Играем вместе
рабочая программа (средняя группа) по теме

Хакимова Сиреня Фатыйховна

 Программа «Играем вместе» предусматривает:

-  речевые, интеллектуальные и духовно-нравственные цели развития детей;

- формирование элементарных математических представлений;

- задачу установления взаимосвязи между растительным и животным миром;

Принципы программы:

- развивать, учить светло, радостно, без принуждения.

    Приоритет программы:

Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах детей, когда дети подпрыгивают от радости сознания того что они такие умные, догадливые, сообразительные.

Программа «Играем вместе» рассчитана на детей 3-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obuchenii_detey_k_igram.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление дошкольного образования» исполнительного комитета

Нижнекамского  муниципального района Республики Татарстан

«Играем вместе»

Программа умственного развития детей через дидактических развивающих игр

для  детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет)

Программу составила:

воспитатель  МБДОУ № 64, города Нижнекамска

 Хакимова Сиреня Фатыйховна

г. Нижнекамск

Республика Татарстан

2014 год

Программа утверждена на педагогическом совете детского сада № 64

Заведующий детского сада: Мугизова А.В.  ______________

Старший воспитатель детского сада Хасанова Ф. М. ____________

Рецезенты: ___________________________________________________

Введение.

Игра самое важное времяпроведение для детей дошкольного возраста. Некоторые игры занимают всего несколько минут, но малыши за короткое время игры приобретают очень ценный для развития опыт.

Игра является в жизни ребенка не отъемлемой частью всего развития. Через игру развивается мышление, память, речь, навыки решения любых задач. У детей во время игр идёт интенсивное развитие всех мозговых функции: через игру развивается мнение, память, речь, коммуникативные, социальные навыки, навыки решения изобретательских, творческих задач.

Материалом для детской игры может служить любой предмет, который вы как педагог(родители) может видеть и использовать для развития игры.  Игра учит быть внимательным к окружающим ребёнка вещам, к природе, к людям, к животным, к птицам и т. д.

 Программа «Играем вместе» предусматривает:

-  речевые, интеллектуальные и духовно-нравственные цели развития детей;

- формирование элементарных математических представлений;

- задачу установления взаимосвязи между растительным и животным миром;

Принципы программы:

- развивать, учить светло, радостно, без принуждения.

    Приоритет программы:

Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах детей, когда дети подпрыгивают от радости сознания того что они такие умные, догадливые, сообразительные.

Программа «Играем вместе» рассчитана на детей 3-5 лет.

Задачи:

- В процессе игровой деятельности развивать активное  речевое общение, расширять и обогащать их словарный запас, экологические представления.

- Закрепить свойства предметов, совершенствовать умение сравнивать их по внешним признакам, группировать составлять из частей целое.

- Расширять музыкальные представления, звуковое восприятие.

- Формировать положительные взаимоотношение между детьми.

- Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей, развивать мелкую материку рук.

- Развивать наблюдательность, внимание и память, самостоятельность, активность.

- Учить соблюдать правила игры, не нарушая их.

Программа по развитию детей дошкольного возраста
с использованием дидактических игр

Месяц

Недели

Название игр

Месяц

Недели

Название игр

Сентябрь

I

1) Математическая игра:

«Домики-дорожка»;

2) экологическая игра: «Найди, что покажу»;

3) дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»;

4) дидактическая игра: «Подбери узор»;

5) пальчиковая игра: «Ладошки, кулачек».

Март

I

1) Математическая игра:

«Найди такой же предмет»;

2) экологическая игра: «Найди в букете такой же листочек»;

3) дидактическая игра: «Угадай на ощупь»;

4) дидактическая игра: «Продуктовый магазин»;

5) пальчиковая игра: «Пальчики здороваются»;

II

1) Математическая игра:

«Скатай ленту»;

2) экологическая игра: «Угадай, что съел»;

3) словесная игра: «Закончи то, что я сказал»;

4) дидактическая игра: «Угадай, что звучит»;

5) дидактическая игра: «У кого какой предмет».

II

1) Дидактическая игра:

«Сделай та же»;

2) математическая игра: «Сравни по величине»;

3) экологическая игра: «Найди, о чём расскажу»;

4) пальчиковая игра на развитие речи: «Крокодил»;

5) дидактическая игра: «Что спрятали».

III

1) Дидактическая игра:

«Что выросло в огороде»;

2) математическая игра: «Спрячь мышку»;

3) экологическая игра: «Найди в букете такой же листочек»;

4) пальчиковая игра: «Пальчики здороваются»;

5) дидактическая игра: «Сложи квадрат».

III

1) Экологическая игра: «Часть и целое»;

2) математическая игра: «Домики -дорожка»;

3) дидактическая игра:

 «Гаражи»;

4) дидактическая игра: «Чудесный мешочек»;

5) словесная игра на внимание: «Придумывание стихов».

IV

1) Экологическая игра: «Найди насекомого».

2) математическая игра: «Сбор грибов»;

3) дидактическая игра:

 «Гаражи»;

4) дидактическая игра: «Напоим мишку чаем»;

5) словесная игра на внимание: «Хлоп-Хлоп».

IV

1) Музыкальная игра:

«Мой мишечка»;

2) дидактическая игра: «Подбери узор»;

3) хороводная игра: «Мы -матрешки»;

4) экологическая игра: «Угадай, что в руке»;

5) дидактическая игра: «У кого какой предмет».

Октябрь

I

1) Дидактическая игра:

«У кого какой предмет»;

2) пальчиковая игра: «Ладошки, кулачек»;

3) словесная игра на внимание: «Хлоп-Хлоп»;

4) дидактическая игра: «Сложи квадрат»;

5) словесная игра: «Игра наоборот».

Апрель

I

1) Дидактическая игра:

«Зайчик и белочка»;

2) игра для мелкой маторики рук: «Переложи игрушки»;

3) словесная игра: «Он такой как...?»;

4) математическая игра: «Сбор грибов»;

5) дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»;

II

1) Математическая игра:

«Подбери по форме»;

2) дидактическая игра: «Домики, дорожки»;

3) дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»;

4) экологическая игра: «Найди в букете такой же листочек»;

5) экологическая игра: «Найди насекомого».

II

1) Дидактическая игра: «Сорока-повариха»;

2) математическая игра: «Составь фигуру»;

3) экологическая игра: «Опиши, где мы оказались»;

4) пальчиковая игра: «Козлята»;

5) развивающая игра: «Волшебное слово».

III

1) Пальчиковая игра на развитие речи: «Крокодил»;

2) математическая игра: «Широкая и узкая дорожка»;

3) словесная игра на внимание: «Где звенит колокольчик»;

4) дидактическая игра: «Чудесный мешочек»;

5) дидактическая игра: «Найди различие».

III

1) Игра с движением: «Я на скрипочке играю»;

2) Математическая игра:

«Скатай ленту»;

3) словесная игра на внимание: «Хлоп-Хлоп».

4) дидактическая игра: «Что изменилось»;

5) развивающая игра: «От колобка до теремка».

IV

1) Математическая игра: «Составь фигуру»;

2) настольная игра со счетными палочками;

3) дидактическая игра: «Собери бусы»;

4) Пальчиковая игра: «Чики-чики-чики»;

5) дидактическая игра: «Один - много».

IV

1) Математическая игра: «Бусы для куклы»;

2) дидактическая игра: «Чем похожи, чем отличаются»;

3) экологическая игра: «Опиши, где мы оказались»;

4) развивающая игра: «Подбери пару».

5) дидактическая игра: «Спрячь животных в их домик»;

Ноябрь

I

1) Музыкальная игра:

«Мой мишечка»;

2) дидактическая игра: «На что похоже?»;

3) хороводная игра: «Мы матрешки»;

4) экологическая игра: «Угадай, что в руке»;

5) дидактическая игра: «Волшебное слово».

Май

I

1) Математическая игра: «Сложи картинку»;

2) дидактическая игра: «Предметные картинки»;

3) экологическая игра: «Часть и целое»;

4) пальчиковая игра: «Пальчик-мальчик, где ты был?»;

5) развивающая игра: «Жуки»;

II

1) Пальчиковая игра: «Пальчик-мальчик, где ты был?»;

2) математическая игра: «Скажи наоборот»;

3)  дидактическая игра: «Составь узор»;

4) игра драматизация: «Мы в лесу построим дом»;

5) дидактическая игра: «Кто что слушает».

II

1) 1) Дидактическая игра: «Сорока-повариха»;

2) математическая игра: «Купим пуговицы»;

3) дидактическая игра: «Что из чего сделано».

4) словесная игра:«Ласковые слова»;

5) развивающая игра: «Четвертый лишний».

III

1) Дидактическая игра:

«Зайчик и белочка»;

2) игра для мелкой маторики рук: «Переложи игрушки»;

3) словесная игра: «Он такой как...?»;

4) математическая игра: «Подбери колеса к вагончикам»;

5) дидактическая игра: «Чего не стало».

III

1) Развивающая игра: «Времена года»;

2) математическая игра: «Увлекательная геометрия»;

3) Развивающая игра: «В мире звуков»;

4) пальчиковая игра: « Коза»;

5) дидактическая игра: «Напоим мишку чаем»;

IV

1) Игра драматизация: «Теремок»;

2) математическая игра: «Сплетем веночки»;

3) дидактическая игра: «Поезд из кубиков»;

4) развивающая игра: «Жуки»;

5) хороводная игра: «Кабачок».

IV

1) Математическая игра: «Составь фигуру»;

2) дидактическая игра: «Что изменилось»;

3) экологическая игра: «Угадай, на что похож»;

4) развивающая игра: «Подберу пару».

5) словесная игра: «Синонимы»;

Декабрь

I

1) Математическая игра: «Разноцветные фонарики»;

2) дидактическая игра: «Чудесный мешочек»;

3) пальчиковая игра: « Коза»;

4) дидактическая игра: «Цветное лото»;

5) Игра драматизация: «Теремок».

Июнь

I

1) Развивающая игра: «Предметные парные картинки»;

2) математическая игра: «Что изменилось»;

3) экологическая игра: «Найди в букете такой же листочек»;

4) словесная игра: «Синонимы»;

5) пальчиковая игра: «Ладошки, кулачек».

II

1) Дидактическая игра: «Сорока-повариха»;

2) математическая игра: «Кукла Маша купила мебель»;

3) экологическая игра: «Найди, о чём расскажу»;

4) пальчиковая игра: «Козлята»;

5) развивающая игра: «Четвертый лишний».

II

1) Математическая игра:

«Домики дорожка»;

2) экологическая игра: «Найди что покажу»;

3) дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»;

4) дидактическая игра: «Цветное лото»;

5) словесная игра на внимание: «Где звенит колокольчик»;

III

1) Математическая игра: «Сложи картинку»;

2) дидактическая игра: «Предметные картинки»;

3) экологическая игра: «Часть и целое»;

4) пальчиковая игра: «Волшебные ручки»;

5) развивающая игра: «Экологический уголок».

III

1) Дидактическая игра:

«Что выросло в огороде»;

2) математическая игра: «Спрячь мышку»;

3) ) Игра драматизация: «Теремок».

4) игра: «Постройка горки для куклы»;

5) дидактическая игра: «Сложи квадрат».

IV

1) Игра с движением: «Я на скрипочке играю»;

2) математическая игра: «Кукла Маша купила мебель»;

3) Словесная игра: «Закончи то, что я сказала»;

4) дидактическая игра: «У кого какой предмет»;

5) развивающая игра: «От колобка до теремка».

IV

1) Дидактическая игра: «Продолжи ряд»;

2) математическая игра: «Сколько не хватает»;

3) развивающая игра: «Профессии».

4) лото «Дорожные знаки»;

5) дидактическая игра: «Один - много».

Январь

I

1) Математическая игра: «Бусы для куклы»;

2) дидактическая игра: «Чем похожи, чем отличаются»;

3) экологическая игра: «Опиши, где мы оказались»;

4) игра: «Постройка горки для куклы»;

5) дидактическая игра: «Угадай-ка».

Июль

I

1) Математическая игра:

«Скатай ленту»;

2) дидактическая игра: «Определи на вкус»;

3) словесная игра: «Закончи то, что я сказал»;

4) развивающая игра: «Экологический уголок».

5) дидактическая игра: «Какой картинки не хватает».

II

1) Игра: « Веселый гном»;

2) математическая игра: «Купим пуговицы»;

3) дидактическая игра: «Разрезные картинки»;

4) словесная игра:«Ласковые слова»;

5) дидактическая игра: «Кто что слушает».

II

1) Математическая игра: «Разноцветные фонарики»;

2) дидактическая игра: «Чудесный мешочек»;

3) пальчиковая игра: « Коза»;

4) дидактическая игра: «Цветное лото»;

5) хороводная игра: «Мы матрешки»;

III

1) Дидактическая игра: «Спрячь животных в их домик»;

2) Дидактическая игра: «Напоим мишку чаем»;

3) Дидактическая игра: «Продолжи ряд»;

4) математическая игра: «Украсим комнату»;

5) развивающая игра: «Зоологические уголки».

III

1) Дидактическая игра:

«Зайчик и белочка»;

2) игра для мелкой маторики рук: «Переложи игрушки»;

3) словесная игра: «Он такой как...?»;

4) математическая игра: «Подбери колеса к вагончикам»;

5) дидактическая игра: «Чего не стало».

IV

1) Математическая игра: «Украсим комнату»;

2) дидактическая игра: «Что изменилось»;

3) экологическая игра: «Угадай, на что похож»;

4) развивающая игра: «Подбери пару».

5) словесная игра: «Игра наоборот».

IV

1) Пальчиковая игра на развитие речи: «Крокодил»;

2) математическая игра: «Широкая и узкая дорожка»;

3) словесная игра на внимание: «Где звенит колокольчик»;

4) экологическая игра: «Найди насекомого».

5) дидактическая игра: «Найди различие».

Февраль

I

1) Дидактическая игра: «Веселые зверята»;

2) математическая игра: «Сравните величины»;

3) дидактическая игра: «Сашин гардероб»;

4) экологическая игра: «Мы в лесу»;

5) Игра драматизация: «Теремок».

I

1) Математическая игра: «Бусы для куклы»;

2) дидактическая игра: «Чем похожи, чем отличаются»;

3) экологическая игра: «Опиши, где мы оказались»;

4) Пальчиковая игра: «Чики-чики-чики»;

5) дидактическая игра: «На что похоже?»;

II

1) Дидактическая игра: «Закончи предложение»;

2) математическая игра: «Сколько не хватает»;

3) развивающая игра: «Профессии».

4) лото «Дорожные знаки»;

5) дидактическая игра: «Один - много».

Август

II

1) математическая игра: «Кукла Маша купила мебель»;

2) дидактическая игра: «Один - много».

3) экологическая игра: «Часть и целое»;

4) пальчиковая игра: «Волшебные ручки»;

5) развивающая игра: «Зоологические уголки»

III

1) Развивающая игра: «Времена года»;

2) математическая игра: «Увлекательная геометрия»;

3) Развивающая игра: «В мире звуков»;

4) лото " цифры"

5) дидактическая игра: «У кого какой предмет».

III

1) Дидактическая игра: «Сложи квадрат»;

2) математическая игра: «Сплетем веночки»;

3) дидактическая игра: «Поезд из кубиков»;

4) развивающая игра: «Подберу пару».

5) хороводная игра: «Кабачок».

IV

1) Развивающая игра: «Предметные парные картинки»;

2) математическая игра: «Что изменилось»;

3) дидактическая игра: «Какой картинки не хватает».

4) словесная игра: «Синонимы»;

5) дидактическая игра: «Что из чего сделано».

IV

1) Дидактическая игра: «Определи на вкус»;

2) математическая игра: «Сбор грибов»;

3) дидактическая игра:

 «Гаражи»;

4) дидактическая игра: «Напоим мишку чаем»;

5) словесная игра на внимание: «Хлоп-Хлоп».

Приложение.

1. « Продуктовый магазин»

Наверняка ты много раз ходил со взрослыми в продуктовый магазин. Сколько всего вкусного там можно найти на полках! Но среди такого большого выбора иногда бывает сложно с первого раза отыскать нужные продукты. Чтобы в будущем тебе было легче самостоятельно совершать покупки, рекомендуем сыграть в нашу познавательную детскую игру, в который ты окажешься в самом настоящем магазине! Прослушай задание и выбери среди множества продуктов питания, лежащих на полках и в холодильнике, необходимый, например, хлеб или молоко. Если ты ещё не знаком со всеми продуктами, которые ты видишь перед собой, то эта игра поможет тебе запомнить их названия!

2. «Зоологические уголки»

Игра, которая знакомит с домашними животными и их детёнышами и развивает логическое мышление, внимание, зрительную память. Игра по типу «Уголки», только вместо привычных шашек - карточки с изображением домашних животных и их детёнышей.

Цель: должны встретиться 2 карточки: родитель и детёныш на поле, а не в углах. При встрече карточек они накладываются друг на друга и больше никуда надвигаются, остаются на месте. Жетон берёт игрок, положивший верхнюю карточку. Через двойные карточки можно перепрыгивать другими карточками. Игра заканчивается, когда все карточки с родителями встретятся с карточками детёнышей. Побеждает тот, кто в конце игры наберёт больше жетонов.

3. «Подбери узор»

Для игры вам понадобятся 12 карт-лото. На остальных картах аккуратно вырежьте все фигуры по пунктирным линиям.  Играть можно как индивидуально, так и с группой детей. Раздайте игрокам поровну карты-лото, затем поочерёдно показывайте разноцветные фигуры. Те игроки, которым фигуры подходят по узору и по форме, забирают их себе и выкладывают на свои карты-лото. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех заполнит карты-лото.

4.  От колобка до теремка.

В жизни каждого ребёнка сказки занимают важное место, развивая воображение и этим ускоряя умственное развитие. Из множества сказок время выбрало лучшие. «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка», «война грибов с ягодами»,  «Репка», «Теремок» -что за чудо сказки! Их то мы и предлагаем Вам вспомнить, играя в нашу игру. Все представленные сказки включены в программу воспитания и обучения в детском саду одобренную Минитерством образования и науки Российской Федерации. Поэтому игра может быть использована не только в кругу семьи, но и в детских садах.

В игре ребята идут по тропинке от сказки к сказке, попадая в забавные ситуации, помогая героям сказок, встречая на своём пути приключения, знакомясь с новыми героями.

5. «Подбери картинку».

В игре участвуют два и более детей. Каждому участнику выдается одно, две или три карты. Ход. игры: Ведущий показывает маленькую карточку, участник, кому оно подходит, берёт её себе.

2 вариант. Перед ребенком выкладываются несколько карточек и предлагается запомнить их.  Затем карточки закрываются и ребенку предлагается вспомнить все предметы.

Список литературы.

1. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: просвещение, 1989.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1985.

3. Никитин Б.П. Развивающие игры.

4. Гринева В.А. Экология для малышей. - Ульяовск: ИПК ПРО, 1997.

5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.  - М.: Просвещение, 1981.

6.  Сомов Ю.Н., Жарков В.К. - Развивающие игры из серии «Играя -познавай!» - ЗАО «ЮНСИ», 2010.

7. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1987.

8.  Олеся Емельянова. Серия дидактических игр. «Учись, играя!» - ЗАО «Руский стиль» 2001.

9. Евсеев М.Ю, Евсеева Е.Л. Серия развивающих игр «Играем и учимся!» - 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Памятка для родителей по игре: "Играют дети - играем вместе".

Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития.Д.В.Менджерицкая.Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость, третьи - к...

Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры).

Родительское собрание в средней группе "Играют дети - играем вместе" (в форме квест-игры)....

«Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Удовлетворять естественны...

Консультация для родителей "Вместе играем — вместе развиваемся. Развитие логического мышления у дошкольников"

Развития логического мышления у дошкольниковОдна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легк...

Коррекционно-развивающие занятия "Играем вместе, вместе растем".

Групповая коррекционно-развивающая программапо формированию и развитию дружелюбных отношений в социуме в средней группе«Играем вместе, вместе растем».  1.Пояснительная записка.В ...