Проблемы формирования произвольности поведения у детей.
статья (старшая группа) на тему
Консультация для педагогов "Проблемы формирования произвольности поведения у детей" поможет педагогам и родителям научить ребенка управлять своим поведением сознательно. В психологии такое умение называется произвольностью или волевой регуляцией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_formirovaniya_proizvolnosti_povedeniya_u_detey.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ №200 «Волшебный башмачок»
Г.о.Тольятти Самарская область
Подготовила Мажанова Елена Алксандровна
Проблемы формирования произвольности поведения у детей.
«Маленькие непоседы» - очень часто называем мы наших детей. Действительно, ребёнок находится в постоянном движении, возбуждении. Даже самым спокойным детям трудно оставаться в бездействии долгое время. Эмоции малыши проявляют спонтанно, бурно, зачастую это вызывает недовольство взрослых. Уговоры посидеть тихо, послушать внимательно, как правило, малоэффективны. Часто мы замечаем, как тяжело нашим детям доделать начатое дело, как быстро угасает интерес ко всему связанному с необходимостью кропотливо работать, ко всему эмоционально не окрашенному, требующему определённых навыков. Но, в тоже время, мы с удивлением обнаруживаем, что малыши способны спокойно и продолжительное время смотреть мультики, слушать сказку, заниматься интересной игрой.
«Ведь могут быть тихими, спокойными, усидчивыми! – восклицаем мы, - Что же мешает им в других ситуациях быть такими?!» Действительно, а что же препятствует нашим детям управлять своим поведением, желаниями, эмоциями?
В психологии такое умение сознательно управлять своими намерениями, действиями называют произвольностью или волевой регуляцией. Дело в том, что для ребёнка формирование произвольности является актуальной задачей всего дошкольного периода.
У взрослых часто возникает вопрос, как же все-таки помочь ребенку делать то, что мы считаем для него нужным и полезным. Ответ один: мы должны научить его управлять своим поведением сознательно.
В работе с детьми я стараюсь создать для них такие ориентиры или «точки опоры», которые помогут им в различных ситуациях.
Это может быть правило поведения, обещание кому-то, представление о хорошем и плохом, и это должно стать в нужный момент более значимым и важным. Беседуя с мальчиком о рыцарях как о храбрых, смелых и волевых людях, я советую ему вести себя в определенных ситуациях как рыцарь. А вот девочек, необходимо ориентировать на поведение принцесс, особенно, во время обеда.
Вот это преодоление непосредственного ситуативного поведения воспитывает умение владеть собой, т.е. способствует формированию произвольного поведения.
Хотелось бы выделить еще одно средство саморегуляции - это речь, умение ребенка воспринимать адресованные ему указания или инструкции взрослого и подчинять им свое поведение. Именно такое, казалось бы простое выполнение речевых инструкций открывает возможность управлять своим поведением.
Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя. Из опыта работы могу сказать, что если с детьми младшего дошкольного возраста часто приходится беседовать на познавательные темы, то в старшем дошкольном возрасте дети предпочитают разговаривать на личностные, касающиеся жизни людей, темы. Цель этих бесед - создать условия для обсуждения и обдумывания интересующих их вопросов не только со мной, но и со сверстниками и с членами своих семей. В этом контексте в группе проводились беседы на следующие темы: «Познай себя», «Уроки вежливости», «Все мы разные». В этих беседах я старалась помочь детям учиться осознавать свою жизнь во времени, преодолевать сиюминутные ситуации, управлять своим поведением.
И конечно, хотелось бы подчеркнуть, что важную роль в формировании личностных качеств ребенка и его умения управлять своим поведением может стать игра по правилам. Я часто беседую с детьми о том, что многое в нашей жизни происходит по правилам. Мы говорим с детьми о правилах гиены, о правилах общения, о правилах поведения дома и в общественных местах. Например, несмотря на внешнюю простоту игры «Светофор», мы не только закрепляли у детей правила дорожного движения и поведения на улице, но и учили правильно реагировать на различные чрезвычайные ситуации. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь детей, становятся регулятором их поведения.
Особое значение в формировании и развитии произвольности имеет полноценное общение со сверстниками и взрослыми в процессе любой деятельности.
Отношение дошкольников к предложенной работе и ее успешность зависят от того, насколько для них ясен ее смысл. Важно только, чтобы ребенок понял, для чего ему нужно выполнять не слишком привлекательное для него дело, чтобы он осмыслил его через что-то более важное и желанное. Данный прием позволяет активизировать у дошкольников эмоциональное воображение, способствующее тому, что дети заранее представляют и переживают отдаленные последствие своих действий. У них возникает эмоциональное предвосхищение результатов собственных действий .
И еще очень важно научить ребенка не только правильно действовать, но и захотеть действовать правильно. Наиболее ярко это проявляется в замечаниях, которые они делают друг другу. Они ревностно следят друг за другом, а именно, хорошо ли дежурили ребята по столовой, на занятиях, аккуратно ли сложена одежда в раздевальном шкафу. Ведь данные скучные действия могут стать привлекательными, если направлены на достижение привлекательной цели. И наша задача состоит в том, чтобы удержать привлекательность мотива. Например, желание быть «взрослыми» или вести себя «как взрослые».
Конечно, в дошкольном возрасте формирование произвольного поведения не заканчивается, а только начинается, и если мы поможем ребенку понять, чего он хочет, поможем сделать ему осознанный выбор, научим его отвечать за свои поступки – это будет серьезным шагом на пути в формировании его личностных качеств. Но ребенок должен делать это не под нажимом и давлением, а по собственному желанию, и взрослые, мы с вами вместе, должны ему в этом помочь.
Игры для развития памяти, произвольного внимания
Игры на развитие внимания:
- «Что слышно?»
Цель игры: развивать умение быстро сосредотачиваться.
Ведущий предлагает ребенку послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что слышно.
- «Четыре стихии»
Цель игры: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
На слово «земля» нужно опустить руки вниз, «вода» - вытянуть вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Игры для развития памяти:
- «Художник»
Цель игры: развивать наблюдательность.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает то, что он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесное описание.
Игры для преодоления двигательного автоматизма:
- «Пожалуйста»
Цель: преодоление двигательного автоматизма.
Ведущий простит выполнять только те движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), команду к которым сопровождает слово «пожалуйста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений»
Мухамадеева Лилия Азатовна Инструктор по физической культуре...
Формы работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения у детей.
Хочу поделиться опытом работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения. Это очень важно для воспитателей, родителей и в первую очередь для самого ребенка.Напомню, что произвольност...
развивающее занятие по формированию произвольного поведения
Занятие предназначено для работы с детьми 6 лет. В нем содержаться задания направленные на развития умения следовать инструкции, соблюдать условия задания, работать сообща....
Родительское собрание «Формирование произвольного поведения в дошкольном детстве »
- организация взаимодействия детского сада и родителей;- повышение психологической компетенции родителей....
Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается новообразование старшего дошкольного возраста – возникновение произвольности поведения. Формирование произвольного поведения происходит при непосредственном взаимодейств...
Формирование произвольного поведения старших дошкольников в процессе обучения основным видам движений
Психологические предпосылки превращения индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности.В связи с этим можно утверждат...
Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста
Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами – умение подчинить себя...