Проект "Масленица"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Широкая Масленица»
Старший дошкольный возраст.
Участники проекта:
Музыкальный руководитель
Воспитатель подготовительной группы.
Родители подготовительной группы.
Дети – подготовительной группы 6-7 лет
Сроки реализации проекта – 4 недели.
Тип проекта:
- по числу детей – групповой;
- по доминирующему методу – игровой, творческий;
- по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
- по продолжительности – средней продолжительности.
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность. В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей. Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и традиций.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. В результате опроса «Что мы знаем о масленице», проводимого воспитателем с деть подготовительной группы «Колокольчики» , выяснилось, что знания детей о традициях проведения этого праздника поверхностны и лишены духовно-нравственной основы.
Поэтому и возникла идея в проведении проектно-исследовательской работы по изучению истории этого праздника и организации праздничного гулянья «Эх, да Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица)
(формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица)
Задачи:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Способствовать развитию познавательной инициативы ребенка (любознательности);
- Развивать восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- Расширять кругозора детей, по средствам проектно исследовательской деятельности;
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ресурсное обеспечение:
- Репродукции картин известных художников: Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
- Художественные произведения: Д. Кузнецова «Блины», Т. Нуждиной «Блины». Заклички, стихи о весне, частушки
- Чучело «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
- Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги.
- Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
- Музыкальные инструменты: пианино, ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки.
- Самодельные музыкальные инструменты для шумового оркестра на улице.
- Атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи… .
- Видео-фильм «Смешарики – Масленица.
- Электронная презентация: «Душа моя Масленица»
- Техническое средство обучения: музыкальный центр, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.
- Спортивное оборудование: канат, конусы, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи.
- Музыкальный репертуар: фонограмма П.И. Чайковского «
Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус.нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши
Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус.нар. мел. «Горелки» р.н.м., р.н.и. «Золотые ворота»
Методическое оснащение проекта:
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
- Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
- Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
- Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
Практический результат:
- Создание мини-проектов по темам: «Душа моя Масленица», «Русский народный костюм», «Весну звали», «Русский народные игры», «Забавы на масленице», «Масленица – блиноедка», «История Масленицы»
- Изготовление чучела Масленицы;
- Фотогазета «Как мы весну встречали»;
- Создание игротек русских народных игр;
- Выставка детских рисунков и поделок « Масленица»;
- Сценарий праздника «Эх, да Масленица».
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Методы реализации проекта:
Этапы проекта | Формы работы с детьми. | Формы работы с родителями | Формы работы воспитателя и музыкального руководителя | Сроки и место про- ведения |
1этап подготовите- льный Цель: Постановка мотивации цели и задач по озна- комлению с традициями празднования Масленицы |
| Индивидуальные беседы. -помощь детям в создании мини-проектов по темам -выбор деко- раторов (помощь в оформлении); -выбор затейников (для организации игр). | Сбор и анализ информации. Составить план действий. Помочь детям выбрать ак- тивную и посиль- ную задачу на определённый отрезок времени. Подобрать мате- риал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар). Начать фор- мирование игротеки народных игр. Составление сце- нария праздника Организация места проведения празд- ника. Проведение инструктажа по технике безопасности. | Подготовительная группа, музыкальный зал. 1 неделя. |
2 этап: основной. Цель: Формирова ние знаний дошкольникв о русской национальной традиции встречи весны. | Наблюдения за изменениями в природе. Беседа: «Как на Руси весну встречали!». Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взя- тие снежного городка». Заучивание за- кличек, стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских нар. песен: «Веснянка», «Блины», «Ясна – красна». Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуж- диной «Блины». Слушание музыки П. И. Чайковского « Презентация мини- проектов совместно с родителями. Знакомство детей с пословицами о масленице. Обучение рус- ским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай вале- нок», «Кару- сели», «Пройди в ворота», «Золотые ворота». Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд» «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле». Продуктивная деятельность. Рисование: «Зимние забавы». Аппликация: «Барышня на Масленице». Коллективный труд, создание чучела из соломы: «Масленица!» Лепка: «Масленичное Солнце!». | Помощь детям в презентации мини проектов по темам. Оформление участка к проведению праздника «Эх, да Масленица». Подготовка костюмов для детей к празднику. Изготовление чучела Масленицы | Завершить оформление игротеки народных игр. Наблюдения с детьми за измене- ниями в природе. Беседа с детьми «Как на Руси весну встречали!». Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» Заучивание за- кличек, стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских нар. песен: «Веснянка», «Блины», «Ясна – красна». Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуждиной «Блины». Слушание музыки П. И. Чайковского « Презентация мини- проектов детьми и родителями. Знакомство детей с пословицами о масленице. Обучение детей русским народным играм. Подготовка костюмов для взрослых к празднику. Подготовка детских работ к выстовке «Масленица». Репетиция с героями праздника «Эх, да Масленица» | Подготовитель-ная группа, музыкальный зал, участок детского сада. 2-3 недели. |
3 этап. «Заключительный» Цель: Обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения различать и называть тра диционные обряды народного гуляния, фор мирование устойчивого интереса к националь -ной культуре. | Праздник «Эх, да Масленица» на улице. Обсуждение результатов полученных в ходе проекта, выяснения успехов и неудач, определение перспектив. | Участие в празднике. Исполнение ролей. Приготовление блинов к праздику. Обсуждение результатов полученных в ходе проекта, выяснения успехов и неудач, определение перспектив. | Проведение праздника «Эх, да Масленица» Оформление репортажа о проведении праздника в фотогазете. Оформление выставки Масленица» Консультация для родителей. Обсуждение результатов полученных в ходе проекта, выяснения успехов и неудач, определение перспектив. | Подготовительная группа, участок детского сада. 4 неделя. |
Формы работы с детьми:
- Детский совет;
- Беседа;
- Чтение художественной литературы;
- Разучивание стихов, песен, закличек, поговорок;
- Слушание музыки;
- Рассматривание картин и иллюстраций.
- Рисование, аппликация, коллективное творчество.
Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Индивидуальные беседы;
- Репетиции;
- Привлечение к оформлению участка, шитью костюмов, изготовлению чучела.
- проведение в группах обсуждения идеи проекта, обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
- распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
- выбор декораторов (помощь в оформлении);
- выбор затейников (для организации игр).
- работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
- выбор формы реализации проекта.
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
- организация места проведения праздника.
- проведение инструктажа по технике безопасности.
Достигнутые результаты
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту:
1. План проведения проекта «Масленица – блиноедка».
2. Приложение:
- Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
- Перечень спортивных игр-забав.
- Масленичные частушки.
- Рисунки конкурса: «Зимний разгуляй».
- Фотографии недели Масленица-блиноедки.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Проект воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям. Происходит усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями. Условия реализации: детский сад, семья.
Пути реализации: взаимодействие всех структур педагогического процесса.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели ДОУ, библиотека, музыкальный руководитель, родители.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.
Результаты
Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при изготовлении поделок для оформления выставки; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.