Рабочая программа во II младшей группе (3 – 4 года)
рабочая программа (младшая группа) по теме

Повалихина Ольга Владимировна

Рабочая программа МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Солнышко» с учётом Федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования (II младшая группа, 3 – 4 года) «Божья коровка»                                     Воспитатель: Повалихина О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ii_ml.gr_.docx109.37 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО:    

№  протокола  ___________2015 г.

 педагогическим советом                                                                                              

«Детский сад комбинированного

вида № 29 «Солнышко»                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                   

ПРИНЯТО:                                                                                        №  приказа _______________                                                                             

  ___________     Бушуева С.В.

заведующая МДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 29 «Солнышко»                                                                                     

                                                                                         

           

                                                                                                                         

                                                                                                                                                   

Рабочая программа

МДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 29 «Солнышко» с учётом

Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

(II младшая группа, 3 – 4 года)

«Божья коровка»

Воспитатель: Повалихина О.В.

                       

2015 г.

Содержание

1. Введение.

2 . Пояснительная записка. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

4. Перспективное комплексно-тематическое планирование работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

5. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей  программы.

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям.

Введение.

 Срок реализации Программы – 1 год (2014 - 2015 учебный год) 
 Рабочая программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 
 В сфере образования федерального уровня: 

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.2
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • ФГОС ДО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
  • Закон  Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. N3266-1. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996г. N 12-ФЗ; от 16 ноября 1997г. N 144-ФЗ; от 20 июля 2000г. N 102-ФЗ; от 7 августа 2000г. N 122-ФЗ (извлечение)
  • ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) 
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  • Постановление   Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. N 666.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13

В сфере образования регионального уровня:

С  документами локального уровня:

  • Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения  МДОУ «Детский сад комбинированного вида « 29 «Солнышко»
  • Годовой план воспитательно-образовательной работы  учреждения  МДОУ «Детский сад комбинированного вида « 29 «Солнышко» 2015 - 2016 учебный год.

Рабочая   учебная  программа II младшей группы обеспечивает развитие детей в  возрасте  от  3 – 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в соответствии  основным образовательным областям

- Образовательная область «Физическое развитие»

- Образовательная область «Познавательное развитие»

- Образовательная область  «Социально – коммуникативное развитие»

- Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- Образовательная область «Речевое развитие» 

Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного  взаимодействия взрослого с детьми. Рабочая программа младшей группы  состоит из трех разделов и  двух частей в каждом разделе:

  • Целевой раздел
  • Содержательный раздел
  • Организационный раздел
  • обязательной части;
  • части, формируемой участниками образовательных отношений.

Пояснительная записка

       

       Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы ДОУ,  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ -  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей младшего дошкольного возраста. Рабочая программа составлена с учѐтом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Возрастная и индивидуальная характеристика

контингента I - II младшей  группы.

Сфера развития детей, виды деятельности

Особенности развития контингента детей

Возрастные особенности

 детей 3 года жизни

Индивидуальные особенности контингента детей данной группы

Физическая

 К 3 годам вес ребёнка около 14 кг, рост 95.5 см, окружность головы 48.9 см., груди — 51,4—53,2 см. На втором и третьем году жизни происходит дальнейшее развитие основных двигательных навыков. Движения детей становятся более координированными, совершенными, появляется возможность овладевать более сложными движениями: бегом, прыжками, метанием.

Рост ребёнка на 4 году жизни несколько замедляется относительно предыдущего периода – первых трёх лет. К 4 годам рост увеличивается на 6 -7 см. (3 г. средний рост мальчиков равен 92, 7 см., девочек – 91, 6 см.,  в 4 года должен быть в среднем – 99, 3 см. и 98, 7 см.) Прибавка  в весе составляет в среднем 1,5 – 2 кг.

В этом возрасте крупная мускулатура в своём развитии преобладает над мелкой.

Ребёнок 3-4 лет не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением.

Сердечно – сосудистая система ребёнка, по сравнению с органами дыхания, лучше приспособлена к потребностям растущего организма.

По результатам оценки образовательных достижений (мониторинга) дети группы физически развиты и освоили программу  I младшей группы. Этому способствовали утренние гимнастики, физические занятия, подвижные игры и упражнения в помещении и на воздухе, воздушные ванны, закаливание (умывание холодной водой и сон без маек). Дети продолжали  совершенствовать основные движения (ходьбу, бег, ползание, лазанье и др.)

Дети научились катать мяч двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя; прыжкам на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжкам на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10–30 см) и др.)

Познавательная

Противоречие самостоятельно выполнять определенную общественную функцию взрослого на 4 году жизни разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно - выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

     Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

     В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

На третьем году жизни совершенствовались зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету.

За период третьего года жизни дети широко освоили действия с предметами-заместителями.

Социально – коммуникатив

ное

 Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

За период I младшей группы начала  складываться  у малышей произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У некоторых детей появилось чувства гордости и стыда, начали формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст у многих завершился кризисом трех лет. Многие дети стали осознавать себя как отдельного человека, отличного от взрослого.

Художественно - эстетическое

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

  Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

    Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

  Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В I младшей группе дети познакомились с некоторыми изобразительными материалами (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, пластилин, солёное тесто).  Занятия проводились малыми подгруппами (4-6 чел.), что давало малышам усвоить правила пользования изоматериалов, умение правильно держать кисть и карандаш, воспитывало аккуратность.

Многие дети стали реагировать на музыку и действовать по показу взрослого танцевальными движениями (приседания, лёгкий бег, кружение вокруг себя и др.)

 В группу должны войти несколько вновь поступающих детей из дома и старшая подгруппа детей II группы раннего возраста с разным уровнем подготовки по художественно – эстетическому развитию.  

Речевое

Речь малышей на треть состоит из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей. Четвёртый год является периодом интенсивного усвоения звуков.

 В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов, союзов, вопросительных слов (основы для совершенствования синтеза).

На четвёртом году жизни постепенно увеличивается число простых распространённых предложений, появляется сложные предложения.

Дети трёх лет начали понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивалась  активная речь детей. К трем годам многие освоили основные грамматические структуры, пытались строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. К концу третьего года жизни речь стала средством общения ребенка со сверстниками.

К трём годам у детей группы появилась способность к речевому анализу. Некоторые малыши, сами не умея правильно произносить слова, улавливали, когда кто – то другой произносит их с ошибками. Многие легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т.д.), но не всегда правильно их называют.

В сфере физического развития особое внимание следует уделить на 4 году жизни на неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, сильный наклон вперёд головы вперёд и вниз). Неправильные позы могут стать привычными и привести к нарушению осанки, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.

Физиологические изгибы малышей позвоночника неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата излишний вес ребёнка. Физические упражнения нужно подбирать так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все части тела.

Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. При выполнении упражнений следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Для малышей полезны упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, лёгкими бумажными изделиями.
К концу этого этапа моторного развития у ребенка достаточно развита координация движений. Это проявляется как в совершенствовании навыков ходьбы, так и в других видах деятельности.
- На этом этапе полезно учить ребенка лазить по шведской стенке, кататься на небольшом трехколесном велосипеде; обучать ого произвольному началу движения по команде и прекращению движения; развивать умение обойти препятствие, резко повернуться, чтобы обежать препятствие. 
- Важно также обратить внимание на формирование правильного захвата карандаша. Ребенка надо научить удерживать карандаш между большим и указательным пальцами, чтобы сторона карандаша опиралась на средний палец. Учиться нанизывать бусы, застегивать молнию на одежде, расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант; прививать ребенку навыки одевания и раздевания.
- Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка — это привычное взаиморасположение частей тела, она отражает установившуюся у данного человека схему тела, она всегда очень индивидуальна. Ясельный и дошкольный период являются наиболее благоприятными для предупреждения нарушений осанки у всех детей, и особенно у детей с отклонениями в развитии

   В сфере познавательного развития особое внимание следует уделить  на 4 году жизни  внимание на расширение кругозора на базе ближайшего окружения; способствовать развитию самостоятельной активности; формирование позитивного отношения ребёнка к миру.

  В сфере социально – коммуникативного развития особое внимание созданию игровых ситуаций, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

   В сфере художественно – эстетического развития и для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков. На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспомнить, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; активизировать опыт ребят. При работе с детьми младшей группы надо учитывать личный опыт каждого ребёнка и всей группы в целом. Постепенно нужно включать детей в беседы об их работах, предлагая им рассказывать о своих рисунках, лепке, аппликациях, лепке по их желанию. Следует вызывать у ребят положительный эмоциональный отклик на рисование, лепку, аппликацию; чувство радости от созданных изображений; доброжелательное отношение к сверстникам и их рисункам, лепным изображениям, аппликациям.

   В сфере речевого развития особое внимание следует уделить формированию потребности высказываться самостоятельно. В содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи должны входить упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса. Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т.д.)

Цель и задачи рабочей  программы:

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  • Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  • Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  • Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

 При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:

1) соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2) сочетает  принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

3) отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

4) обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    

5) основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;  

6) предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

7) предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;  

8) обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей,  самостоятельную деятельность детей;

9) учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

10) направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Организация режима пребывания детей в группе.

Режим дня составлен с расчетом на 10,5 часового пребывание ребенка в детском саду. Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей во 2-й младшей группе: с 7:30 до 18:00. Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.

 Режим может быть скорректирован с учетом времени года, длительности светового дня и т.п. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).

Примерный режим дня младшей группы

Режимные моменты

Прием детей, игры, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.30-8.00

Утренняя гимнастика

7.50-7.55

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.35

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям

8.35 – 9.35

 Образовательная деятельность (с учетом перерывов)

8.50-9.40(9.55)

Второй завтрак

9.35 – 9.45

Подготовка к прогулке, прогулка

9.45-11.15

Возвращение с прогулки

11.15-11.35

Подготовка к обеду, обед

11.35-12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20-15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры, закаливание

15.00-15.15

Полдник

15.00-15.10

Игры, самостоятельность деятельность детей, чтение художественной литературы

15.50-16.10

Образовательная деятельность по подгруппам

15.20 – 15.50

Подготовка к ужину, ужин

16.10-16.40

Самостоятельная деятельность в группе, индивидуальная работа, уход детей домой

16.40-18.00

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников,

их индивидуальными и возрастными особенностями.

  Образовательный процесс - это совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям – физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное, в которых умело, сочетаются следующие функции:

- воспитательная – развитие ценностных отношений (основ мировоззрения);

- образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, которые выступают в качестве средств, способствующих развитию новых качеств ребенка;

- развивающая – развитие познавательных и психических процессов;

- социализирующая – овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

- оздоровительно-профилактическая – привитие навыков здорового образа жизни.

Воспитательно-образовательный процесс  строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,  а также социального заказа родителей на основе комплексно-тематического принципа планирования  с учетом интеграции образовательных областей.

 

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

•взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

Организованная образовательная деятельность

• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,

рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

•создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях;

•наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

•изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

•проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,

экспериментирование, конструирование;

•оформление выставок книг с иллюстрациями; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

•инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

•рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и прочее;

•продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания;

• слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

• игра  на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

• пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

• танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей;

• физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

 

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

• физкультурные досуги (проводятся 1 раз в месяц);

• дни здоровья;

• тематические досуги;

• праздники;

• театрализованные представления;

• смотры и конкурсы;

• экскурсии.

 

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

• социально – коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

• речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

•художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при  проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

 

Самостоятельная деятельность детей

•физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия;

•социально - коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

•речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

•художественно - эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

 Интеграция образовательных областей

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Принцип интеграции образовательных областей на примере физического развития:

согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем;

• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников

• участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования

• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, здоровом образе жизни

• проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой

• игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек

• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультуры изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр

• ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе планирования. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период— 2-3 недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе, и уголках развития. Продолжительность НОД детей 3-4 лет в соответствии с возрастом согласно СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • длительность непосредственно-образовательной деятельности – не более 15 мин;
  • перерывы между непосредственно образовательной деятельностью -  не менее 10 мин;
  •  максимальный объем непрерывной непосредственно образовательной деятельности в  I половине дня - не более 30 минут, во вторую половину дня  НОД не проводится;
  • обязательное проведение физ. минутки

Объем образовательной нагрузки

                                  Виды  образовательной деятельности

Количество в неделю

Физическое развитие

3

2 – в помещении

1 – на улице

Познавательное

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

1

Познавательное

Формирование элементарных математических представлений

1

Изобразительная (рисование, лепка /аппликация)

2

Коммуникация (Развитие речи)

1

 Чтение художественной  литературы

В процессе совместной  деятельности

Музыкальное

2

Итого

10

Примерное расписание непосредственно

образовательной деятельности

День недели

Образовательная область

Образовательная деятельность

Время проведения

Понедельник

Коммуникация

1.Развитие речи

8.50-9.05

Музыка

2.Музыкальное

9.15 – 9.25

Вторник

Физическое развитие

1.Физкультурное

8.50 -9.05

Познавательное

2. Формирование элементарных математических представлений

1 подгруппа

 9.15-9.30

2 подгруппа

9.40-9.55

Среда

Познавательное

1.Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

8.50-9.05

Музыка

Музыкальное

9.15-9.30

Четверг

Художественное творчество

Лепка / аппликация

1 подгруппа

9.00-9.15

2 подгруппа

9.25.-9.40

Физическая культура

Физкультурное

 (на воздухе)

11.00 – 11.25

Пятница

Художественное творчество

Рисование

1 подгруппа

9.00-9.15

2 подгруппа

9.25.-9.40

Физическое развитие

Физкультурное

15.45.-16.00

Недельная нагрузка -10 занятий  длительностью  15минут

Максимально  объем образовательной деятельности  – 150 минут

Перспективное комплексно-тематическое планирование работы

Тема

Развернутое содержание работы

Период

Варианты итоговых мероприятий

Мониторинг 1-2 неделя сентября

Детский сад

Адаптация вновь поступивших детей

Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры).

1 неделя сентября

Развлечение

«Наш любимый детский сад»

Моя любимая игрушка

Познакомить с игрушками групповой комнаты, побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме. Воспитывать партнерские отношения во время игры, аккуратность.

2 неделя сентября

Развлечение

«Мои любимые игрушки»

 Осень:

Ягоды

Грибы

Лес осенью. Деревья.

Расширять представления детей о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев; строением цветов: корень, стебель, листья, лепестки цветка. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

3-4 неделя сентября

Фольклорный праздник

 «Осенние посиделки»

Тематический день «День дошкольного работника»

                                                                  Октябрь

Урожай  собирай.

Овощи. Огород. Фрукты.

Учить различать представления детей о огороде, времени сбора урожая,  по внешнему виду, вкусу и называть овощи. Закрепить знание о фруктах, о способах приготовления блюд из них. Учить проявлять гостеприимство. Принимать личное участие в элементарных  трудовых процессах

2 неделя  октября

Развлечение

« Во саду ли, в огороде»

Осень. Периоды осени.

Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой.

 3-4 неделя октября

Развлечение

«В гостях у осени»

Тематический день: 28 октября День бабушек и дедушек.

Ноябрь      

Мир животных.

Дикие животные наших лесов.

Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Воспитывать любовь к животному миру. Уточнить и расширить представления детей об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, лося, способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки, характеризующие понятие «дикие животные»

1 неделя ноября

Развлечение «Поможем мышонку»

Домашние животные.

Домашние птицы.

Продолжать знакомить детей с домашними животными  и птицами (разными породами коров, лошадей, коз, овец), учить устанавливать взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека; формировать понятие «домашние животные»; «домашние птицы» Познакомить с трудом животноводов, рассказать, чем он интересен, полезен и почетен; учить передавать в движениях, жестах повадки животного под комментарий воспитателя; развивать мышление, фантазию, интерес к домашним животным, желание помогать взрослым по уходу за ними; воспитывать заботливое отношение к животным.

 2 -3 неделя ноября

 Развлечение

«  В гости к бабушке»

Тематический день: 20 ноября «Всемирный день ребёнка»

Моя семья. Я человек.

Дать представлен6ие о себе как о человеке; об основных частях тела и их назначении. Закреплять знания своего имени, имён членов своей семьи. Дом, в котором я живу. Предметы-помощники. Классификация предметов.

4 неделя ноября

«Маленькая страна – это моя семья».

Тематический день «День матери»

Декабрь

Одежда.

Обувь. Головные уборы.

Учить дифференцировать виды одежды по временам года;  называть предметы  одежды. Воспитывать аккуратность и внимание к своему внешнему виду.

1 неделя декабря

Игра « Поможем кукле Маши»

Зимующие птицы.

Расширять представление детей о зимующих птицах. Дать представление о снегире. Закреплять умение узнавать снегиря по внешнему виду. Наблюдать за повадками птиц зимой.

 2 неделя декабря

Совместная работа с родителями:

 « Покормите птиц зимой»

( изготовление кормушек)

Зима. Зимние забавы.

Расширять представление о зиме. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитание бережного отношения к природе, умения замечать красоту зимней природы. Расширение представлений о сезонных изменениях в природе. Формирование первичных представлений о местах, где всегда зима.

 3-4 неделя декабря

Праздник «Новый год»

Новогодние каникулы

Январь

Русские обычаи, народные игрушки

Расширять представления о народ ной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

  3 неделя января

Развлечение

« Веселая матрешка»

Мой дом.

Дом и его части. Мебель.

Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода,  бытовыми приборами,

Формировать обобщающее понятие

 « мебель». Учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь. 

4 неделя января

Развлечение

«Дом для Фунтика»

Февраль

Посуда.

Продукты питания.

Продолжать учить названия и назначения столовой и кухонной посуды, учить различать и называть ее части; развивать зрительное внимание и память; уточнить и активизировать качественный и предметный словарь по теме; учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением, согласовывать существительные с числительными.

1 неделя февраля

Игра « Магазин»

 

Неделя здоровья

Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления, Формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье.

2 неделя февраля

Физкультурное развлечение «Путешествие в страну здоровья».

Март

Тематический день: 1 марта «Всемирный день поэзии»

Международный женский день.

8 – е марта.

Познакомить с государственным праздником – 8 Марта.

Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать.

     1 неделя марта

Праздник

« Мама – солнышко мое»

Профессии

Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей; воспитывать уважение к людям любых профессий.

2 неделя марта

Развлечение « В гостях у Знайки»

Транспорт. ПДД.

Познакомить с основными видами транспорта: воздушный, водный, наземный. Формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пассажирский. Различать основные части транспорта: кузов, кабина, колеса и т.д. Воспитывать уважение к людям труда. Закрепить знания о светофоре и назначении цветов. Дать понятие о значении слов « пешеход», « пешеходный переход». Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.

 3 неделя марта

Физкультурное развлечение

« Уроки Светофорика»

                               Тематический день: 22 марта «День воды»

Безопасность дома

Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

4 неделя марта

Выставка из картонных коробок «Опасная бытовая техника»

Апрель

                                         Тематический день: 1 апреля «День смеха»

Весна

Познакомить с признаками  весны (солнце светит ярче, капель, на дорожках тает снег).Расширять представления о явлениях  неживой природы. Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года. Воспитывать бережное отношение  к природе, сохранению ее красоты.

неделя апреля

Развлечение

« Музыка весны»

Космос

Познакомить с праздником  - Днем космонавтики; профессиями летчика, космонавта. Воспитывать уважение к людям любой профессии

  2 неделя апреля

Физкультурное развлечение « Загадочный космос»

Что за прелесть эти сказки?

Знакомить детей с русскими народными сказками. Развивать зрительное восприятие, мышление, память, активизировать и расширять словарь, развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

3 неделя апреля

Театрализация

 « Чудеса – кудеса»

Тематический день: 22 апреля «Международный день земли»

Комнатные растения

Знакомство с комнатными растениями, сравнение растений по форме, величине, окраски листьев, строению

4 неделя апреля

Игровая деятельность, исследовательская деятельность, рассматривание растений и уход

Май

1-2 неделя Мониторинг

Моя страна. Мой город .

Формировать понятие

«город». Знакомить детей с городом, с тем, что в нем много улиц, домов, есть парки, детские сады, школы, цирк. Побуждать делиться впечатлениям. Воспитывать любовь к своей родине, городу.

1 неделя мая

Игра

«  Путешествие в город»

День Победы

Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).

2 неделя  мая

Развлечение

« Аты – баты – шли солдаты»

Тематический день: 15 мая «Международный день семьи»

Рыбы.

Продолжать  расширять представление детей о рыбах; развивать умение наблюдать. Делать выводы, выражать их в речи.

3 неделя мая

Игра « Рыбалка»

Насекомые.

Расширить  и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

4 неделя мая

 Развлечение

« Путешествие на лесную полянку»

Июнь

Тематический день: 1 июня День защиты детей.

Цветы поля и луга.

Закрепить знания детей о растениях. Развивать желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. Учить детей сравнивать растения, находить сходство и различие во внешних признаках.

1-2 неделя июня

Развлечение « В гостях у Дюймовочки»

Лето

Формировать у детей  обобщенные представления о лете как времени года. Знакомить с летними видами спорта.

Июнь- август

«Здравствуй лето»

Взаимодействие с семьёй в образовательном процессе

по реализации основной общеобразовательной программы.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, общение через интернет - страничку «В контакте» «Божья коровка», переписка по электронной почте.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации утренников, гостиных, конкурсов,  прогулок, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Август

1. Помощь родителей в подготовке группы, прогулочного участка и раздевальной к новому учебному году. Коллективная подготовка группы: совместный труд – сближение родителей и воспитателей.

2. Индивидуальные контакты, консультации “Первые дни в ДОУ”

3. Оформление родительского уголка в младшей группе

4.Участие педагогов и родителей в районном конкурсе проектов «Лучший участок детского сада». Подведение итогов.

Сентябрь

1.Совместное участие родителей и детей в конкурсе поделок из природного материала «Осенние фантазии»

2.Фотовыставка «Лето, ах, лето!» (семейные летние фото с рассказом об отдыхе)

3.Консультация для родителей по ПДД «Внимание – дети!»

4. Сбор сведений о родителях вновь поступающих детей в группу.

Октябрь

1.Участие в смотре – конкурсе сюжетно – ролевых игр «Познаём – играя»:

 Оформление, изготовление атрибутов с родителями к сюжетно – ролевой игре «Магазин»

2.Участие родителей в развлечение «Осень в гости к нам пришла»

4. Консультация по противопожарной безопасности «Спички – это не игрушка!»

5. Групповое родительское собрание «Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя»

6. Рекомендации родителям по домашнему чтению

7. Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за осенней природой, погодой, явлениями изменениями в природе

Ноябрь

1.Фотовыставка «Ах, какая мама – загляденье – прямо!»

2. Информационный лист по культурно – гигиеническим навыкам у детей 4 лет.

3.Беседа с родителями «Как воспитывать самостоятельность?! Сотрудничество родителей и воспитателей»

4.Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной, музыкальной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей  возникновению познавательной активности

5.Оформление, изготовление атрибутов с родителями к сюжетно – ролевой игре «Магазин»

Декабрь

1.Участие и помощь в новогоднем празднике «Здравствуй, Новый год!»

2. Совместное участие детей и родителей в районной выставке детских поделок и рисунков «Новогодняя фантазия»

3. Информационный лист по ПДД «Безопасные каникулы»

4. Беседа «Как встретить Новый год с ребенком»

5. Совместная работа с родителями:  «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)

Январь

1.Индивидуальные беседы с родителями: информирование о ходе образовательного процесса; о своевременной оплате квитанций за посещение детьми ДОУ; о соблюдении правил ДОУ и т.д.

2.Участие родителей в изготовление выносного инвентаря для труда на зимних прогулках детей (лопатки, трафареты).

Февраль

1.Фотоматериалы о деятельности детей в группе

3. Групповое родительское собрание «Мальчики и девочки – два разных мира»

Март

1.Оформление стенгазеты «Мамочка милая, мамочка любимая!» (приурочена к Международному женскому дню)

2. Подготовка к празднику «Мама – солнышко мое»

3. Выставка из картонных коробок «Опасная бытовая техника»

Апрель

1. Информационный стенд для родителей «Будь здоров, малыш!» (приурочен к Всемирному дню здоровья)

2.Оформление мини – музея «Загадочный космос»

 Май

1. Итоговое родительское собрание «Наши дети повзрослели».

Перечень необходимых для осуществления воспитательно – образовательного процесса программ, технологий, методических пособий.

Обязательная часть программы

Комплексная программа

«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под  ред.

Н. Е. Вераксы, т.с. Комаровой, М.А. Васильевой. – М..: Мозаика – Синтез, 2010.

Образовательная область

Направления развития детей

Методические пособия, технологии

Физическое развитие

Физическая культура

 -  Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду: Вторая младшая группа» Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ, Москва, 2014 г.

- Кравченко И.В., Долгова т.Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»: Методическое пособие /Под редакцией Г.М.Киселёвой, Л.И.Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

- . С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2006 г.

Здоровье

- Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий 3 – 7 лет»: М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы

- О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008 г.

Формирование элементарных математических представлений

- Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений: Вторая младшая группа. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.

Развитие познавательно-исследовательской

деятельности

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Сенсорное развитие

(2 – 3 года)

Социально – коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Формирование основ безопасности

- Кравченко И.В., Долгова т.Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»: Методическое пособие /Под редакцией Г.М.Киселёвой, Л.И.Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.

- Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)»

- Петрова В.И., Стульчик Т.Д. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет»

Развитие игровой деятельности детей;

- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Младшая группа». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014 г.

Художественно – эстетическое развитие

Развитие продуктивной деятельности

- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду: Вторая младшая группа» – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014 г.

Развитие музыкально-художественной деятельности,

приобщение к музыкальному искусству

 Чтение художественной литературы

«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 - 4 года»

Речевое развитие

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

 - В. В Гербова «Развитие речи в детском саду» Учебно – методический комплекс к программе «От рождения до школы. Вторая младшая группа » Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ», Москва, 2014 г.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса

Организация предметно – развивающей среды

для реализации рабочей программы.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

● наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

● свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

● исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Развивающие центры группы

Образовательные области. Образовательные задачи.

  1. Центр физического развития

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

  1. Центр сюжетно-ролевой игры

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал. Знакомить с новыми предметами и учить действовать с ними. Полученные знания и навыки переносить в повседневную жизнь.

Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др.; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта.

  1. Центр изобразительного искусства

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доски для рисования фломастером и мелом.

  1. Музыкально – театральный центр

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений. Развивать фонематический слух и чувство ритма. Знакомить малышей с различными видами театра.

Помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр вязаных шапочек, декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы. 

  1. Книжный центр

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем. Учить рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место).

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; альбом с семейными фотографиями детей группы; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

  1. Центр строительных игр

Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Формировать моторику, внимательность, мышление, воображение, приобретать трудовые навыки.

Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания), мозаика, пазлы, игры со шнуровками.

  1.  Центр природы

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Учить поливать растение под руководством воспитателя; правильно держать лейку и лить воду аккуратно.

Оборудование и материалы: в группе - 4 комнатных растения фикус, бегония, герань, бальзамин; картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования: лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки); природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли, альбомы.

  1. Учебный центр

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.

Периодически организовать действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривать различные состояния воды. др.

Оборудование и материалы:

- Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

- Наборное полотно, магнитная доска.

- Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

-Блоки Дьенеша.

- Палочки Кюизенера.

- Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

-Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

- Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Дидактические игры: «Собери машинку», «Светофор», игры-лото и многие другие.

  1. Мини – музей

(периодически)

Профиль музея: познавательный.

Задачи: Знакомство детей с ролью объекта в жизни человека; воспитание заботливого отношения к животному миру; формирование навыков исследовательского поведения.

В музее собраны мягкие, резиновые, пластмассовые игрушки; различные поделки.

  1. Центр речевого развития

Задачи: Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — 6 т — д — к — г; ф — в;т с з — ц). Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами

Оборудование и материалы: Наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок,

Дидактические игры, султанчики и игры на поддувания.

Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения рабочей программы.

 Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре – октябре, апреле-мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

 Система мониторинга отслеживает динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой

эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– различные шкалы индивидуального развития.

Организации и педагогам предоставляется право самостоятельного выбора инструментов

педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики. В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.

Планируемые результаты овладения детьми необходимыми

навыками и умениями по образовательным областям к 4 годам жизни.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие».

 Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление. Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя. Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы. Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Формирование элементарных математических представлений. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.). Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска). Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

Формирование целостной картины мира. Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал). Ориентируется в помещениях детского сада. Называет свой город (поселок, село). Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Проявляет бережное отношение к природе. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

Образовательная деятельность  «Социально – коммуникативное развитие» 

Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

Может помочь накрыть стол к обеду. Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.  Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Может принимать участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале). Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Образовательная область «Художественное творчество».

Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции в незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Способен слушать музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Поет, не отставая и не опережая других. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.). Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Образовательная деятельность «Речевое развитие» 

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. Рассматривает игрушки, сюжетные картинки. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года

Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на  возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...

Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Рабочая    программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...

Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)

Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...