Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) по теме
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.
В младшей группе постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где я формирую представление детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред.
Объясняю детям, что рвать растения и есть их нельзя, потому что они живые, им больно.
Эффективно использую следующие методы и приемы:
1. Наблюдения:
- за живой природой - наблюдение за птицами, насекомыми на участке (бабочки и божья коровка, приучать детей подкармливать птиц) ;
- за не живой природой - наблюдение за снегом, песком, льда, воды;
-за явлениями природы – идет снег, дождь, дует сильный ветер, светит солнце, небо затянуто облаками;
- сезонные наблюдения:
Осень- похолодало, деревья пожелтели, опадают листья;
Зима – холодно, идет снег, лед скользко можно упасть;
Весна – потеплело, тает снег, появились лужи, травка, насекомые, набухли на деревьях почки;
Лето- яркое солнце, жарко, летают бабочки.
2. Дидактические игры:
«Узнай по картинке домашних животных» (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) их детенышей и назови их;
«Узнай по картинке диких животных» (заяц, медведь, лиса, волк и т. д.) ;
«Что как плавает? »;
«Узнай какой овощ? » различать овощи по внешнему виду (помидор, огурец, морковь и т. д.) ;
«Узнай какой фрукт? » различать фрукты (яблоко, груша, банан и т. д.) .
3. Подвижные игры: например, «Зайка беленький сидит », «Солнышко и дождик » и т. д.
4. Целевые прогулки. На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Широко использую прогулки для экологического воспитания детей.
В младшей группе создана предметно- развивающая среда с учетом решения задач по экологическому воспитанию.
В группе имеется уголок природы состоящий из:
- комнатных растений соответствующих младшему возрасту, лейки для полива цветов воспитателем с привлечением детей;
- «центр воды и песка» с атрибутами для игры с водой (водоплавающие птицы, рыбки) ; для игры с песком имеются савочки, грабли, формочки различных фигур;
- календарь природы с природными и сезонными явлениями по возрасту;
- кормушка с зимующими птицами;
В группе имеется соответствующая возрасту художественная литература:
- детские книги например, К. Чуйковский «Мойдодыр » и т. д. ;
-детские журналы с иллюстрациями;
-потешки например, «Водичка-водичка »;
- альбомы с дикими и домашними животными, птицами.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводиться беседа, ответы детей на вопросы. Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание либо радость, восторг.
Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями:
- «Осенняя фантазия»;
-«Весенний бал»;
-«Новогодний сувенир».
Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребенка в детском саду.
Также еще одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Также ведется работа по экологическому воспитанию с родителями. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем традиционные формы: родительские собрания на темы: например, «Значение игр в познании окружающего мира»; «Воспитание добрых чувств в процессе ознакомления с природой», консультации на темы: например: «Малыш познает мир», «Потешки, стихи для детей по экологическому воспитанию, «Играю- значит живу», беседы, индивидуальные беседы.
Таким образом, я постоянно привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой, познанию окружающего мира. Только мы, в тесном сотрудничестве с родителями можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут основой, тогда мы можем быть спокойней за будущее природы и окружающего мира.
Экологическое воспитание дошкольников- приоритетное направление в работе нашего детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Экологическое развитие младшего дошкольного возраста
. Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности....
Статья на тему "Экологическое воспитание младшего дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности ...
Конспект летней экскурсии по экологической тропе (младший дошкольный возраст)
Цель: ознакомленеи с природой и природными явлениями летом....
Конспект летней экскурсии по экологической тропе (младший дошкольный возраст)
Цель: ознакомление с природой и природными явлениями летом....