Проект "Мини-музей "Военный блиндаж"
проект ( группа) на тему
В публикации отражен опыт работы детского сада по созданию мини-музея "Военный блиндаж".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_mini-_muzee.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Ромашка»
ПРОЕКТ
МИНИ-МУЗЕЙ
«ВОЕННЫЙ БЛИНДАЖ»
Составители:
Михеляйнен И.А., ст. воспитатель
Дрокина Л.Г., ст. воспитатель
Ковалевская Т.А., воспитатель
2015 г
Музей (по определению) – это научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини – музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В нашем детском саду уже был опыт создания мини-музеев («Кубанская горница», «Экосистемы «Насекомые», «Животные жарких стран», «Времена года» и др. Мы решили создать и мини-музей «Военный блиндаж».
Цели проекта:
1. Повысить роль музея в сохранении и развитии у детей чувства гордости за свою страну, сознании необходимости увековечения памяти российских воинов и знаменательных событий военной истории Отечества.
2. Совершенствовать содержание, формы и методы поисковой, познавательной и исследовательской деятельности.
З. Привлечь как можно больше детей, родителей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания.
4. Формировать у молодого поколения патриотизм, уважение к военной истории страны, готовность к служению Отечеству, уважительное отношение к старшим.
Задачи создания мини – музея:
1. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
7. Развитие творческого и логического воображения.
8. Формирование активной жизненной позиции.
Принципы, которые мы использовали при создании нашего музея.
-Принцип учёта возрастных особенностей детей.
-Принцип опоры на интересы ребёнка.
-Принцип наглядности.
-Принцип последовательности.
-Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Накопленный опыт по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско – родительских отношениях.
Расположение.
Наш музей занимает площадь под лестничным маршем. Экспонаты размещены на всей площади.
В создании нашего музея активное участие принимали дети детского сада, их мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги, а так же др. члены коллектива детского сада.
Руководитель мини – музея: воспитатель Ковалевская Т.А.
План работы по созданию мини – музея
Подготовительный этап:
Содержание работы:
Беседы с детьми, родителями
Ожидаемый результат:
определение темы и название музея
Выбор места для размещения
Практический этап:
Содержание работы:
сбор экспонатов (в течении года)
оформление выставки
индивидуальная работа с детьми
проведение экскурсий
Ожидаемый результат:
Создание мини – музея «Блиндаж»
Подведение итогов:
Содержание работы:
Заседание инициативной группы
Ожидаемый результат:
Выставка экспонатов мини – музея
Характеристика мини – музея
Библиотека
Здесь собраны стихи и авторские произведения о Великой отечественной войне, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности. Мы создали фильмотеку коротких документальных фильмов о военном лихолетье, которые также могут быть использованы в образовательных областях. Музыкальный руководитель сделала подборку песен военных лет и о войне. Они звучали каждое утро в детском саду, педагоги использовали их на занятиях.
Воссоздаёт быт солдат периода Великой Отечественной войны: печка-буржуйка (сымитирован огонь), около которой сушатся сапоги, стол, на стене — газета, пожелтевшая от времени, карта сражений, недописанное солдатское письмо на столе, кружка, фляжка, котелок, ремень, шинели, керосиновая лампа, санитарная сумка, макет пулемета, панорама танкового сражения, флаг.
Собраны фотографии, анкеты, воспоминания ветеранов. В витринах — личные вещи, награды (у нас они во временном пользовании). На столе войсковая радиостанция, каска, пилотка. Кроме этого, брезент на полу, маскировочная сеть. Зимой вход в блиндаж устилали еловыми лапами.
Экспонаты собирались детьми с родителями, коллективом детского сада. Сама идея создания мини-музея предложена нашим руководителем. В начале учебного года руководитель предложила эту идею педагогам, педагоги обратились к мамам и папам с просьбой принести что-нибудь интересное для музея.
К данному проекту сделана опись всех экспонатов, приложен информационный материал.
Тематический план занятий в ходе реализации проекта
№ | Тема занятий | Цель занятий |
1 | Что это такое – Музей? | Познакомить детей с историей создания музеев, об их значении |
2 | Перед экскурсией | Раскрыть содержание музейной деятельности, познакомить с правилами поведения в музее, познакомить с профессией – экскурсовод |
3 | Знамя Победы | Раскрыть понятие «Знамя Победы» |
4 | Солдатский быт | Прикоснуться к суровым солдатским условиям, прочувствовать тяжесть лишений в годы войны. |
5 | Награды за подвиг | Познакомить с наградами, за что ими награждали, привести примеры подвига с использованием художественной литературы. |
6 | Экспонаты музея | Предоставить возможность «прожить» некоторое время в роли солдата, примерить каску, пилотку, шинель. |
7 | Карты сражений | Познакомить с картами сражений. Объяснить для чего они нужны были. |
Перспектива развития мини – музея
Продолжить сбор экспонатов
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ
Мини-музей позволил воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, вопросы ребят о наградах побудили воспитателей провести цикл занятий об этом.
На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии». Ее основу составили различные предметы, личные вещи, благодарности командующих фронтов родственникам наших воспитанников. Например, среди экспонатов оказалось много старинных фотографий. Выяснилось, что среди прабабушек и прадедушек было много ветеранов войны и труда, детей войны. Дети и взрослые рассказывали о своих родных.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители с удовольствием посещают наши экспозиции с детьми, с удовольствием беседуют, дети рассказывают как экскурсоводы.
Через все мероприятия красной нитью проходила тема юбилея Победы. К 23 февраля мы провели спортивный праздник. Дети соревновались в ловкости, меткости, смелости.
Спартакиада дошкольников, «Музыкальная капель» также были посвящены Победе.
Мы хотели бы отметить и успешность проведенных акций в детском саду. Дети и родители с большим энтузиазмом на все это откликаются.
«Бессмертный полк»- портреты с биографией своих родственников приносили родители вместе с детьми, воспитатели читали детям, рассматривали.
«Дорогами славы» - посещение библиотеки, школьного музея, мемориалов. Дети с большим интересом принимали в этом участие.
«Дети России-за мир»- всероссийская акция, организованная партией «Единая Россия». Трое наших воспитанников представили свои работы. Коллектив, родные активно голосовали.
«Георгиевская лента» - в юбилейный год мы продолжили активно ее пропагандировать среди детей и родителей.
«Аллеи славы» - продолжаем уход за аллеей «Сирень 45 года» в ДОУ, заложили аллею на территории сельского поселения из саженцев, выращенных в детском саду.
И еще об одном удачном мероприятии. Конкурс чтецов стихов о войне, о Победе, о мире. Разработали положение, определили критерии, принимали заявки от групп. Родители вместе с детьми пришли на этот конкурс. Мы слушали эти произведения со слезами на глазах. Это очень трогательно.
Возвращаясь к тому, что проект завершен, а работа продолжается.
Дети и родители продолжают пополнять музей экспонатами, фотографиями и биографиями родных. Педагоги продолжают накапливать произведения художественной литературы, находят интересные сценарии.
Данный опыт работы одобрен нашим педагогическим коллективом и будет продолжен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по макету «Здесь было все, что нужно в обороне: окопы, доты, дзоты ,блиндажи» (Сурский оборонительный рубеж)
На наглядной основе (макет) познакомить родителей с укрепительными сооружениями, которые возводили строители на Сурском оборонительном рубеже в годы Великой Отечественной войны....