Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
статья по теме
Предварительный просмотр:
Формирование привычки к здоровому образу жизни
у детей дошкольного возраста
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:
-создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
-повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей дошкольного учреждения;
-комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
-воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое место следует уделять физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.
Основными формами организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ являются:
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- спортивные праздники и досуги;
- дни здоровья;
- подвижные и спортивные игры в помещении и на свежем воздухе;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- артикуляционная гимнастика;
- босохождение по массажным дорожкам;
- физминутки;
- витаминотерапия;
- оздоровительный бег и др.
В детском саду разработана программа «Здоровье». Разрабатывая программу «Здоровье», коллектив детского сада стремился к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилось бы детям.
В результате в нашем детском саду дети с удовольствием ходят на физкультурные занятия, участвуют в досугах и праздниках.
Игра как форма активности ребенка занимает особое место в жизни ребенка-дошкольника, является источником радостных эмоций, здоровья. Отсутствие жесткой регламентации действий, вариативные условия их выполнения обеспечивают широкие возможности для развития самостоятельности и творчества дошкольника. Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий (бег с заданиями, прыжки с препятствиями, передача, ловля, броски мяча и др.). Вместе с тем для подвижных игр характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач. А народные (русские, алтайские) подвижные игры способствуют приобщению детей к духовно-нравственным ценностям народа, основанным на исторических и религиозных традициях региона.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в ЗОЖ. В свою очередь, наличие этой потребности помогают решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и укреплять здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении.
И нужно согласиться с высказыванием В. А. Сухомлинского, который четко подметил, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы».
Старший воспитатель филиала №1 «Чебурашка»
МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак
Скареднова Ирина Самсоновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы
Описание опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...
Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...
Консультация "Создание предметно развивающей среды для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста".
Материал для воспитателей по организации предметно - развивающей среды для формирования у детей привычки к ЗОЖ....
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...
"Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
творческая презентация...