Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста
классный час (старшая группа) на тему

Мерзлякова Наталья Вячеславовна

«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственные идеалы русских народных сказок»

   Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Духовно-нравственное воспитание происходить благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности, имеющей моральную ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений и главное, у него формируется эмоционально – нравственное отношение к окружающему миру.

   Немаловажную роль в становлении художественно-нравственной личности ребенка играет чтение и обсуждение русских народных сказок. Сказка – любимый литературный жанр малышей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподнести ребенку высокие нравственные истины. Самой природой заложено в ребенке проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы постичь его, чтобы найти среди его сложностей свое место в жизни. И в этом плане сказка – один из лучших помощников ребенка.  Сказка не только «мудрая ложь», но и игра, которая оказывает на малыша духовно-нравственное влияние, пробуждает в нем чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисует в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра. А чтобы закалить душевные силы ребенка, вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывают, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность героев обязательно побеждает зло, каким бы страшным оно не было. Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых высмеивается такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусость, глупость, жадность.

   Во многих русских сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и разнообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает дошкольникам взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным героям, а сказочные персонажи дают представление о морали, справедливости.

   Эмоциональное проявление детей после знакомства со сказкой показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.

  У детей развивается сознательное отношение к делу, воспитывается чувство ответственности, уважение к окружающим, чувство человечности, мужества.

   Русские народные сказки – это школа развития вышеперечисленных чувств детей. Выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – все это значительно развивает  эмоциональную восприимчивость детей. Сказка для ребенка – это не только вымысел, фантазия – это особая реальность мира чувств, эмоций такого прекрасного, таинственного.

   Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Слушая русские народные сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказки выражают душу детей духовно-нравственной энергии, поэтому важно создать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытание ребенком во время чтения сказки, проявлялись в окружающей реальности.

    Возникающие у детей добрые чувства, необходимо развивать, поддерживать, предоставляя ребенку возможность действовать. Педагогам следует позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении русских народных сказок, нашли отражение в жизни. Читая детям русские народные сказки, педагоги активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...