Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через хозяйственно-бытовой труд
статья (младшая группа) на тему

Сучкова Елена Николаевна

Статья, в которой описывается опыт работы воспитателя по формированию у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suchkova_e.n_mbdou_no_90.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у младших дошкольников через хозяйственно-бытовой труд.

Воспитатель МБДОУ детский сад № 90 «Ягодка»

 Сучкова Е.Н.

В настоящее время среди учёных идут обсуждения и споры по поводу постановки трудового воспитания детей в дошкольных учебных учреждениях. Разные точки зрения по поводу одной и той же проблемы – явление естественное. И это подтверждается в исследованиях учёных в области экономического образования: отказываясь от трудового воспитания, мы не только обедняем жизнь детей, но и тормозим их дальнейшее развитие. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет всё представление о себе и об окружающем мире. Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих, но они важны для самого ребёнка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.

В трудах Д.Б. Эльконина, Я.З. Неверович, В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой, Г.Н.Годиной, В.И.Логиновой, Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой и других заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Именно в исследованиях Г. Годиной, Т.Марковой подчёркивается, что интерес ребёнка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждает семья, дошкольное учреждение. Порембская Л.А. неоднократно подчёркивала в своих работах зависимость между степенью овладения трудовыми навыками и развитием самостоятельности детей.

Обучение трудовым операциям – это решающее звено для воспитания самостоятельности у детей в хозяйственно-бытовом труде. Для определения сформированности  самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей 3-4 лет мы использовали следующие критерии:

  1. Умение самостоятельно обслуживать себя.
  2. Умение поддерживать порядок в игровой комнате.
  3. Умение выполнять простейшие трудовые действия. Дети  не проявляли интереса к труду, не замечали чистоты и порядка, не получали удовольствия от хорошо выполненной работы, при выполнении поручений нуждались в помощи взрослого.

Я определила следующую цель и задачи: сформировать у детей высокий уровень самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде .

  • Создание  ситуаций, направленных на развитие самостоятельности в хозяйственно бытовом труде
  • Создание педагогических условий в группе для формирования трудовых навыков в хозяйственно бытовом труде
  • Формирование эмоционально положительного отношения у детей к хозяйственно бытовому труду
  • Систематизация работы с родителями

Одной из форм х/б труда является поручение. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию я начала  с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе со мной, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, я стала  использовать групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.

Исходя из того, что дети младшего   возраста очень эмоциональны, я решила использовать, прежде всего, приёмы, направленные на детскую эмоциональность (сюрпризные моменты игровые методы и приёмы). Так каждое утро к нам в группу приходит девочка – рёвушка, и малыши помогают ей успокоится. В НОД были проведены экскурсии на кухню, в медицинский кабинет, где дети познакомились с трудом работников детского сада, а именно повара, медсестры, музыкального руководителя и младшего воспитателя. Полученные впечатления дети закрепили в сюжетно ролевых играх. Так же закрепить знания и впечатления детей о трудовых действиях помогли дидактические игры направленные на закрепление знаний детей о последовательности трудовых действий, названий орудий труда,  которые   проводились с подгруппой детей или индивидуально  («Что я делаю», «Я помощник»). И разработанные алгоритмы трудовых действий: мытья рук, последовательности одевания, последовательности сервировки стола.

Помогают в проводимой работе чтение рассказов и сказок , для чтения детям произведения подбираются таким образом, чтобы они соответствовали возрасту детей и их интересам (стихи А.Барто).

Для достижения наиболее эффективных результатов в проводимой работе я   привлекла родителей воспитанников. Т.к. дети перешли из группы раннего возраста в дошкольную, поменялся воспитатель, то естественно изменились и возрастные требования к детям, поэтому многие родители обращались ко мне за помощью, т.к.было видно, что дети с трудом  воспринимают новые требования. Для определения проблемы с родителями было проведено анкетирование, которое выявило, что 82% родителей сами еще не готовы к тем требованиям, которые необходимы их ребёнку, а в частности не уделяют внимание развитию самостоятельности у своих детей (кормят, одевают, несут в детский сад на руках). После проведения анкетирования я составила план работы на год по заявленной теме. В первую очередь я запланировала просветительскую работу: консультации, родительские собрания, тренинги. Проводимая работа помогла сформировать у родителей  психологические и педагогические знания о возрастных возможностях детей 3-4 лет. Данная работа заинтересовала родителей, и они сами начали предлагать свою помощь, т.к. увидели результат. Семья воспитанников участвовали в создании  презентации на тему: «Как мы помогаем маме», в оформлении  альбомов «Как я бабушку люблю». Провели проект «Как нарядиться для труда?» В проекте участвовало 10 семей, а результатом стала выставка   фартуков, сшитых родителями, для своих детишек. Папы детей тоже были привлечены, изготовлены лопатки для уборки снега, метелочки для подметания. Очень интересным оказался тренинг для родителей, на котором они учились как правильно давать поручения своим детям. После этого была разработана памятка «Полезные советы для родителей».

В результате произведённого мониторинга получены следующие результаты:

Данные результаты показали эффективность применённой системы работы с детьми, направленной на развитие самостоятельности у детей в хозяйственно-бытовом труде. Прослеживаются положительные результаты в развитие самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей младшего возраста. Они приобрели трудовые умения и навыки, осознали жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, значительно повысился интерес к трудовой деятельности.

У детей появилось бережное отношение к своим вещам, игрушкам детского сада; они стали самостоятельно следить за чистотой и порядком в игровых уголках, по собственной инициативе оказывать помощь воспитателю и помощнику воспитателя своей группы; у них сформировалось более осознанное и эмоционально-положительное отношение к трудовой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда"

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхожд...

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....

Развитие инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через системное введение театрально-игровых технологий

Опыт по созданию системы театрализованной деятельности с включением интерактивных приёмов....

Формирование инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр

Формирование инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр...

Презентация "Организация самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Цель: Создать условия для развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста  через сюжетно-ролевую игру...