Проект "Масленица"
проект (подготовительная группа) на тему

Шишкина Татьяна Анатольевна

Разработка проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Широкая Масленица»

Старший дошкольный возраст.

Автор проекта: Шишкина Т.А.

Участники проекта:

Музыкальный руководитель

Воспитатель подготовительной группы.

Родители подготовительной группы.

Дети –  подготовительной группы 6-7 лет

Сроки реализации проекта – 4 недели.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой;
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность. В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и традиций.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. В результате опроса «Что мы знаем о масленице», проводимого воспитателем с деть подготовительной группы «Колокольчики» , выяснилось, что знания детей о  традициях проведения этого праздника поверхностны и лишены духовно-нравственной основы.

Поэтому и возникла идея в проведении проектно-исследовательской работы по изучению истории этого праздника и организации праздничного гулянья «Эх, да      Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица)

(формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица)

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
  • Способствовать развитию познавательной инициативы ребенка (любознательности);
  • Развивать  восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • Расширять кругозора детей, по средствам проектно исследовательской деятельности;
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Ресурсное обеспечение:

  • Репродукции картин известных художников: Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
  • Художественные произведения: Д. Кузнецова «Блины»,  Т. Нуждиной «Блины». Заклички, стихи о весне, частушки
  • Чучело «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
  • Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги.
  • Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
  • Музыкальные инструменты: пианино, ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки.
  • Самодельные музыкальные инструменты для шумового оркестра на улице.
  • Атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи… .
  • Видео-фильм «Смешарики – Масленица.
  • Электронная презентация: «Душа моя Масленица»
  • Техническое средство обучения: музыкальный центр, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.
  • Спортивное оборудование: канат, конусы,  мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи.
  • Музыкальный репертуар: фонограмма П.И. Чайковского «

Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус.нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши

Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус.нар. мел. «Горелки» р.н.м., р.н.и. «Золотые ворота»

Методическое оснащение проекта:

  • Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  • Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
  • Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
  • Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

Практический результат:

  • Создание мини-проектов по темам: «Душа моя Масленица», «Русский народный костюм»,  «Весну звали», «Русский народные игры», «Забавы на масленице», «Масленица – блиноедка», «История Масленицы»
  • Изготовление чучела Масленицы;
  • Фотогазета «Как мы весну встречали»;
  • Создание игротек русских народных игр;
  • Выставка детских рисунков и поделок « Масленица»;
  • Сценарий праздника «Эх, да Масленица».

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

   

   Методы реализации проекта:

Этапы проекта

Формы работы с детьми.

Формы работы с родителями

Формы работы воспитателя и музыкального руководителя

Сроки и место про- ведения

1этап подготовите- льный

Цель: Постановка мотивации цели и задач по озна- комлению с традициями празднования Масленицы

  • Детский совет, обсуждение идей и предложений связанных с предстоящим праздником «Масленица»,
  • -выявление интересующих вопросов;
  • Составление плана совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
  •  Создание мини- проектов по темам «Душа моя Масленица», «Мужской русский народный костюм» «Женский русский народный костюм» «Весну звали», «Русский народные игры, забавы на масленице», «Масленица – блиноедка»

Индивидуальные беседы.

-помощь детям в создании мини-проектов по темам

-выбор деко- раторов (помощь в оформлении);

-выбор затейников (для организации игр).

Сбор и анализ информации.

Составить план действий.

Помочь детям выбрать ак- тивную и посиль- ную задачу на определённый отрезок времени.

Подобрать мате- риал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар).

Начать фор- мирование игротеки народных игр.

Составление сце- нария праздника

Организация места проведения празд- ника.

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Подготовительная группа, музыкальный зал.

1 неделя.

2 этап: основной.

Цель:  Формирова

ние знаний дошкольникв о русской национальной традиции встречи весны.

Наблюдения за изменениями в природе.

Беседа: «Как на Руси весну встречали!».

Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взя- тие снежного городка».

Заучивание за- кличек, стихов, частушек.

Разучивание хороводных игр, русских нар. песен: «Веснянка», «Блины», «Ясна – красна».

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуж- диной «Блины».

Слушание музыки П. И. Чайковского «

Презентация мини- проектов совместно с родителями.

Знакомство детей с пословицами о масленице.

Обучение рус- ским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай вале- нок», «Кару- сели», «Пройди в ворота», «Золотые ворота».

Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд» «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле».

Продуктивная деятельность.

Рисование: «Зимние забавы».

 Аппликация: «Барышня на Масленице».

 Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Масленица!»

 Лепка: «Масленичное Солнце!».

Помощь детям в презентации мини проектов по темам.

Оформление участка к проведению праздника «Эх, да Масленица».

Подготовка костюмов для детей  к празднику.

Изготовление чучела Масленицы

Завершить оформление игротеки народных игр.

Наблюдения с детьми за измене- ниями в природе.

Беседа с детьми «Как на Руси весну встречали!».

Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»

Заучивание за- кличек, стихов, частушек.

Разучивание хороводных игр, русских нар. песен: «Веснянка», «Блины», «Ясна – красна».

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуждиной «Блины».

Слушание музыки П. И. Чайковского «

Презентация мини- проектов детьми и родителями.

Знакомство детей с пословицами о масленице.

Обучение детей русским народным играм.

Подготовка костюмов для взрослых к празднику.

Подготовка детских работ к  выстовке «Масленица».

Репетиция с героями праздника «Эх, да Масленица»

Подготовитель-ная группа, музыкальный зал, участок детского сада.

2-3 недели.

3 этап.

«Заключительный»

Цель:

Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть тра диционные обряды народного гуляния, фор мирование устойчивого интереса к националь -ной культуре.

Праздник «Эх, да Масленица» на улице.

Обсуждение результатов полученных в ходе проекта, выяснения успехов и неудач, определение перспектив.

Участие в празднике. Исполнение ролей.

Приготовление блинов к праздику.

Обсуждение результатов полученных в ходе проекта, выяснения успехов и неудач, определение перспектив.

Проведение праздника «Эх, да Масленица»

Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете.

Оформление выставки Масленица»

 Консультация для родителей.

Обсуждение результатов полученных в ходе проекта, выяснения успехов и неудач, определение перспектив.

Подготовительная группа, участок детского сада.

4 неделя.

Формы работы с детьми:

  • Детский совет;
  • Беседа;
  • Чтение художественной литературы;
  • Разучивание стихов, песен, закличек, поговорок;
  • Слушание музыки;
  • Рассматривание картин и иллюстраций.
  • Рисование, аппликация, коллективное творчество.

Формы работы с родителями:

  • Консультации;
  • Индивидуальные беседы;
  • Репетиции;
  • Привлечение к оформлению участка, шитью костюмов, изготовлению чучела.

  • проведение в группах обсуждения идеи проекта, обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
  • распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

- выбор декораторов (помощь в оформлении);

- выбор затейников (для организации игр).

  • работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  • выбор формы реализации проекта.
  • помощь в подборе музыкального сопровождения.
  • разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
  • организация места проведения праздника.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

1. План проведения проекта «Масленица – блиноедка».

2. Приложение:

  • Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
  • Перечень спортивных игр-забав.
  • Масленичные частушки.
  • Рисунки конкурса: «Зимний разгуляй».
  • Фотографии недели Масленица-блиноедки.

Используемая литература: 

Материалы из периодических изданий

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Проект воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям. Происходит усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями. Условия реализации: детский сад, семья.

 Пути реализации: взаимодействие всех структур педагогического процесса.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели ДОУ, библиотека, музыкальный руководитель, родители.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.

Результаты

Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при изготовлении поделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества