Экологическое воспитание дошкольников
статья на тему

Ковалева Надежда Алексеевна

Сталья об экологическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

                       Экологическое воспитание дошкольников.

        В  конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно не большое и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни.  Во второй  половине ХХ века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение:   они стали брать от природы все , что им казалось необходимым, ничего не давая ей   взамен.

       Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт , что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием.

      Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого типа. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. Выходом из создавшего положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей среды, в которой бы находился человек с самого раннего возраста.  В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями,  происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.  Вот почему в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.        

       Основная задача экологического воспитания  -  формирование  у детей соответствующего этой проблеме сознания.

      Многие трактуют экологическое воспитание  несколько иначе, воспринимая его как мировоззрение или миропонимание, гуманное отношение к природе и т. п. Однако суть остается единой , традиционно ее строят на «фундаменте» : усвоение знаний о живой природе, «включение» этих знаний в «природоохранную» деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на участке, цветнике, в природе). Считается: гуманное отношение к природе формируется у детей на основе знаний и практической деятельности. Эмоциональный компонент достигается с помощью игровых приемов, художественного материала, вниманием взрослого к переживаниям ребенка.                                                          

    Однако психическое развитие ребенка – на каждом возрастном этапе – отличается особенностями, которые накладывают отпечаток на специфику всех структур его деятельности, на образное видение мира. Формирование образа мира начинается с построения отношений ребенка с ним. В дошкольном возрасте это период «базового доверия» «чувство эмоционального благополучия», когда оценка окружающего мира, собственные действия строятся в совместной   деятельности со взрослыми.  Знания (информация о мире физическом и социальном ) усваиваются активно, добываются в процессе мотивированной деятельности ярко    окрашенной  эмоциями,   то есть в общении и игре.                                                                                                                                                          

      На основе такого подхода можно в общем виде сформулировать принципы экологического  воспитания.                                                                                                                                                                              

      1.Цель. Формировать мотивационные основы экологического сознания – в практической, мотивационной деятельности, в совместной деятельности со взрослым, в ориентации на культурные      эталоны, опираясь на биологические и социальные источники развития мотивационных основ      образа мира.                                                                                            

      2.Знания. Рассматривать их как средства, вводимые в деятельность, направляемые уже сложившейся мотивацией определенного содержания.

       3.Учитывать возрастные индивидуальные особенности развития деятельности и сознания  ребенка: ведущую деятельность, содержание мотивационных основ экологического сознания,  структуру совместной деятельности со взрослым.

       Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, к родному краю, желание беречь и выращивать растения, утвердить в детских сердцах доброжелательное и заботливое отношение ко   всему живому – важнейшая педагогическая задача, решить которую возможно лишь в том случае, если дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать и понимать    окружающий мир.

      Красоту, мудрость, разнообразие природы люди начинают познавать с раннего детства. Человек стал человеком только тогда - замечает В.А.Сухомлинский, когда увидел красоту вечерней     зари и облачков, плывущих в небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой и пространством. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека.

       В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Воспитание любви и бережного отношения к природе надо начинать с младшей группы, используя при этом разные приемы и методы.  

      Ознакомление с природой начинается на участке и за его пределами. Красив и   привлекателен наш участок во все времена года и тем не менее, было не раз замечено какое-то  равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любят играть под березкой; она   защищает их от солнца, но они не замечают кружевной зелени ее листочков, их нежный шелест.     Мало кто из детей любуется только что распустившимися листочками на деревьях, цветами на клумбах, их яркими красками. Все чаще можно увидеть как дети обрывают с деревьев листья или рвут цветы   вместо того, чтобы любоваться ими.                          

      Как же заинтересовать детей? Как научить видеть, чувствовать и беречь красоту природы?  

      Для решения этой задачи важно прежде всего умение самого воспитателя ценить и любить природу, находить прекрасное ив ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовать «природоохранную» деятельность детей (уход за животными   и растениями,  трудовая деятельность на цветнике).  

       Прежде всего, ребенка надо вооружить необходимыми знаниями об окружающих объектах.  Дети начинают познавать окружающий мир путем наблюдений, которые способствуют развитию  малыша, обогащают его представления и знания.

     Процесс расширения круга представлений и знаний неразрывно связан с формированием личности ребенка. Показывая и объясняя малышу окружающие предметы, взрослый одновременно вырабатывает у него и отношение к ним.

      Летом во время прогулки наблюдали с детьми за цветами. Вот они где выросли! Как много разных цветов! Как красиво! Подойдем поближе, полюбуемся. Знакомились со строением цветка: корень, стебель, листья, цветок. Осенью дети заметили вместо цветов семена.

      Осенью наблюдали, как желтеют и опадают листья. Познакомились с таким  явлением природы как листопад. Детям очень нравится смотреть  как листья кружат по ветру и затем опускаются на землю. Шелест листьев под ногами приводит их в восторг. Некоторые дети подбрасывают листочки над головой и радуются, когда они кружат и падают на землю. Ребята собирают самые красивые листики в букеты. Сочетание ярко-красного, желтого и оранжевого цветов радует их.        

      Наступила зима. Выпал первый снег. Детям нравится наблюдать за падающими  снежинками. Обращается внимание детей на то, что снежинка легкая пушистая быстро тает. В этом они убеждаются на собственном опыте. Выставляют вперед ладошки и сразу видят, что снежинка, упав на теплую ладошку,  сразу тает. Затем  на одну руку надевали варежку и дети следили за тем, на какой руке быстрее растает снег. Сразу же делали вывод, что снег тает от тепла руки. Выявляли характерные свойства снега: белый, мягкий, пушистый, тает от тепла. О холодный и мокрый, поэтому снег руками брать   не надо. На участке любовались красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Обращали внимание на тую и ель. Ветви этих деревьев под тяжестью  снега наклонились, вот-вот обломятся. Когда снег с ветвей стряхнули они сра-  зу поднялись. Задается вопрос: «Что было бы с лиственными деревьями , если бы они не сбросили листву?» ( Ветки сломались бы под тяжестью снега.)        

   Вместе  с детьми на прогулке наблюдали за птицами, прилетающими к нам на участок (воробьи, вороны, грачи, голуби, синицы). Важно научить детей выделять пернатых по внешнему виду. Наблюдая за воробьем, говорим детям: «Воробышек маленький, серенький, любит  клевать зернышки. Как он передвигается? » (Летает, по земле прыгает.)  С приходом зимы детям объясняется, что птичек надо подкармливать,  так как они не могут найти корм – все укрыл снег. Воспитатель рассказывает о правилах подкормки птиц (в одно и то же время, каждый день, сыпать зернышек не много). После того как птица покормится у кормушки она сама начинает усиленно искать корм.  

    С приходом весны природа пробуждается, все радует глаз. С  каждым днем все в природе изменяется. Наблюдая за кустом смородины, дети отмечают величину листа, появление соцветий, распускание цветочков. Заметили, что наш смородиновый куст посещали насекомые (шмель, пчела). Они прилетали полакомиться нектаром, а заодно и приносят пользу растению – опыляют цветочки.                                                                                                    

     Прогулки, то есть непосредственное общение с природой вызывают  у детей большой интерес. В ходе прогулки дети учатся наблюдать за природными явлениями, отличать новое от ранее увиденного, устанавливать связь между отдельными явлениями.                                                                                              

      Психологами доказано, что для детей первых семи лет жизни характерны   наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому процесс обучения строится таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети устанавливали не вербальным, а наглядным методом (путем наблюдения  реальных объектов и событий окружающего мира). Наглядный метод  дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы.    Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Поэтому наблюдения и эксперименты проводятся не только на прогулке, но и во время  занятий в группе. В ходе опытов дети знакомятся со свойствами воды,  значением растений в жизни человека, влиянии света, тепла и других факторов на рост растений; знакомятся с составом почвы, правилами ухода  за комнатными растениями и животными (рыбками). В ходе получения определенных знаний дети устанавливают взаимосвязи в природе. На примере  установления зависимости между насекомыми и птицами дети наглядно видят, что все в природе взаимосвязано и выведение из строя одного из элементов цепи приводит к разрушению этой взаимосвязи. Например: комар –лягушка – аист. Если уничтожить комаров, то исчезнут лягушки, которые ими питаются, а так как не будет лягушек - аистам нечем будет питаться и они  погибнут.    

     Люди относятся очень плохо к некоторым животным совсем незаслужен- но из-за своего незнания. Например, истребляют пауков, их паутину, давят гусениц, разоряют муравейники, уничтожают лягушек, мышей. Но они в природе нужны. Важно, чтобы дети знали об этом и относились к этим животным снисходительно.  

     На занятиях воспитатель не только рассказывает  и показывает,  но и организует игры, беседы. В ходе игры дети не навязчиво знакомятся с правилами поведения в природе, жизнью животных в лесу, на лугу, в речке. Дети знакомятся с жизнью домашних животных. Общение с животными влияет на развитие эмоциональной сферы, формирует общегуманистическую ориентацию личности. Общение с животными – это ко всему еще психотерапевтический прием при некоторых формах расстройства здоровья детей, известный в практической психологии как «анималотерапия». Иными словами, общение и игры с животными полезны для детей с повышенной возбудимостью, тревожностью, замкнутостью, аутичных, испытывающих трудности в общении, с  нарушением эмоционального контакта со взрослыми. В детском саду    возможно проведение психологического тренинга с животным (кролик,  хомячок, морская свинка). Дети гладят его, берут в руки, говорят ему ласковые слова. Такое упражнение положительно влияет на психику ребенка.  

      Организуя экологическое воспитание подобным образом ,взрослые не только вооружают малышей знаниями об окружающем мире, но и воспитывают у него любовь к природе, бережное отношение к растениям и животным , формируют экологическое сознание.

                   Моделирование в экологическом воспитании.

      Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

      Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.

      Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое  место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется общение и систематизация знаний детей о природе.

       В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:

      1.Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. Самая простая предметная модель – заводная игрушечная рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде  и движении рыбы.

      2. Предметно – схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур – при абстрагировании и замещении формы листьев.

      3. Графические модели ( графики, схемы и т. д. ) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и  т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

                  Мнемотехника в экологическом воспитании.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

      Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :

   - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

   - перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных  символов в образы;

   - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...