Игрушка это серьезно!
статья (младшая группа) на тему
Что значит игрушка для ребенка? Какое назначение и результат она несет? Все это вы узнаете в моей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что значит игрушка для ребенка? Отнеситесь к этому серьезно. | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игрушка это серьезно»
(консультация для родителей)
Как-то перед Новым годом я зашла в «Детский мир», хотелось порадовать детей — купить что-нибудь новое. Около витрины мое внимание привлек молодой папа, который никак не мог выбрать игрушку своему ребенку. «Скажите, — обратился он ко мне, — моему сыну уже три года, не поздно ли купить ему кубик Рубика?» «Поздно? — удивилась я. — Да что вы. Он еще не дорос!» «Скажете тоже! — обиделся папа. — У моего соседа ребенку всего полтора года, а он без посторонней помощи собирает кубик Рубика и уже давно».
Если мы посмотрим на арсенал игрушек современного ребенка, то найдем в нем очень много игрушек, до которых он еще не дорос. А это значит, что они будут не помогать, а мешать развитию игры. Какими же свойствами должна обладать игрушка для вашего малыша?
Во-первых, игрушка должна слушаться малыша, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать. А если нет? Когда моему сыну исполнилось 2 года, ему подарили волчок, обычный детский волчок, который крутился и издавал при этом тихий звук. Мы завели волчок, но именинник почему-то не обрадовался, а заплакал. Так продолжалось довольно долго, и пришлось на некоторое время убрать игрушку. Мальчик достал волчок и стал сам заводить его только после того, как научился «подчинять» себе, своему замыслу. Почему же он прежде плакал и не хотел с ним играть? Да потому что волчок был для него живым и непонятным. Что с ним делать? Просто смотреть, как он вращается? Но ведь ребенок — существо активное, и он не хочет в этом возрасте быть простым наблюдателем. Ему нужна игрушка, с которой можно действовать. Вот мячик лежит спокойно, а если ударить по нему ногой, покатится; кубик не вертится, а если его бросить, он упадет и стукнется и т.п.
Таким образом, игрушка должна быть подвластна детям. Если ребенок еще мал, он способен осмыслить лишь то, что не имеет «своего поведения». Надо, чтобы игрушка была самой простой. Если же малыш с одинаковой легкостью использует и механическую игрушку (т.е. ту, в которую заложен ,. особ ее применения), и любую другую, полностью зависящую от его собственных движений, то тогда только можно расширить ассортимент игрушек. Это правило относится не только к механическим игрушкам. Возьмем, например, куклу. Когда я была маленькой девочкой, мы с удовольствием играли с пластмассовыми голышами. Они ничего не умели, даже закрывать глаза, но это нас нисколько не смущало, мы легко преодолевали это в игре. Положишь куклу лицом к стене, накроешь платочком, и как будто глаза ее закрылись, она спит. Зато если захочешь ее искупать в ванне, то и глаза закрывать не надо. А современные куклы чего только не умеют! Они и моргают, и кричат «мама», и ходят, и даже отворачивают голову, когда подносишь ложку. Правда, эти взрослые ухищрения ни к чему хорошему не привели: например, кладешь куклу в ванну, а она закрывает глаза и кричит «мама», надо это или не надо. (Да и не каждую куклу решишься положить в воду.) Ребенку ничего не нужно домысливать, пофантазировать самому. Все заложено в самой игрушке, и не остается места для воображения. Игрушка должна отвечать специфике детского воображения, оставлять для него простор.
Второе требование, которое предъявляет психология к игрушке, заключается в том, что она должна вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Не зря игру называют «школой эмоций». Дешевый глянцевый голыш вызывал целую гамму чувств — его хотелось обогреть, накормить, приласкать, потому что он в первую очередь был малышом, по сравнению с которым любой ребенок чувствует себя взрослым. А нынешние куклы являют собой, скорее, образец современной модной женщины. С ними и играют по-другому: переодевают, причесывают, красят маминой косметикой и т.п. Вместе с тем их и не особенно жалко, поэтому, причесывая, можно безжалостно драть волосы, переворачивать вниз головой. Современные игрушки малоэмоциональны, этим можно объяснить и то, что у детей нет любимых игрушек, что игрушки, которые с таким упорством малыш выпрашивал у родителей, забрасываются и забываются через несколько дней. Если спросить воспитателя, долго работающего в детском саду, как дети относятся к игрушкам, он непременно скажет вам, что нынешние дети плохо, небрежно, неаккуратно обращаются со своими игрушками. Только это характеризует не столько современных детей, сколько современные игрушки.
Кроме того, надо иметь в виду, что все дошкольники должны обязательно играть в куклы. Сейчас же, к сожалению, не только мальчики, но и многие девочки предпочитают куклам и мишкам- машины и технику. Между тем именно кукла, игра с ней помогают малышу научиться понимать другого человека, общаться с ним. Без куклы мы не сможем развить сюжетно-ролевую игру и помочь ребенку стать волшебником.
У Нонны Адамян есть рассказ, который я очень люблю. Отец без ума от своей маленькой дочери. Он считает, что старших детей «испортила» жена, и воспитанием своей любимицы занимается сам. Он всячески прививает ей интерес к технике, поощряет игру с машинами. Чтобы проверить плоды своего воспитания, он ведет девочку в «Детский мир» и предлагает ей выбрать себе подарок. Дочка оправдывает надежды отца и выбирает себе землечерпалку. Отец на седьмом небе. Он с нетерпением ждет гостей, чтобы продемонстрировать им результаты своего воспитания. Когда гости приходят, он с гордостью говорит им: «Знаете, что сегодня сделала моя младшая дочь? Впрочем, пойдемте, сами увидите». Все входят в комнату, где играет девочка. Отец смотрит и не узнает свой подарок: на землечерпалке повязан платочек, и девочка подносит ей чашечку, собираясь ее «поить». «Во что ты играешь?» — спрашивает у нее отец. «А это пришли гости к принцессе Землечерпалочке, и они все пьют чай», — ответила его дочурка.
Ситуация: Папа очень ждал мальчика и мечтал о том, что будет учить его играть в футбол, а также учить управлять машинками на радиоуправлении. Но вместо всего этого сынишка предпочитает играть… в куклы. Бабушки бьют тревогу, мама стыдит его словами “Ты что, девочка, что ли?”, а угрюмый папа в очередной раз отбирает у ребенка любимую куклу. Что делать в такой ситуации и есть ли повод волноваться? Вообще-то психологи говорят, что повода беспокоиться нет. Кукла – игрушка для детей, а не для только девочек. И я согласна с этим. А родители, которым пришлось столкнуться с этим на практике, а не в теории, все равно переживают. В этой ситуации могу поделиться опытом нашей семьи. Брату всегда дарили машинки, а мне куклы – как и полагается. Но при этом я играла машинками, а брат куклами. Надо отдать должное родителям, которые не тиранили ни меня, ни брата. Как сейчас помню свой гараж – нижняя часть трюмо, к которому была приставлена широкая портняжная линейка и по которой из гаража спускались мои машинки! Куклами я заинтересовалась уже в школе, и то в большей степени подражая своим подругам, и желая быть активным участником игр. А брат, наигравшись в куклы, переключился на более мужские занятия – велосипеды, засады с мальчишками, построение шалашей и т.д. У нас обоих сейчас есть семьи. Мы выросли и ничего страшного от того, что в детстве играли “не теми” игрушками, не произошло. Кстати, дочка сейчас тоже больше всего любит играть машинками. Куклы собирают пыль в антресоли. Периодически показываю ей кукол – вдруг заинтересуется. Мне было бы приятно, если бы дочка попросила сшить платьице для куколки, или наблюдать, как она куколку пеленает, качает, укладывает спать. Но увы. Последний раз, когда я ей показала кукол, она мне ответила: “Мама, ты что, это же для маленьких игрушки! А я уже большая! Мне ж 4 года!” Самое интересное, что встретить мальчика, который продолжает играть в куклы, будучи уже в школьном возрасте, довольно сложно. Эта, так сказать, проблема относится к дошкольному периоду и является, по моему мнению, такой же надуманной, как и вопрос об аморальности длительного грудного вскармливания, вреда укачивания детей и т.д. Муж, глядя на картинку, которую я готовила для статьи, сказал: “Мальчик играет в куклы? Все нормально! Значит, будет ловеласом!”
Что может дать кукла мальчику?
Для начала обратимся к опыту специалистов и вспомним, что игрушки имеют огромное значение для развития ребенка. Они развивают его мелкую моторику и интеллект. Но нужны и такие игрушки, которые помогут мальчику социально адаптироваться и развиться эмоционально. В этом случае речь идет как раз о куклах. Задумайтесь, кто такой мальчик – это будущий мужчина. И то, каким он станет, зависит и от родителей, и от игрушек, которые они ему покупают.
Кукла может дать то, что не дают конструкторы и машинки. С ними можно:
- наработать навыки общения с другими людьми;
- «проиграть» конфликтные ситуации, возникающие в детском саду, во дворе или в семье. На куклу ребенок может перенести проблемы, которые появляются в его жизни. Нельзя думать, что у детей их нет. Проблемы есть, и по ощущениям они не менее масштабны, чем ипотека или новая работа для взрослого. Кукла для ребенка является психологической защитой;
- социальный опыт. Это не совсем общение, о котором уже было сказано. Мальчики могут играть в «больницу», в «аэропорт», в «магазин», в «школу». Куклы в этих играх могут быть пациентами, пассажирами, покупателями, учениками. Соответственно, ребенок «репетирует» взрослую жизнь;
- выговариваться. Мальчикам тоже нужно это делать и психологи не видят ничего плохого, если дети будут разговаривать со своими куклами. Они могут рассказывать им о хороших и плохих событиях, произошедших в их жизни.
Отдельно стоит сказать о кукле для мальчика, которая может помочь ему в будущем стать заботливым отцом. Та самая игра в «дочки-матери», которая иногда пугает родителей, а особенно пап мальчиков, может быть полезна. За всеми мальчиками в детстве ухаживает мама, но не все потом переносят полученную заботу на свою семью. А вот игра с куклой позволит закрепить эти установки. Специалисты говорят, что не нужно видеть что-то плохое в том, что мальчик кормит куклу, переодевает ее, водит в туалет. Это все с ним делает мама. Интересно, что игры девочек и мальчиков с куклами отличаются: для первых игрушки – это дети, а для вторых – они сами. Так что, играя с куклой, мальчик не может стать девочкой, потому что, играя, он не отождествляет себя с ней. Но получить правильные навыки он может.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра и игрушка -это серьезно!
консультация для родителей доу...
игра и игрушка-это серьезно!
консультация для родителей доу...
"Игра и игрушка - это серьезно"
беседа с родителями о современных играх и игрушках для наших детей...
Консультация для родителей "Игра и игрушка - это серьезно"
Консультация для родителей "Игра и игрушка - это серьезно"...
Консультация для родителей на тему: "Игрушки - это серьезно!"
Всем известно, что игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, развивать его воображение, внимание, память, сообразительность и навыки мышления. Самостоятельная игра детей зависит от того...
Памятка для родителей: «Игрушка, это серьезно!»
Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребён...
Игрушка дело серьезное с подмосковным промыслом " богородская игрушка".
конспект нод по патриотическому воспитанию детей в средней группе детского сада....