Стихи и потешки для развития речи и памяти малышей
картотека (младшая группа) на тему

Грасмик Светлана Викторовна

Разнообразные потешки , стишки , ребенок воспринимает  легко  . Ведь в  них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек и стихов  помогают малышу легко усвоить новые понятия и развивает  речь .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stishki_dlya_malyshey.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

1.  СТИШКИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ  РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПАМЯТИ МАЛЫШЕЙ

ЗАЙКА

- Зайка-зайка, ты куда?

- Еду к деткам в города!

- А зачем? Там будешь жить?

- Буду с детками дружить!

(Кирилл Авдеенко)

***

МЫШКА И ХЛЕБУШЕК

Мышка лапками стучит:

- Где тут хлебушек? - кричит.

- Мне оставьте на ночь корку!

Отнесу я деткам в норку.

(Кирилл Авдеенко)

***

ХОМЯЧОК

Хомячок, хомячок,

За щекою сундучок!

Там орешки, там зерно,

Будет на зиму оно!

(Кирилл Авдеенко)

***

ПАУЧОК

Паучок на веточке

В паутинке-клеточке,

Растопырил лапки,

Лапки-расцарапки,

Чтоб не двигаться, дремать,

Чтоб жучков схватить, поймать!

Лапки-цапки как крючки -

Берегитесь все жучки!

(Кирилл Авдеенко)

***

ПТИЧКИ

Хлеб и крошки

На окошке -

Прилетайте, птички, к нам!

Клюйте, птички, понемножку,

И летите к облакам!

(Кирилл Авдеенко)

***

КОЗЛИК

Козлик-козлик:

-Ме-ме-ме!

Я учусь считать в уме!

Cколько будет два плюс пять?

Ме-ме-ме, забыл опять!

Очень мама огорчится!

Ме-ме-ме - бегу учиться.

(Кирилл Авдеенко)

****

ПОПУГАЙ

Попугай-попугай

Весело танцует,

Попугай-попугай

Пляшет и балует;

Попугай-попугай

Опрокинул чашку,

Попугай-попугай

Съел из блюдца кашку!

(Кирилл Авдеенко)

****

ХРЮШКИ

Хрюшки-хрюшки недовольны:

- Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,

- Не хотим носы такие!

Лишь две дырочки торчат.

(Кирилл Авдеенко)

****

КУРЫ-КУРЫ

Куры-куры: "Ко-ко-ко!

Мы снесли яички;

Ку-ку-кушайте, ко-ко,

Детки-невелички!"

(Кирилл Авдеенко)

****

СОВЁНОК

Угу! Угу!

Гуляют на лугу;

С утра там всё поют,

Поспать мне не дают.

(Кирилл Авдеенко)

***

СУСЛИК

Суслик, суслик - погляди,

Держит лапки впереди!

Смотрит суслик - где же враг?

Не забрался ли в овраг?

И стоит он так весь год -

Охраняет в норку вход!

Ущипнет, того гляди -

Лучше, враг, не подходи!

(Кирилл Авдеенко)

***

БЫЧОК И ЛУЧОК

Ходит по полю бычок:

"Вкусно пахнет как лучок!

В носике щекочется -

Скушаю, раз хочется"

Сорока. Русская народная потешка.

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой

Этому дала,

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

 

Братья. Русская народная потешка.

Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить.

Мишке-середке — печку топить.

Тришке-сиротке — кашу варить.

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.

 

(с 9-месячного возраста)

Ладушки. Русская народная потешка.

— Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

 — Что ели?

 — Кашку.

 — Что пили?

 — Бражку.

 

Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки

Кашку поели,

Бражку попили.

Шу-у-у... Полетели!

Нa головку сели,

Петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

 

Братцы.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

 — Здравствуй, большак! —– говорят.

 — Здорово, Васька — указка,

Гришка – сиротка

Мишка – середка.

Да крошка Тимошка.

Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.

 

Кто приехал. Болгарская народная потешка

Кто приехал?

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают

Мама, мама, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать копчиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопать кончиками безымянных пальцев

Ох, сестричка, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Дa, да, да!

Хлопать кончиками мизинцами.

Все мы вместе,

Хлопать всеми пальцами

Дa, да, да!

 

Апельсин. Л. В. Зубкова

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька - для ежа.

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра

По очереди загибают пальцы, начиная с большого.

А для волка - кожура.

Сжимают пальцы обеих рук в кулаки

Он сердит на нас - беда;

Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки

 

Пять малышей.  По мотивам английского фольклора

 

Один малыш

качается в саду,

Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак

Два малыша

купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.

Три малыша

ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь

стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого

С пятью другими

тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь

Им весело,

они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза рукой.

«Один, два, три, четы ре, пять...

По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.

 

Котята. По мотивам английского фольклора

 

Вот пятеро котят.

Один ушел - и нет его.

Ладонь правой руки раскрыта

Ну, нет его и нет.

Котят осталось четверо.

Загните большой палец.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез

котят осталось трое.

Загнуть мизинец

Но где-то запищал

мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал -

осталось два котенка.

Загнуть безымянный палец

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно,

Загнуть средний палец.

А самый умный — тот,

оставшийся, последний,

Указательный палец приложите ко лбу

Он к миске подошел

и, как и должно киске,

Лакать за пятерых

стал молоко из миски.

Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.

 

Варежка

Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

Все пальцы разжать, кроме большого.

В свой домишко не попал».

Разогнуть оставшийся согнутым палец

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Сжать пальцы в кулачок

 

Дом и ворота. Т. А. Ткаченко

 

На поляне дом стоит,

Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом

Ну, а к дому путь закрыт.

Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом

Мы ворота открываем,

Развернуть ладони параллельно друг другу

В тот домик приглашаем.

Изобразить крышу дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ МОТОРИКИ

ЭТИ СТИШКИ ПОМОГУТ ВАМ СДЕЛАТЬ  ЗАНЯТИЯ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМИ! ОНИ ПОСТРОЕНЫ НА ЕДИНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ-ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ...

Стихи и потешки для детей раннего возраста. Лексическая тема "Одежда, обувь"

       Стихи и потешки для детей                   раннего возраста. Лек...

стихи и потешки для малышей

стихи и потешки для малышей...

Консультация для родителей «Заучивание стихов для развития речи и памяти у дошкольников»

Консультация для родителей, которая поможет развивать речь и память дошкольников с помощью разучивания стихов....

"Стихи и потешки для малышей"

Материал для воспитателей малдших групп, при формировании культурно-гигиеничсеких навыков....