Творческий отчет "Формирование творчества у детей 4-7 лет в работе с разными материалами"
методическая разработка на тему

Мелащенко Людмила Николаевна

Творческий отчет по работе с бросовым и природным материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx84.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное                    образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.Сухиничи Сухиничского района Калужской области

Творческий отчет на тему:                   «Формирование творчества у детей  

 4 - 7 лет в работе с разными материалами».

             

                   Воспитатель: МКДОУ «Детский сад «Сказка»  

                                                      Мелащенко Людмила Николаевна.

Сухиничи, 2015 г.

Оглавление:        

Введение............…………………………………………………………………3                                                                                                                                                                                                          Глава  I.   Теоретические основы формирования  детского изобразительного                                                                          

творчества в процессе работы с разными материалами.

      1.1. Детское творчество как психолого-педагогическая проблема……...7

     1.2. Работа с разными материалами как средство развития творчества и                                                                                                                

     личности  дошкольников……………………….……………………………..13

     1.3. Педагогические условия формирования детского творчества у детей                    

    4-7 лет в процессе работы с разными материалами        ..…...19

Глава П.  Формирование изобразительного творчества в процессе                обучения  детей дошкольного возраста в работе разными материалами через кружковую работу……………………………..………………….…..…........26

Заключение.....................................................................................................38

Литература………………………………………………………………..…….39

Приложение……………….…………………………………….……....…............40

Приложение 1…………………………………………………………………...41

Приложение 2…………………………………………………………………..47

Приложение 3…………………………………………………………………...69

Приложение 4…………………………………………………………………...78

Приложение 5…………………………………………………………………...79

Введение.

                                                       «Источники творческих способностей и                                                            

                                                        дарований детей на кончиках их пальцев.                                                                                                                                                          

                                                        От пальцев, образно говоря, идут                              

                                                        тончайшие  ручейки,  которые питают                  

                                                        источник творческой мысли.  Другими

                                                        словами: чем больше мастерства  в  

                                                        детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

В современной педагогической науке проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Дошкольное  детство – очень важный период  в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первое проявление творчества.                                                                                                                                

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.                                                                                                                                                

Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.                                                                                        Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.                         

Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности рассматривалась педагогами Е.А.Флериной, Н.Л.Сакулиной, Е.И.Игнатьевым, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р.М.Чумичевой и другими.                                                                                                                                

Эффективным средством формирования творческой личности в дошкольном возрасте, по мысли названных ученых, являются продуктивные виды деятельности.                                                          

Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате, которой дети дошкольного возраста могут не просто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему. В результате работы возникает реальный привлекательный для детей продукт (игрушка, сувенир, подарок маме).

Под работой с разными материалами мы понимаем взаимодействие двух видов деятельности: аппликации и конструирования из бумаги, природного и бросового    материалов (ручной труд). Такое объединение целесообразно.                                                

В организации работы с разными материалами воспитателями редко используется коллективная форма проведения занятий. Это приводит к обеднению содержания и снижению художественной ценности детских работ. Слабо используются возможности интегрированных занятий для формирования творчества детей, что отрицательно сказывается на формировании личностно значимых мотивов деятельности, и снижает интерес к ней. Созданные детьми композиции и поделки редко применяются для оформления дошкольных учреждений, праздников и досугов.                                  

Таким образом, тема моей работы «Формирование творчества у детей 4-7 лет в работе с разными материалами».                                                                                          

Цель исследования: выявить наиболее эффективные условия развития творчества у детей 4-7 лет в работе с разными материалами.                                                                      

Объект исследования: творчество детей 4-7 лет в работе с разными материалами.  

Предмет исследования: процесс формирования творчества детей 4-7 лет в работе с разными материалами.                                                                                                            

Для решения поставленной цели исследования  были сформулированы задачи;                

1. Охарактеризовать основные позиции формирования детского творчества у детей 4-7 лет в различных видах изобразительной деятельности на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.                                                                                    

2. Выявить особенности проявлений творчества детей 4-7 лет в работе с разными материалами.      

3.  Разработать систему досуговых  занятий, включающих в себя взаимодействие разных форм организации детей, различных видов детской деятельности, с широкой возможностью использования поделок, созданных руками детей, в жизни дошкольного учреждения и влияющих на формирования художественно-творческой деятельности дошкольников.                                      

 4.Определить критерии оценки творчества детей 4-7 лет в работе с разными  материалами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Работа с разными материалами является эффективным средством формирования детского изобразительного творчества у детей дошкольного возраста при условии использования системы взаимосвязанных занятий и разнообразных приемов обучения, таких как, различные виды показа способов действия; рассматривание предметов и материалов, из которых будет создаваться образ; разъяснение педагога или ребенка; включение игровых ситуаций в объяснение и анализ детских работ; применение практических ситуаций для самоанализа детьми, выполненных ими поделок; создание эмоционально-положительной атмосферы на занятиях. Интерес к занятиям поддерживался через чтение литературных произведений, свободное экспериментирование с материалом перед обучением, выражение доброжелательного отношения к изделиям детей, оказание помощи через подсказку или дополнительное объяснение взрослым или ребенком. Использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм; организации работы с разными материалами повышает художественный уровень выполняемых детьми  композиций, развивает их  воображение,  создает доброжелательную    атмосферу    на    занятиях,    развивает    интерес    к выполняемой работе. На формирование творчества детей дошкольного возраста оказывает большое влияние уровень профессиональной подготовки  педагогов.                                                                  

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные  особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Глава І. Теоретические основы формирования детского изобразительного        

               творчества в процессе работы с разными материалами.                                            

          1.1.  Детское творчество как психолого-педагогическая проблема.                Творчество часто трактуется как высший уровень деятельности человека, создающее материальные и духовные ценности. Именно творческая деятельность человека выступает в качестве той силы, которая изменяет и окружающую жизнь, и самого человека. Н.А.Бердяев представляет творчество как цель существования человека на земле.

Повышенное внимание к детскому изобразительному творчеству возникло в конце 19 века, когда исследователей привлек к себе детский рисунок, как результат детского творчества, его своеобразие и процесс возникновения.  Как уже говорилось выше, сложилось несколько направлений развития творчества у детей:                                                                                        

- творчество заложено внутри ребенка и раскрывается спонтанно                                        

  под воздействием развития;                    

- творчество может развиваться при условии создания определенных условий;                        

- творчество развивается под воздействием обучения.

Творчество человека (взрослого и ребенка) можно сформировать в процессе активной деятельности.

Т.С.Комарова подчеркивает, что творчество детей дошкольного возраста включает не только результат деятельности, но и саму деятельность по созданию поделки, а также поиск возможности перенесения одного способа действий на другой.

В руководстве творческой деятельностью исследователи часто выделяют два направления работы - создание условий и построение системы обучения для достижения творческого результата. (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова, В.Ф.Котляр, Н.П.Сакулина, Т.Я.Шпикалова). Только  взаимодействие этих направлений обеспечивает полноценное формирование творческой личности.

Т.С.Комарова выделяет следующие условия, важные для формирования творчества:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               1. Развитие психических процессов (восприятия, образных представлений и образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к окружающему и творческой деятельности).

2. Создание положительной атмосферы в группе, формирование ручной умелости (навыков и умений, необходимых для успешного осуществления деятельности). Знания о предметах и явлениях окружающей жизни являются одним из важных условий формирования детского изобразительного творчества. Чем больше ребенок будет наблюдать, чем с большим количеством разнообразных предметов взаимодействовать, тем больше в его памяти сложится образов, которые он сможет отразить в изобразительной деятельности, в частности в аппликации и конструировании.

Дети с самого раннего возраста способны воспринимать огромное количество информации, но перерабатывается только небольшая часть того, что воздействует на ребенка. Такая избирательность зависит от развития восприятия, особенностей возраста, интересов и личностных установок маленького человека.

Восприятие детей 4 - 7 лет основывается большей частью на непосредственном чувственном опыте, но в процессе формирования представлений о предмете все большую роль начинает играть слово. Восприятие детей этого возраста еще неустойчиво и фрагментарно, но постепенно, по мере накопления опыта, увеличивается количество воспринимаемых дошкольниками объектов, а также качественная характеристика восприятия (точность, отчетливость и конкретность образов). Участие взрослого в процессе рассматривания предметов и объектов велика, хотя у детей постепенно накапливается опыт восприятия, умение анализировать и сравнивать предметы.. В изобразительной деятельности у детей этого возраста наблюдаются образы, построенные уже на работе воображении. Для ребят характерно повторение одного и того же предмета в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Ребенок как бы уточняет и конкретизирует свои представления о предмете или явлении.

Для детей старшего дошкольного возраста устанавливается более тесная связь между словом и образом предмета. В условиях обучения они могут составлять план работы, и точно следовать его выполнению. Восприятие становится более произвольным, образы, создаваемые ребенком, - более сложными и выразительными. Но еще возможно проявление незаконченных изображений в силу недостаточной устойчивости внимания и неточности представлений о предметах.

Показывая ребятам, что из разных материалов мы может создать один и тот же образ с разной степенью похожести, мы развиваем восприятие ребенка, формируем более полные и разнообразные представления о предметах окружающего мира. Исследование О.В.Дыбиной показало, что ребенок дошкольного возраста может осваивать предметное окружение в его движении и развитии. Такое познание помогает сформировать у дошкольника творческое отношение к миру (т.е. понимание факта, что один и тот же образ может быть выполнен разными способами). Такое отношение к миру постепенно помогает понять ребенку многообразие и богатство его окружения, формирует осознанное восприятие к миру.                                               

Л.С.Выготский подчеркивал, что воображение любого человека находится в прямой зависимости от его запаса представлений об окружающем мире.

Для формирования детского изобразительного творчества важную роль играют эстетические чувства, т. е. способность к восприятию гармонии и красоты. А.В.Запорожец подчеркивает взаимосвязь    и   взаимозависимость   эмоций    с    познанием    ребенком окружающего мира, обращается внимание на роль различных видов деятельности на развитие эмоций дошкольника.

У детей эмоциональную реакцию чаще всего вызывает цвет и форма предметов. Работа с разными материалами — это, прежде всего преобразование различных форм из бумаги, ткани, природных и бросовых материалов разнообразных цветов и оттенков. Поэтому изготовление поделок из разных материалов очень привлекательная для дошкольников деятельность. Кроме этого знакомство с бумагой, картоном, шишками, пластиковыми бутылками и др. вызывает у ребенка желание узнать новый для них материал, изучить его в практической деятельности. Создание поделок из разных материалов является такой практической деятельностью познавательного характера.

По мнению Т.С.Комаровой для создания положительного отношения к деятельности необходимы такие условия как:

 - создание    художественно-эстетической    среды    в    детском учреждении;

 - широкое использование в педагогическом процессе игр и игровых  приемов  

   обучения;

 - применение на занятиях различных форм, средств и методов организации  

   работы;

 - исключение формализма;

 - оказание уважения и доверия к ребенку;

 - изучение индивидуальных особенностей дошкольников;

 - использование    разнообразных    материалов    для    создания различных  композиций

 - осуществление регионального подхода. (4)

Все эти условия можно успешно реализовать средствами организации работы с разными материалами. Возможность различного использования бумаги, ткани, природного и бросового материалов, создание поделок для игр и композиций для оформления интерьеров так же вызывает у детей положительный эмоциональный заряд, который положительно влияет и на качество детских работ и на формирование творческих способностей у детей. Создавая различные композиции с использованием бумаги, ткани, шишек, листьев, семян растений, нам необходимо использовать их для украшения дошкольных учреждений, организации выставок и театрализованной деятельности детей, оформлении утренников и развлечений, создании сувениров для взрослых. Участие дошкольников в общественной жизни, когда их возможности невелики, является важным компонентом творчества, которое носит личностный характер и определяет уровень участия ребенка в общественной жизни.

Выделяя особенности творчества, все исследователи подчеркивают общественную значимость продукта творчества. (Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, А.И.Савенков, Б.М.Теплов и др.). Для ребенка, хотя он не создает общественно-значимого продукта, важна оценка взрослого, как стимула для деятельности. «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только для упражнения в данной деятельности; необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения». (12, 18-19)

При создании поделок можно широко применять различные формы организации занятий, как индивидуальные, так и коллективные. Коллективные формы выполнение организации работы также стимулирует развитие детского творчества, прежде всего получаемым результатом, радостью от совместной деятельности и общения.

Наличие у ребенка положительного настроя помогает ему преодолевать трудности, возникающие в процессе создания поделок (особенно, когда дети овладевают различными техниками или инструментами).

Ребенок не сможет создать выразительную поделку, если педагог не будет учитывать, какими навыками он владеет, особенности его темперамента, эстетического восприятия, опыта.

М.С. Каган пишет: «если формирование образного мышление обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности стать действительностью». (3, 25)

1.2. Работа с разными материалами как средство развития  творчества и личности дошкольников.

Одним из эффективных средств развития детского творчества многие ученыеназывают различные виды продуктивной деятельности, в том числе работа сразными материалами.В процессе работы с тканью, бумагой, природным и бросовым материалами дошкольники познают свойства и особенности работы с этими материалами, учатся анализировать форму предметов, планировать свои действия, У детей закрепляются знания основных форм и названия цветов окружающего мира, формируются достаточно четкие и полные представления о предметах и явлениях, которые их окружают.

Создавая поделки, дошкольники учатся сравнивать различные материалы между собой, находить сходство и различия в приемах обработки бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д. Постепенно дети начинают переносить приемы работы с одним материалом на другой, в том случае, если педагог обращает внимание дошкольников на общие и отличительные свойства материалов. Таким образом, мы облегчаем обучение и способствуем формированию художественно-творческих способностей детей.

Конструктивная    и    аппликационная    деятельность,    как    любая продуктивная деятельность, дает возможность ребенку глубже познать свойства предметов (цвет, форму, величину, положение в пространстве). Ребенок взаимодействует с реальными объектами. Сформированные представления об сенсорных эталонах постепенно включаются во все более сложные виды детской деятельности. Дети объединяют их в группы по различным признакам, используют их свойства в других видах деятельности.

По мнению многих педагогов, именно наличие хорошо сформированных навыков и умений в работе с разными материалами «освобождает» ум ребенка от решения чисто технических задач, и педагог сможет поставить перед ним творческие. О том, что формирование умений и навыков является необходимым условием развития творчества в данном виде деятельности, писали Т.С.Комарова, В.С.Кузин, В.Г.Нечаева, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов и другие.

Выполняя изображение, используя различные материалы и техники работы, ребенок начинает видеть, что один и тот же образ можно создать и из бумаги, и из ткани, из шишек, желудей, листьев, пенопласта и пустых коробок. При этом возможно применение различных приемов для создания выразительного образа. Но этими приемами дошкольники могут овладеть только с помощью взрослого.

Развиваемые в процессе деятельности познавательные процессы и интерес к созданию различных поделок ведут к формированию творчества. А положительный отклик на деятельность помогает преодолевать возникающие трудности. Изготовление разнообразных моделей предметов окружающей действительности формирует отношение к ней и личностные характеристики (волю, самостоятельность, упорство в достижении цели, организованность и т.д.) (Т.С.Комарова, В.Г.Нечаева, Н.П.Сакулина).

В процессе продуктивных видов деятельности, в том числе и в процессе работы с различными материалами, развивается как активная, так и пассивная речь детей. Дошкольники знакомятся с названием материалов и инструментов, общаются между собой в процессе создания поделок или коллективных композиций. В этом случае речь ребят формируется в процессе деятельности логично и естественно.                                                                                

В процессе изобразительной деятельности происходит взаимодействие между восприятием окружающего мира и выражением отношения к тому, что окружает ребенка. (Н.П.Сакулина) Это положение в полной мере относится и к созданию детьми поделок из разных материалов. Дошкольники рассматривают как природные, так и выполненные человеком предметы окружающего мира, учатся преобразовывать их в разнообразные игрушки, поделки, композиции.                                                                

Накоплен богатый опыт выполнения поделок из природного и «бросового» материалов в аппликационной и конструктивной деятельности дошкольников в работах.                                                                                                                                                    

Л.В.Куцакова расширила содержание работ из природного и бросового материалов, где обращается внимание на особенности данных материалов, возможности их преобразования детьми дошкольного возраста, уточнили методы и приемы воздействия педагога для; формирования творчества в данном виде деятельности.

В исследовании О.В.Дыбиной «бросовый» материал является средством ознакомления дошкольников с предметным миром. Ею разработаны занятия, где дошкольники из пакетов, пластиковых емкостей создают разнообразные поделки, у них формируется стремление к творческому преобразованию предметного мира.

Каждая из техник обладает своими возможностями в формировании личности и развития творчества детей. Так техника прямолинейного складывания, «оригами», дает ребятам возможность увидеть несколько неожиданный для них результат преобразования бумаги в животных, людей и растения путем различных сгибов и складываний.

 У детей    формируется    умение  сравнивать     получаемый     образ     с представлениями о том или ином предмете окружающего мира, находить сходство с ним. Во время проведения занятий по обучению данной технике, у дошкольников тренируется память, конструктивное мышление, пространственное воображение. С.Афонькин, Е.Афонькина, И.Коротеев, и другие педагоги-практики отмечают, что освоение детьми техники «оригами» способствует формированию элементов учебной деятельности: навыкам контроля за своими действиями и умению планировать их, ориентировки на листе бумаги, умению слушать и слышать педагога.                                                                                                                                                           

Другие техники «бумагопластики» помогает показать ребятам разнообразные свойства бумаги, ее пластичность, гибкость в создании объемных форм.                             

Разработаны различные типы конструктивной деятельности, используемые для развития творчества: конструирование по образцу, по теме, по условиям, по замыслу. Хотя конструирование по образцу и не развивает творчество ребенка, но является необходимым этапом для его развития. Создавая поделки из различных материалов по образцу, дошкольники получают возможность прочного усвоения навыков и умений для работы с бумагой, тканью, природным и бросовым материалами. Рассматривание образцов для выполнения работы, позволяет детям дошкольного и младшего школьного возраста правильно спланировать процесс изготовления образа, формирует организационные навыки и умения.

В процессе создания разнообразных поделок ребенок начинает осознавать себя как личность, ему предоставляется возможность выразить свое отношение к тем или иным явлениям окружающей жизни. Чем меньше ребенок, тем меньше у него возможностей выразить это отношение. Многие исследователи подчеркивают, что развитие духовной жизни человека невозможно без его нравственного становления. Т.С.Комарова отмечает, что возможность определения себя как члена общества формирует устойчивый интерес к деятельности, создает положительный эмоциональный фон. Психологи и педагоги отмечают, что создание положительной атмосферы является один из условий развития творчества.

Работа с разными материалами позволяет нам познакомить ребенка не только с природным окружением, но и социальной и культурной средой, в которой он развивается.

Создание поделок из природного и «бросового» материалов помогает решению еще одной важной задачи воспитания дошкольников - формирования основ экологического воспитания и образования. Выполнение детьми различных образов рассматривается как один из эффективных приемов формирования бережного отношения к природе и средством экологического воспитания. Они включают продуктивные виды деятельности (в том числе аппликацию и конструирование из природного и бросового материалов) в систему занятий по эколого-эстетическому воспитанию дошкольников. На занятиях по конструированию и аппликации дети закрепляют свои знания о природе, уточняют представления. Они бережно относятся к тому, что они хорошо знают, поэтому устойчивые представления об окружающем мире влияют на отношение детей к природе.

В настоящее время промышленность создает упаковки различной формы и размеров из пластических масс. Их можно интересно использовать  для   создания   выразительных   образов   и   игрушек.   Но необходимо помнить, что дошкольники не могут обрабатывать эти материалы с помощью ножниц, шила, поэтому эту работу выполняют педагоги. Для формирования творчества детей совместная их деятельность с взрослым является еще одним важным фактором обучения и формирования творчества ребят.

Анализируя исследования по обучению детей работе с разными материалами, можно сделать следующие выводы:

- реализовывать тесное взаимодействие ребенка с природной, культурной и социальной средой и познание на этой основе окружающего мира во всем его многообразии отношений;

- развивать эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование объектов природы, рассматривание мира вещей, произведений искусства и формирование эстетической оценки;

- создать эмоционально-благоприятную среду и формирует на этой основе интерес к работе с разными материалами;

- организовать творческую деятельность дошкольников как средство всестороннего развития личности ребенка;

- соединить различные виды художественной деятельности в единую систему, позволяющую развивать детское художественное творчество;

- использовать сходство применения различных способов и приемов обработки материалов для ускорения процесса познания окружающего мира и развития детского изобразительного творчества; широко применять коллективные формы организации детского труда для создания разнообразных композиций, с последующем использованием их.

1.3. Педагогические условия формирования детского творчества

        у детей 4 - 7 лет в процессе работы с разными материалами.

Рассматривая основные условия успешного формирования детского творчества, Т.С.Комарова разработала систему интегрированных занятий для детей дошкольного возраста, основанную также на взаимодействии различных видов деятельности и искусств.

В концепции Т.С.Комаровой интеграция способствует развитию художественно-творческих способностей путем использование взаимосвязи различных видов детской деятельности (игре, учебной, музыкальной, изобразительной, художественно-речевой) и усиление этой взаимосвязи путем обучения.  В работе с разными материалами использование образцов оправдано, особенно на первых этапах обучения, когда дети осваивают основные навыки и умения работы с различными материалами и инструментами. Но важно, чтобы следование образцу сопровождалось объяснением педагога, выделением основных и второстепенных деталей, привлечением детей к активному рассматриванию образца.  Активное привлечение     детей      позволит     им     лучше воспринять образ, проанализировать его, постепенно научить планировать последовательность выполнения поделки и качественно выполнить ее.

На подготовительном этапе обучения большую роль играет объяснение педагога. Чем более четким и понятным будет оно для дошкольников, тем больших результатов они смогут достичь. Слово, сопровождая показ способов действия, делает его более осознанным, помогает спланировать порядок выполнения задания, уточняет представления дошкольников о предмете изображения.

В среднем дошкольном возрасте при обучении детей работе с разными материалами часто применяется различные виды показа способа действия. При создании объемных поделок, изделий, выполненных в технике «оригами» и криволинейного складывания, часто используется поэтапный показ и полный показ педагога. С детьми старшего дошкольного возраста, имеющим опыт работы с бумагой, лучше применять   частичный   показ   и   показ   ребенка, сопровождающийся объяснениями педагога или ребенка. Роль слова в старшем дошкольном возрасте остается очень высокой, как возможности координации действий ребят. Использование словесных указаний, без наглядного показа возможно только с детьми старшего дошкольного возраста в том случае, когда поделка проста в изготовлении.

При знакомстве детей с новыми материалами четко поставленные вопросы помогают активизировать восприятие и сформировать более полное представление детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Слово облегчает процесс освоения навыков и умений в работе с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.

Организуя работу с разными материалами, следует помнить, что цвет в них представлен в двух видах - искусственном (цвет бумаги, ткани и «бросового» материала) и естественном (цвет листьев, соломы, бересты, шишек). Эти материалы лучше не смешивать, так как искажается понятие «красивого» и «некрасивого». Детей привлекает яркий насыщенный цвет, а красота природных материалов затушевывается. Ребят, в первую очередь, будут привлекать яркоокрашенные формы, плохо сочетаемые с окраской природных материалов.

Пока у ребенка не сформировано понятие о необходимости приобретения знаний, педагог использует в своей деятельности другие стимулы - игру и положительные эмоции.

Возникающие положительные эмоции помогают детям преодолевать возникающие трудности. В процессе общения дети дошкольного возраста обмениваются получаемыми знаниями, узнают оценку работы друг друга. Непринужденная атмосфера проведения занятия создает возможность для творческой деятельности.

Положительная атмосфера проведения занятия сказывается на качестве обучения и формировании творчества детей. Занимательное задание повышает работоспособность детей, желание доделать поделку, выполнить ее качественно. Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать у детей желаний овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игровой форме руководство их работой и ее оценку; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата, а также возможность использовать его в игре по окончании занятия».(4,16)

Игру целесообразно использовать тогда, когда необходимо сделать обучение в осознанным и интересным для детей занятием, либо для естественного перехода от обучения к игре и содействию формирования игровых навыков.

Создание детьми поделок из разных материалов способствует формированию разнообразных игровых действий и развитию сюжета игры. Обыгрывание поделки важный момент обучения конструктивной деятельности. Использование игровых моментов способствует организации благоприятной атмосферы на занятиях.                                                                                

Большое    эмоциональное воздействие   на  дошкольников   оказывает   использование   на   занятиях стихотворений, отрывков из художественных произведений, музыки. Исследователи отмечают, что применение этих произведений создает благоприятную атмосферу занятия, повышает уровень восприятия информации, влияет на развитие художественно-творческих способностей и качество выполняемых детьми поделок. (Л.В.Компанцева, Т.С.Комарова, Т.Н. Доронова, Е.А.Флерина.)

На втором этапе формирования творческой деятельности значительную роль играют упражнения, влияющие на развитие воображения, восприятия, мышления, памяти. В процессе рассматривания поделок, объектов изображения следует обращать внимание детей на форму, цвет, величину предметов, сравнивать их между собой, выделять общее и различия. Имение выделять красивое оказывает положительное влияние на качество и эстетичность работ детей.  

Для формирования творческой деятельности важную роль играет и анализ детских поделок. Положительный повышает общественный статус дошкольника, способствует активизации его дальнейшей деятельности. Отрицательный — либо заставляет проявить упорство с достижении цели, либо, что чаще характерно для дошкольников, вызывает стремление найти оправдание неудаче. Правильно и интересно организованный анализ позволяет не только выявить недостатки в работе, но самое важное, что ребенок получает определенную оценку своих действий                                                                                                                                    Для повышения социального статуса, детям важно, чтобы их работа имела практическое назначение. Работу с разными материалами можно построить таким образом, чтобы все поделки и композиции участвовали в дальнейшей жизни дошкольного учреждения, в виде выставок, игровой деятельности, оформлении спектаклей и утренников, сувениров для родителей.

В конце каждого занятия возможна не только оценка взрослого, но и самооценка, оценка товарищей. Интересно и полезно для дошкольников введение в конце работы игровой ситуации.  Для формирования творчества детей большую роль также играет сравнение образца и выполненной ребенком поделки. Такой анализ показывает' дошкольникам возможность для дальнейшего совершенствования образов.                                                                                     

Так как большинство  образов из разных материалов, сделанных дошкольниками, могут иметь практическое назначение, можно анализ детских работ организовать в практической деятельности, проверке качества поделок, созданных детьми.                                                     

Для развития детского творчества в работе с разными материалами играет роль не только методы и приемы обучения, но и сама организация работы по созданию поделок.

Так же подчеркивается значение коллективных форм проведения занятий, формирующие в процессе деятельности определенные качества личности необходимые для формирования   художественно-творческих   способностей   и   творческой деятельности (настойчивость в достижении цели, организаторские способности, наблюдательность, самостоятельность).

В совместной деятельности дошкольников можно выделить ряд компонентов — эмоциональное отношение детей к совместным действиям (положительные эмоции, интерес, переживания), социальная активность каждого ребенка (подчинение «я» интересам коллектива), накопление опыта общения, овладение навыками коллективной деятельности, накопление опыта самостоятельной деятельности, личностные характеристики. (Т.СКомарова, В.А.Силивон).

Коллективные задания дети дошкольного возраста могут выполнять парами, небольшими подгруппами, всей группой.

Осуществлять организацию коллективных работ детей Т.С.Комарова рекомендует в три этапа. Первый (подготовительный) дает возможность сформировать у детей яркие прочные представления о предметах окружающей действительности. В этой случае наиболее эффективны такие приемы обучения как, наблюдение, рассматривание изображений, во время чтения и обсуждения специально подобранных произведений, показ кукольного спектакля, беседа, экскурсии. Значительную роль в подготовке к коллективной деятельности будет играть интеграция различных видов деятельностей и искусств.

На подготовительном этапе также происходит формирование основных навыков работы с разными материалами.

На втором этапе (основном) дошкольники создают коллективные композиции. Они планируют процесс создания изображения, выполняют и оценивают, получившиеся образы. В процессе создания композиции широко используется и показ способов действия взрослым или ребенком, при сложных поделках и поэтапный показ, обращение к опыту и памяти детей, использование технологических карт, обсуждение выполненной работы. Дошкольники приобретают навыки совместной деятельности.                                                                        

Третий этап (заключительный) характеризуется взаимодействием дошкольников с готовым произведением. Этот этап не менее важен для развития творчества детей, так как происходит обратное взаимодействие изображения с исполнителем (Л.С.Выготский). Что является побудителем к дальнейшей творческой деятельности. Композиция, выполненная ребятами, привлекает не только детей, но и взрослых. Дошкольники обсуждают ее между собой, отмечая собственный вклад ее создание.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Творчество в настоящее время рассматривается как основа существования человека.  Оно тесно связано с познанием и рассматривается как деятельность создающее нечто существенное и определяющее качество развития общества, сущность бытия человека и его развития.

2. Эффективность творческой деятельности зависит от условий организации, количества информации получаемой индивидом, его эмоциональным состоянием, индивидуальных особенностей и суммой знаний, которыми он владеет.

3. Условиями формирования художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте являются определенный уровень познавательной деятельности, организация развивающей среды, направленной на развития восприятия, памяти, мышления и воображения дошкольников, навыков и умений работы с разными материалами, создания определенной эмоциональной атмосферы, стимулирующей возникновение и становление элементов творчества.

4. Работа с различными материалами способствует созданию условий для формирования детского творчества, если использовать такие формы организации как интегрированные занятия, позволяющие создавать интересные, эстетичные композиции с применением различных материалов и техник работы.

5. Для развития детского творчества в работе с разными материалами наиболее эффективными приемами являются:

1. детское экспериментирование с материалом перед началом обучения;

2. создание благожелательной атмосферы на занятии через показ новых способов преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;

3. обучение техническим навыкам и умениям через упражнение;

4. поощрение самостоятельности и активности детей;  

5. доброжелательная, но объективная оценка детских поделок.

Глава ІІ.  Формирование изобразительного творчества в                    

процессе обучения  детей дошкольного возраста в работе с        

разными материалами через кружковую работу.

Основу данной программы составляет интеграция как форма взаимосвязи, которая охватывает все виды детского творчества.

Программа разработана согласно следующих принципов:

  1. Принцип взаимосвязи обучения и развития, который носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию детей.
  2. Принцип интеграции, основанный на изучении разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
  3. Принцип индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии.

Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на занятиях по изобразительной деятельности, которые стали осмысленными, в то же время  интересными и увлекательными.

Цель программы кружковой работы: воспитание личности творца, способного осуществлять свои  творческие замыслы  в области таких  видов деятельности, как изобразительное искусство, художественно-декоративное.

Программа предполагает  решение  следующих  задач:

  1. Знакомство  с новыми, нетрадиционными  технологиями  в изобразительном искусстве
  2. Развитие моторных способностей через овладение ручными  разнообразными операциями, влияющими  на психофизические функции ребенка.
  3. Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки,
  4. Реализовать  творческие способности детей,  развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
  5. Воспитывать  художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Характерными  особенностями  кружковых  занятий  являются:

  1. Направленность не на занятие,  а на   развитие ребенка,  не сообщение ему суммы знаний,  а приобретение  практических  умений.
  2. Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.
  3. Данная работа проводятся в игровой форме, интегрированной форме таких областей, как художественная, чтение  художественной литературы, коммуникация,  труд,  безопасность,  социализация.

Содержание кружковой работы выстроено в определенной последовательности:

Рассчитано  на детей старшего дошкольного возраста. Эстетическо-художественное направление предполагает самостоятельную деятельность ребенка, где дети конструируют из бумаги, делают аппликации, моделируют, комбинируют ранее выполненные элементы, развивают фантазию, получая новые, более объемные и сложные  образцы, соединяя их в единую композицию. Результатом  работы являются  создание  картин,  открыток, подарков, панно, коллажей, выставок.

Структура  кружкового занятия включает в себя следующие  элементы:

  1. Приветствие – создание положительного микроклимата.
  2. Пальчиковую игру на развитие мелкой мускулатуры рук,  памяти, внимания.
  3. Работа  с наглядными материалами, пособиями,
  4. Знакомство  с различными техниками в работе с разными материалами,

 Программа предусмотрена для детей  4-7 лет.

Продолжительность  работы:  25-30 мин., проводится одно  мероприятие в неделю, всего за год  - 36  различных  интегрированных форм  работы.

Особенности проведения  мероприятий:

Дети знакомятся  с различными техниками  выполнения, которые  спланированы  в последовательности от простого к сложному. При проведении  данного  направления,  используется метод синхронной работы, так как, работая вместе с детьми, педагог  налаживает устойчивый  эмоциональный интерес.  Основными средствами выразительности  являются: форма, цвет, композиция изображения. У детей  появляется увлечение темой, желание выполнить красиво, внести что-то свое. Материалом на занятиях служат бумага разного вида текстуры, картон, природный материал, бросовый материал.

В процессе  изготовления  у детей  формируется эмоциональный отклик на восприятие творчества, развивается воображение,  фантазия,  пространственные ориентировки.

У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание,  воспитывается усидчивость,  стремление доводить начатое дело до конца,  умение работать самостоятельно и в коллективе. Формируются творческие  навыки: координация движений рук и мелкая моторика. А главное, кружковая работа углубляет и расширяет основы истинных связей  детей  с основами понимания  души  и таланта народа, который создает это искусство.

Список детей кружка «Умелые ручки».

  1. Белашова Валерия.
  2. Вотрина Ирина.
  3. Гладун Владислав.
  4. Зорина Полина.
  5. Коноваленко Дмитрий.
  6. Королев Александр.
  7. Румянцева София.
  8. Сичка София.
  9. Шамухина Алина.
  10. Юдакова Александра.

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала  программный материал по художественному творчеству, а чтобы кружковые занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, а так же по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на занятиях. Работу кружка организовываю с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.                                                            

Так же очень важно познакомить родителей с планом работы кружка, та как они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. «Родительский уголок» пополняю информационным материалом. (Приложение 3). Тесная связь семьи и детского сада  способствует  более эффективному воспитанию дошкольников.

Занятия можно организовывать по-разному, нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом другого и так далее. Виды работ через несколько занятий меняю.

В кружке «Умелые ручки» 10 детей. С таким количеством дошкольников, я считаю, можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Опираюсь на знания, умения и навыки, полученные на занятиях, а так же развиваю их и совершенствую.

В детском саду у нас есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети вместе с родителями видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.

Результатом реализации данной образовательной программы  являются выставки детских работ, как местные (на базе детского сада), так и районные. (Приложение 4). Использование поделок – сувениров в качестве подарков для родителей, дошкольников и других; оформление зала для проведения праздничных утренников, для дидактических игр, интерьера групповой комнаты и так далее.

Годовой план работы кружка «Умелые ручки» в средней группе «Теремок».

Воспитатель: Мелащенко Л.Н.  на 2011 – 2012 учебный год.

Квартал

Месяц

Темы занятий

Практическое

применение

поделок

1

квартал

Сентябрь

«Вертушка».

«Зверушки из камней»  (Медведь, божья коровка, тигр).

Для определения направления ветра.

Октябрь

 «Кораблик».

«Мышь».

«Красивые платочки».

В уголок природы.

В уголок для девочек.

Ноябрь

«Изразцы на счастье».

В подарок мамам.

2

квартал

Декабрь

Изготовление новогодних украшений из бумаги: «Гирлянда».

Для украшения

новогодней елки.

Январь

 «Стаканчик для карандашей».

В центр изодеятельности.

Февраль

Изготовление поделок ко  Дню защитника Отечества: «Самолет из коробка».

В подарок папам.

3

квартал

Март

«Мимоза».

«Корзина подснежников».

В подарок мамам к 8 Марта.

Апрель

«Пасхальная корзина» (клумба, лилия, одуванчик.)

Поделки к празднику Пасха.

.

Май

«Аквариум из камушков».

«Играем в оригами» (божья коровка,  веселый лягушонок, гусеница.)

В уголок природы.

       Годовой план работы кружка «Умелые ручки» в старшей группе «Теремок».  Воспитатель: Мелащенко Л.Н.  на 2012 – 2013 учебный год.

Квартал

Месяцы

Темы занятий

Практическое

применение

поделок

1

квартал

Сентябрь

«Ежик – ни головы, ни ножек».

«Зверушки из камней»  (Гусеница, свинья, лягушка).

В уголок природы.

Октябрь

Настольный театр «Буратино».

«Рябиновая ветка».

Для театрализованной деятельности.

К празднику осени.

Ноябрь

«Золотая рыбка».

Мебель для кукол.

«Матрешка».

В  уголок природы.

В уголок девочек.

В подарок мамам.

2

квартал

Декабрь

Изготовление новогодних украшений из бумаги: «Снежинки»,                                                           «Волшебные шишки из зимнего леса».

Для украшения

новогодней елки.

Январь

 Настольная игра -  ходилка «В гости к бабушке».

«Вазочка».

Для настольных игр.

В  уголок для девочек.

Февраль

«Салфетница».

«Кошечка».

«Кораблик»

В уголок дежурств.

В театрализованный уголок.

В подарок папам.

3

квартал

Март

«Ваза с цветами».

«Веселый зоопарк».

«Раз, два, три лодочка плыви»

В подарок мамам.

В  уголок природы.

Для опытов с водой.

Апрель

День космонавтики: «Ракета».

«Грач»

«Пасхальная корзина»

Изготовление поделок к выставке.

Для развивающей стены.

Поделки к празднику Пасха.

Май

«Гусеница».

«Муха – цокотуха»

«Играем в оригами» (мудрая улитка, бабочка.)

В  уголок природы.

Для театрализованной деятельности.

В уголок природы.

Годовой план работы кружка «Умелые ручки» в подготовительной группе «Теремок».                                            Воспитатель: Мелащенко Л.Н. 2013 – 2014  учебный год.

Квартал

        

Месяц

Темы занятий

Практическое применение поделок

1 квартал

Сентябрь

Сбор природного и бросового     материала.

«Чудеса вокруг нас».

«Фея Щедрое лето».  

Для изготовления поделок.

Вводное.

В уголок природы.

Октябрь

Открытки с орнаментом из листьев.    

 

«Зайчики»  (Приключение в стране Оригами).  

В уголок природы.

 

В кукольный театр.

Ноябрь

Подставка для ручек «Щенок».

 

«Открытка «Мамочке от ее солнышка».  

                                                     

В уголок  изодеятельности.  

В подарок мамам.

2 квартал

Декабрь

«Снежинки».  

«Елочка».  

Для оформления развивающей стены,

для украшения групповой комнаты к  празднику.  

Январь

«Теремок» (изготовление масок).

В театральный уголок.

Февраль

«Двухтрубный кораблик».  

Тряпичные куколки.  

В подарок папам.  

В подарок родным к Масленичной неде-ле.

 

3 квартал

Март

«Садовые цветы».  

«Лесной пруд».  

«Головоломки».

В подарок мамам.

В уголок природы.

Для дидактических игр.

Апрель

 «Ангел-подвеска».

«Крашенки».

В подарок родным к Пасхе.

Май

«Закладка для книг».

«Живые закладки».

В подарок друг другу.

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности применялась система диагностических методик, содержащая -  задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки из бумаги в подарок игровому персонажу, где ребенку предоставляется широкий выбор материалов и необходимых инструментов, возможность самому придумать игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и способность реализовывать замысел, владение элементами культуры труда.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда:

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.          

Диагностика (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа). (Приложение 1).

В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность.              В летний период, после набора новых детей, параллельно в работе с бумагой, бросовым и природным материалами попробовала развивать творчество детей через применение нетрадиционных техник рисования. Такой вид деятельности очень понравился всем детям. Таким образом, в перспективе планирую, вести кружок по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»  с детьми среднего возраста, так как считаю, что если коррекционная работа начинается раньше, то у детей появляются возможности продемонстрировать и показать более высокие результаты перед выпуском в школу.

Заключение.

Таким образом, реализация программы кружка «Умелые ручки» способствовала развитию креативных способностей у детей старшего и среднего дошкольного возраста, при решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Видна положительная динамика по всем диагностическим критериям. (Приложение 1). Как в настоящее время, так и в дальнейшем моей задачей  в кружке «Умелые ручки» - показать  детям, как из обычных предметов можно сделать необычные, оригинальные, интересные вещи. Например, занятия с использованием макарон и круп, конечно, это в первую очередь продукты, но любой предмет может быть использован в творчестве, такое понимание, на мой взгляд, как раз и преподнесет урок бережного использования всего, что может оказаться в распоряжении детей.

Создавая своими руками необычные, оригинальные поделки из самых привычных материалов, ребенок получит возможность действовать нестандартно, не по шаблону. Мои занятия развивают фантазию и творческие способности; вызывают чувство радости не только у детей, но и их родителей.

   

Список использованной литературы.

  1. Гирндт Т.С. Разноцветные поделки из природных материалов. – М.: Айбрус-пресс, 2007
  2. Дабынина О.В. Творчество – как сущностная характеристика человеческого бытия.- М.: Педагогическое общество России, 2001-с.96.
  3. Каган М.С. Эстетика как философская наука.- С.-Петербург, ТОО К «Петрополис», 1997-с. 554.
  4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества.- М.: Мнемозина, 1995-с.160.
  5. Комарова Т.С. Изобразительное творчество в детском саду.- М.: Педагогика, 1984-с. 120
  6. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота, радость, творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет.- М.: Педагогическое общество России, 2000-с.128.
  7. Комарова Т.С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет.- М.: АРКТИ, 2001- с. 86.  
  8. Лыкова И.А. Лесные поделки.- ООО Карапуз-дидактика, 2007
  9.  Мусиенко С., Бутылкина Г. Оригами в детском саду.- М.: Обруч, 2010 - с. 96
  10.  Сенсорное воспитание дош-в./ Под ред.А. Запарожца, А. П. Усовой.- М.: Из-во
  11.  Соколова С. Школа оригами. Аппликации и мозаика.- М.: ЭКСМО; СПБ.: ВАЛЕРИ СПД, 2008 – с.176.
  12. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.- М., 1947.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме: "Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду".

В  данной  статье  предлагается  опыт  работы  объединения  "Умелые  ручки".  Стараясь  максимально  обобщить  свою  работу  в...

"Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности"

Сообщение на методическом совете воспитателей школы о применении разнообразных материалов на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности (показ творческих работ воспита...

«Формирование способностей у детей 3-4 лет при работе с разными материалами».

«Формирование способностей у детей 3-4 лет при работе с разными материалами»....

Выступление на тему: "Значение работы с разными материалами для развития личности ребенка"

      Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, ...