«Не бойся, я с тобой, или кое-что о детских страхах»
консультация по теме

Павлова Светлана Александровна

Консультация-практикум для родителей по детским страхам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей

«Не бойся, я с тобой, или кое-что о детских страхах»

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
  2. отработать на практике приемы снятия страхов;
  3. стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
  4. оптимизировать детско-родительские отношения.

Материал: листы бумаги, ручки для записи, альбомные листы, краски, цветные карандаши, фломастеры.

Ход консультации-практикума

  1. Слово ведущего 

Уважаемые родители! Тема нашей консультации"Детские страхи".

Чего боятся дети? Самого разного. У одних детей страх возникает только по ночам, у других - независимо от времени суток. Бывает страх, связанный с реальными событиями, бывает словно бы возникший из ничего. Правильнее говорить не о «страхе», а о «страхах» - настолько это явление неодинаковое по силе, причинам, содержанию.

Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.

2. «Конкурс боюсек»

Инструкция. Участники делятся на 2 команды и в течении 1-1.5 мин. пишут на листе возможные страхи, которые могут встречаться у детей, затем по очереди команды будут зачитывать свои ответы (не повторяя ранее произнесенных). Команда, назвавшая наибольшее количество детских страхов выигрывает.

3. Откуда берутся детские страхи

  • Самая основная и наиболее распространённая причина появления страхов у ребёнка – конкретный случай, например, его покусала собака, потерялся в магазине или другом людном месте и т.д.
  • Провокация страхов со стороны самих родителей: (фразы…) «Не трогай – обожжёшься», «Не будешь кушать – Баба яга придёт», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список.

То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка.

  • Наиболее частая причина страха – это детская фантазия. Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа.
  • Конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.
  • Также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным.

4. Экспресс-тест «Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребенка от формирования страхов».

Инструкция. Ведущий зачитывает утверждения, и если участники с ними согласны, они выполняют определенные движения.

Утверждения ведущего

Движения

Я считаю, что современные агрессивные мультики и передачи -один из источников страхов, и не разрешаю ребенку бесконтрольно смотреть телевизор

Хлопнуть в ладоши

Я стараюсь контролировать собственные страхи и не «заражать» ими малыша

Кивнуть головой

Я с целью успокоить никогда не пугаю малыша бабаем, милицией, бабой-ягой и не позволяю другим

Топнуть ногой

Я не оставляла своего ребенка до 2 лет на длительное время одного, в том числе на чужих людей

Положить руки на колени

У нас в семье не принято выяснять отношения, провоцировать и решать конфликты в присутствии ребенка

Погладить себя по голове

Я стараюсь поощрять и поддерживать самостоятельность моего малыша, даже если это выглядит неуклюже и мешает мне

Показать большой палец

Я не угрожаю ребенку наказанием и не наказываю его физически

Спрятать руки

Я не запрещаю ребенку свободно выражать свои чувства (смех, слезы)

Улыбнуться

Я никогда не обманываю малыша, пытаясь "во благо» ему уберечь его от слез, например не говорю «не больно в больнице"

Хлопнуть в ладоши

Я не сочиняю сказочных выдуманных объяснений реальным жизненным ситуациям

Сказать "Да!"

Вывод. К сожалению, ошибочный стиль воспитания в семье приводит к невротическим страхам, фобиям - навязчивым страхам, детской тревожности. Если бы каждая мать, ругая ребенка, могла представить, что она превратится ночью в Бабу-ягу, а жестокий отец - в Бармалея, Кощея, они гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.

5. Сообщение ведущего «Возрастные особенности страхов».

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Каждому возрастному отрезку свойственны свои страхи.

От 1 до 3 лет - главным персонажем страшных сновидений чаще является Волк.

От 3 до 5 лет часто встречается триада страхов: страх одино¬чества, темноты и замкнутого пространства. К Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей — они злые, коварные, воплощают собой наказание и появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными.

Причем значительно меньше страхов у детей, которые общаются со своими сверстниками.

От 5 до 7 лет — это период интенсивного развития абстрактного мышления. У детей формируются способности к обобщениям, поиску ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? А также формируется опыт межличностных отношений, система ценностей, чувство родства и дома. Типичные страхи этого возраста — черти как нарушители социальных правил и устоев, а также как представители потустороннего мира. Таким страхам больше подвержены послушные дети.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Появление этого страха означает постепенное завершение «наивного» периода жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие и чудесные явления. Категория смерти в 6—7 лет — это жизненная реальность, которую ребенок должен признать как нечто неизбежное в его жизни. Но именно нежелание признать это сразу и порождает страх.

Перечисленные страхи носят временный, преходящий возрастной характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психологического развития.

Вас должно больше взволновать, если ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему несвойственны.

Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен. Это и есть условие для формирования страха.

Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением.

6.  А теперь давайте посмотрим, чего же боятся наши ваши дети:

7. Информация для родителей "Детская тревожность"

Признаки детской тревожности многообразны:

  • чрезмерная послушаемость
  • неуверенность
  • вспышки агрессивности
  • навязчивые движения (грызение ногтей, сосание пальца и т. д.)
  • рассеянность
  • застенчивость
  • капризность
  • излишнее фантазирование
  • болезненность.

В любом случае нужно помнить, что детскую тревожность порождают:

1. Негативные, неадекватные, завышенные требования, навязывание чуждых ребенку интересов, ставящих его в униженное, зависимое положение.

2. Повышенная тревожность самих родителей, стремление все делать правильно.

3. Противоречивые требования к ребенку (нет единства в семье), неровное отношение родителей к нему.

4. Стремление сравнивать своего ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами.

5. Эмоциональное отвержение, недостаток эмоциональной поддержки.

8. Информация для родителей «Способы преодоления страхов»

Очень важно освоить практические способы преодоления детских страхов. Среди них можно выделить изотерапию и игру.

Изотерапия 

Примечание. Участники получают листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. Если вы будете использовать этот способ в работе с ребенком, то инструкция может звучать так:

  • нарисуй свой страх;
  • нарисуй, чего ты боишься;
  • нарисуй, что тебе снится страшное.

Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа -воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: "Давай превратим его в нестрашное" или "Нарисуй, что ты уже не боишься". Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом и в жизни, жалость - пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, Тетушка Темнота, бабушка-яга, девчонка маленькая и непослушная, которая подросла), проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т. д.).

Примечание. Родителям можно предложить нарисовать свой детский страх или страх собственного ребенка и прокомментировать свои действия.

Сказкотерапия

Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

 Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть

Игра 

Для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.

В норме большинство детей сами активно ищут и даже придумывают опасности: прыгают с обрыва, дерутся со сверстниками. Это не просто поиск острых ощущений, в критической ситуации ребенок учится владеть собой, тестирует себя: не испугаюсь, справляюсь. В раннем возрасте изживанию страхов способствуют известные всем жмурки, прятки, пятнашки.

В прятки можно играть с 2 лет - это помогает ослабить, а иногда устранить страх темноты, замкнутого пространства, одиночества.

В пятнашки и жмурки лучше играть с 3 лет - пятнашки снижают страх нападения и наказания, вырабатывает способность к защите, быстрому принятию решений; жмурки также устраняют страх замкнутого пространства.

Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как можно больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках, саблях), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики и т. д.). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли волка, Бабы-яги, Кощея в игре-драматизации.

Также, очень интересна для детей игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь» (О.В. Хухлаева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Детские страхи - чего и почему бояться дети"

Буклет предназначен для педагогов и родителей...

Детские страхи. Чего и почему боятся дети?

                   «Детские страхи»Чего         и             почему    ...

ДЕТСКИЕ СТРАХИ И, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК БОИТСЯ

В раннем возрасте (до 3 лет) страхи детей обычно связаны с частой непредсказуемостью окружения, частыми переменами в жизни с тем, что ребенок не успевает к этим переменам адаптироваться. Самый пи...

Информационно – психологическая брошюра для любознательных родителей "Не бойся, я с тобой, или кое что о детских страхах "

Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.У каждог...

Детские страхи. Учимся не бояться бояться

Причины возникновения детских страхов. Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников о том, как справиться со страха и чего не стоит делать, разбираясь с детскими страхами....

"Не бойся, я с тобой, или кое-что о детских страхах"

laquo;Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью»...

Консультация для родителей "Не бойся, я с тобой!" Рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции страхов у детей....