сверстнику ладонями вверх, а другой хлопает по ним. Сопровождайте игру пением песенки, стимулируя детей к протяжному произнесению слов:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
По ладошечке.
Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп,
Моя крошечка!
Слова Т. Бабаджан
Музыка народная
Обычно во время игры дети смотрят друг на друга, улыбаются, испытывая радость от общения.
Повторите игру, только теперь малыши должны поменяться ролями. Хвалите их за то, что они играют вместе, радуются, «поют». Играйте, пока у детей сохраняется интерес.
Мишка с куклой Встаньте напротив малышей и начните весело петь песенку:
Мишка с куклой бойко топают, (Топайте ногами.)
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают, (Хлопайте в ладоши.)
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой, (Качайте головой.)
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Мишка с куклой бойко топают, (Топайте ногами.)
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают, (Хлопайте в ладоши.)
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мы попробуем, мы попробуем, (Выполняйте пружинящие движения ногами.)
Эту полечку все сплясать,
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы отставать!
Слова М. Качурбиной, русский текст Н. Найденовой
Музыка М. Качурбиной
В ходе игры обращайте внимание малышей друг на друга, напоминайте им о том, что они играют вместе, поэтому всем так весело.
Качели Сначала пусть каждый ребенок поиграет в эту игру со своей мамой. После этого объедините малышей в пару. Покажите им, как взять друг друга за руки, и начать покачиваться из стороны в сторону, перенося вес тела с одной ноги на другую. Один взрослый может, обхватив кисти рук детей своими руками, задавать ритм, темп и направление движений. Сопровождайте игру пением:
Ой-да, ой-да, на качели сели.
Ой-да, ой-да, песенку запели.
А потом еще раз
Быстро раскачались.
Все у нас, все у нас
Весело смеялись.
Слова Э. Макшанцевой
Музыка А. Филиппенко
Во время игры хвалите малышей, делая акцент на том, что они играют вместе, напоминайте, чтобы они смотрели в глаза друг другу и не расцепляли рук. Стимулируйте детей к подпеванию.
Казачок Предложите малышам взяться за руки. Зафиксируйте это положение, встав за спиной у одного из них и обхватив своими руками кисти их ручек. Это поможет вам задать ритм и темп пляски. Пусть ваш партнер пляшет рядом с малышами, чтобы они могли подражать ему. Сопровождайте игру веселым, задорным пением. Стимулируйте детей к выполнению пружинящих движений ногами:
Что стоишь —
Плясать пошли!
Эх, сапожки все в пыли!
Топ-топ —
На каблучок!
Ай, да танец
Казачок!
Слова М. Лаписовой
Музыка русская народная
В конце игры похвалите детей за то, что они плясали вместе, смотрели друг другу в глазки.
Постепенно предоставляйте детям относительную самостоятельность при выполнении движений: не держите их больше за руки, а пляшите рядом с ними, затем только пойте, предложив малышам плясать самостоятельно. Когда дети разучат этот танец, смените движение: покажите им, как переступать с ноги на ногу. Учите малышей не расцеплять руки во время пляски и не отворачиваться от сверстника.
Едем вместе на машине
Вам понадобится большой пластмассовый ящик для игрушек, в котором могут поместиться два малыша. Если у вас нет подходящей «машины», возьмите тонкое одеяло или коврик (они должны легко скользить но полу), посадите на него малыша и покатайте по комнате. Затем покатайте второго ребенка.
Предложите детям покататься на «машине» вместе. Посадите малышей на одеяло друг напротив друга, попросите их взяться за руки и потяните одеяло за два конца на себя. Пусть второй взрослый страхует детей сзади. Во время движения пойте песню, стимулируя малышей протяжно произносить би-би. Хвалите малышей за то, что они так «хорошо едут вместе» и «поют».
Машина, машина,
Куда ты идешь?
Машина, машина,
Кого ты везешь?
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Ты нас покатай,
Машина, машина,
Быстрей приезжай!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Ты всех обгони,
Машина, машина,
Направо сверни!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина,
Вези нас домой.
Машина, машина,
Приехали! Стой!
Би-би-би, би-би-би!
Слова Л. Некрасовой
Музыка К. Волкова
В конце «затормозите», но так, чтобы малыши не упали. Совместное «катание», телесный контакт усиливают речевую активность и радостные переживания малышей. Все это способствует формированию позитивных контактов со сверстником.
Догонялки
Возьмите каждый своего малыша за руку и, напевая песенку, выполняйте с ним следующие действия.
Шагайте вместе с ребенком вслед за сверстником:
Раз, два, раз!
Раз, два, раз!
Весело, весело мы идем!
Раз, два, раз!
Раз, два, раз!
Песенку, песенку мы поем.
Постепенно ускоряя темп движения, попытайтесь догнать впереди идущего малыша:
А теперь бегом, бегом
И по комнате кругом.
Вот как быстро мы бежали
И нисколько не устали!
Вот как быстро мы бежали
И устали – да, да, да!
Слова Н. Френкель
Музыка Е. Тиличеевой
В конце игры малыш должен догнать сверстника и крепко обнять его. Поддержите игру радостными возгласами: «Ваня догнал Сашу и обнял. Молодцы дети!»
Повторите игру, только теперь пусть малыши поменяются ролями. Поощряйте попытки детей к самостоятельным действиям и подпеванию.
От 1 года 6 месяцев до 2 дет
Подружились
Предложите малышам встать друг напротив друга и под ваше пение погладить друг друга по голове. Обычно, если один малыш выполняет действие правой рукой, то второй, как бы видя свое отражение, действует левой. Это мешает детям во время игры.
Вот как дружат наши детки,
Наши детки-малолетки.
Дружат, дружат наши детки,
Дружат наши малолетки!
Затем малыши берутся за руки и не спеша двигаются боковым шагом по комнате или идут друг за другом.
Закружились наши детки,
Закружились малолетки!
Вот как пляшут наши детки,
Вот как пляшут малолетки!
Музыка русская народная
По окончании песни малыши обнимаются.
Во время игры следите за тем, чтобы дети бережно, ласково гладили друг друга по голове. Если малыши не могут самостоятельно выполнить движение, помогите им: действуйте рукой ребенка, обхватив ее на уровне запястья.
Прятки Предложите одному малышу спрятаться, присев вместе с мамой за диваном, креслом и т. п. (нельзя прятаться в шкафу, темной кладовке – это может испугать ребенка). Накройте ребенка тонкой тканью (например, куском тюля). Второму ребенку предложите найти ровесника. Передвигайтесь вместе с ними по комнате, заглядывая под разные предметы.
Ваня, Ваня, отзовись!
Где ты прячешься, малыш?
Раз, два, три, четыре, пять —
Я иду тебя искать!
Остановитесь и несколько раз пропойте слово «Ау», стимулируя малыша к подпеванию.
Музыка русская народная
Малыш находит сверстника и сдергивает покрывало. Поддержите ребенка возгласами: «Вот он, дружочек! Нашелся Ваня! Миша нашел Ваню, молодец Миша!» Дети крепко обнимают друг друга.
При повторении игры малыши меняются ролями.
Играйте эмоционально, радостно, заражайте детей своим настроением, одобряйте попытки подпевать вам. Для того чтобы малышам было интереснее, можно дать спрятавшемуся ребенку маленький, незвонкий колокольчик, чтобы он периодически позванивал им. В конце предложите детям пропеть вместе: «Ау, ау, ау!» Похвалите их за то, что они поют вместе.
Не кружись на лугу Взявшись за руки, встаньте вместе с детьми в круг (дети должны находиться между взрослыми) и начинайте двигаться по кругу, напевая потешку:
Ой гугу, ой гугу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,
Мокрый к ужину придешь.
Слова и музыка народные
В конце, расцепив руки, осторожно «упадите» (сядьте на пол), эмоционально восклицая: «Ой, упали в лужу! Теперь все мокрые! Надо отряхнуться». Встаньте, «отряхнитесь» и снова начните водить хоровод.
Постепенно малыши должны научиться играть в эту игру вдвоем: взявшись за руки, они спокойно передвигаются по комнате под ваше пение, после «падения в лужу» – встают и «отряхивают» друг друга.
Во время игры стимулируйте детей к подпеванию. Учите их заботиться друг о друге.
День рождения
Эту игру полезно включить в семейный праздник по случаю дня рождения малыша, но можно играть в нее и в обычные дни, устраивая день рождения любимому мишке, кукле, другу.
Взявшись за руки, встаньте вместе с детьми в круг («виновник» торжества должен находиться в центре круга) и начните водить хоровод, напевая песню (помните, что дети должны находиться между взрослыми, иначе ваш хоровод может рассыпаться). Стимулируйте детей к подпеванию:
А у Тани день рожденья,
А у Тани день рожденья,
Люди, люди, день рожденья,
Люли, люли, день рожденья!
Таню все мы поздравляем,
Таню все мы поздравляем,
Люли, люли, поздравляем,
Люли, люли, поздравляем!
Слова И. Михайловой
Музыка Ю. Слонова
В конце игры предложите имениннику пригласить друга (подойти, назвать по имени, взять за руку) и поплясать с ним под веселое пение гостей и хлопки в ладоши:
Таня, Таня, попляши.
Твои ножки хороши.
Так, так и вот так,
И вот эдак, и вот так!
Русская народная мелодия
Повторите игру, только теперь сделайте «именинником» другого ребенка, поставив его в круг и объяснив, что у него тоже скоро будет день рождения. Если в центре круга находится любимая игрушка, то малыши по очереди пляшут с ней, передавая ее друг другу
Игры, привлекающие внимание ребенка к действиям сверстника с предметами
От 1 года до 1 года 6 месяцев
Погремушки
Для игры вам понадобится корзинка с погремушками.
Высыпьте игрушки на середину комнаты, привлекая к ним внимание детей. Предложите малышам взять понравившиеся игрушки. Следите за тем, чтобы дети не толкались, не отнимали игрушки у сверстника. Похвалите малышей за то, что они играют вместе.
Затем спойте веселую песенку и позвените погремушкой, побуждая малышей к подражанию:
Погремушки, погремушки,
Вот веселые игрушки.
Звонко, звонко так гремят
И ребяток веселят.
Русская народная песня
С возгласом «Ай!» спрячьте погремушку за спину Стимулируйте детей к подражанию вашим действиям и действиям друг друга. Старайтесь вызвать у малыша звукоподражание.
Повторив игру, несколько раз положите игрушки в корзинку восклицая: «Нет погремушки». Сделайте это эмоционально, так чтобы малыши последовали вашему примеру. Собрав все игрушки, потрясите корзинку, а затем высыпьте их снова, побуждая детей к активным действиям.
Играйте в игру до тех пор, пока у малышей сохраняется к ней интерес. В процессе игры обращайте внимание детей на действия сверстника. Поощряйте попытки малышей предлагать погремушку другому ребенку.
Колечки Приготовьте 6–9 колечек-серсо и пластмассовую или деревянную палочку. Наденьте колечки на палочку и начните вращать их, напевая песню и привлекая внимание малышей:
Ты, колечко, покружись,
Нашим деткам покажись!
Так, так и вот так,
Не поймать тебя никак!
Покружись, покружись,
Нашим деткам покажись.
Так, так и вот так,
Не поймать тебя никак!
Русская народная мелодия
С окончанием пения резким движением сбросьте колечки с палочки так, чтобы они рассыпались по комнате, но оказались в пределах видимости детей: «Ай, рассыпала! Будем собирать колечки и надевать на палочку». Следите за тем, чтобы малыши, собирая колечки, не толкались, не отнимали их друг у друга. Учите их брать по одному колечку, надевать на палочку, а затем идти за следующим; делиться колечками со сверстником.
При повторении игры пусть один малыш держит палочку, а другой нанизывает колечки. Затем предложите ребятам поменяться ролями. Обращайте внимание детей на действия с колечками, которые совершает сверстник. Поощряйте малышей за доброжелательность к другому ребенку.
От 1 года 6 месяцев до 2 дет
Вышли детки в сад
Для игры вам понадобится кукла-мальчик.
Покажите детям игрушку и скажите, что куклу зовут Ваня и что он хочет плясать и петь вместе со всеми.
Встаньте с детьми в круг и начните петь песню и приплясывать, держа куклу перед собой. Стимулируйте малышей к выполнению знакомых плясовых движений (пружинящие движения ногами, топотушки, хлопки в ладоши и по коленкам, повороты кистей рук):
Вышли детки в сад зеленый
Танцевать, танцевать.
Стали гуси удивленно
Гоготать: «Га, га, га!»
Серый конь заржал в конюшне:
«И-го-го, и-го-го!
Для чего плясать так нужно,
Для чего, для чего?»
И корова удивилась:
«Му-му-му, му-му-му!
Что вы так развеселились,
Не пойму, не пойму?»
Ваня лихо приседает,
Да-да-да, да-да-да!
Он второй башмак теряет —
Не беда, не беда!
Польская народная песня
В конце сделайте так, чтобы у куклы слетел башмачок. Наверняка малыши сразу подберут его. Если этого не произойдет, воскликните: «Ай, Ваня так расплясался, что потерял башмак. Кто поднимет Ванин башмачок? Саша поднял! А кто наденет Ване башмачок? Алеша надел. Вот какие молодцы детки: пели вместе, плясали и Ванин башмак нашли и надели. Все вместе!»
Послушный мячик
Приготовьте мячик среднего размера. Хорошо, если он будет сделан из ткани или обтянут тканью.
Сядьте на пол (малыши напротив, мамы – сзади детей), вытяните и широко раздвиньте ноги, чтобы мячик не укатывался. Пусть дети под ваше пение катают мячик друг другу:
Вот какой послушный мячик!
Не шалит он и не скачет.
Будем в мячик мы играть,
Станем мы его катать.
Будем в мячик мы играть,
Станем мы его катать.
Покатился мяч к Алеше,
А потом назад – к Сереже.
Будем в мячик мы играть,
Станем мы его катать.
Будем в мячик мы играть,
Станем мы его катать.
Украинская народная мелодия
Помогайте малышам: подталкивайте мячик, чтобы он катился плавно, соответственно темпу вашего пения. Стимулируйте детей к подпеванию.
Звонкие бубны
Приготовьте несколько маленьких одинаковых бубнов (по количеству детей и взрослых) и большую куклу. Незаметно от детей положите бубны в красивую коробку с крышкой, а куклу накройте покрывалом.
Предложите детям веселую игру. Пусть один малыш откроет коробку, а другой (сначала это должен быть более активный ребенок) раздаст бубны.
Объясните детям, что кукла Катя потерялась и они должны ее найти. Звеня бубнами и стимулируя детей к подражанию, ходите по комнате и ищите куклу. Сопровождайте действия пением русской народной песни:
Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять.
Дело, дело, дело, дело,
В лес по ягоды гулять.
Они ягод не набрали,
А подружку потеряли.
Жалко, жалко, жалко, жалко,
А подружку потеряли.
Сделайте остановку, напомните детям о том, что они ищут куклу Катю. Продолжите поиск:
Ты ау, ау, Катюшка,
Наша милая подружка.
Где ты, где ты, где ты, где ты,
Наша милая подружка?
Русская народная песня
Допев песню, позвольте малышам сдернуть покрывало с куклы. Эмоционально воскликните, изображая удивление: «Ой! Нашли Катю, вот она!» Пусть дети одновременно обнимут куклу. Похвалите малышей за то, что они нашли Катю вместе. При этом обращайте внимание на достоинства детей, например: «Какой ты у меня молодец, как замечательно играешь! А посмотри, как Саша здорово ударяет в бубен. Вот как весело вы играли вместе и искали Катю!» В конце игры предложите детям поплясать вокруг куклы под музыку (в записи).
Зайка к деткам подбежал Приготовьте зайчика на резинке. Пусть малыши сядут рядом, а вы встаньте напротив. Напевайте песенку и дергайте зайчика за резинку:
Зайка к деткам подбежал,
Возле деток прыгать стал:
Прыг-скок, прыг-скок,
Догони меня, дружок!
Слова Ю. Островского
Музыка Е. Тиличеевой
Со словами: «Детки, догоните зайку!» – бегайте по комнате, а малыши с помощью второго взрослого пусть догоняют зайку. Догнав, зайца, дети обнимают и гладят его. Если кто-то из малышей отличается активностью и опережает другого ребенка, не давая ему возможности поймать и погладить зайку, тактично «притормозите» лидера.
Затем направьте зайку к конкретному ребенку. («Зайка к Саше подбежал…») По окончании песни скажите: «Саша, догони зайку». Саша догоняет, а другой малыш наблюдает за сверстником. Затем зайку догоняет другой малыш. Таким образом, у малышей активизируется внимание, развивается выдержка и терпение, ведь нужно услышать, к кому подбежал зайка, кто его будет догонять – все вместе или только один участник игры.
Игру можно усложнить, предложив одному малышу управлять зайчиком с вашей помощью, а другому догонять его. Потом дети меняются ролями.
В ходе игры предоставляйте малышам больше самостоятельности. Помогайте им только при необходимости. Учите малышей передавать игрушку сверстнику, каждый раз подчеркивая, что они играют вместе.
Мотылек
В эту игру лучше играть летом на лужайке или в большой комнате. Вырежьте из плотного картона двух бабочек размером примерно 15–20 см и раскрасьте их. Для того чтобы они служили дольше, покройте их лаком для волос. Привяжите к бабочкам веревочки.
Возьмите в каждую руку по бабочке и начните петь песенку, выполняя соответствующие движения. А малыши пусть бегают за мотыльками:
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Ля, ля, ля, ля, ля,
Ля, ля, ля, ля, ля.
Присядьте на корточки, стимулируя детей к подражанию:
Присел отдохнуть
На душистый цветок.
Продолжайте бегать, широко расставив руки:
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Летал мотылек,
Порхал мотылек,
Ля, ля, ля, ля, ля,
Ля, ля, ля, ля, ля.
Присядьте на корточки:
Присел подремать
На прохладный пенек!
Стоя на месте, опускайте и приподнимайте бабочек так, чтобы малыши могли дотянуться и поймать их:
Раз, два, три, четыре, пять —
Мотылька пора поймать!
Слова Ю. Островского
Музыка Р. Рустамова
Пусть дети рассмотрят каждый своего мотылька, а потом поменяются бабочками. В конце игры попросите малышей вернуть бабочек и поблагодарить друг друга.
В следующий раз повторите игру, а затем предложите детям побегать с мотыльками под ваше пение. Учите малышей держать мотылька тремя пальцами за веревочку, присаживаться на корточки, не толкаться, меняться мотыльками, благодарить друг друга. Каждый раз подчеркивайте, что дети играют вместе, поэтому им так весело.
Для того чтобы детям было легче удерживать бабочек, сделайте на конце каждой веревочки петельку, которую можно надеть на указательный палец ребенка, или пришейте к веревочкам большие пуговицы.
Огород В эту игру лучше играть летом на даче. Положите на траву большой гимнастический обруч, внутрь которого поместите знакомые детям овощи, например, несколько крупных морковок и кочан капусты. Встаньте вокруг импровизированного огорода так, чтобы между малышами находились взрослые, и возьмитесь за руки. Стоя на месте, раскачивайте руками вперед-назад и напевайте песню:
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет.
Вот такой вышины,
Вот такой вышины! (Поднимите руки вверх.)
Вот такой ширины,
Вот такой ширины! (Разведите руки в стороны, отходя назад.)
Есть у нас огород,
Там капуста растет. (Не спеша двигайтесь вперед, сужая круг.)
Вот такой вышины,
Вот такой вышины! (Поднимите руки вверх.)
Вот такой ширины,
Вот такой ширины! (Разведите руки в стороны, отходя назад.)
Слова А. Пассовой
Музыка Б. Можжевелова
Следите за тем, чтобы дети не наступали на обруч и не заходили в него. Играйте до тех пор, пока игра вызывает у малышей интерес.
После игры предложите малышам помыть овощи и угостить ими друг друга. Поставьте на траву большой таз и налейте в него теплой воды. Раздайте малышам поролоновые губки и покажите, как вымыть морковку. Учите малышей не толкаться, не брызгать друг на друга водой. Затем объясните детям, что морковку нужно нарезать и положить на тарелку. Возьмите тарелку с заранее нарезанными овощами и предложите детям попробовать морковку и угостить ей друг друга. Если у вас есть животные (например, морская свинка, хомячок, черепаха), вместе с детьми покормите их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение ребёнка со сверстниками. Почему с ребёнком не хотят играть его сверстники.
Малыш может быть отвергнут другими детьми по такой причине, как внешность или одежда, как ни банально это звучит. Его могут не принимать в игру из- за того, что он кажется некрасивым, не и...
Организация общения ребёнка со сверстниками
организация общения между детьми...
Презентация" Общение ребёнок-воспитатель-сверстник"
Содержание в соответствии с ФГОС ДО информирует об общении ребёнка....
Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Роль воспитателя в становлении общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками ».
Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек . Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей ...
Список литературы потеме общение ребёнка со взрослым и сверстниками
Список литературы потеме общение ребёнкасо взрослым и сверстниками...
Консультация для родителей "Общение ребёнка со сверстниками"
Консультация для родителей "Общение ребёнка со сверстниками"...