Консультация "Современная бабушка - какая она?"
консультация на тему
Вклад современных бабушек в жизнь семьи детей огромно. Современные бабушки - молоды, образованы, успешны, активны. И в связи с этим изменились взаимоотношения с внуками. Данная консультация в полной мере раскроет вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_babushka_kakaya_ona.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Провела:
Лизунова Л.Н.
В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром «Геронтолог» (руководитель О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.
На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: «формальная» или «обычная»; или «активная», или «увлеченная»; «далекая» или «отстраненная», «символическая».»
- «Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе со внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют, покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая» В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с внуками или поругать.
- «Активные», «увлеченные» бабушки имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. «Увлеченные» бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, одобрение. В качестве наказания за вранье, лень, грубость ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или перестать общаться, то есть они проявляют большую активность в наказании по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
- «Далекие», «отстраненные» бабушки затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», то есть бабушки «отстраненного» типа не имеют обязанностей по отношению к внукам. В высказываниях «отстраненных» бабушек часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что главная роль в семье — воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе. Утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку она видится с ним один - два раза в году, при этом телефонные звонки становятся единственным видом совместной деятельности. Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.
Первый этап — «молодая бабушка» начинается для женщины в возрасте 47—5 1 года.
Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуками по мере сил и возможностей; становится «обычной бабушкой», реже — «активной» или «далекой». В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, то есть «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. «Молодая бабушка» редко проживает одиноко, чаще с мужем или вместе с детьми и внуками.
Именно в группе «молодых бабушек» наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей ближе, в чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются. Внуки растут, но «молодые бабушки» и дальше не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимальное соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания « бабушкинской» деятельности.
Второй этап — «старая бабушка» — наступает после того, как внук достигает 10—11 лет, бабушке обычно 58—62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10—11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный. Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть «обычных бабушек», преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных». Некоторые же на этом этапе отдаляются; как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию «отдаленной» или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют (при сохранении условий проживания). Если «молодую бабушку» больше волнует здоровье внука, то у «старой бабушки» появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки — от дочери или сына. Она больше, чем «молодая бабушка» заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.
Третий этап — «пожилая женщина», «старая женщина» — начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по от ношению к старшим членам семьи, нуждающимся теперь в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей — меняется баланс независимости и автономии членов семьи.
Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм жизни, от общественных потребностей и ожиданий.
Представления пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нормами бабушек.
Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.
ЛИТЕРАТУРА.
- Бабушка – как объект исследования \ журнал «Обруч» №1 – 2008 год.
(«Психология семейных отношений с основами семейного консультирования» Учебное пособие для студентов вузов/ Е.И. Артамонова, Е.В. Зырянова, Е.В. Екжанова и др.; по редакцией Е.Г. Силяевой. – 4-е издание, стер. – М.; Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с. ISBN 5 – 7695- 3209 – 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Какие домашние животные и их детёныши живут во дворе бабушки Кати?
Тема занятия: - Какие домашние животные и их детёныши живут во дворе бабушки Кати? цель: - воспитание заботливого отношения к домашним животным, ...
Вот какая бабушка моя
Праздник ко дню 8 марта...
"Вот они какие бабушки родные!"
Музыкальная гостиная, посвященная празднику - Дню пожилого человека....
Статья "Какие бывают мамы и папы, бабушки и дедушки."
Статья про воспитание и взгляды родителей на детей. Характеристика родителей и баушек дедушек относительно детей....
Для вас, родители: Бабушка. Какая она?
Современные бабушки... Какие они разные. Молодые, активные, увлеченные, добрые, любящие и всегда беспокоющиеся о своих внуках. Давайте узнаем обо всем этом в данной статье...
Праздник ко дню бабушек и дедушек в старшей группе «Дедушки и бабушки, какие они ладушки»
Цель: проявление внимания и заботы о родных: бабушках и дедушках, воспитание уважения к старшему поколению.Задачи:- воспитывать чувство уважения и любви к людям старшего поколения;- развивать и п...
Праздник ко дню бабушек и дедушек в старшей группе «Дедушки и бабушки, какие они ладушки»
Цель: проявление внимания и заботы о родных: бабушках и дедушках, воспитание уважения к старшему поколению.Задачи:- воспитывать чувство уважения и любви к людям старшего поколения;- развивать и п...