Имитационно-подражательные движения в формировании двигательных навыков у детей 2-3 лет
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Роль движений в развитии организма огромна. Они способствуют формированию многих функций человека. Сложившаяся в процессе эволюции взаимосвязь моторных и вегетативных функций обеспечивает по механизму моторно-висцеральных рефлексов совершенствование в ходе онтогенеза обмена веществ и энергии.

Дошкольный период является самым важным периодом в развитии жизненно-важных и бытовых навыков, укрепления здоровья и подготовкой к обучению в школе.

Ребенку необходимо овладеть основными двигательными навыками, которые будут способствовать освоению более сложными двигательными действиями. Овладев основными или базовыми навыками, ребенок сможет легко переключиться на разные виды деятельности без большой потери времени.

Поэтому в нормативных документах Российской Федерации подчеркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, необходимость создания условий для увеличения объема двигательной активности детей.

В конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

В Федеральном законе «Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 10 установлено, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ», ст. 51 сказано: оздоровительное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Конвенция о правах ребенка ст.3 п.3 определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Об этом говорится в Концепции дошкольного воспитания. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Согласно Концепции дошкольного образовательного учреждения физическое воспитание пронизывает всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Методологическую основу для понимания имитации в советской психологии составляют положения теории психического развития ребенка, выдвинутые и обоснованные в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Л. И. Божович, А. В. Запорожца и др. В отечественной психологии большое внимание подражанию в детстве уделяли П. Ф. Каптеров, И. М. Сеченов, К. Д. Ушинский. Позже роль имитации в детском развитии стала предметом размышлений и эмпирических исследований 3. Фрейда, Дж. Болдуина, П. Гийома, Ж. Пиаже, А. Баллона.  Особенно большое место отводится имитации в теориях Дж. Болдуина, Ж. Пиаже и А. Валлона. Эти исследователи обратили внимание на то, что подражание как форма детского поведения последовательно изменяется и развивается: усложняются образцы для подражания, увеличиваются точность и быстрота воспроизведения, возрастает частота подражательных актов. Подражание способствует социальному развитию ребенка. По мнению Г. Тарда и Дж. М. Болдуина, оно помогает перенять традиции и нормы общества; обеспечивает «пропитывание» окружающей средой на самых первых этапах онтогенеза. Подражание рассматривается как путь формирования личности ребенка. Поэтому в формировании основных двигательных умений у детей раннего возраста необходимо использовать имитационно-подражательные движения. Однако, как показывает анализ педагогической практики, педагоги  недостаточно их применяют.

Таким образом, объект  нашей работы - процесс развития основных видов движений у детей раннего возраста.

Предмет: влияние имитационно-подражательных  движений на процесс развития основных двигательных навыков у детей раннего возраста.

Цель исследования: изучить роль имитационно - подражательных  движений и выявить условия влияния имитационно - подражательных  движений на развитие  двигательных навыков у детей раннего возраста.

Задачи работы:

1.     Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования двигательных навыков у детей раннего возраста.

2.     Выделить основные этапы формирования двигательных навыков у детей 2-3 лет.

3.     Разработать перспективный план применения имитационно-подражательных движений в формировании двигательных навыков у детей раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Имитационно-подражательные движения в формировании двигательных навыков у детей 2-3 лет

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы развития двигательных навыков у детей раннего возраста

Роль движений в развитии организма огромна. Они способствуют формированию многих функций человека. Сложившаяся в процессе эволюции взаимосвязь моторных и вегетативных функций обеспечивает по механизму моторно-висцеральных рефлексов совершенствование в ходе онтогенеза обмена веществ и энергии.

Дошкольный период является самым важным периодом в развитии жизненно-важных и бытовых навыков, укрепления здоровья и подготовкой к обучению в школе.

Ребенку необходимо овладеть основными двигательными навыками, которые будут способствовать освоению более сложными двигательными действиями. Овладев основными или базовыми навыками, ребенок сможет легко переключиться на разные виды деятельности без большой потери времени.

Поэтому в нормативных документах Российской Федерации подчеркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, необходимость создания условий для увеличения объема двигательной активности детей.

В конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».

В Федеральном законе «Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 10 установлено, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ», ст. 51 сказано: оздоровительное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Конвенция о правах ребенка ст.3 п.3 определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Об этом говорится в Концепции дошкольного воспитания. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Согласно Концепции дошкольного образовательного учреждения физическое воспитание пронизывает всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Методологическую основу для понимания имитации в советской психологии составляют положения теории психического развития ребенка, выдвинутые и обоснованные в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Л. И. Божович, А. В. Запорожца и др. В отечественной психологии большое внимание подражанию в детстве уделяли П. Ф. Каптеров, И. М. Сеченов, К. Д. Ушинский. Позже роль имитации в детском развитии стала предметом размышлений и эмпирических исследований 3. Фрейда, Дж. Болдуина, П. Гийома, Ж. Пиаже, А. Баллона.  Особенно большое место отводится имитации в теориях Дж. Болдуина, Ж. Пиаже и А. Валлона. Эти исследователи обратили внимание на то, что подражание как форма детского поведения последовательно изменяется и развивается: усложняются образцы для подражания, увеличиваются точность и быстрота воспроизведения, возрастает частота подражательных актов. Подражание способствует социальному развитию ребенка. По мнению Г. Тарда и Дж. М. Болдуина, оно помогает перенять традиции и нормы общества; обеспечивает «пропитывание» окружающей средой на самых первых этапах онтогенеза. Подражание рассматривается как путь формирования личности ребенка. Поэтому в формировании основных двигательных умений у детей раннего возраста необходимо использовать имитационно-подражательные движения. Однако, как показывает анализ педагогической практики, педагоги  недостаточно их применяют.

Таким образом, объект  нашей работы - процесс развития основных видов движений у детей раннего возраста.

Предмет: влияние имитационно-подражательных  движений на процесс развития основных двигательных навыков у детей раннего возраста.

Цель исследования: изучить роль имитационно - подражательных  движений и выявить условия влияния имитационно - подражательных  движений на развитие  двигательных навыков у детей раннего возраста.

Задачи работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования двигательных навыков у детей раннего возраста.
  2. Выделить основные этапы формирования двигательных навыков у детей 2-3 лет.
  3. Разработать перспективный план применения имитационно-подражательных движений в формировании двигательных навыков у детей раннего возраста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОРЗРАСТА

  1. Физическое развитие детей раннего возраста

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека.

По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность.

Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма. Улучшается не только здоровье, но и эмоциональная, волевая, познавательная сферы малыша. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворял свою потребность в движении. Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети 2-3 лет за сутки преодолевают примерно 2,5-3 км.

Важную роль в развитии движений играет организованная деятельность по физическому развитию в режиме дня. Особое внимание необходимо уделять подбору упражнений. Для этого следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности в развитии детей раннего возраста. Учитывая эти особенности и возможности детей, правильно руководствоваться формированием движений.

Исследователи в области физического воспитания детей раннего возраста (Т.И.Осокина, С.Я.Лайзане, В.А.Шишкина и др.) отмечают, что в раннем возрасте нужно не развивать какие-то определённые способности, а укреплять различные мышечные группы, вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности. В этом возрасте преобладают движения, в которых участвуют крупные мышечные группы. Многократное повторение приводит к выработке согласованности в работе рук, ног, туловища, развитию координации движений, сохранению устойчивого равновесия.

Важно создавать и поддерживать положительный эмоциональный тонус.

Положительные эмоции – главный стимул для побуждения ребёнка к действиям.

Потребность в движениях у всех детей разная. В развитии ребёнка необходимо учитывать его уровень подвижности (малый, средний, большой).

Дети с высокой подвижностью – суетливы, неуравновешенны, неточны в движениях, они быстро утомляются, но не замечают этого. Нервная система истощается, нарушается сердечный ритм. Прекращать резко деятельность нельзя, важно развивать умение управлять своими движениями. Например: пробежать по узкой дорожке, проползти через препятствия, выполнить комплекс упражнений под определённый музыкальный ритм.

А у детей, которые мало двигаются, у них формируется неуверенность в себе. Насильно в двигательную деятельность включать их нельзя, важно заинтересовать, помочь, вселить уверенность.

Физическое развитие детей зависит от условий, в которых развивается малыш, от правильно организованной внешней развивающей среды. (Н.М.Щелованов).

Двигательная деятельность должна организовываться на основе годового, квартального, ежедневного планирования с учётом решения основных оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Физическое развитие осуществляется в течение всего дня (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры). Прежде всего, решаются оздоровительные задачи.

С этой целью наиболее значимы дыхательные, пальчиковые, коррекционные гимнастики (это лазание, корригирующая ходьба, упражнения для профилактики плоскостопия), самомассаж, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения (это прыжки на матах, батуте, хлопки, притопы, «качалки», кратковременные висы и т.п.). Все здоровьеукрепляющие гимнастики необходимо проводить в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями.

Исходя из анатомо-физиологических особенностей в развитии детей раннего возраста необходимо тщательно подбирать упражнения для развития и воспитания. Знать и соблюдать технику в выполнении упражнений, осуществлять «страховку», соблюдать технику безопасности, не использовать запрещённые упражнения, чтобы не навредить здоровью ребёнка. Необходимо создавать условия не только в дошкольном учреждении, но и в семьях, информировать родителей, приобщать их к совместной оздоровительной деятельности. Да и самому педагогу быть образцом для подражания.

При правильной двигательной активности в дошкольном учреждении и дома ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения с взрослыми и  сверстниками.

  1. Виды двигательных умений и этапы их формирования у детей раннего возраста

 Двигательное умение - это, прежде всего большая образовательная ценность, потому как оно обладает главным – активацией творческого мышления, направленной на синтез и анализ каждого движения. С точки зрения физического воспитания умения преследуют различные цели. С одной стороны, они доводят до навыков при необходимости достижения совершенной техники владения действиями. С другой стороны, выработка двигательных умений возможна и без перехода в навыки впоследствии. В этом случае они являются вспомогательным фактором.  Таким образом, умение – это совершенствование двигательных действий, которое при многократном повторении стимулирует активизацию их выполнения. Данный процесс является не чем иным, как переходом умения в навык. Этого можно достичь только при условии постоянного уточнения и корректирования движений. Результатом является устойчивость и слитность каждого выполняемого элемента, а, главное, появление автоматизированного характера управления движением.

Существует две разновидности двигательного умения:

 первый вид выражается в осуществлении целостной активности; второй вид подразумевает выполнение отдельных, различных по структуре и сложности движений. Целостная двигательная деятельность связана напрямую с необходимостью принятия решений спонтанно, например, во время игры или борьбы. В данном случае двигательные умения основаны и характеризуются творческим использованием ранее заученных физических качеств и действий. Выполнение раздельных движений, различных по сложности и структуре, постепенно переходит в навык. Данный процесс сопровождается развитием действий со знанием первоначальной техники выполнения, что приводит к постепенному совершенствованию умений. Заученные до автоматизма движения представляют собой большую дидактическую ценность, потому как формируются вследствие активного участия обучаемого и приучают к анализу сущности поставленных задач. Материал любой составленной программы должен осваиваться на уровне умений, так как они являются не только полезными, но и необходимыми. В дальнейшем процессе освоения двигательных действий на уровне умения с обязательным увеличением числа повторений, запоминания каждого элемента и действия осуществляется более прочно. По мере заучивания и освоения умение постепенно переходит в навык.

Этапы формирования двигательных умений:

I стадия — формирования первоначального умения - короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характерна широким иррадированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени. Это происходит вследствие распространившегося иррадиирущего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.

II стадия более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом. Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.

Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса качества двигательного действия во время обучения такие колебания в движении бывают, характерны для начала обучения. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип.

III стадия — стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок уже овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.

  1. Имитационно-подражательные движения: виды и методика их применения в образовательном процессе

Подражательные движения имеют большой потенциал в обучении дошкольников разнообразным видам движений. С подражания интересному для ребёнка образу начинается познание ребенком техники движения, танцевальных и спортивных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д.

Подражательные движения - это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Объясняя ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной, можно потратить много времени, но назовите движение: «Паучок», покажите его, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше ваш «паучок» будет ползать с подниманием и опусканием живота (для укрепления мышц, прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке, а это уже и танцевальное движение).

При назывании движения через образ дети подражают животным, людям разных профессий и т. д. Имитационно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, двигательную память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.

С помощью имитационно-подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности. 

К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канавку); третьи применяются для решения задач физического воспитания.

Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств. Основные движения, проводимые под музыку и выполняемые совместно группой детей, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию согласованных действий в коллективе.

А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева дали следующее определение основным видам движения: "Основные движения - это жизненно необходимое для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности; ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия" [7; С.106].

Основные движения имеют динамичный характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Основные движения находятся в зависимости от нервной системы, в свою очередь благотворно влияют на совершенствование её функций, содействуют развитию подвижности нервных процессов и выработке тормозных реакций.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с воспитанием психических процессов: познавательных - внимания, восприятия, представлений, воображения, мышления; волевых - собранности внимания, целенаправленных осознанности ребенком действий, умение согласовывать свои действия в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи; эмоциональных - повышения общего жизненного тонуса, воспитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности.

Основные движения содействуют воспитанию у ребенка различных ориентировок: в пространстве - ориентировка направлений движения, удаленности и местоположения предмета, пространственных отношений между предметами, развитие глазомерных оценок; во времени - длительность выполнения упражнений и последовательных отдельных фаз, выполнение движений в заданном или индивидуальном темпе; ориентировки при движении в коллективе - нахождение своего места при построении и построении всей группы, среди детей при движении врассыпную. Всё это способствует выполнению умений учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Основные движения делятся на циклические (быстрее усваиваются и автоматизируются, это объясняется регулярным повторением циклов) и ациклические (не имеют повторных циклов, например, метание, прыжки). Каждое такое движение заключает в себя определенную последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения. [10; C98]

имитационный подражательный упражнение движение

Ходьба - относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой.

Последовательность движений: вынос вперед левой ноги (в это время правая остается на полу), постановка левой на пол; опора обеими ногами; вынос вперед правой ноги, левая опирается на пол; постановка на пол правой, опора обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности.

Навыки правильной ходьбы надо начинать формировать с самого раннего возраста. Если этого не сделать, то ошибки могут закрепиться и изменить их у дошкольников, а затем более у взрослых будет чрезвычайно трудно [1; С.79].

Обычная ходьба выполняется в среднем темпе, поэтому не дает большой физической нагрузки.

Ходьба на носках укрепляет мышцы и связки стопы, предупреждает развитие плоскостопия.

Ходьба на пятках укрепляет мышцы спины и стопы.

Ходьба на наружных сторонах стоп укрепляет мышцы стопы.

Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) укрепляет мышцы спины, живота, ног и стопы, связки, суставы.

Ходьба в полуприсяде укрепляет мышцы таза, ног, стопы [1; С.82].

Бег - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных движений.

Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенности строения и функций стопы.

Качество бега совершенствуется при выполнении разнообразных видов бега: бег на носках, бег с высоким подниманием бедра, бег с различными заданиями, выполняемые по сигналу, бег между предметами и др. Различные виды бега воспитывают ловкость, быстроту реакции на изменение обстановки [2; С.164].

Прыжки - ациклическое скоростно-силовое движение.

Техника прыжка состоит из следующих элементов: и. п., замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждый предшествующий элемент подготавливает и обуславливает последующий.И. п. помогает правильно выполнить размах и разбег. Замах и разбег создает наиболее благоприятные условия для толчка.

Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега - одной, более сильной ногой.

Основная задача при приземлении погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности. Начинают обучение с самых простых видов прыжков - подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к более сложным - прыжкам в длину и высоту с места, а завершают прыжками в длину и высоту с разбега [2; С.100].

Физиологическое воздействие прыжков на организм ребенка весьма значительно, поэтому при проведении упражнений с детьми необходимо соблюдать дозировку, применять подводящие к прыжкам упражнения и внимательно следить за состоянием всех детей [1; С.175].

Метание - ациклическое скоростно-силовое упражнение. В детском саду начинают обучение с подготовительных упражнений. Ребенка учат бросать в руки предмет и удерживать его двумя руками (и одной рукой). Так постепенно у него укрепляются мышцы, формируется умение бросать предметы рукой.

Метание проводится на дальность и в цель. Обычно первое предшествует второму. В метании на дальность основное усилие направляется на овладение предметами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.

При метании в цель ребенок сосредотачивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.

Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку [2; С.152].

Большую группу разнообразных движений составляют лазанье, ползанье, подлезание, пролезание. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц - туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.

Лазанье и ползание выполняется по циклическому типу, то есть при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног. Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение, длительное время не уставая, и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.

Лазанье и ползанье предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги, поэтому упражнения данного вида наравне с крупной мускулатурой развитие и совершенствование мелкой мускулатуры рук и ног.

Лазанье связано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала - это гимнастические стенки, разные лестницы, канат; в естественных условиях - деревья, склоны оврага, пригорок.

Лазанье выполняется по лежащей на полу или прислоненной лестнице, по лестнице - стремянке, по гимнастической стенке. Используется и нестандартное оборудование, особенно на участке дошкольного учреждения - заборчики, горки.

Обучение лазанью лучше всего начинать индивидуально, в удобное время, вне занятий (во время прогулки).

Самый простой способ лазанья - приставной шаг, с него начинается работа в младшей группе. По мере того, как дети осваивают переменный шаг в принципе, их начинают учить ритмическим согласованным действиям - одноименному и разноименному способам лазанья, характерным для старших дошкольников.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально.

Расположение пособий требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладине. [3; C 45]

Итак, основные движения имеют важное значение для развития детей дошкольного возраста, влияют не только на физическое развитие, но и на психическое здоровье. Благодаря основным движениям у детей совершенствуется координация движений, укрепляются мышцы рук, ног, туловища, суставы, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, они способствуют развитию психофизических качеств.

Методические рекомендации по проведению имитационно-подражательных движений на занятиях по физической культуре с детьми раннего возраста. Вследствие использования на физкультурных занятиях имитационно-подражательных  движений в процессе обучения были разработаны методические рекомендации:

1.  При руководстве двигательной деятельностью воспитателю необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

2.  Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

3.  Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т. к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.

4.  Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.

5.  Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.

6.  Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширения двигательного опыта детей.

7.  В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.

8.  Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.

Выводы по первой главе

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.

Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННО-ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1. Исследование уровня сформированности двигательных навыков у детей 2-3 лет

При составлении комплекса упражнений имитационно-подражательного характера для детей младшего дошкольного возраста, мы старались учитывать их анатомо-физиологические и психологические особенности. В основу комплекса легли работы авторов: Вавилова Е. Н. (1986 г.), Васильева М.А. (2005), Рунова М. (2003) и др.

Мы отобрали наиболее эффективные на наш взгляд имитационно-подражательные упражнений для развития основных видов движения у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре (приложение 1).

Данные упражнения были включены инструктором по физической культуре в период с октября по декабрь 2014 года в еженедельные занятия по физической культуре с детьми первой младшей группы МБДОУ ЦРР детского сада №366 г. Челябинска.

Исследования по развитию основных видов движения у детей раннего возраста проводилось в одно занятие по основным показателям:

  • Определить координационные способности - ребенок должен пройти по линии длиной 3 м, шириной 15 см. Тест считается выполненным, если ребенок, держа голову, проходит эту линию, не касаясь ограничений.
  • Определить выносливость детей, умение бежать без остановки, частоту координационных способностей - дети должны медленно бежать, непрерывно в течение 1 мин. Упражнение выполняется вместе с воспитателем, который бежит впереди, задавая посильный для детей темп.
  • Определить силовые и координационные способности - дети должны лазать вверх-вниз по гимнастической стенке на высоту 1,5 м. Дети выполняют упражнение самостоятельно, но с подстраховкой. У основания стенки обязательно должен лежать мат.
  • Определить точность движений - дети должны передать друг другу резиновый мяч диаметром 15— 20 см и поймать его. Расстояние между бросающим и ловящим — 1,5 м. Тест считается выполненным, если из 3 раз ребенок поймал мяч 2 раза.
  • Определить силу мышц ног, умение прыгать, отталкиваясь двумя ногами - ребенок должен подпрыгнуть и коснуться вытянутой рукой пред­мета игрушки, поднятого на высоту 15 см от вытянутой руки. Тест считается выполненным, если из трех попыток ребенок дважды сумел достать рукой игрушку.
  • Определить координационные способности, волевые проявления - ребенок должен спрыгнуть с тумбы (скамейки, ступеньки) вы­сотой 20 см в круг диаметром 80 см. Тест считается выполненным, если ребенок, оттолкнувшись двумя ногами, приземляется на обе, не задев при этом ограничители круга.

На основе полученных результатов исследования развития основных видов движения у дошкольников на начало (сентябрь) и конец исследования (январь), можно сделать следующий вывод. Если до введения в процесс обучения имитационно-подражательных упражнений по развитию основных видов движения, у дошкольников показатели низкого уровня составляли 37%, среднего - 43%, а высокого - 20%, то после использования специально подобранных упражнений подражательного характера, мы добились значительного прироста показателей развития основных видов движения у дошкольников: показатели низкого уровня снизились до 23%, среднего до 42%, а показатели высокого уровня возросли до 35%. Таким образом, прирост показателей высокого уровня составляет 15% (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Сравнительные показатели развития основных видов движения у дошкольников на начало и конец исследования.

В результате анализа использования имитационно-подражательных упражнений в первой младшей группе было также установлено, что занятия способствуют эмоционально положительному настрою детей на занятие, активности детей, а также увлечённому выполнению детьми физических упражнений, развития воображения детей (воспитатель предлагает по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь), самостоятельность, артистизм. Соблюдаются требования к оздоровительной направленности физкультурных занятий.

Дети активны, охотно выполняют заданные упражнения. Занятие с использованием имитационно-подражательных упражнений проходят в интересной форме, что способствует выполнению сложных упражнений легко и свободно, значительно повысилась двигательная активность детей.

Дети слушают воспитателя, выполняют движения одновременно всей группой, действуют в соответствии с заданным планом и творчески выполняют предложенные упражнения.

Таким образом, правильно подобранные имитационно-подражательные упражнения на занятиях физической культурой во многом способствуют развитию основных видов движения детей раннего возраста.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

2.2. Перспективный план развития двигательных умений у детей раннего возраста

№ п/п

Тема

Цель

Сроки проведения

1.

«Воробышки и автомобиль»

Учить ходить и бегать подгруппами и всей группой, прыгать на двух ногах на месте, ползать на четвереньках по прямой.

1 неделя сентября

2.

«По тропинке»

Учить ходить по прямой дорожке, катать мяч двумя руками, бегать в прямом направлении, прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

2 неделя сентября

3.

«Птички летают»

Учить ходить парами, лазать по доске, катать мяч одной рукой; упражнять в умении прыгать на двух ногах на месте; развивать равновесие.

3 неделя сентября

«Зайка серенький сидит»

Упражнять в умении ходить и бегать подгруппами и всей группой, прыгать, ползать на четвереньках по прямой, катать мяч двумя руками.

4 неделя сентября

«Принеси предмет»

Учить ходить по доске, прыгать через шнур; упражнять в умении ползать по доске, ходить парами, развивать координацию движений.

1 неделя октября

«Мой веселый звонкий мяч»

Учить бросать мяч друг другу, ползать под воротца, бегать друг за другом; упражнять в ходьбе по прямой дорожке.

2 неделя октября

«По тропинке»

Учить кружиться в медленном темпе; упражнять в умении ходить и бегать парами и всей группой, катать мяч воспитателю.

3 неделя октября

«Догони мяч»

Упражнять в умении ходить по доске, прыгать через шнур, бросать мяч друг другу, ползать на четвереньках по прямой; развивать координацию движений.

4 неделя октября

«По тропинке»

Учить ходить по кругу, взявшись за руки, катать мяч двумя руками; упражнять в умении подлезать под воротца, кружиться в медленном темпе.

1 неделя ноября

«Птички в гнездышках»

Учить ходить по прямой дорожке с перешагиванием через бревно; упражнять в умении прыгать на двух ногах через шнур, катать мяч двумя руками; развивать координацию движений.

2 неделя ноября

«Солнышко и дождик»

Упражнять в умении ходить, взявшись за руки, бегать в медленном темпе, катать мяч двумя руками, сидя; закреплять умения перелезать через бревно, ходить по прямой дорожке с перешагиванием; развивать координацию движений.

3 неделя ноября

«Догоните меня! »

Учить ползать по наклонной доске; упражнять в умении бросать мяч вперед двумя руками снизу.

4 неделя ноября

«Найди флажок»

Учить ходить с переходом на бег и наоборот, бросать мяч двумя руками от груди; упражнять в ходьбе по прямой дорожке с перешагиванием через предметы; развивать координацию движении

1 неделя декабря

«Кто тише? »

Учить ходить с изменением направления, бегать с изменением темпа, подлезать под веревку; закреплять умения катать мяч одной рукой.

2 неделя декабря

«Поезд»

Упражнять в умении, ползать по наклонной доске, бросать мяч вперед двумя руками от груди; закреплять умения прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

3 неделя декабря

«Где звенит? »

Учить ходить по гимнастической скамейке, бросать мяч из-за головы; закреплять умения и навыки подлезать под воротца; развивать координацию движений.

4 неделя декабря

«Догоните меня»

Упражнять в умении бегать в колонне по одному, ходить врассыпную, катать мяч двумя руками стоя; формировать устойчивое равновесие в кружении.

3 неделя января

«Перешагни палку»

Учить бросать мяч через натянутый шнур, лазать по лестнице-стремянке, прыгать через две параллельные линии; упражнять в умении ходить через предметы.

4 неделя января

«Заинька»

Учить метать мячи правой и левой рукой, ползать по гимнастической скамейке, ходить, обходя предметы;

закреплять умения ползать по наклонной доске, развивать равновесие.

1 неделя февраля

«Принеси предмет»

Учить метать набивные мешочки правой и левой рукой; упражнять в прыжках в длину с места; закреплять умения и навыки ходить с перешагиванием через предмет, бегать и прямом направлении.

2 неделя февраля

«Через ручеек»

Учить ходить приставным шагом вперед, лазать по гимнастической стенке; упражнять в метании правой и левой рукой, развивать ловкость и глазомер

3 неделя февраля

«В воротца»

Закреплять навыки и умения ходить по бревну, бросать мяч двумя руками, прыгать через две линии, ходить приставным шагом в стороны

4 неделя февраля

2.3. Методические разработки по использованию имитационно-подражательных движений в образовательном процессе ДОУ

Методические рекомендации по развитию двигательных навыков детей раннего дошкольного возраста: "Малыши-крепыши".

Физкультурные занятия.

     В раннем возрасте у ребёнка формируются нервная и костно - мышечная  система, совершенствуется дыхательный аппарат, закладывается основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

         В раннем дошкольном возрасте двигательный опыт детей чрезвычайно мал. В этот период ребёнок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия. Но не смотря на отработанную систем, педагоги в ДОУ всё чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей. Следующая немаловажная задача – стимулирования желания детей заниматься двигательной деятельностью.

   Играя, ребёнок "незаметно" осваивает   основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя глубокой технической отработки.

    Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают  подвижные игры. Подвижные игры вводятся постепенно, по мере освоения детьми предыдущей игры и по мере овладения основными движениями.

   Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально ритмической гимнастики, образными упражнениями, сюжетными композициями.

Цель занятий: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. Учить детей выполнять основные движения. Учить детей строевым упражнениям. Психологически подготовить каждого ребёнка к преодолению препятствий. Укрепить здоровье детей.

Задачи: Развитие физических качеств. Развитие координации движений. Развивать уверенности в себе. Развитие свободы движений.

Лечебное воздействие: эмоциональное общение, улучшение самочувствия, гибкость суставов, дыхательная и сердечно-сосудистые системы, пищеварительная система, мочеполовая система. Развитие музыкального вкуса и слуха.

Структура занятий:  1. подготовительная часть.

                                       2. основная часть.

                                       3. заключительная часть.

      Подготовительная часть: Создание эмоционального комфорта. Игроритмика. Строевые упражнения. Музыкально-подвижные игры. Сюда входят движения для формирования правильной осанки. Обеспечивает разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхание.

         Основная часть: Общеразвивающие упражнения под музыку. Игропластика. Эта часть направлена на развитие физических качеств. Упражнения выполняются из различных положений: сидя, лёжа на полу, лёжа на животе, на боку.

   Заключительная часть: Проводятся игры различной подвижности. Так же предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе. Самостоятельная деятельность детей, а так же упражнения на релаксацию и медитацию.

"Любимый цирк"

(Сюжетное занятие в первой младшей группе).

Программное  содержание: создать радостное настроение. Развивать внимание. Совершенствовать технику бега. Упражнять детей в равновесии.

 

Оборудование: Разноцветные султанчики, скамейки, шнуры, ленточки.

 

Предварительная работа:

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель. – Ребята, вы любите цирк? Были ли вы в цирке? Вам понравилось? Сегодня мы с вами поиграем в цирк. Представьте, что вы в цирке.

         Внимание, внимание превращаемся в цирковых лошадок. Наденьте султанчики на голову и бегите друг за другом по кругу.

Игра: "Найди пару"

 по сигналу каждый находит лошадку с султанчиком своего цвета,

 (темп бега средний) 1мин.

Бег парами друг за другом. (50 сек.)

Бег галопом, бег с препятствиями (1круг).

Ходьба друг за другом. Упражнение на дыхание.

   

Основная часть:

Воспитатель: - Внимание! – Внимание! Все участники представления занимают места на арене цирка. Ребята, арена цирка круглая. Встанем в круг.

Появляется клоун.

Клоун:

   Раз, два, три, четыре, пять,

Только чур не прозевать!

   То, что клоун вам покажет,

  Нужно дружно повторять!

Общеразвивающие упражнения:

1. "Штангисты" - 5раз.

И.п. о.с. Пальцы сжать в кулаки. Поднимаем руки в вверх, смотрим вверх.

2. "Клоун шалун" - 15 сек.

И.п. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поворот вправо, руки на пояс, поворот влево руки на пояс. (руки к ушам, шее, к плечам, к животу, колени).

3. "Клоун Ванька- встань-ка" - 6 раз.

И.п. сидя на полу, руки в стороны. Перекаты на спину, вернуться в и.п.

4. "Хлопушки" - 4 раза.

И.п. Стоя на коленях, сидя на пятках. 1,2,3-  встать на колени, руки через стороны вверх – вздыхая воздух носом, 4 – хлопок над головой, выпускаем воздух Пух-х-х-х.

5. "Весёлый клоун".

Прыжки, ноги, руки в стороны.

6. "Клоун устал"

Упражнение на дыхание.

О.Д.

Воспитатель: Внимание! Внимание! На арене медвежата косолапые ребята.

1. Проползти по скамейке, опираясь на колени и локти.

2. Пройти по плетёному шнуру, удерживая равновесие.

 

Игра: "Клоун -  ловишка".

Сделать большой круг, заправить ленточки в шорты сзади.

1-2-3- беги, разбегайтесь по площадке. Клоун будет стараться вытянуть у вас из-за пояса ленточку.(3раза).

Заключительная часть:

По сигналу "Ленточки вверх! – идём держа ленточку за оба конца над головой.

На сигнал "Ветерок"- идём размахивая ленточкой (20сек.)

 Воспитатель: - Вам понравилось, ребята? Хорошо. Побываем ещё в цирке.

Путешествие по станциям "Весёлый экспресс".

ЗАДАЧИ: Научить детей различать динамические оттенки "громко-тихо".Совершенствовать выполнение упражнения танцевально-ритмической гимнастики "Кузнечик". Повторить специальные упражнения для развития гибкости - морские фигуры. Воспитывать организованность, дисциплинированность, доброту.

 

Ход занятия.

Дети входят под песню "Голубой вагон" (В.Шаинский, А.Тимофеевский). Все ребята готовятся к путешествию-берут с собой в дорогу улыбку, шутку, здоровы смех, прекрасное настроение.

Дети встают вагончиками друг за другом. Руководитель идёт впереди-"паровоз" и с речитативом двигается в различных направлениях, ведя за собой "вагончики".

Чук – Чук – Чук! Чук – Чук - Чук!

Паровоз - наш лучший друг.

Он промчит нас по лесам,

По оврагам и горам.

Крепко за руки держись,

От друзей не оторвись.

Машинист, вперёд гляди,

Путь весёлый впереди.

1. Станция первая – "Зарядка зверей" (О.Р.У. под музыку).

Ну-ка, дружно стройся в ряд!

Вызываем всех ребят:

Из вагонов выходите,

Силу, ловкость покажите.

2. Станция вторая – "Танцевальная" (ритмический танец "Кузнечик").

   

3. Станция третья - "Сказочная" (морские фигуры).

"Морская звезда" - лёжа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь;

"Морской конёк" - сед на пятках, руки за голову;

"Краб" - передвижение в упоре стоя согнувшись, ноги согнуты врозь;

"Дельфин" - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в "замок"

4. Станция четвёртая – "Загадочная" (самомассаж "рельсы – рельсы").

5. Станция пятая – "Давайте-ка поиграем"

Посмотрите, какие дети

Дети лучше всех на свете

Надо вам, ребята знать,

Что мы будем сейчас играть.

Игра "Карусель".

Танцевально-ритмическая гимнастика. "У Оленя дом большой".

(французская народная песня "Большой Олень"

И.Мазнин, А.Фомин).

Куплет:

И.П. О.С. Руки над головой скрестить 1-2.

3-4 – правая рука согнутая в локтях над головой, левая у груди.

5-6- руки перед грудью – 8 прыжков на месте.

Припев.

1-2 – два удара в ладоши

3-4 – руки в стороны

5-6- два полуприседа

7-8- руки назад.

9-10-руки к груди.

11-12- правая рука вперёд, левая за спину.

У Оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Заяц по полю бежит

В дом к нему стучит-стучит.

Стук, стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Заяц, заяц забегай

Лапу мне скорей давай.

Сюжетно-физкультурное занятие во второй младшей группе.

   

      "Мишке холодно в лесу, стужа, детки, на носу"

Пр. сод: - закрепить умение действовать совместно, выполняя общеразвивающие упражнения.

                - учить подлезать под дугу, не касаясь руками пола.

               - упражнять в ходьбе по ребристой доске.

                -  совершенствовать навык прыжков, энергично отталкиваясь двумя ногами.

                -  упражнять в ходьбе и беге парами.

Оборудование: ребристая доска шириной 20 см. длиной 2 м.(2 шт.) 4 куба, дуга высотой 50 см.(2 шт). "кочки" (6шт.).

                                           Ход занятия.

 

1часть. Вводная: Ходьба парами, ходьба высоко поднимая колени,

              Бег в прямом направлении. Ходьба змейкой.(2мин.)

 Указания: - “Ребятки, сегодня, мы с вами пойдём гулять по осеннему лесу.           Пару все себе нашли

                                     И красиво все пошли.

 А теперь шагаем,        Подрасти нам нужно тут,    

 Ноги поднимаем.       На носочках все идут.

Теперь идём между грибами.

 

Солнце скрылось,

Темно кругом

Пробежимся здесь бегом "Бегите ко мне".

 

                                    Основная часть (с листочками).

О.Р.У. 1 "Потягивание" И.п. - ноги  на ширине стопы, руки с листочками опущены вниз. 1-поднять руки вверх, 2-и.п. – (5 р.)

            2 "Покачивание" И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху.

Наклоны вправо, влево. – (4 р.)

                3 "Приседание" И.п. – ноги вместе, руки в стороны.

1-4 – покружиться, 1-2 – медленно присесть, опуская листья на пол.

(4 р.)

             4 "Прыжки" И.п. – ноги вместе, руки на поясе.(10 р.)                                              

              5 "Соберём листочки" (Ходьба, дети собирают листья).    

Указания: 1.”Мы к солнышку листья все поднимаем”.

                    2.”С листочками ветер играл,

                         Ветер листочки качал”

                    3. “А ветерок убежал,

                         Листик на землю упал”

                     4.”А ребята не скучали,

                          По листочкам прыгать стали”

                                  Сюрпризный момент.

Появляется медведь (мягкая игрушка).

“- Рад я детки видеть вас,

    Хочу с вами поиграть.

    Ведь скоро мне ложится спать”

Восп. “Ребятки, мишка нас приглашает на полянку.

                               

                                     

Основные движения:

1. Подлезание  под дугу (50 см.) прямо не касаясь руками пола.

    “Здесь так просто не пройти, кусты склонились на пути.

2. Прыжки с "кочки" на "кочку", "Болото".

3. Ходьба по ребристой доске.

   “А вот и мостик на пути, и все могут красиво по мостику

     пройти “

Подвижная игра: "Разбудим мишку" (2 р.)

                                   

                         Что же мишка наш сидит,

                    Посмотрите, детки, спит,

                    Потихоньку подходите    

                    И медведя разбудите.

                     Миша, мишенька, вставай,

                     И ребяток догоняй.

 

Упражнение на дыхание: "Пьём чай".

Массаж: "На поезде"

                                   Заключительная часть.

Дети идут по кругу и поют мишке колыбельную.(1мин.).

               

 

Сюжетные занятия по сказкам.

по сказке "Заюшкина избушка" (март)

Пр.сод. Вызвать у детей эмоциональное отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём. Учить детей лазать по стремянке удобным для них способом. Формировать у детей умение бросать мячик в горизонтальную цель одной и двумя руками с расстояния 2-3м. Закрепить навыки в перешагивании и в беге в медленном темпе.

 

 

По сказке "Колобок"

Пр. сод. Учить спрыгивать с предмета высотой 15см. Закрепить навык лазания. Формировать навык перешагивании с ящика на ящик. Продолжать совершенствовать умение детей в бросании предмета вдаль.

По сказке "Репка"

Пр.сод. Закреплять навыки детей в ходьбе стайкой за воспитателем (усложнение ходьба между предметами). Учить детей подпрыгивать на двух ногах с продвижением вперёд. Учить выполнять основные движения (ползание под препятствием на четвереньках и бросание мяча и ловля его).Вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии.

По сказке "Теремок"

Пр.сод. Продолжать учить детей лазать по стремянке удобным способом, преодолевая боязнь высоты страх. Совершенствовать умение детей в бросании предмета в вертикальную и горизонтальную цель одной и двумя руками удобным для них способом. Продолжать развивать навыки в беге и ходьбе через усложнение (медленный бег, перешагивание из круга в круг).

По Сказке "Упрямые козы"

Пр.сод. Побуждать детей бегать в разных направлениях. Закреплять подскоки на двух ногах с продвижением вперёд. Отрабатывать навык бросания и ловля мяча. Учить детей выполнять основные движения: ходьба друг за другом по ограниченному пространству (дорожка шириной 25см)

И перелезание через бревно удобным способом.

По сказке "Волк и семеро козлят"

Пр. сод. Вызвать эмоциональный отклик желание участвовать на занятие. Учить детей бросать предметы в вертикальную цель одной и двумя руками на расстоянии 2,5м. Учить потягиваться лёжа на животе на гимнастической скамье с продвижением вперёд. Формировать у ребенка чувство уверенности в преодолении препятствий при перепрыгивании через две линии 15см.  

По сказке "Курочка Ряба".

Пр. сод. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии. Учить детей выполнять основные движения(ползание на четвереньках и прокатывание мяча друг другу). Закреплять навыки в построение врассыпную и в беге стайкой за воспитателем. Приучать выполнять подскоки.

Материал: мячи по количеству детей, игрушка "курочка".

Ход занятия.

Ходьба стайкой за воспитателем.

Восп. Мы сегодня пойдём в гости к курочке, к деду с бабой у которых она живёт.

Ребятки, нам нужно поторопиться. Топ-топ-топ-топ! Быстро,быстро топочите и бегите и бегите.

Бег за восп. 20-30сек.

Восп. – Вот ребятки мы пришли.

 1.Курочка крыльями  машет(покажите как)

И.п. о.с. руки через стороны вверх, вернуться в и.п.(4раза)

2. "Любит курочка пшено" И.п. о.с. 1-2 присесть, постучать пальчиками о пол, 3-4 и.п.(3раза)

3. "Пьёт студёную водицу" И.п. о.с. 1-2-наклон вниз, руки отвести назад.3-4-и.п.(5раз)  

4. "Курочка рада"-кружение вокруг себя.(2раза)

О.Д. Курочка: -Снесла я деду с бабой яичко, не простое а золотое. Дед бил- бил не разбил, баба била-била не разбила

И.п. ноги слегка расставлены. 1-2 присесть, постучать по полу, 3-4 и.п.(3раза)

- Мышка бежала хвостиком махнула, яичко упало и покатилось.

Ползание на четвереньках, повороты туловища вправо-влево.

- Ты яичко догони, а потом его кати (прокатывание мяча друг другу из положения сидя на полу и стоя, бег за мячом, можно на четвереньках).

-  Надоело нам катать, будем мы скакать (Подскоки детей на двух ногах на месте).

- ловко прыгали  как мышки, уронили мы яички, яичко покатилось и разбилось,

     - Плачет дед, плачет баба.

(Взмахи кистями рук).

- Ребятки, давайте с вами пойдём и посмотрим, что есть у курочки в гнезде.

(Ходьба стайкой за воспитателем, и в корзине находят мячи).

Подвижная игра "Мой весёлый звонкий мяч"

Игра малой подвижности "Найди мяч" (дети спокойно собирают мячи и относят в "гнездо" курочки).

Выводы по второй главе

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой.

Двигательный опыт детей чрезвычайно мал. В этот период ребенок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия.

Каждое занятие по развитию двигательной активности нужно выстроить так, чтобы процесс "я учусь ходить, бегать, прыгать, ползать не стал скучным, нудным, однообразным и монотонным".

Необходимо стимулировать желание детей заниматься двигательной активностью, создать эмоциональный комфорт.

Большое внимание на желание детей подвигаться оказывает музыка + игра. Играя, ребенок "незаметно" осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя глубокой технической отработки.

Сюжет + игра + музыка + движение, творят чудеса. Все вместе взятое создает положительные эмоции, способствуют физическому развитию, развивают воображение и физические навыки. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гипперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность.

В процессе таких занятий дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности.

Важной особенностью этих занятий является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать.

Музыкальное сопровождение способствует эстетическому развитию, а образность сюжетов развивает фантазию и творческие способности.

В процессе групповых занятий  все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имитационно-подражательные упражнения – одна из форм организованного обучения физическим упражнениям.

Движения, связанные с каким-либо образом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. В выполнении этих упражнениях создаются благоприятные условия для совершенствования основных движений, стимулируется двигательная активность, обеспечивается, таким образом, гармоничное развитие ребёнка.

Имитационно-подражательная форма проведения физических упражнений помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению.

Мы изучили, и постарались отобрать наиболее эффективные имитационно-подражательные упражнения для развития основных видов движения у детей младшего дошкольного возраста для использования их на занятиях физической культуры. Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности детей данного возраста, мы отобрали наиболее интересные, доступные упражнения. В ходе проведения имитационно-подражательных упражнений выявили, что такие упражнения помогают детям самостоятельно выполнять сложные двигательные действия.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности упражнений для развития основных видов движения младших дошкольников, целесообразности применения для повышения уровня физического здоровья и двигательной активности, а также формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Формирование двигательных навыков у детей с паталогией ОДА

Описание методики формирования жизнено необходимых движений у детей с тяжелой патологией ОДА....

консультация "Формирование двигательных навыков у детей дошкольного возраста"

Формирование двигательных навыков необходимо для гармоничного развития ребёнка, его физического развития, координации движений, развития интереса к различным, доступным ребёнку видам двигательной деят...

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков....

Методические рекомендации при подборе и планировании народных подвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации при подборе и планировании народныхподвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Подвижные игры разного характера имеют огромное з...

Особенности формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Особенности формирования двигательных навыков у детей старшегодошкольного возраста посредством народных подвижных игр. Народные подвижные игры служат методом формирования ужеосвоенных детьми двиг...