Анализ результатов программы развития.
учебно-методический материал на тему
Анализ результатов программы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rezultatov_programmy_razvitiya.docx | 50.2 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗА ПОЛУГОДИЕ С ИЮЛЯ ПО ДЕКАБРЬ
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
МКДОУ «Березка» – детский сад общеразвивающего вида. Всего в ДОУ воспитывается 127 детей. Общее количество групп – 6. Из них 2 группа – для детей раннего возраста (2-3 года), 4 группы – для детей дошкольного возраста (3-7 лет).
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения. Все группы однородны по возрастному составу детей.
Характеристика групп:
Группы | Количество групп | Количество детей | Возраст детей |
Первая младшая | 2 | 44 | 1,5-3 года |
Вторая младшая | 1 | 25 | 3-4 года |
Средняя | 1 | 21 | 4-5 лет |
Старшая | 1 | 17 | 5-6 лет |
Подготовительная к школе | 1 | 20 | 6-7 лет |
ВСЕГО: | 6 | 127 | 1,5-7 лет |
Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели при 12-часовом пребывании детей в ДОУ (с 7.00 до 19.00).
Воспитателей -12
Из них:
Высшее-6
Среднее-специальное-6
1 кв. категория-2 (воспитателя)
Заведующий – 1 (ср-спец. 1 кв.кат)
Музыкальный руководитель-1(ср- спец. 2 кв.кат)
Инструктор по физической культуре -1(ср-спец. 1 кв.кат)
Учитель-логопед-1 (высшее, 1 кв.кат)
Старший воспитатель-1 (высшее, 1 кв.кат.)
Педагог психолог – 1 (высшее, 2 кв.кат.)
Концепция МДОУ
В Государственной Концепции дошкольного воспитания (1989г.) определен принципиально новый, личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.) воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Необходима новая модель ДОУ.
Цель МДОУ:
Обеспечение непрерывного развития воспитанника как субъекта саморазвития в процессе воспитания и обучения средствами комплексного и систематического применения здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий, способствующих реализации всех образовательных задач и социального заказа родителей и общества.
Объект воздействия концепции: дети 1,5-7 лет.
Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребенка в разных видах деятельности.
Гипотеза: социально-педагогический фактор развития личности детей определяется нами как социально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе детей деятельность, включающая их в освоение окружающей среды. Эффективное развитие личности детей в процессе деятельности в открытой социальной среде возможно, если:
- учитывается социально-педагогический потенциал микро социума;
- деятельность детей включает формирование первичных потребностей и предпосылок освоения окружающего мира;
- социально-педагогические условия направлены на развитие у ребенка его эмоциональной сферы и самореализацию возможностей.
В нашем МКДОУ мы используем поступательно-восходящий характер обучения, опирающийся на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Восходящая поступательность педагогического процесса вытекает из закономерностей развития ребенка и характера связей этого развития с обучением. Последовательность подсистем непрерывного образования обусловлена социально, а их реальная преемственность зависит от оптимальности условий для разрешения противоречий на стыках различных подсистем. Именно в этом суть логической организации воспитательно-образовательного процесса, способствующего комфортному (в широком смысле) эмоциональному самочувствию личности в целом.
«Обобщенная модель преемственного формирования личной готовности к обучению в системе образования (В.А.Петьков, 1999)»
Теоретические принципы
Работа МКДОУ строится в соответствии со следующими принципами:
В качестве ведущего методологического принципа, на основе которого разрабатывалась технология учебного процесса, был выбран синергетический принцип.
1) Принцип систематичности и последовательности.
Системный подход позволил рассматривать все компоненты технологии во взаимосвязи и развитии: синергетический подход обеспечивал повышение эффективности обучения занимающихся за счет активного использования их внутреннего ресурса и возможностей.
2) Принцип гуманизации и демократизации основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование интеллектуальных, моральных и физических качеств, создание максимально благополучных условий для развития его творческой индивидуальности.
3) Принцип преемственности предполагает обогащение средств, форм и методов воспитания и обучения, предопределяет характер связей между элементами педагогического процесса в возрастных группах МКДОУ и стилем воспитания в семье.
4) Принцип диатроличности (многообразие) вытекает из разнообразия функций, содержания, средств и методов учебно-воспитательного процесса.
5) Принцип интеграции и координации. Интеграция обеспечивает взаимодействие как внутри элементов, входящих в учебно-воспитательный процесс ДОУ, так и между ними.
6) Принцип педагогической компетентности
- открытость сознания педагога для нового опыта и информации
Направления работы МКДОУ
В соответствии с документацией, разработками учреждения, анкетированием, тестированием и беседами с педагогами и родителями, выделены следующие направления работы МКДОУ:
1) реализация в практике МКДОУ диагностических, образовательных, технологий;
2) использование ресурсов МКДОУ для интеллектуального развития ребенка;
3) укрепление материально-технической базы для реализации здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в МКДОУ;
4) создание условий для полноценного проживания раннего детства;
5) внедрение в образовательную практику современных информационных технологий, обеспечение сетевого взаимодействия внутри МКДОУ и среди дошкольных образовательных учреждений (мониторинговая система результативности);
Оценка образовательного процесса:
1. Основными показателями результативности образовательного учреждения как целостной воспитательной системы будут следующие:
- психологический климат в МКДОУ;
- комфортность в МКДОУ для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду;
- психологическая защищенность детей.
Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.
2. Результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях:
- личностном (динамика личностного развития ребенка, воображение, творческие способности, познавательная активность, развитие воли);
- информационном (в зависимости от выбранной программы).
В основе концепции развития МКДОУ лежит возможность:
- ранней диагностики;
- комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной работе;
- подбора программ для детей с учетом их личностных особенностей и возможностей.
Критерии:
1. Критерии физического здоровья:
- уровень физического развития;
- группа здоровья;
- резистентность (кратность заболеваний в течение года);
- показатели двигательной активности;
- заболеваемость.
2. Критерии психического здоровья:
- уровень эмоционального благополучия (тревожность, страх, агрессивность, самооценка);
- уровень познавательной деятельности (восприятие зрительное, слуховое);
- опосредованное запоминание, наглядно действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация.
3. Критерии социального здоровья:
- самообслуживание;
- личностная и мотивационная готовность к школе;
- коммуникативные связи.
4. Критерии соответствия участников педагогического процесса и материально-технической базы целям и задачам ОУ; уровень квалификации педагогов.
Назначение Программы
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольного образовательного учреждения на основе логического анализа и критического осмысления деятельности за последние годы.
В ней отражены тенденции изменения детского сада, охарактеризованы главные направления развития и меры по обновлению содержания и организации дошкольного воспитания, управления дошкольным образованием на основе инновационных процессов.
Управление программой
Для управления реализацией программы развития создается совет по развитию дошкольного образовательного учреждения. Совет по развитию заседает не реже 3 раз в год и решает вопросы выполнения программы развития МКДОУ.
Предлагаемый срок реализации Программы с 2011 по 2016 г.г.
Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребенку новые достижения и продвижения в развитии. При этом важное значение имеет соблюдение поэтапного обучения:
1 - этап первичного освоения знаний и умений;
2 - этап самостоятельного применения знаний и умений в специально организованных условиях;
3 - этап самостоятельного творческого применения детьми знаний и умений.
Анализ процессуальной деятельности воспитателей и педагогов дает возможность констатировать, что только творческий подход способствует реализации современных педагогических требований к воспитанию, развитию и формированию личности дошкольника.
На основе комплексного подхода педагоги рассматривают следующие вопросы:
- адаптация ребенка в МКДОУ
- оздоровление и профилактика соматических заболеваний
- роль предметно-развивающей среды
- значение игровой деятельности в жизни ребенка
- использование инновационных технологий
- речевое развитие (во всех видах деятельности)
- нравственное развитие
Педагоги, объективно оценивая уровень развития детей и задачи учреждения, стараются использовать в практике методы инновационных технологий.
Сотрудники МКДОУ регулярно проводят организационно-деловые игры, дни открытых дверей, выставки, участвуют в конкурсах, демонстрируя возможности своих воспитанников.
Однако отдельные воспитатели могут рассказать о том, как нужно сделать, но не могут сделать сами, или не хотят, считая, что это не их дело.
Другие хорошо работают с источниками, но испытывают трудности в передаче знаний другим или в их применении.
Третьи, обладая знаниями и обучая детей, не учат детей искать, осмысливать и использовать то, что видят, слышат дети, а задают вопросы и сами на них отвечают.
Это приводит к низкой эффективности работы у некоторых воспитателей, отсутствию дифференцированного подхода, недостаточному учету психологических и физиологических особенностей ребенка при планировании воспитательно-образовательного процесса.
В связи с этим предполагается, что главная задача педагогической деятельности будет состоять не в том, чтобы все уметь самому и всему научить детей, а в том, чтобы научить ребенка учиться, не заглатывать и воспроизводить информацию, дозировано поданную на занятии воспитателем, а учиться искать, осмысливать и использовать то, что видишь, слышишь, узнаешь сам.
Поэтому перед педагогами будут стоять следующие задачи:
1. Повышение педагогической компетентности
2. Освоение, внедрение здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий
3. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию педагогов.
4. Реализация базовых и парциальных программ
5. Взаимодействие с детьми в рамках личностно-ориентированной модели общения
6. Повышение психолого-педагогической рефлексии деятельности
Анализ педагогических условий.
В условиях МКДОУ, мы имеем дело уже со сложившейся в основном личностью, которую прежде всего надо уважать, а потом уже обучать и воспитывать.
Возложение на педагогов нашего МКДОУ главной задачи - заботы о здоровье воспитанников, определяется следующими принципами:
а) Взрослые несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой (большую часть времени дети проводят в саду.)
б) Определенные воздействия на здоровье ребенка оказывает образовательный процесс.
в) Своевременная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача же образовательного учреждения иная – сохранить, укрепить здоровье своих воспитанников.
Создание благоприятных условий играет очень важную роль. В нашем ДОУ - это прежде всего посильные, доступные по объему и сложности физические и умственные нагрузки, четкая, регламентация их длительности, целесообразное сочетание и чередование с отдыхом, сном.
На любых НОД применяются щадящие методы, максимальное использование разнообразных форм активизации внимания, поддержания интереса. Главным условием эффективной педагогической работы будет являться использование разнообразных методических приемов, не ограничивающихся какой-либо жесткой схемой, а применяемых творчески, с учетом индивидуальных возможностей и интересов детей.
Чтобы избежать перегрузки переутомления детей будут продолжать строиться, ориентируясь на комплексное решение задач в их взаимосвязи. Все учебные задания, не требующие обстоятельного разъяснения и показа, будут осуществляться вне организационных НОД, в играх, в других видах деятельности.
Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к НОД и стимулирующим познавательную активность.
Объем НОД ребенка рассматривается как одно из условий его дальнейшего развития. Обязательным условием является помощь воспитателя, поощрение даже в том случае, если задание выполнено ребенком не до конца, но ход его работы правильный.
Всегда выполняется основное условие: ни лечебные процедуры, ни обучение не нарушают важнейшие компоненты режима дня и повседневной физкультурно-оздоровительной работы (прогулки, сна, утренней гимнастики, подвижных игр, НОД физической культурой, закаливания).
Главным направлением в работе с ослабленными детьми стало создание необходимых предпосылок, содействующих охране нервной системы.
1. Создание благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе между взрослыми и детьми.
2. Обеспечение условий для физиологически полноценного, достаточной длительности дневного сна.
3. Поддержание у ребенка благоприятного эмоционального состояния. Переход от одного режимного момента к другому осуществляется без спешки.
4. Обеспечение воздушно-теплового режима.
5. Создание спокойной обстановки в помещении.
Тематические планы специалистов дополнительного образования и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения занятий и режимных моментов.
Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания, тем самым обеспечивается координация и целостность процесса обучения, организационная преемственность постепенного усложнения в различных видах деятельности воспитанников и взаимодействия специалистов узкой профессиональной направленности.
С целью выявления проблемных моментов в развитии дошкольника проводится диагностика, что позволяет педагогу осуществить своевременную коррекцию деятельности не только детской, но и своей.
Таким образом, в каждой группе создана обстановка психологического комфорта, без которого не будет пользы для здоровья даже при использовании самых эффективных лечебных средств.
Успешным ребенок может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение прав, создать ему комфортные условия развития, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье воспитанников.
Созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне:
- собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи;
Выше изложенное позволяет заключить о полном соответствии деятельности образовательного учреждения требованиям ФГОС по дошкольному образованию.
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности и семьи
♦ Единство задач и содержания воспитательной работы МКДОУ и семьи.
♦ Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях МКДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче.
♦ Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей.
♦ Планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм.
♦ Наличие в МКДОУ документации, раскрывающей работу педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие материалов наглядной педпропаганды, их хранение).
♦ Подбор материалов в методическом кабинете МКДОУ в помощь педагогам: памятки, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания.
♦ Участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников.
Прогнозируемые результаты в дальнейшей работе.
Мы предполагаем:
- выстроить такой педагогический процесс, который обеспечивал бы инициативу, самостоятельность, рефлективность, ответственность ребенка в общении, в социальных контактах, в деятельности, в получении знаний.
- создать развивающую среду, стимулирующую и обеспечивающую активность ребенка, реализацию им своих интересов и потребностей.
Мы ожидаем:
2. Изменения в нравственно-этической и поведенческой составляющих личностной культуры ребенка.
3. Формирование устойчивой мотивации к игровой НОД поможет создать ценностное отношение субъектов образовательного процесса к процессу познания.
4. Улучшение материальной базы учреждения.
5. Формирование потребности педагогов в саморазвитии и рефлексии.
6. Построение системы взаимодействия воспитателей с другими специалистами МКДОУ.
6. Обновление содержания и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми.
7. Построение развивающей среды в формирование личностно- ориентированной модели взаимодействия педагогов с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ мониторинга усвоения программы по музыкальному воспитанию
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществляется с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводится путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательно...
Анализ результатов мониторинга развития диалогической речи у воспитанников средствами театрализации
Уровень развития диалогической речи детей...
Анализ результатов анкетирования родителей «Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»
Анкета...
Анализ выполнения программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 74 «Семицветик» города Смоленска 2013-2016 гг.
Цель анализа: обеспечить связь между системой управления МБДОУ «Детский сад № 74 «Семицветик» и инновационными процессами как объектом управления развитием.Задачи:выявить эффективнос...
Анализ результатов профессионального развития педагога
Анализ развития за 2019-2020 учебный год....