Семейные традиции - главный успех воспитания
консультация (старшая группа) по теме

Попова Людмила Валерьевна

 

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.   А. С. Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sovremennoy_semi.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Семейные традиции - главный  успех воспитания

 Моя семья, моя святыня 
Ко мне в наследство перешла 
В ней доброты на всех хватает, 
На всех хватает в ней тепла. 
Моя судьба, моя гордыня, 
На весь оставшийся мне век 
Ты подарила мне не имя, 
Дала мне званье – ЧЕЛОВЕК! 

   

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Но зато огромное значение приобрели две основные функции, ради которых создается и распадается семья. Это эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Обе функции предполагают зрелость чувств и культуру.

Семья, в которой растет малыш, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама то же самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка. Можно ли преуменьшать роль родителей, от которых в большинстве зависит формирование личности ребенка, преуменьшать значение единства семейной педагогики. Материальные условия и гражданско-этические представления родителей не изолированы от влияния общественных требований к семье. Вся жизнь семьи должна помогать созданию у детей богатого эмоционального мира и готовности к восприятию знаний, нравственных и этический ценностей.

Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к «нуклеарной». «Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединенная» – это еще бабушки и дедушки.

На развитие современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думают иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Вместе с возросшей самостоятельностью женщины с ее стороны повысилась требовательность к супругу, характеру взаимоотношений, усилилась тенденция занять главенствующее положение в семье. Брак стал менее устойчивым. Но, тем не менее, возникло неверное, распространенное представление о возможности освобождения женщины от воспитания собственных детей. В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейшей обязанности воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

К чему теперь сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.

Сложилась какая-то убогая точка зрения: «Жизнь научит!» или «Вот пойдешь в  школу, там ей (ему) покажут». Чему научат? Что покажут? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды в воспитании справедлива, хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. В крупных городах число распадающихся семей превышает половину. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. Параллельно множатся случаи нежелания вступать в брак. Ежегодно регистрируется до полумиллиона детей, рожденных вне брака.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская позиция мужа и жены, их нравственное здоровье, структура и диапазон социальных контактов с обществом.

Можно ли сказать, что современная семья состоит из людей, физически и духовно зрелых, подготовленных к преодолению трудностей, способных к предотвращению и разрешению конфликтов, людей самостоятельных, не подверженных посторонним влияниям и способных к сотрудничеству? Исследования социологов свидетельствуют о недостаточной зрелости и неподготовленности супругов к семейной жизни. Между тем развитие общества, потребность его в эрудированных и квалифицированных специалистах заставляют снова и снова обращаться к огромной и часто решающей роли семейного воспитания в нравственном и умственном становлении личности.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. За последние годы роль эстетического содержания семьи, положительных эмоциональных факторов окружающей жизни, несомненно, увеличилась. Высокая общая культура современного человека делает его весьма требовательным к условиям труда, жизни, быта. Эстетика пронизывает буквально все стороны жизни: внешний облик, манеры поведения, культуру жилища.

Эмоциональное воспитание – тонкий и хрупкий процесс. Инструментом воспитания являются глубина и особенно искренность. Эмоциональное воздействие может быть совершенным только в том случае, если «эмоции поверяются разумом» и если учитываются особенности эмоционального строя ребенка.

Создание семейной благополучной обстановки – главная задача практически каждой семьи. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для постижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребенок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно еще, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил. Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция. Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждение прочитанного, обмена мнениями. Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И. С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

Прежде всего, и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия, и тактично наказывая, порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм – идентификация (отождествление) себя со своими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на него. Важно, что этот механизм основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки. 

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – ребенок должен выспаться и легко проснуться.

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Методы воспитания

Методы воспитания – самая волнующая для родителей тема. Преодолеть, заставить, добиться, приучить, воспитать… Как? В распоряжении родителей множество средств воспитания. Среди них такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, анализ поступка, создание воспитывающей ситуации, одобрение, осуждение, создание ситуаций успеха в жизни ребенка, ситуаций эмоционального переживания, стимулирование и мотивация деятельности ребенка.

Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Слово – огромная сила. Ласковые добрые слова исцеляют человека. Слова, произнесенные с любовью, залечивают душевные раны. Но слова обиды, отчаяния открывают прямую дорогу к болезни. Все отрицательные эмоции, связанные со словом, приводят нас в состояние упадка сил, апатии. Воспитание – это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово, то осуждающее – суровое и холодное, то поощрительное – ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое… Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека, а наша ирония по поводу трудно завоеванной четверки неожиданно для нас убивает и радость сына, и веру в свои силы, и стремление к новым победам. Зато какой затаенной радостью и гордостью светятся глаза ребенка после нашего спокойного одобрительного замечания. О, это еще только начало! Вот увидите, что я смогу!

Слова живут не только в тот момент, когда они звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме и передается из поколения в поколение. Не всегда мы умеем беседовать с детьми так, чтобы заставить задуматься, посмотреть новыми глазами на себя, на товарищей, на живущих рядом людей. В то же время есть семьи, где дети – не равнодушные слушатели, а активные участники разговора, когда каждое слово взрослого – открытие для них и когда эти беседы служат стимулом к полезным делам, хорошим поступкам.

Нужно продуманно и требовательно относиться к каждому разговору с детьми. Подумайте, что вы конкретно скажете. Значение имеет не только каждый довод, аргумент, но и тон: спокойный, доброжелательный или с долей иронии, а то и возмущения; будете вы требовать или советовать; когда вы хотите говорить – сразу после проступка или намеренно отложите несколько беседу; как собираетесь вы беседовать – наедине или в присутствии товарищей, членов семьи, дома, на прогулке, по дороге в кино. А возможно, подумав, вы вообще решите пока воздержаться от какого бы то ни было разговора, посмотрите, как будет дальше себя вести ребенок.

Вы хотите, чтобы сын рос добрым, отзывчивым, внимательным к людям? Пусть еще маленьким он уже знает, что лакомством надо поделиться со всеми – с мамой, папой, сестрой, товарищем; что паровоз из стульев должен сделать остановку не потому, что его, Вову, накажут за это, а потому, что мама прилегла, а сестра делает уроки. Одобряйте, если ваш ребенок хочет отдать свою игрушку заболевшему или чем-то расстроенному товарищу.  

Когда вместе папа, мама, сынок и дочка возникает то непередаваемое чувство теплоты и радости, которое у нас исстари называли семейным очагом. Семейный очаг - это маленькое солнце, это фундамент и источник жизни на земле. Какой бы холодный ветер ни подул, тепло семейного очага всегда согреет и придаст уверенность нашим силам. Семейный очаг надо беречь, нельзя дать ему угаснуть! А что больше всего помогает сберечь тепло семейного очага? Верно - любовь, терпение и взаимоуважение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейной традиции в воспитании дошкольников

Какие семейные традиции могут быть......

Консультация для родителей "Влияние семейных традиций на воспитание детей"

Консультация о том, как родилась идея реализовать проект под общим названием " Семейные традиции". Как можно обединить семьи в вопросах воспитания, предоставить возможность общаться друг с другом, дел...

Роль семейных традиций в воспитании ребенка.

Воспитание  в семье традиций....

Родителям на заметку. Роль семейных традиций в воспитании ребёнка

Как же интересно, если у семьи есть своя традиция, например, читать с ребенком книжку перед сном или отмечать дату рождения семьи......

Семейные традиции в воспитании детей

Воспитание ребенка — очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но са...

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...