Родительский уголок
консультация (средняя группа) на тему
Статьи, которые можно использовать в работе с родителями, для консультаций или оформления родительского уголка...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prizadumaysya_mama_-_1.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Призадумайся, МАМА
В раннем детстве мозг ребенка не развивается отдельно от его тела. Умственное развитие ребенка идет параллельно, а точнее сказать, в тесном взаимодействии с его физическим развитием. Важно с самых первых лет предоставить ребенку свободу движений, как можно больше делать с ним упражнений, всячески способствовать его двигательной активности. Многие навыки движений легче усваиваются с детства (а некоторые вообще усваиваются только в детстве). Чем раньше начать развивать ребенка физически, тем большего он сможет достичь в интеллектуальном плане. Может показаться, что это не связанные между собой вещи, и тем не менее научные исследования психологов с математической точностью доказывают прямую зависимость развития и реализации умственного потенциала ребенка от времени и усилий, затраченных ребенком и его родителями на физические упражнения.
Самое простое, распространенное, очень важное и вместе с тем самое пренебрегаемое и неоцененное — это ходьба. Взрослые не обращают внимания на процесс ходьбы. А для ребенка — это процесс творческий, если хотите, это процесс познания мира, познания возможностей своего тела. Очень часто можно увидеть взрослых, которые, широко шагая, тащат ребенка за руку или толкают перед собой, так называемую прогулочную коляску с накрепко пристегнутым к ней уже подросшим, двух-трехлетним человеком. Наша спешка обкрадывает ребенка. Надо выходить заранее и стараться выбирать маршрут, чтобы ребенок как можно меньше шел, держа взрослого за руку. По дороге в магазин, в детский сад стоит дать ему возможность идти самостоятельно, да и одеть ребенка соответственно, чтобы не приходилось с пугающими криками выволакивать его из интересной, а порой и полной волшебства лужи или канавы в страхе за попорченную элегантность его одежды. Испачканная одежда потом выстирается, а вот предоставленная свобода движений, свобода самостоятельного перемещения в пространстве вполне может окупиться в дальнейшем активным, инициативным характером, успехами в школьной учебе. Поэтому чрезвычайно важно следить за тем, как мы сами ходим.
Имейте в виду и то, что ходьба стимулирует мыслительный процесс. Настолько, что это отражается даже на внешности ребенка: ребенок, которого не возят все время в коляске или в саночках, имеет более осмысленное личико, умненькие, блестящие глазки. Не надо думать, что ходьба и физические упражнения необходимы только для физически полноценных и здоровых детей. Детские психологи и педиатры убеждены, что интенсивная ходьба и физическая активность приносят огромный результат, обеспечивая реабилитацию детям с задержкой физического и умственного развития.
Призадумайся, МАМА
Многие родители стремятся вырастить своих детей гармонично развитыми творческими личностями. Но не многие осознают, что творческие способности уходят своими корнями в детство, в личный опыт ребенка, в его детское, яркое, эмоциональное восприятие. Надо четко осознать, что детские представления, детские фантазии, которые нам, взрослым, на первый взгляд кажутся смешными, нелепыми, а иногда даже и докучливыми, на самом деле являются зародышами будущего творчества. В ответ на разыгравшуюся фантазию ребенка взрослый может одернуть его: «Не говори глупости!» И слова эти будут серьезной ошибкой, это будет все равно, что растоптать едва пробившийся из земли росточек. Это может подавить творческую активность. Ребенок, как правило, старается делать то, чего от него ждут, и повторяющееся от раза к разу подобное одергивание может убить его творческую инициативу. Необходимо, наоборот, поддерживать игру ребенка, если он даже представил себя собачкой, динозавриком или индейцем, надо подхватывать игру, включаться в мир детской фантазии. Любящие родители стараются купить как можно больше игрушек для своего чада. Но вдумайтесь, внимательно всмотритесь в игрушки, которыми завалены магазины. Они забавны только на первый взгляд. Подавляющее большинство этих игрушек сделано с коммерческими целями, и рассчитаны в основном на восприятие взрослого. Они нацелены на мгновенный, броский эффект Детализованные до мельчайшей подробности современными дизайнерами, они не оставляют никакого простора для детского воображения. Многие так называемые развивающие игрушки тоже вовсе не служат развитию воображения, поскольку игрушка состоит в основном из стандартных деталей. Собственно говоря, они уже заранее продуманы и направляют мысль ребенка все время по одному и тому же пути.
Кстати, избыток игрушек вызывает противоположный эффект, их изобилие подавляет и в конечном счете вызывает скуку. Ценность игрушки вовсе не в ее цене, а часто даже наоборот. Ребенок с удовольствием играет деревяшечкой, палочкой, перышком, веточкой. В его воображении они могут преобразоваться в зверя, птицу, в замок великана, космический корабль и т. п.
Самая интересная игрушка для ребенка — это та, которая не несет в себе заранее запрограммированной и единственной возможности игры. В этом смысле, как говорят многие детские психологи и педагоги, идеальны пластилин, бумага, глина. Ребенок может придать им любую форму, они не сковывают его воображения. И коробку цветных карандашей ребенку тоже надо дать как можно раньше. Идеальным размером листа для рисования будет «бесконечная площадь», которая не ограничит маленького творца жесткими рамками. Но поскольку предоставить это ребенку весьма трудно, надо давать ему бумагу разного формата, чтобы он сам выбрал, что больше подходит к задуманному рисунку. Пусть и в этом он проявит свою творческую активность. И не сердитесь на ребенка, если он разрисует обои в своей комнате. Не пресекайте его творчества в его кажущихся безумными разрушительных фантазиях
Призадумайся, МАМА
Книжки рвут и игрушки ломают все. Но причины этого различны. Основные из них две, а впрочем, возможно, и три. В определенный период своего развития ребенок начинает ломать игрушки, чиркать в книгах каракули и вырывать страницы. Это обозначает, что наступила стадия самовыражения. Родители расстраиваются, полагая, что их ребенок от рождения имеет дурные, разрушительные наклонности. Однако это вовсе не так. На самом деле ребенок вступил в ту фазу своего развития, когда ему необходимо ощутить себя как личность, почувствовать возможность своего воздействия на окружающий мир. Это фаза самоутверждения, законная, естественная, нормальная. Ничего угрожающего, ничего патологического в этом нет. Пройдет какое-то время, и ребенок поймет, что книжки интереснее читать и разглядывать в них картинки, чем рвать страницы, игрушками интереснее играть, чем их ломать Попробуйте в это время предложить ему вместо книги старые газеты. Не с криком и упреками, не вырывая книжку из рук, а мягко и деликатно заменить ее прочитанной газетой, предложить лист бумаги и карандаш для рисования каракулей. Это малышу необходимо. Все эти, казалось бы, бессмысленные действия на самом деле имеют разумное основание. Они развивают интеллект и творческий потенциал.
Ломать игрушки может и ребенок постарше. Взрослые придут в возмущение, когда ребенок разломает сложную дорогую игрушку. Но у детей своя логика, весьма отличная от нашей, взрослой. Скорее всего, эта игрушка исчерпала для ребенка заложенные в нее возможности игры, и потребность познания мира, исследовательский инстинкт толкают его на то, чтобы докопаться, что же там внутри.
Крик, наказание и брань в этой ситуации также неуместны. Бесполезно упрекать ребенка, говорить о высокой цене игрушки, гораздо разумнее обратиться к его чувствам, поговорить об игрушке как об одушевленном предмете и вместе ему посочувствовать, пожалеть игрушку, как искалеченное живое существо.
Однако возможен и внушающий большее опасение и требующий большего внимания мотив описанного поведения. Оно может быть формой протеста на неадекватное наказание, на несправедливое подозрение, вообще на положение маленького и бесправного в своей семье. Это может происходить и при появлении еще одного малыша в семье, при нетактичном поведении родителей, когда они лишают старшего ребенка привычного количества внимания теплоты, либо когда родители слишком заняты работой, как раз и зарабатывая деньги на обеспечение детей. Но никакие материальные выгоды не компенсируют недостаток тепла. Ребенок начинает чувствовать себя нелюбимым, и обиды свои как раз и вымещает на игрушках. Внимание к ребенку и правильная оценка своих действий, слов и поступков помогут избежать проблем или быстро исправить создавшееся положение.
Призадумайся, МАМА
«Четыре сестрицы, четыре зарницы: Марфа и Мартына, Матрена и Мария...» Что это за странные слова? А это начало заговора от испуга, каким с незапамятных времен добрые бабки-знахарки лечили малышей. Потому что это явление наблюдалось всегда, потому что детское восприятие тонко и ранимо, ребенок очень восприимчив и отзывчив как на доброе, так и на злое воздействие, его воображение работает на полную мощность.
А сегодня, в век тотальных нервных перегрузок, дети, как наиболее слабая и беззащитная часть общества, требуют особого внимания. Что может обусловить испуг, привести к привычному страху, стать основой детской нервозности и в дальнейшем лишить человека душевного здоровья?
Не надо думать, что малыш, едва научившийся говорить, не понимает и не запоминает. Именно в это время закладывается фундамент его душевного здоровья на всю жизнь. Детский страх кроется в таких вещах, о каких взрослые могут не догадываться. Небрежно брошенное и показавшееся страшным слово, например, неожиданно может испугать слово «логопед» или «интернационал», поэтому надо быть внимательным-внимательным к мелочам; заметив подобный страх, ни в коем случае не высмеивать, Боже сохрани, не называть малыша трусишкой — чтобы не загнать этот непонятный взрослым страх внутрь. Или ребенок может бояться темноты. Нужно в этом случае побыть с ним, или зажечь ночник, или оставить дверь полуоткрытой, чтобы ребенка успокаивала полоска света. Только не ругать, только не дразнить, только не позволять себе никакого насилия. Недаром же веками, с древних времен в народе существует, можно даже сказать, «ритуал» засыпания. Надо спеть колыбельную песню, поцеловать и перекрестить на сон грядущий. Это успокаивает ребенка, дает ему почувствовать, что он не один в этом пугающем мире.
Надо всеми способами укреплять в ребенке уверенность в себе, потому что только уверенный в себе человек преодолеет свой страх, а запуганный и зажатый — вряд ли со своим страхом справится. Часто родители сами запугивают ребенка. Очень удобно напугать собакой, которая укусит, стариком, который посадит в мешок и унесет, и даже знакомой тетей, которой его отдадут в случае неповиновения. Но все эти «удобные средства» чаще всего приводят к возникновению устойчивых страхов и фобий.
В связи с вышесказанным хочется еще призвать родителей с большой осторожностью доверять своего ребенка чужим людям. Пусть они даже доброжелательны, но по своей невнимательности, неосведомленности, некомпетентности в области детской психологии, вовсе даже и не желая того, могут нанести ребенку серьезную душевную травму, послужить причиной того, что в народе издавна именуется испугом.
Призадумайся, МАМА
Еще ни один ребенок не вырастал, не приобретая каких-либо дурных привычек. Взрослый человек, осознав некоторые неправильности в своей речи или поведении, может сам себя корректировать, ребенок же в этом плане всецело зависит от внимательности, наблюдательности и такта родителей.
Дурных привычек в этом возрасте не так уж и много, и все они прекрасно известны и педагогам, и детским психологам, и родителям. Дети сосут палец, грызут ногти, крутят прядь волос и т. п. Как эти привычки возникают? Например, сосание пальца успокаивает ребенка. Это, как правило, проявление инфантильности, возврата к младенчеству. Ребенку бывает необходимо успокоиться, когда он либо чем-то напуган, либо внутренне протестует против слишком повышенных, «увзросленных» требований со стороны старших. Он хочет казаться, пусть даже и самому себе, более маленьким, чем он есть на самом деле. Эти требования вызывают у него дискомфорт. Окрик, грубость, угрозы («отрежу палец», «обрею наголо», мазанье пальцев горчицей и т. д.) только портят дело. Наоборот, в этом случае привычка может укорениться, и надолго. Кроме того, нельзя высмеивать ребенка, особенно при посторонних.
Самое действенное - доверительный разговор с ребенком, попытки понять причину и устранить ее, ласковое, бережное обращение с ребенком, - поставленные перед ним задачи должны быть выполнимы.
Что дети великие «обезьяны», это всем известно. Они очень часто подражают взрослым: дурным манерам, нежелательным привычкам. Такое подражание не представляет собой угрозы, не перерастает в патологию, однако весьма неприятно: иные чавкают во время еды, у некоторых манера говорить с полным ртом, или вдруг кто-то, не отдавая себе отчета, машинально чистит ногти вилкой. Тут надо следить за собой и не дать ребенку материала для подражания.
Призадумайся, МАМА
Нетерпеливый и несдержанный ребенок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность и самообладание — это только свойства, присущие старшему возрасту. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт — тесноту в автобусе, очередь в магазине. Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам ее купить.
Воспитывая это важное качество, родители должны быть очень внимательны и тактичны, чтобы не вызывать у ребенка ни негативизма, ни комплекса, ни ощущения забытости и нелюбимости. Каждое его преодоление должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена. Постепенно, шаг за шагом вырабатывается терпение — важнейшее качество в жизни человека. Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что умеющий владеть собой, сосредоточенный ребенок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.
Ставя определенную задачу перед ребенком ("потерпи", "пережди"), необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. Рассказать, почему надо, скажем, преодолеть определенный этап пути: например, "вот доедем до города и там купим попить", "дойдем до того дерева и в тени отдохнем". И непременное условие — похвала за достигнутый результат, оценка, может быть, даже и преувеличенная, с подчеркиванием мужества и терпения маленького человека.
Такой ребенок приятнее для тех, кто с ним рядом. Ему легче будет учиться в школе, он будет вызывать положительную реакцию людей, имеющих с ним дело. Ему самому будет жить более комфортно, а окружение исключит возникновение комплексов.
Призадумайся, МАМА
Вежливость — еще одно ошибочно трактуемое качество. Как под сдержанностью иногда понимают слабость, так и вежливость, в противоположность грубости и хамству, иногда принимается за проявление беспомощности и неуверенности в себе.
Вежливость воспитывается в семье всей своей атмосферой, и воспитывается вежливость с самого раннего возраста. Если это качество не заложить с раннего детства, то как бы ни воспитывали его впоследствии, внутренне малыш останется грубым человеком, а это сулит в будущем отрицательное к нему отношение.
Слова «спасибо — пожалуйста» усваиваются детьми, едва они научатся говорить. Но дело не только и не столько в словах. Как и во многих вопросах воспитания, родителям надо прежде всего начинать с себя. Даже новорожденный ребенок реагирует на ссоры взрослых. В той семье, где отношения между взрослыми гармоничны и доброжелательны, сам ребенок естественно воспринимает вежливость как норму поведения. На третьем году жизни великий имитатор-ребенок подражает взрослым уже сознательно.
Когда дети видят уважительное отношение своих родителей к бабушке и дедушке, у них вырабатывается чувство дистанции и по отношению к своим родителям. Что ни в коем случае не препятствует единению в семье — совместным праздникам, походам, играм.
Вежливость, воспитанная с раннего детства, это не просто набор правил, это не есть некий труд, а часть мировоззрения, видения мира и отношения к нему. Жизнь в семье, где ценится хорошее воспитание, наполняется множеством мелких приятных ритуалов, которые украшают семейную жизнь, радостное приветствие друг другу утром, совместное пребывание за столом, прощание на ночь и т. д.
Призадумайся, МАМА
Ребенок начинает задавать вопросы еще до того, как он научится говорить. Нет, это вовсе не парадокс. Он находит шишку, камешек, приносит его вам в кулачке. Это и есть вопрос. Просьба объяснить, что это такое. А затем уже на вас обрушивается лавина вопросов. Доказано, что ребенок в первые годы жизни осваивает информации больше, чем за всю остальную жизнь. Именно поэтому от его вопросов нельзя отмахиваться, их нельзя игнорировать, потому что недополученные знания в дошкольном возрасте затем оборачиваются интеллектуальным отставанием. Многие родители совершают большую ошибку, разговаривая с ребенком на его детском языке, сюсюкая так как им кажется, чтобы понял ребенок. Ответ на вопрос жаждущего знаний «почемучки» должен быть абсолютно серьезным. Можно и трехлетнему рассказать о ледниковом периоде или движении небесных светил. То, что ребенку интересно, он обязательно запомнит. И не нужно бояться перегрузить его информацией, потому что если информация будет непосильной, у ребенка просто отключится внимание.
Ребенок впитывает информацию, как губка. В возрасте «почемучки» он ничем другим не озабочен: ни гормональными перестройками, ни своим социальным статусом, ни взаимоотношениями с педагогом и т. п., ни многими желаниями и потребностями, которые возникают позже. Постарайтесь отвечать на все вопросы без раздражения и с максимальной точностью — так вы заложите фундамент правильного интеллектуального развития своего малыша.
Призадумайся, МАМА
Маленькому ребенку нужно читать стихи. Об этом говорят и многотысячелетний народный опыт, и современные исследования педагогов и психологов, изучающих раннее детство. Все ритмичное нравится детям. Видимо, поэтому все народные колыбельные песни, прибаутки, частушки преподносятся ребенку в виде стихов.
Не надо думать, что ребенок еще мал и поэтому не может заучить стихотворение на память. Это неверно. Ребенок легко запоминает ритмичные стихи, особенно если они ему нравятся. Нужно заинтересовать ребенка процессом заучивания стихов. Но если ввести момент соревнования, можно легко сбить человека и наделать педагогических ошибок. Лучше всего действовать своим примером: с увлечением самому декламировать стихи. Хорошо бы даже несколько театрализовать, превратить в игру чтение и запоминание стихов. Ни в коем случае нельзя делать этот процесс скучным и угнетающе обязательным.
Большое значение, несомненно, стоит придавать и выбору стихов. Стихи должны быть короткими; как пишет знаток раннего детства японский ученый Масару Ибука, «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить. И в то же время они должны нравиться ребенку».
Не откладывайте! Мозг ребенка может освоить многое. И помните, что заучивание стихов еще и развивает память ребенка. Не говоря уже о том, какой огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд несут в себе хорошие стихи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский уголок
Данная информация может быть помещена в родительский уголок или на ширму ...
Информация в родительский уголок "Скоро в школу"
В этом файле следующие материалы: как выбрать школу, что делать если вашего ребенка не принимают в школу, немного об игре. все на красочном "школьном фоне"...
родительский уголок "Как наказывать детей"
Как наказывать детейКак часто случается, что наши дети нас не слушаются.. Что тогда делать? Оставить незамеченным нельзя, чтоб не повадно было в следующий раз. Выход один – надо наказать. Но как...
Если ребёнок не говорит- информация в родительский уголок
Данный материал рекомендуется для выставления в родительском уголке или уголке логопеда в качестве консультации для родителей детей раннего возраста....
"Вам, дорогие родители!" консультации в родительский уголок
Консультации для родителей...
Памятка "Расскажите детям о войне" в родительский уголок
Памятка в родительский уголок в предверии праздника День Победы....
Информация в родительский уголок "Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?"
Информация для родителей Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких п...