Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребенка?"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
Конспект родительского собрания в группе 3-4 года в период окончания адаптации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_znaete_li_vy_svoego_rebenka.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания: «Знаете ли вы своего ребенка?»
Группа: 3-4 года
Дата проведения: 23.10.2015 г.
Время проведения: 18.00
Цель: дать родителям знания об особенностях развития ребенка от 3 до 4 лет;
настроить родителей на наблюдение за детьми;
объяснить необходимость учитывать в воспитании характерные для этого периода особенности.
Методы активации: использование примеров, вопросов, рекомендаций, анализа педагогических ситуаций.
Форма проведения: лекция-беседа
Предварительна работа: перед встречей индивидуально побеседовать с родителями о том, что их радует в развитии малыша, что огорчает, чем любит заниматься малыш, чем не любит и т.д., в ходе собрания использовать результаты анкетирования.
Участники: родители, воспитатели, ст. воспитатель, директор школы.
План:
- Вступление.
- Беседа.
- Выборы родительского комитета.
- Инструктаж по ПБ.
- Заключение: принятие решения.
Ход мероприятия.
- Вступительная часть.
Встречу начинаем с вопросов:
- Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребенка?
- Стал ребенок другим за период от 2 до 3-х лет?
- Что нового появилось?
Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребенок, не видят его потребностей и т.д.
Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: « Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, от она должна узнать его тоже во всех отношениях»
Можно в подтверждение привести еще одну цитату- слова Н.И. Пирогова: «Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает нам казаться тем, что он есть».
Что же характерно для ребенка четвертого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно сидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.
Вопросы:
- Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чем они проявляется?
- Какова любимая фраза ребенка?
Воспитатель. Ребенок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребенком себя происходит к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания. Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребенок. Ребенок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трех лет, когда ребенку свойственно проявление негативизма, капризов, упрямства.
Давайте разберемся в понятиях. Негативизм-это желание ребенка делать наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребенок не демонстрирует свою независимость.
Ситуация для анализа
Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят:
- Иди катайся.
На что он отвечает:
-Не пойду.
Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против лишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.
Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы».
Вопрос:
- Кто может развести эти понятия?
Комментарий воспитателя
Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.
Упрямство- своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту все равно что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чем настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко -и мы наблюдаем, что ребенок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.
Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Малыш может регулировать свое поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени новой одежде, не брал в руки бездомного котенка У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности, но не возмущаться тем, что не все еще у него получается.
Что такое капризы? Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямца самое главное- не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремится добиться еще большего внимания к себе, к совей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», а капризного: « Я не хочу». Капризный ребенок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».
А теперь давайте разберемся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.
Ситуация для анализа.
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, кончено, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесполезную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:
-Сам, сам! Сам!
Мать строго говорит:
-Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Вопросы:
- Правильно ли поступила мама?
- Каковы последствия поведения мамы?
- Бывают ли подобные ситуации у вас?
- Как вы выходите из них?
- Чтобы вы посоветовали маме?
Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Ситуация для анализа
Девочка Таня во время обеда говорит:
-Не хочу суп.
Она постоянно высказывает бабушке свое недовольство тем, что суп теплый, там «пенка» и др. Бабушка идет у нее на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. Все бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.
Вопросы:
- Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.
- В чем причина такого поведения ребенка?
- Были ли у вас подобные ситуации7
- Как вы из них выходили?
Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребенка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие членов семьи.
Иногда детям говорят, что они еще успеют «наработаться», взрослые полностью х обслуживают, а потом удивляются – почему ребенок не любит трудиться. Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а родители часто не продолжают эту работу. Ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции- испуг, страдание, недоумение. В таких ситуациях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо. Бывает, что ребенок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его еще и шлепнула. Он в слезы. А ведь правильнее было бы успокоить малыша.
Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ним общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.
Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребенок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребенку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценить личность ребенка, а не его поступок. В книге Ю.. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» приводится любопытный пример. Девочка трех лет, увидев, что бабушка рассержена, просит назвать ее Зайчиком, что на домашнем языке означает: «Ах ты, моя хорошая», т.е. ребенок старается заслужить одобрение.
Вопросы:
- Приведите пример, чему и как подражают ваши дети.
- Всегда ли он подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?
Обобщение ответов
Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребенка одного, а сами поступаю по-другому. Ребенок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.
Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л.Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребенку или не ругайте его это. Приведу банальный пример. В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребенок повторяет: «Папа сказал, то его нет дома». Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пью пиво», играют «в пьяных» и др.
Или вот еще один, очень показательный пример.
Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: «Ешь, дурак, ешь…» Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребенок отвечает «Да меня дома мама всегда так кормит».
Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.
Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, потому так часто нарушают правила поведения.
Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.
Приведу пример, подтверждающий одно из качеств, свойственных детям младшего возраста, - детскую непосредственность.
Мама показывает ребенку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребенок увидел бабушку и заявляет радостно: «Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!»
Дети четвертого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым.
Вопросы к родителям:
- Какие вопросы задают ваши дети?
- Как вы на них отвечаете?
- Чем любят заниматься ваши дети дома?
- Наблюдаете ли вы игры детей?
В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.
Нужно отвести ребенку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Об игре как ведущем виде деятельности мы подробно поговорим в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Дети о своих правах"
Родительское собрание посвящено профилактике нарушения прав ребенка дома и в детском саду. Участниками собрания яаляются дети подготовительной группы, их родители, педагоги....
Конспект родительского собрания "Театр ложек своими руками"
Работа с родителями...
Положение о детском - родительском творческом конкурсе «Книжка своими руками»
Настоящее Положение о проведении детского родительского творческого конкурса «Книжкасвоими руками» (далее - Конкурс) определяет порядок организации и проведенияконкурса, условия участия и категории уч...
Родительское собрание «Как понять своего ребенка»
Как понять своего ребенка...
Оформление родительского уголка в ДОУ своими руками
Наша цель – оптимально отразить всю самую важную информацию для родителей на стендах и создать атмосферу доброжелательности и уюта в раздевалке группы....
Презентация к родительскому собранию "Я знаю свой поселок"
Презентация к родительскому собранию...
детско-родительский тренинг "Я понимаю своего ребенка"
Целью этого тренинга является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми и гармонизация детско-родительских отношений....