НАБЛЮДЕНИЯ НА ВЕСЕННЕЙ ПРОГУЛКЕ с детьми 3 – 4 лет
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мурашкина Л.А.,
воспитатель МБДОУ № 4
г. Нижний Новгород
НАБЛЮДЕНИЯ НА ВЕСЕННЕЙ ПРОГУЛКЕ
с детьми 3 – 4 лет
Месяц, неделя | Тема наблюдения | Цель | Художественное слово |
Март 1 неделя | За солнышком | Формировать представления о сезонных изменениях в природе: весной солнце светит ярче и теплее, чем зимой. | «Светит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши – Очень рады солнышку!» |
За таянием снега | Знакомить детей с таким природным явлением, как таяние снега (снег рыхлый, мягкий, темный) | «Снег весною рыхлый, мягкий, Мнется под рукой. Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой» | |
За голубями | Учить замечать изменения в поведении птиц с наступлением весны (собираются вместе, воруют) | «Стало солнце припекать, Стали голуби летать, Все воркуют и клюют, Весну в гости к нам зовут» | |
Опытническая деятельность «Сосульки в тепле тают» | Развивать умение устанавливать зависимость между таянием льда и температурой окружающей среды. | «Вот сосульку мы с мороза Принесли домой. И закапали, как слезы, Капельки с нее» | |
Целевая прогулка по участку | Формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе весной. | «К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами» | |
Подвижные игры: «Выглянуло солнышко», «Веселые снежки», «Птички летают». | |||
Март 2 неделя | За сосульками | Уточнить представления о сосульках как весеннем явлении в неживой природе | «Блестящие, звенящие, Хрустят, как леденцы. Под крышами висящие Сосульки - сорванцы» |
За воробьями | Развивать представления об изменениях в поведении птиц весной | «Чик – чирик, К зернышкам – прыг! Клюй – не робей! Кто это? Воробей!» | |
За капелью | Познакомить с природным явлением весны - капелью | «Солнце светит, ветры дуют, С крыш закапала вода. Слышно всюду: кап да кап! Это капельки звенят» | |
Опытническая деятельность: «таяние снега на солнце» | Продолжать формировать умение устанавливать элементарные зависимости таяния снега от солнца, делать выводы. | «Солнышко пригрело, Растопило лед. И снежок растаял В луже у ворот» | |
Целевая прогулка: «В гости к елочке» | Продолжать формировать представления об особенностях ели: не меняет свой цвет, не сбрасывает иголки. | «Елка – елочка, колкая иголочка» «Зимой и летом одним цветом» | |
Подвижные игры: «Веселые капельки», «Воробышки и автомобиль», «Дождик», «1,2,3 – к елочке беги!» | |||
Март 3 неделя | За синичками | Закреплять представления о названии птицы, характерных признаках внешнего вида, особенностях поведения. | «Маленькая птичка – Желтогрудая синичка. По двору гуляет, Крохи собирает» |
За ветром | Продолжать развивать представления о характерных признаках весны: ветер теплый, ласковый. | «Ветерок в лицо подул, Свежим воздухом дохнул. По щеке меня погладил, В носике ласково лизнул» | |
За трудом взрослых | Уточнить представления детей о труде взрослых в природе весной. | «До чего же хорошо, Радостно трудиться. И не поздно никому Доброте учиться» | |
Опытническая деятельность: «Наблюдение за веточками березы» | Учить устанавливать причинно – следственные связи: где быстрее раскроются почки на ветках – на улице или в группе? | «Веточки березы на окне у нас Распустили почки, солнце увидав. Первые листочки, покажитесь нам! Мы вас ждали очень и очень рады вам!» | |
Целевая прогулка «В гости к рябинке» | Продолжать формировать представления детей о пробуждении растений весной, учить замечать изменения, делать элементарные выводы. | «Тает снег в начале марта, Солнце светит веселей. Просыпается рябинка, Ей от солнышка теплей!» | |
Подвижные игры: «Птички - невелички», «Ветер - ветерок», «Мы веселые ребята». | |||
Март 4 неделя | За небом | Формировать представления о состоянии неба зимой (светлое, голубое, чистое, высокое). | «Запрокинь головку, Подними глаза. Ты увидишь небо В отблесках луча» |
За кленом | Продолжать учить различать по внешним признаками и называть растущие на участке деревья | «Что за дерево большое Без листочков, все в снегу? Это клен заснул зимою. Ну, вставай! Встречай весну!» | |
За проталинами | Познакомить с природным явлением весны – проталинами, причинами их появления. | «Что такое появилось Среди снега по весне? То проталинки – веснянки Проглянули во дворе» | |
Опытническая деятельность: таяние снега на солнце и в тени? | Закреплять представления детей о свойстве снега – тает. | «Солнце светит – тает снег. Лишь в тени проталин нет» | |
Целевая прогулка на улицу. | Учить замечать разнообразие домов по разным признакам: высота, длина, размер, цвет. | «Город наш большой, красивый, Много улиц и домов» | |
Подвижные игры: «1,2,3 - к дереву беги», «Проталинки», «Ровным кругом», «Зайчата». | |||
Апрель 1 неделя | За снегом | Продолжать формировать представления о сезонных изменениях весной (земля освобождается от снега) | «Зима недаром злится – Прошла ее пора. Весна в окно стучится И гонит со двора…» |
За березой | Формировать представления детей о «пробуждении» деревьев весной, учить замечать изменения и называть их. | «Белая березонька Проснулась ото сна, Распустила веточки. К нам пришла весна!» | |
За облаками | Уточнить представления о природном явлении – облака, развивать наблюдательность. | «Вот большое облако - Похоже на корабль, Скрыло от нас солнышко И улетело вдаль» | |
Опытническая деятельность: направление ветра | Развивать умение определять направление и силу ветра, устанавливать элементарные причинно – следственные связи. | «Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…» | |
Целевая прогулка вокруг детского сада. | Закреплять умение детей различать и называть знакомые деревья, видеть изменения в природе. | «Весна, весна, пришла весна И разбудила землю ото сна…» | |
Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги!», «Ветер и облака», «По ровненькой дорожке». | |||
Апрель 2 неделя | За ручьями | Формировать представления о весенних изменениях в природе – ручейках. | «Бегут ручьи, Звенят ручьи, Ведь скоро прилетят грачи» |
За кошкой | Закреплять представления детей о домашних животных, их повадках. | «Котя, Котенька - коток, Котя – серенький лобок» | |
За деревьями на участке | Закреплять представления о строении деревьев, их отличительных особенностях. | «Вот и клен проснулся наш, Зашумел ветвями. Вторит тополь в такт ему Первыми листками» | |
Опытническая деятельность: «Почки – домики листочков» | Формировать представления детей о пробуждении деревьев (раскрываются почки, появляются листочки) | «Чем же пахнут почки На березке нашей? Да весною пахнут, Солнцем и цветами» | |
Целевая прогулка: «Наблюдение за транспортом | Продолжать знакомить детей с видами транспорта (легковой, грузовой, пассажирский) | «Стойте, дети, не спешите, На дорогу посмотрите: Сколько разных там машин, Все спешат, а путь один» | |
Подвижные игры: «Ручеек», «Разноцветные домики», «Воробышки и автомобиль». | |||
Апрель 3 неделя | Наблюдение за почками | Уточнить представления детей об изменениях в жизни растений – появлении почек. | «Появились почки На ветках березки. Будем ждать листочков И первых цветочков» |
За погодой | Познакомить детей с понятием «погода», ее проявлениями (пасмурная, ясная, дождливая) | «Хмурится небо и солнышка нет, Ветер задул посильней. Пасмурный день к нам стучится в окно, будем играть веселей!» | |
За дождем | Развивать представления детей о природном явлении – дождь. | «Дождь стучит по крышам, Капает вода. Ярко светит солнце – К нам пришла весна!» | |
Опытническая деятельность: «Пускаем кораблики» | Продолжать учить детей устанавливать причинно- следственные связи (ручеек течет – кораблик плывет) | «Матросская шапка, веревка в руке, Тяну я кораблик по быстрой реке» | |
Целевая прогулка: «Что изменилось на участке» | Развивать умение замечать и называть сезонные изменения в жизни птиц весной | «Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою!» | |
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ручеек»», «Воробышки и автомобиль». | |||
Апрель 4 неделя | За одеждой прохожих | Развивать умение называть предметы одежды людей, устанавливать связь с сезоном и погодой. | «Солнце светит ярко, Нам в шубах стало жарко, Вместо валенок на ножки Надевай скорей сапожки!» |
За первоцветами | Познакомить с внешним видом первоцветов. | «Выросли у нас цветы Небывалой красоты. Кто же это? Посмотри- Подснежники!» | |
За листочками на деревьях | Продолжать формировать представления детей о сезонных явлениях весны – появлении первых листочков. | «На могучем тополе Звонко почки лопнули, А из каждой почки Вылезли листочки. Развернули трубочки, Распустили юбочки, Оглянулись, улыбнулись И сказали: Мы проснулись!» | |
Опытническая деятельность: «Сравни листочки рябины и березы» | Учить находить сходство и различие по внешнему виду листьев рябины и березы | «Вот листочек у березки – Он на капельку похож. У рябинки листик меньше – Сразу веточку берешь» | |
Целевая прогулка: «В гости к елочкам» | Продолжать развивать представления о своеобразии ели | «Покажи нам, елка, Новые иголки. Ведь весна пришла, Радость всем принесла» | |
Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «С чьей ветки детки», «Пес Барбос» | |||
Май 1 неделя | За нарциссами и тюльпанами | Познакомить с новым цветком – нарциссом, его внешним видом. Закреплять знание строения растения. | «Желто – белая звезда На зеленой ножке. Расцвела ты всем на диво, Ароматна и красива» |
За солнышком | Уточнять и развивать представления детей о весеннем солнышке (яркое, греет, светит) | «Солнце по небу плывет, Солнце песенку поет, Приговаривает: Очень-очень радо я Видеть вас, мои друзья!» | |
За птицами | Продолжать учить различать и называть птиц (голубь, воробей, ворона, синица), их действия (сидит, летит, скачет, прыгает, идет). | «Различаемся мы цветом, Встретишь нас весной и летом. Если крыльями взмахнем, Будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, Каркать, петь и ворковать» | |
Опытническая деятельность: посадка моркови на грядке | Учить детей сажать в землю крупные семена, развивать представления о потребностях растений в почве, воде, солнце, тепле. | «Мы посадим семечко И польем водичкой. Вырастай, морковка, Сладкая и крепкая!» | |
Целевая прогулка: «В цветущий сад» | Познакомить детей с цветущими деревьями сада (вишня, яблоня). | «Витаминами богат Наш большой фруктовый сад. Яблоки растут и груши. Их плоды полезно кушать» | |
Подвижные игры: «Цветочки», «Воробышки и кот», «Пройди по дорожке», «Мы – веселые ребята». | |||
Май 2 неделя | За цветущей сиренью | Познакомит с внешним видом и особенностями строения куста сирени | «Посмотрите – красота! Куст в сиреневых цветах» |
За громом | Познакомить с весенним явлением природы – громом. | «Грохочет в синем небе гром, Как будто по крышам стучит кулаком» | |
За насекомыми (муравьями) | Уточнить представления детей о муравьях, их внешнем виде, поведении. | «Муравьишка – муравей, Покажи нам лапки. Собери своих друзей, Поиграем в прятки!» | |
Опытническая деятельность: «Направление ветра» | Развивать умение определять направление и силу ветра, устанавливать элементарные причинно – следственные связи. | «В яркий солнечный денек Прилетел к нам ветерок. Покружил немножко, Собрал туч лукошко» | |
Целевая прогулка: «В гости к яблоньке» | Познакомить с отличительными особенностями яблони (чем цветущая яблоня отличается от вишни) | «А на яблоньке весной Белые цветочки. Будут, будут к сентябрю Яблочки в нашем саду» | |
Подвижные игры: «Муравьишки», «Ветер - ветерок», «Солнышко и дождик», «Достань до колокольчика». | |||
Май 3 неделя | За скворцами | Познакомить детей со скворцом, его внешним видом. | «Песню скворушка споет, Все ленинки соберет. В черной в крапинку рубашке Щеголяет эта пташка» |
За грозой | Познакомить детей с природным явлением – гроза. | «Солнце спряталось за тучу, Потемнело все кругом. Зашумело, загремело, засверкало, Дождь пошел!» | |
За кленом | Закрепить знания о строении дерева, его отличительных особенностях | «Он стоит большой, красивый И шумит зеленой гривой. Что за великан такой? Это клен с резной листвой!» | |
Опытническая деятельность: «Свойства песка» | Развивать представления о свойствах песка (сухой – сыпется, сырой – лепится) | «Я пеку, пеку, пеку Леткам всем по пирожку. А для милой мамочки Испеку два пряничка» | |
Целевая прогулка: «К цветочной клумбе» | Продолжать развивать представления о цветах: нарциссы, тюльпаны. | «Я цветочек не парадный, Но веселый и нарядный. Желтый или белый, Как подснежник смелый. Я мороза не боюсь И на клумбе появлюсь. Будет вам весною весело со мною!» | |
Подвижные игры: «Скворушки и кот», «Воробышки и дождик», «По ровненькой дорожке» | |||
Май 4 неделя | За небом | Продолжать формировать знания детей об особенностях весеннего неба (голубое, яркое) | «Посмотри, над головой Облака плывут. Это небо голубое Замечательно – большое!» |
За ромашками | Закреплять знания детей о строении цветка, его отличительными особенностями. | «У ромашек серединки В виде беленьких кружков. Обрамляют сердцевинки Много белых лепестков» | |
За трудом взрослых на клумбе | Развивать представления детей о содержании труда по уходу за цветами, закреплять знания о потребностях растений (солнце, почва, вода) | «Чтобы выросли цветочки, Надо землю поливать. Ярко солнышко светило И цветам не скучно было». | |
Опытническая деятельность: одуванчики – парашютики | Познакомить детей с отличительной особенностью одуванчика – рассыпает парашютики (семена) | «Желтая головушка, Зелененькая ножка. Одуванчик – солнышко Подержу в ладошках. Появилось солнышко В мае на лугу. На него любуюсь, Очень берегу» | |
Целевая прогулка: «К альпийской горке» | Познакомить детей с понятием «альпийская горка» (неживая и живая природа – камни, песок, вода, растения) | «Есть у нас волшебный дворик С горкой из больших камней. Там песочка много-много И водичка рядом есть. Эта горка не простая, Специально для ребят. Там природа неживая Очень ждет вас каждый раз»» | |
Подвижные игры: «Ветер -ветерок», «Солнышко и дождик», «Мы – веселые ребята», «Кролики». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гусеница" занятие с детьми3-4 лет изготовление гусениц из бисера
Интегрированное занятие с детьми 3 – 4 лет и их родителями (законными представителями) на тему: «Гусеница» Цель: развитие творческих способностей детейЗадачи: расширят знания де...