проект "Солнечный круг"
методическая разработка на тему
игровая модель адаптации и развития общения детей в группе кратковременного пребывания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_solnechnyy_krug.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад
город Покачи
ПРОЕКТ
«Солнечный КРУГ» -
игровая модель адаптации и развития общения детей в группе кратковременного пребывания»
АВТОРЫ:
Бевза Марина Васильевна, заместитель директора по УМР
Кузьминчук Елена Васильевна, заместитель директора по УВР
Козакова Елена Михайловна, педагог-психолог
Куркина Ирина Викторовна, музыкальный руководитель
Контактный телефон:
8-(34669)-7-15-88
Покачи 2013
Структура проекта
Информационная карта ………………………………………… | 3-4 | |
Актуальность ………………………………………………………. | 5-6 | |
Цели и задачи……………………………………………………….. | 7 | |
Этапы и сроки реализации………………………………………... | 7-8 | |
Концептуальные подходы………………………………………… | 9 | |
Механизмы реализации…………………………………………… | 9-11 | |
Основное содержание……………………………………………… | 12-18 | |
Целевая группа и кадровое обеспечение……………………….. | 18-20 | |
Перспективный план работы и предполагаемые результаты | 20 | |
Заключение………………………………………………………….. | 21 |
- Информационная карта проекта
Полное название проекта | «Солнечный КРУГ» - игровая модель адаптации и развития общения детей в группе кратковременного пребывания» |
Назначение проекта | Проект является вариативной формой дошкольного образования и направлен на работу с детьми и родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, разных слоев населения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Авторы проекта | Бевза Марина Васильевна Козакова Елена Михайловна Кузьминчук Елена Васильевна Куркина Ирина Викторовна |
Руководитель проекта | Шкрадюк Татьяна Васильевна |
Название организации, участвующей в проекте | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад |
Адрес организации | 628661 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Покачи, ул. Молодежная,13 |
Телефон, факс | Тел/факс: (34669) 7- 09 - 41 |
Проектная идея | Проектная идея заключается в использовании в группах кратковременного пребывания детей, функционирующих на базе консультативного пункта МАДОУ ЦРР - д/с, новой вариативной формы образования – индивидуально-групповых игровых сеансов. |
Цели проекта |
|
Задачи проекта |
|
Сроки реализации | Проект рассчитан на 20 –25 игровых сеансов (по 2 часа каждое) в рамках одного учебного года. |
Место проведения | МАДОУ ЦРР – д/с г. Покачи |
Целевая группа | - педагоги, сотрудники МАДОУ ЦРР - д/с; - семьи детей, не посещающих ДОУ (2 группы по 15 человек). |
Учебно-методический комплекс, необходимый для проведения игровых сеансов | - игровая комната; - спортивный зал; - изостудия; - музыкальный зал; - сенсорная комната; - методический материал в соответствии с содержанием игровых сеансов |
- Актуальность
Последние десятилетия в России отмечены высокой динамикой происходящих в обществе трансформаций, характеризующихся интенсивным развитием демократических основ общественных отношений, активной ломкой стереотипов, в т.ч. в обучении и воспитании детей. В числе принципиальных изменений понимания целей и средств образования многие педагоги-исследователи выделяют адаптацию детей к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам как динамичную систему взаимоотношений между личностью и внешней средой, которая ориентирована на развитие личности и позитивное вхождение ребенка в социальную среду.
В социальной адаптации ребенка 3-7 лет принимают участие родители (законные представители), педагоги, сверстники. При их непосредственном участии формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды (семья, образовательное учреждение), в которой он растет и развивается.
Одной из новых, хорошо зарекомендовавших себя форм дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях стали группы кратковременного пребывания детей, где ребенок проходит адаптационный период вместе с одним из родителей и затем легче входит в жизнь традиционного детского сада с 10-12-часовым пребыванием. Такие группы способны не только оказывать помощь в преодолении социальной дезадаптации, но и корректировать процесс социальной адаптации дошкольников.
Кроме того, группы кратковременного пребывания детей во многих дошкольных образовательных учреждениях являются одной из вариативных и перспективных форм предоставления психолого-медико-педагогических услуг детям дошкольного возраста, не имеющим возможность посещать ДОУ.
Многими педагогами-экспериментаторами доказано, что целенаправленная профессиональная работа специалистов, работающих в этих группах, позволяет решить целый круг задач, связанных с укреплением здоровья, а также с познавательным, эмоционально-личностным, художественно-эстетическим развитием детей. Даже при кратковременном пребывании детей в детском саду, в процессе организованного общения, занятий, игр со сверстниками, закладывается базис личностной культуры ребенка, необходимой для успешного вхождения его в последующую ступень образования.
В нашем учреждении такие группы работают с 2009 года: для неорганизованных детей в возрасте от 1 года до 3-х лет - на базе Центра игровой поддержки ребенка (ЦИПР) и адаптационной группы «Малыш», основной целью деятельности которых является создание психолого-педагогических условий, способствующих адаптации ребенка к ДОУ и его дальнейшему всестороннему развитию через внедрение новых форм взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями). А для детей от 3-х до 7 лет - на базе действующего в дошкольном образовательном учреждении консультативного пункта работают группы кратковременного пребывания.
Созданные и апробированные нами модели действуют достаточно успешно. К работе привлечены такие специалисты, как инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель и другие (по необходимости).
Опыт работы групп кратковременного пребывания показал, что данная форма дошкольного образования пользуется достаточно большим спросом среди населения. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются невысокая оплата образовательных услуг (а для детей с ограниченными возможностями здоровья – бесплатно), возможность выбирать определенные занятия и посещать их вместе с ребенком, а также - необязательность пребывания ребенка в детском саду целый день с утра до вечера.
Кроме того, участие родителей (законных представителей) в занятиях, совместных играх коренным образом меняет их отношение к дошкольному образованию в целом и к конкретному детскому саду в частности. Родители видят проблемы ДОУ изнутри, их не приходится просить о помощи - они ее предлагают сами. Семья и дошкольное учреждение переходят на качественно новый уровень взаимопонимания, поскольку родители владеют гораздо большей информацией об образовательных и материально-технических возможностях ДОУ.
Меняются и формы взаимодействия педагога с родителями (законными представителями). Так как родитель является непосредственным участником образовательного процесса в дошкольном учреждении, отпадает необходимость в дополнительных консультациях и родительских собраниях. Более того, часть образовательного процесса выносится за стены дошкольного учреждения и транслируется родителям (законным представителям) в форме рекомендаций «Занимаемся дома».
Меняются и сами педагоги. Занятия не только с ребенком, но и с его родителями (законными представителями) заставляют воспитателей более критично относиться к своей деятельности, тщательнее готовиться к предстоящей встрече, проводить каждодневную рефлексию, совершенствовать свое мастерство без каких-либо воздействий со стороны администрации. Все это положительным образом сказывается на профессиональном росте педагогов.
Реализация приоритетного направления деятельности групп кратковременного пребывания детей способствует повышению качества образовательного процесса и расширению спектра услуг, оказываемых детским садом населению. Родители (законные представители) при приеме ребенка в такую группу более четко формулируют свой запрос к дошкольному учреждению и сознательно определяют перечень образовательных, оздоровительных и прочих услуг, которые регистрируются в договоре с дошкольным учреждением. Это позволяет предотвратить в дальнейшем конфликтные ситуации, связанные с выяснением вопросов: «Что должен и чего не должен детский сад?». К тому же дошкольное учреждение может за счет этого оказывать дополнительные услуги сверх основной образовательной программы группы.
Но вместе с тем анализ сложившейся в городе ситуации, а именно, полная обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях детей от 1,5 до 7 лет, отсутствие массовой потребности в группах кратковременного пребывания привело нас к поиску новых форм их организации, к разработке проекта «Игровая модель адаптации и развития общения детей в группе кратковременного пребывания «Солнечный КРУГ», направленной на оказание услуг семьям (разных слоев населения), имеющим детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также на оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, развития ребенка, выбору игровых средств, оборудования.
- Цели и задачи
Цели проекта:
- социализация детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- приобщение родителей (законных представителей) к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками;
- интеграция взрослых и детей в процессе игровых сеансов, а также объединение усилий «любящих родителей» и «компетентных взрослых» при овладении ребенком необходимыми социальными навыками, обеспечивающими его социально-психологическую адаптивность к условиям детских учреждений.
Основные задачи проекта:
- создание условий для успешной адаптации и социализации детей к дошкольному учреждению;
- стимуляция активного участия ребенка в общей игре;
- развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции;
- получение детьми опыта взаимодействия с другими детьми; освоение разных форм взаимодействия со взрослыми и детьми; формирование чувства сопричастности с коллективом;
- обеспечение открытости, сотрудничества и взаимодействия педагога, специалистов ДОУ и родителей (законных представителей);
- развитие новых форм дошкольного образования, направленных на оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, развития ребенка, а также выбору игровых средств, оборудования.
- Этапы и сроки реализации
Деятельность в рамках проекта осуществляется по следующим этапам:
Мероприятие | Срок исполнения | |
1 этап – исследование и проектирование (ноябрь 2012 - февраль 2013) | ||
1 | Анализ ситуации: определение положительных и отрицательных факторов, внешних (место расположение дошкольного учреждения, контингент семей, рейтинг образовательного учреждения, наличие нормативно-правовой базы) и внутренних (кадровые ресурсы, материально-техническое оснащение, опыт работы, методическое обеспечение), а также факторов риска (необходимость финансовых вложений, низкая активность родителей детей посещающих ДОУ и окружающего социума, сложившиеся стереотипы населения) | 4 квартал 2012 г. |
2 | Описание проекта (план реализации проекта, подготовки кадров, отбора методического обеспечения, предполагаемый результат) | Январь - февраль 2013 г. |
3 | Изучение социального заказа населения: - развитие вариативных форм дошкольного образования; - организация деятельности групп кратковременного пребывания на базе консультативного пункта МАДОУ ЦРР – д/с (анкетирование и интервьюирование населения) | Январь - февраль 2013 г. |
4 | Подготовка и проведение рекламных акций: изготовление и распространение буклетов, выпуск газеты и размещение информации в сети Интернет на сайте дошкольного учреждения. | Март - май 2013 г. |
5 | Анализ и оценка эффективности работы по итогам 1 этапа реализации проекта | Май 2013 г. |
2 этап – внедрение проекта (сентябрь 2013 –май 2014) | ||
1 | Изыскание необходимых кадровых ресурсов из числа привлеченных сотрудников для обеспечения работы, обучение педагогов технологии работы по индивидуальному сопровождению семьи | 1-2 квартал 2013 г. |
2 | Разработка методического пакета документов (подбор диагностических методик, индивидуальных карт, адаптация методических материалов к условиям экспресс-консультирования) | 2013 г. |
3 | Апробация модели проекта (составление графика работы, оформление текущей документации внедрение различных форм работы с населением) | Октябрь -апрель 2013-2014 гг. |
4 | Поддержка функционирования информационной составляющей (информирование населения об услугах, взаимодействие с другими учреждениями, получение информации и составление базы данных) | 2013 г. |
5 | Формирование информационного банка консультативного пункта | 2 квартал 2013 г. |
6 | Разработка системы мониторинга эффективности реализации проекта на разных этапах | 2013 г. |
7 | Мониторинг эффективности реализации проекта на 2 этапе | 2 квартал 2014 г. |
3 этап – стабильное функционирование и оценка эффективности работы (май 2014 – декабрь2014) | ||
1 | Реализация модели в полном объеме (с точки зрения организационной, методической, информационной составляющих) | 3-4 квартал 2014 г. |
2 | Описание наиболее эффективных форм оказания услуг и составление методических рекомендаций | 3 квартал 2014 г. |
3 | Публичный отчет по итогам реализации проекта | Декабрь 2014 г. |
4 | Распространение опыта (изготовление методических пособий, брошюр, подготовка обучающих видеоматериалов, проведение конференций, круглых столов, семинаров, организация повышения квалификации педагогов ДОУ) | 2014 г. |
5 | Поддержка функционирования информационной составляющей (информирование населения об услугах, взаимодействие с другими учреждениями, получение информации и составление базы данных) | 2014 г. |
6 | Мониторинг эффективности реализации проекта | 4 квартал 2014 г. |
- Концептуальные подходы
Выбранное нами название проекта «Солнечный КРУГ» - неслучайно. Сам по себе желтый цвет символизирует радость, надежду, целеустремленность, созидание. А КРУГ является символом целостности, неразрывности. Вместе (желтый цвет + КРУГ) они ассоциируются с СОЛНЦЕМ – источником света, тепла, обновлением жизни.
Кроме того, «КРУГ» - это особая форма работы в методе Монтессори, на которую мы обратили внимание при разработке нашего проекта, так как нам очень близок лозунг Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». То есть каждого малыша мы, не торопясь, должны обучить все делать самостоятельно, в том числе и стремлению к обучению. Мы уверены в том, что важнее развивать в малыше то, что в нем уже заложено. Ведь многими педагогами – учеными доказано, что ребенку, для того, чтобы он вырос самостоятельным и успешным человеком, нужно предоставить возможность раскрыть его способности.
Занятия в «КРУГУ» положительно влияют на состояние детей, в том числе и с самыми разными нарушениями. Индивидуальные занятия с педагогом позволяют сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. В момент активного участия ребенка в общей игре у него возникает переживание единства со всеми остальными участниками «КРУГА». Это переживание очень важно для ребенка, оно является мощным стимулом для его дальнейшего развития. Когда ребенок принимает на себя роль водящего в игре, он должен совершить действие перед остальными участниками игры, а в следующий момент наблюдает, как другой ребенок справляется с этой задачей. Это помогает ему осознать себя, почувствовать свою индивидуальность.
Для расторможенных детей, детей с полевым поведением «КРУГ» становится опорой для организации своего поведения, формирования стереотипа группового занятия. Детей с низким уровнем собственной активности это эмоциональное ритмическое занятие тонизирует, стимулирует к участию в общем действии.
«КРУГ » способствует активизации зрительного и слухового внимания; стимуляции сенсорного развития и тактильного взаимодействия ребенка с другими; развитию подражания; развитию способности к переключению внимания и др.
«КРУГ» - идеальная форма расположения участников; она объединяет их. Все равны, каждый - часть целого. Ограниченное пространство помогает ребенку сконцентрировать внимание. А для чувствительного к контакту ребенка важно, что нет прямо к нему направленного обращения.
Эмоциональная насыщенность - необходимое условие проведения Круга. Взрослые «заражают» детей своими эмоциями, стремятся все время находиться в контакте с ними, поддерживать в них удовольствие от общения.
Содержание «КРУГа», его ход и основная направленность игр всегда связаны с уровнем готовности ребенка к установлению эмоционального контакта со взрослым и с другими детьми.
- Механизмы реализации
Командный подход в работе с ребенком
В данной модели реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда, включающая воспитателя, педагога - психолога, учителя-логопеда. При необходимости в команде появляется инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, другие специалисты. Таким образом, педагогическую команду составляют разные специалисты дошкольного учреждения. Также активными членами команды являются родители (законные представители) ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу – разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
При реализации проекта специалисты обязательно взаимодействуют: обсуждают результаты работы, происходящие с ребенком изменения, высказывают пожелания о дальнейших занятиях, вносят коррективы в их программу. Таким образом, учитывается мнение каждого члена команды. Если среди них нет единодушия, общей линии поведения, вся работа будет бессмысленной.
Для педагогов, работающих в такой группе, появляются дополнительные задачи: необходимо так организовать процесс общего занятия, чтобы в нем могли участвовать все дети, всем было интересно и полезно. Так, необходимо учитывать темп, наиболее удобный каждому ребенку в группе, надо подобрать увлекательную игру, в которой всем захочется участвовать, сказку, интересную для разных детей. Это дает педагогу возможность для творчества, поиска разнообразных игр и заданий.
Роль взрослых в игровой модели «Солнечный КРУГ»
Ведущий – ключевая фигура, на которого ориентируются все дети и педагоги, присутствующие на занятии «Солнечный КРУГ». Он организует весь ход занятия, предлагает игры, задает правила, которые выполняют все участники. Именно ведущий объявляет начало и окончание каждой игры и всего занятия. Для многих детей особенно важно, что ведущий является «хозяином» мешочка, из которого в процессе занятия появляются разнообразные предметы – баночка с мыльными пузырями, платочек, интересная игрушка и т. д.
Следить за выполнением правил может вся группа, и часто дети с особенным удовольствием смотрят друг за другом и требуют, чтобы вставший со стула ребенок сел на место или чтобы все выполняли правильные движения. При этом они апеллируют к ведущему как к носителю этих правил, который может разрешить или запретить какое-то отклонение от заведенного порядка.
Остальные педагоги, присутствующие на игровом сеансе «Солнечный КРУГ», являются равноправными участниками и наравне с детьми выполняют все задания, участвуют в играх. Кроме этого, в некоторых случаях возникает необходимость в помощи ребенку со стороны педагога, сидящего рядом. Поначалу многим детям очень трудно соблюдать общие правила, и освоить их помогает взрослый, сидящий рядом: он может, тихо обращаясь к ребенку, повторить и объяснить слова ведущего, поддержать ребенка в ожидании и даже просто обнять, помогая усидеть на месте.
Если кому-то из детей нужна физическая помощь, сидящий рядом взрослый из участника занятия превращается в помощника – он может посадить ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он будет помогать ребенку держать предмет, который используется в игре, иногда приходится некоторое время выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за ведущим. Таким образом, родителей и педагогов в кругу может быть столько же или почти столько же, сколько детей, участвующих в занятии, или 1–2, если в активной помощи взрослых нет необходимости. Обычно в течение года количество взрослых на игровых сеансах постепенно уменьшается.
Введение ребенка в группу
Если сразу, без подготовки, принять ребенка в группу, то в новой для него среде он оказывается без всяких средств к поддержанию взаимодействия с детьми и взрослыми. Это может привести к дезадаптации ребенка и неприятию им новых условий.
У каждого ребенка всегда есть возможности для установления контакта. Для того чтобы ребенок обратил внимание на взрослого и доступным способом ответил на обращение к нему, необходима специальная работа педагога.
На индивидуальных занятиях специалист аккуратно выстраивает общение с ребенком, основанное на доверительных отношениях. Эмоциональная связь со взрослым не только расширяет представления ребенка об окружающем мире, но и меняет его восприятие самого себя. Ребенок начинает лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становится более открытым для общения с другими людьми. Таким образом, появляется возможность для включения ребенка в групповые занятия, а эмоциональный контакт с педагогом становится необходимым «мостиком» для этого. Педагог сопровождает и поддерживает ребенка при первом опыте пребывания на групповых занятиях, помогает сориентироваться в новой среде и преодолеть страх и неуверенность. Сначала время пребывания ребенка в группе должно быть коротким, дозированным по насыщенности. Это проще осуществить на ритмических занятиях. Ритм захватывает ребенка, недирективно удерживает его в групповой среде. Существует несколько видов занятий, задающих ритмически организованную среду: музыкальные, физкультурные, фольклорные игры, танцы и «Солнечный КРУГ». Среди них «Солнечный КРУГ» имеет ряд преимуществ.
Во-первых, «Солнечный КРУГ» – самое короткое групповое занятие, которое проводится в группе кратковременного пребывания. На этапе введения ребенка в группу это особенно важно, так как позволяет ребенку быстрее научиться участвовать в занятии от начала до конца. Если же ребенок не готов участвовать в новом для него занятии дольше нескольких минут, мы даем ему возможность участвовать не все время, а присоединяться к детям, чтобы поиграть в любимую игру, а затем снова выйти из круга.
При введении в группу важно, чтобы ребенок имел возможность сначала понаблюдать за происходящим и только потом стать участником занятия. Условия, в которых проводится занятие «Солнечный КРУГ», дают ребенку такую возможность. Находясь в той же комнате, что и остальные дети, ребенок может не сидеть вместе с ними в кругу, а наблюдать со стороны. Постепенно он привыкнет к новой ситуации и в какой-то момент сам решится сесть в общий круг и сделать что-то вместе с остальными детьми.
На занятии ребенок сидит напротив других детей, это помогает ему сосредоточиться на лицах участников, на игровых и подражательных действиях, в ограниченном пространстве круга легче удержаться, а короткие задания позволяют легче регулировать время участия ребенка в занятии.
Во-вторых, «Солнечный КРУГ» – это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к занятиям в группе и постоянно ее посещающих. Это занятие позволяет детям увидеть и поприветствовать друг друга, поднимает эмоциональный фон в группе, дает эмоциональную подпитку каждому ребенку. Участвуя по очереди или вместе в играх, прикасаясь друг к другу, дети лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на контакт. «Солнечный КРУГ» сразу организует пришедших детей как группу и помогает им настроиться на последующие занятия и игры.
- Основное содержание
Работа с воспитанниками в группе кратковременного пребывания начинается с индивидуальных занятий, а первым опытом посещения групповых игровых сеансов становится игровая модель «Солнечный КРУГ» – ритмически организованное, не длительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции.
Оно интересно и доступно детям, которые только начинает посещать группу. Для тех, кто уже адаптировался в группе, КРУГ является традиционным началом группового дня. Это занятие создает положительный эмоциональный фон в группе, повышает активность во взаимодействии между детьми и помогает им настроиться на групповые занятия.
Общее время, выделяемое для игрового сеанса в сетке расписания, составляет 2-2,5 часа, с учетом прихода-ухода родителей с детьми, гигиенических и прочих организационных моментов.
Общим стержнем, связывающим различные структурные части воедино, является основная тема всего цикла игровых сеансов и вытекающая из нее тема конкретного занятия.
Цель и задачи занятий в игровой модели «Солнечный КРУГ»
Цель - дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
Основные задачи:
– создание условий и формирование у воспитанников мотивации к взаимодействию и общению;
– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
– стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
– развитие произвольной регуляции поведения;
– развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
– формирование представлений об окружающем мире.
В зависимости от особенностей детей, посещающих группу, на занятии КРУГ могут ставиться и решаться и другие задачи.
Организация игровой модели «Солнечный КРУГ»
Характеристики занятия КРУГ как специфической среды.
Как уже говорилось выше, название игровой модели «Солнечный КРУГ» продиктовано расположением его участников. Дети садятся в круг на стульчики или располагаются кружком на полу. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры.
Мы выделяем несколько этапов в освоении ребенком игр «Солнечного КРУГа»: от пассивного участия и обязательной поддержки со стороны взрослого в играх к активному игровому взаимодействию с педагогами и другими детьми. В зависимости от включенности ребенка в новую для него ситуацию и готовности к взаимодействию со взрослым и со сверстниками он может пройти через все названные этапы, но может быть готов к участию в «Солнечном КРУГе», начиная с более сложных игр и форм взаимодействия.
Начальный этап предполагает освоение ребенком стереотипа занятия. Взрослый часто вынужден брать инициативу на себя. При этом ребенок может сидеть у взрослого на коленях. Основные игры – это ритмичные стихи-потешки с эмоциональной кульминацией, которая сопровождается действием и на которую ребенок эмоционально положительно откликается. Роль ребенка при этом пассивна, но в ходе любимых игр он прислушивается к знакомым потешкам, смотрит на других участников «Солнечного КРУГа», по желанию проявляет собственную активность, чтобы попросить взрослого продолжать.
Следующий этап предполагает освоение ребенком простых действий по подражанию. На этом этапе ребенок становится более активным, и инициатива взрослого уменьшается. Рассказывая стихи, взрослый инициирует некоторые движения ребенка, а другие он делает сам. В этом случае выбираются ритмичные, сенсорные игры и игры на подражание.
На более сложном этапе ребенок готов выполнять простые действия по просьбе педагога, это позволяет ввести в «Солнечный КРУГ» кроме уже названных ритмичных, сенсорных и подражательных игр, игры на взаимодействие и игры по правилам, эти игры предполагают не только хороший эмоциональный контакт со взрослым, но и формирующийся интерес к сверстникам и взаимодействию с ними. Ритмичные и подражательные игры становятся более сложными, они требуют от ребенка больше внимания и более активного участия.
По мере расширения возможностей детей мы уменьшаем количество оказываемой помощи и степень участия взрослых в занятии. Игры и задания постепенно изменяются и усложняются, увеличивается их количество, а следовательно, и продолжительность игрового сеанса. Все большую часть игрового сеанса составляют игры по правилам и игры на взаимодействие.
Так постепенно игровая модель адаптации «Солнечный КРУГ» становится для детей местом полноценного общения.
Структура игрового сеанса включает в себя:
- Игровую модель «Солнечный круг» (действия, которые начинают и заканчивают игровой сеанс):
- «Приветствие в кругу».
- «Сенсорные игры».
- «Ритмические игры».
- «Игры по правилам».
- Окончание «Солнечного КРУГа».
(Указанное разделение на виды игр условно. Речь идет о тех свойствах, которые должны иметь предлагаемые на занятии игры, при этом многие игры обладают сразу несколькими свойствами. Выбирая ту или иную игру для занятия в определенной группе, мы решаем, какой компонент для нас наиболее важен и, соответственно, к какому типу игр мы ее относим).
- Свободные действия с дидактическим материалом или творчество.
- Сказка на столике.
Структура игровой модели «Солнечный круг» организована ритмически.
Стихи и игры последовательно и ритмично сменяют друг друга. Кроме того, от занятия к занятию структура «Солнечного КРУГа» остается неизменной, объединяя общим ритмом несколько занятий. Так, например, дети привыкают к тому, что после приветствия все играют в определенную сенсорную игру, следующая игра включает какие-то активные ритмичные движения и т. д., заканчивается занятие также одинаково: например, все берутся за руки и говорят: «Молодцы!». Неизменность структуры позволяет детям запомнить последовательность игр и стихов, появляется возможность прогнозирования ситуации (ребенок может, например, ждать свою любимую игру или представляет себе, сколько времени осталось до конца занятия, когда можно будет встать и выйти из круга). Это помогает детям легче принять ситуацию и сохранить эмоциональный контакт с другими участниками. Общий ритм «Солнечного КРУГа» опирается на ряд сообщающихся между собой ритмов:
– используются ритмичные стихи и упражнения;
– многие игры повторяются несколько раз;
– многие стихи повторяются несколько раз с небольшими изменениями;
– чередуются активные и спокойные игры;
– порядок и набор игр от занятия к занятию повторяется;
– для каждой группы «Солнечный КРУГ» начинается в одно и то же время – в начале группового игрового сеанса;
– содержание «Солнечного КРУГа» учитывает сезонные изменения в природе.
Необходимым условием проведения «Солнечного КРУГа» является его эмоциональная и сенсорная насыщенность. Педагоги постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход «Солнечного КРУГа», «заражают» своими эмоциями детей. Сенсорные переживания являются наиболее доступными для любого ребенка, они позволяют привлечь и удержать внимание, помогают ему пережить эмоциональное единение со всей группой.
Для удержания внимания и интереса детей, особенно во время переходов от упражнения к упражнению, используются дополнительные средства. Среди таких средств особое место занимает мешочек. Это важный атрибут занятия. Он находится у педагога, ведущего «Солнечный КРУГ». Яркий, привлекающий внимание мешочек вызывает у детей интерес, желание открыть и познакомиться с его содержимым. В мешочке лежат приготовленные для «Солнечного КРУГа» предметы, каждый из которых используется в определенной игре или упражнении. Педагог, акцентируя внимание детей на мешочке, достает из него, то солнышко, то морскую раковину, то легкий платок, то веревочку с привязанной игрушкой... И игра начинается.
Другим способом сделать занятие более цельным является игровой сюжет. Планируя «Солнечный КРУГ», педагог подбирает игры, связанные друг с другом по смыслу. При этом дети становятся участниками разворачивающегося игрового сюжета.
Например, «Солнечный КРУГ» начинается с игры «Утром солнышко встает», потом делают «Солнышко» из картонного круга, по очереди прикрепляя к нему прищепки-лучики. Потом ведущий говорит, что от яркого солнышка проснулся ежик. Следующая игра – ритмическая. Участники рассказывают стихотворение про ежика, сопровождая слова движениями. В стихотворении говорится, что ежик ударил в барабан. Ведущий достает барабан, и все по очереди в него стучат. Ежик собирал в саду яблоки. Следующая игра – угощение. Ведущий достает корзинку с кусочками яблока. Каждый участник берет себе кусочек и передает корзинку следующему. В конце «Солнечного КРУГа» все берутся за руки и говорят: «Молодцы».
Все это поддерживает в детях удовольствие от игр и общения, стимулирует их к активному участию в общих играх. Таким образом, у детей формируются навыки взаимодействия друг с другом, интерес к общению.
Принципы проведения игровых сеансов:
- четкая организация игрового сеанса;
- оформление игровой среды, соответствующей возрасту, полу ребенка, тематике игрового сеанса;
- обеспечение свободного выбора игрушек участниками сеанса;
- доброжелательное и уважительное отношение ко всем участникам сеанса;
- поддержание временных рамок и правил поведения во время игрового сеанса;
- готовность педагога к вовлечению в игру и другому позитивному взаимодействию со всеми участниками сеанса при их инициативе.
В каждом игровом сеансе присутствует:
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие детей друг с другом.
Основные составляющие «Солнечного КРУГа»
Приветствие
Со звоном колокольчика все садятся в КРУГ. «Солнечный КРУГ» начинается со следующего Музыкального приветствия (слова Е. Кошкаровой):
Проходите, проходите.
Хорошо, что вы пришли!
Ну, здравствуйте, ребята!
Пора нам заниматься.
Да-да-да!
Мы будем все стараться
Так же, как всегда.
Будем танцевать
И песни распевать.
Прошу, ребята, вас
За мною повторять.
Для того чтобы помочь детям сконцентрировать внимание, можно поставить что-то в центр круга. Все берутся за руки, слушают песенку, потом взрослый поет про каждого, кто пришел («А где наш Миша?»). Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.
Приветствие может проходить в разных формах: может «прийти», например, пушистый медвежонок с колокольчиком, «подойти» близко к каждому ребенку, чтобы его можно было услышать, увидеть и потрогать, поздороваться с каждым. Дети здороваются с Мишкой с помощью жеста (пожимают лапу, гладят по голове и т. п.), а те, кто может, отвечают словами.
Другой вариант: каждый здоровается со своим правым соседом, хлопая его по коленке, передавая, таким образом, приветствие следующему. Если ребенок еще не может сам произнести слова приветствия, то это за него делает педагог.
Окончание «Солнечного КРУГа» должно быть отмечено общим стихотворением или песенкой. Ребенку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение определенного, часто довольно продолжительного времени. Длительность этого времени зависит от состояния детей, их готовности принять изменения в привычной деятельности.
Сенсорные игры
Сенсорные игры – важная составляющая «Солнечного КРУГа». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка. Сенсорные игры очень разнообразны. Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку. Более сложной для детей может быть задача передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д. На занятии можно играть с солнечным зайчиком, фонариком, накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и «искать» каждого ребенка. Можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать. Из мешочка дети могут по очереди доставать платочки, ленточки, шляпы или очки и наряжаться.
Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, тем самым, развивают его коммуникативные возможности. Отдельная задача – ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Ритмические игры
Ритмические игры – основное наполнение «Солнечного КРУГа». Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.
Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Похоже устроена игровая модель адаптации «Солнечный КРУГ»: игры следуют одна за другой, ребенок быстро усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда игровой сеанс закончится.
С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения.
Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игровой модели «Солнечный КРУГ» выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то, например игры «Вышли мыши как-то раз», «Шалтай-болтай». Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, изменение темпа). Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию – сначала эмоционально, а потом и собственным движением.
Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение – он делает это самостоятельно, увлекаемый ритмом и эмоциями.
Ритмические игры используются не только на начальном этапе занятий, но и помогают объединить детей, организовать эмоционально насыщенную паузу.
Если дети активно участвуют в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание. Подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
Игры на подражание обязательно вводятся в игровую модель адаптации «Солнечный КРУГ» в группах кратковременного пребывания.
Игры по правилам
Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры. Первые, самые простые правила предполагают, что участники производят действие по очереди. Для этого на игровом сеансе часто используются игры с предметами.
Дети учатся брать игрушку, совершать с ней простые игровые действия, ставить ее в определенное место. Одно и то же действие поочередно выполняется каждым ребенком, как, например, в играх «Ты, веревочка, крутись...», «Строим дом». Основное условие такой игры – дождаться своей очереди и выполнить несложные действия с игрушкой. Ребенку не всегда легко сразу понять и принять эти условия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогает ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно.
Играя, дети учатся выполнять более сложные и разнообразные действия по речевым указаниям взрослого, следить за выполнением правил игры. Таким образом, у них появляются новые возможности регуляции своего поведения.
В играх с предметами дети могут усвоить бытовые подробности, важные для развития представлений об окружающем их предметном мире (например, «Одеваем куклу»).
Более сложными являются ролевые игры по правилам. Такие игры направлены на активное взаимодействие между детьми. Ролевые игры расширяют коммуникативные способности ребенка, помогают восполнить недостаток общения и эмоциональных связей с другими людьми.
У ролевых игр, составляющих игровую модель «Солнечного КРУГа», очень простой, эмоционально насыщенный сюжет, несложные правила. Один из детей исполняет роль водящего. Эта роль может сводиться к совершению одного действия – кинуть мячик кому-нибудь («Лови мячик»), найти игрушку, спрятанную у другого («Найди игрушку»). Такие игры вводятся постепенно с учетом уровня эмоциональной готовности детей к активному взаимодействию. Если детям сразу трудно включиться в игру, педагог привлекает внимание одного ребенка к другому, предлагает готовые формы игрового взаимодействия, которыми ребенок сначала овладевает формально. Позже совместная игра начинает нести для ребенка собственное эмоциональное значение. В занятие можно также включать другие игры, которые помогут в решении тех или иных задач для конкретной группы детей.
Таким образом, «Солнечный КРУГ» может стать для ребенка одной из ступенек на пути к выходу в широкий мир, в котором он будет жить и общаться. Для каждого участника «Солнечный КРУГ» представляет такую интегративную среду, которая готова принять ребенка с любыми особенностями. В такой среде ребенок может найти понимание и поддержку, а также интересную деятельность, в которой ему захочется участвовать. Это позволит ему самому также сделать шаг навстречу другим людям.
Далее за «Солнечным КРУГом» следует свободная работа с дидактическими материалами или творчество.
Развивающая среда группы дополнена творческой зоной, что дает ребенку возможность творческого развития. Занятия по творческому развитию включены в структуру общего дня и выстроены по принципу свобода выбора ребенком – выбора творческой деятельности, ее продолжительности, периодичности. Творческая работа - это возможность самовыражения ребенка, именно ребенок является инициатором и творцом своей деятельности. Задача взрослого - научить способам выражения своей идеи, придать замыслу форму. Такой подход побуждает малыша творить, создавать, придумывать, а это рождает смелость идей, инициативность и уверенность в своих силах.
И завершает игровой сеанс сказка на столике.
«Сказка на столике» - не аналог кукольного спектакля. Основная роль здесь принадлежит «сказителю». Он находится за «столиком сказки» и перемещает кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий. При этом куклы являются все же вспомогательным средством, а основным в раскрытии содержания является слово: строй речи, смысловые акценты.
Интерьер на «столике сказки» подготавливается заранее, до начала занятия, и накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей.
XIII. Целевая группа, кадровое обеспечение
Целевая группа
- Педагоги, сотрудники МАДОУ ЦРР - д/с.
- Семьи детей, не посещающих ДОУ.
- Дети дошкольного возраста 3-7 лет, не посещающие дошкольное образовательное учреждение, разных слоев населения, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.
Кадровое обеспечение проекта
Субъекты | Ведущие функции |
Руководитель проекта |
|
Воспитатель |
|
Педагог-психолог, учитель-логопед |
|
Педагоги дополнительного образования (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, руководитель ИЗО) |
|
- Перспективный план работы и предполагаемые результаты
№ | Показатели (мероприятия) | Количество (качество) |
1. | Игровые сеансы с детьми и родителями (законными представителями) | 20-25 занятий в течение года |
2. | «Занимаемся дома» (проводятся в конце каждого игрового сеанса) | 20-25 занятий в течение года |
3. | Семинары – практикумы для педагогов | 2 семинара |
4. | Обучающие тренинги для родителей (законных представителей) | 2 тренинга |
5. | Итоговый, годовой родительский совет | 1 родительский совет |
6. | Оформление уголка для родителей (памятки, рекомендации, советы) | Не менее 10 сменных материалов |
7. | Диагностика реальных затруднений родителей (законных представителей) в организации воспитательного процесса. | Не менее 2 анкет |
8. | Приобретение развивающих игровых материалов и оборудования, сюжетно-образных, музыкальных, театральных игрушек для занятий, оформление обучающего игрового кабинета. | По мере поступления средств |
9. | Охват детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в тлм числе с ограниченными возможностями здоровья игровой обучающей деятельностью | Не менее 30 человек в течение года |
10. | Комфортная адаптация и социализация воспитанников ДОУ | Выработка общей стратегии взаимодействия с ребенком. |
Таким образом, в результате реализации программы мы получаем следующие эффекты:
1. Безболезненная адаптация и социализация воспитанников к образовательному учреждению.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей дошкольного возраста.
3. Повышение физического, психического, речевого уровня развития детей.
4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями (законными представителями) и дошкольным учреждением.
5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых ДОУ.
- Заключение
Со дня основания введения вариативных форм дошкольного образования в МАДОУ ЦРР – д/с прошло пять лет. В ходе педагогического поиска коллектив, работающий с данными группами, соприкасался с различными, популярными в современной России, направлениями и методиками. Мы обретали свою традицию трудно и порою болезненно, как и большинство родителей переживающих за своих детей при поступлении в дошкольное учреждение.
Авторы проекта далеки сегодня от мысли о том, что она более не нуждается в совершенствовании. Работа продолжается: уточняются методы и приемы, корректируется содержание. Материалы, представленные в данном проекте – лишь промежуточный результат этой работы, который, как нам думается, еще требует новых идей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг!
Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг! ...
Конспект занятия по математике во второй младшей группе по теме "Круг.Свойства круга"
Конспект занятия по математике во второй младшей группе...
Компьютерная игра для дошкольников 6-7 лет с применением кругов Дьенеша "Распредели круги по лугу"(в кругах)
Игра делается в презентации. Чаще нужен один слайд, а предметы появляются на экране путём щелчка компьютерной мыши. Предметы сканируются и помещаются в презентацию, с использованием ...
"Кругом зима, кругом бело...!"
МАОУ Пудинская средняя общеобразовательная школа Конспект интегрированного занятияв старшей группе...
Формирование элементарных математических представлений. «Круг. Свойства круга» (для младшей группы)
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивнаяЦель: познакомить с кругом и его свойствами. Закрепление умения соотносить сенсорные эталоны с предмет...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада «Круг и шар. Конструирование из геометрической фигуры - круг»
Цель: Повышать познавательную активность ребенка, научить различать основные плоскостные и объемные фигуры.Задачи: Обучающие:-расширять знания детей о многообразии геометрических фигу...
Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...