Консультация для педагогов "Этапы развития общения детей"
консультация по теме

Минина Наталья Викторовна

Теоретическая основа развития общения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshcheniya_detey.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей.

Общение - это главное условие, основной способ жизни человека.

Для того чтобы определить является ли тот или иной вид взаимодействия общением можно опираясь на следующие четыре критерия, предложенные М.И.Лисиной.

1.Внимание и интерес к другому.

2.Эмоциональное отношение к другому человеку.

3.Инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе.

4.Чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.

В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение.

Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Развитие общения со сверстниками  проходит через ряд этапов.

На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных действиях детей.

На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная деятельность, главным образом игровая.

На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В эти возрастные периоды дети стремятся к общению, но не всегда умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками. Нарушение в общении, конфликтность и обособленность признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально личностных проблем в будущем. Мы считаем, что наша задача, как педагогов научить детей доверять друг другу, внимательно относиться к окружающим людям. Только так мы можем научить детей общаться без конфликтов. Практически все образовательные программы для детей содержат раздел "социольно-эмоциональное" или "нравственное воспитание", посвященный формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи. Важность этой задачи очевидна, но методы такого воспитания не столь очевидны и представляют собой серьезную проблему. Наиболее распространенным методом является осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств". Основным методом являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, на своих достоинствах и достижениях. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию навыков общения дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Развитие навыков общения на первых порах должно базироваться на следующих принципах.

1.Безоценочность.

2.Отказ от реальных предметов и игрушек.

3.Отсутствие соревновательного момента.

Мы предлагаем познакомиться с системой игр для детей 4-6 лет. Главной задачей этих игр является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям ощутить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

Консультация для родителей "Развитие речи детей через общение и игру"

Данная консультация будет полезна  родителям.  Приведены примеры игр, за счет которых обогащается словарный запас и формируются лексико-грамматическме категории....

Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"

О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...

Консультация для родителей "Развитие общения детей"

Коммуникабельность - основа жизненного успеха, как доказано учеными. Что делать, чтобы малыш не вырос букой и как правильно заниматься развитием общения детей....

Консультация для родителей: «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию»

Детство -самое важное время, когда формируется личность со всеми его задатками и проблемами взрослого человека, и очень важно не упустить этот ответственный момент. Именно в детстве, как никогда, важн...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством общения и игры»

Консультация для родитей. "Развитие речи детей посредством общения и игры."...