Консультация для воспитателей "Социально-половое воспитание в детском саду"
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание мальчиков и девочек | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
«СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Воспитатель МБДОУ ДС КВ №14 Панфилова В.В.
Миллиарды людей живут на нашей планете. У каждого народа свой язык. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. Оно делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Чем же отличаются мужчины и женщины? А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме.
Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и Земля, как огонь и лёд. Мы такие разные в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы часто не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.
В современной науке принято чётко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
Пол, в переводе с латинского, означает – «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер - социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникает во взаимодействии с людьми. В любом обществе существуют свои критерии: что можно, а что нельзя. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин – своеобразные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называют мужским или женским.
Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека: биология или среда? Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?
С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной, как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е. с момента рождения начинается гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Родился ребёнок. Новорожденным всё равно, кто они. Ребёнок только после трёх лет начинает осознавать свой пол. Поэтому до этого возраста мальчик может сказать: «я пошла» и «я пошёл».
Придя в детский сад, ребёнок познаёт себе подобных так, как он это делал с игрушками дома. Он может укусить другого ребёнка, ткнуть пальцем в глаз, обнять, когда другой ребёнок плачет. Идёт процесс познания. Ребёнок начинает понимать, что он отличается от других. И это отличие видит, в частности, в туалетной комнате. Пример из жизни детского сада. Дети младшей группы в туалете, мальчик спрашивает девочку:
- Тебе делали опелацию?
- Нет.
– Он у тебя отолвался?
- Нет, у меня не было.
Мальчик делает вывод:
- Интелесная констлукция..
Так дети познают биологическое отличие полов.
Мальчик пытается подражать бабушке – лепит на голову бигуди. Проходящий мимо дедушка с возмущением говорит:
- Андрей, что ты делаешь? Ты же мужик! Положи на место бабушкины бигуди и больше их не бери!
Так начинается гендерное воспитание. И оно сопровождает подрастающего ребёнка постоянно.
– Андрюша, кто тебе ногти накрасил?
Ребёнок счастливо улыбается. Он попросил маму и она накрасила ему ногти.
– Ногти красят только девочки и тёти, а ты – мальчик. Больше к нам не приходи с накрашенными ногтями.
И маленький Андрей прячет свои ногти за спину, так как ему нравится приходить к дедушке в гости.
Когда биологический и социальный пол идентичны, наступает гармония внутри личности и гармония во взаимодействии с окружающими людьми.
Другой пример из жизни.
К психологу пришла на приём мама 6-тилетней девочки. Девочка не хочет платья, а недавно заявила: «Хочу быть мальчиком!». Выяснилось, что папа очень хотел мальчика, а родилась девочка. И для того, чтобы родители жили в мире, девочка решила стать мальчиком. Несовпадение биологического и социального пола приводят к психологическим отклонениям.
Как же воспитывать детей, чтобы не возникало таких проблем? Какие условия для развития создать, чтобы из мальчиков выросли настоящие мужчины, а из девочек – настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникали в обществе.
В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков. Так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. С 1908 года было введено совместное обучение, оно считалось прогрессивным: совместное обучение подчёркивает равенство полов, создаёт базу для межличностных контактов и совместного труда.
В 1943 году практика раздельного обучения была вновь восстановлена. Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, и девушки оказались не востребованными государством, где правят мужчины.
Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организмы устроены по-разному, а совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е. феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.
Большой минус наших школ в том, что там преподают почти одни женщины, что также отрицательно сказывается на поведении мальчиков, они перенимают женский тип поведения. Учительница в школе, воспитатель в детском саду, делают установку на послушание, а мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. Мальчики в школе чаще, чем девочки зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Бегущие по коридору мальчики – это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений.
Совместное обучение способствует также приобретению комплекса неуверенности в своих силах мальчиками. В начальных классах всех мальчиков ругали за неаккуратность письма и плохой почерк. При проверке техники чтения, мальчики снова не укладываются в норму. А ведь у женского пола речь развита почти в три раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7 000. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них развита мелкая моторика лучше, чем у мальчиков.
Как видим, есть свои плюсы и минусы в раздельном и смешанном воспитании и обучении.
В одном детском саду была организована экспериментальная группа девочек. Воспитатели отмечали то, что девочки стали настоящими интриганками. Они целыми днями строили заговоры и интриги против друг друга.
В журнале «Обруч» был опубликован опыт работы детского сада в Сыктывкаре, где коллеги сделали такой вывод:
- в развитии детей показатели выше в смешанной группе, в группе девочек уровень развития ниже, мальчики оказались самыми слабыми;
- у девочек к трём годам чётко появились лидеры, у мальчиков нет;
- при переходе в смешанную группу отношения между полами складываются не сразу.
Социальное осознанное воспитание начинается не сразу, оно начинается с дошкольного учреждения. Ведь приходят дети в ДОУ с 2-х лет, а как пол, ребёнок осознаёт себя только в три года. Везде хороша «золотая середина» – смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, дифференциальный подход с учётом половых признаков.
Родители не знают, как развивать речь детей в раннем возрасте. С детьми родители разговаривают мало, книги им не читают. Забыты детские традиционные народные игры, которые развивали моторику рук ребёнка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Мы, взрослые, по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем различные методы в воспитании. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяют плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают. А при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. В учебных программах по дошкольному образованию есть такие фразы: «Ребёнок в три года должен…», «..к пяти годам он уже умеет…». Обучаем одинаково, несмотря на различие. Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, мальчики более подвижны, чем девочки. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, они осваивают его вертикально. Забираются на лестницу, тумбочку.
На занятиях они отвечают по-разному. Мальчики смотрит на стол, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в глаза, как бы ищет подтверждения правильности ответа.
Девочке нужно объяснять конкретно, мальчику можно недообъяснить, чтобы организовать поиск знания.
У девочек лучше развиты беглость речи и скорость чтения, в свою очередь мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды. У девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэтому они аккуратны и лучше выполняют работу, связанную с участием мелких мышц руки.
Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверенны в себе и агрессивны, чем девочки. Игры и игрушки у девочек и мальчиков должны быть разными. Дома комнаты у детей оборудованы по-разному.
Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших девочек и мальчиков, ведь они будущие мужчины и женщины, они должны соответствовать своей сути – каким должен быть человек, мужчина или женщина.
Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок. Что сделали сами по незнанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Полоролевое воспитание в детском саду"
Известно, что дошкольный возраст -период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Самым интимным образом в эти слои вплетается полоролевая дифференциация. Что ...
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"
Консультация для родителей "Экологическое воспитание в детском саду"...
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду. Что это?"
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку....
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в детском саду"
Данный материал предназначен для родителей. В нем в доступной форме раскрываются принципы работы по музыкальному воспитанию....
Консультация для родителей "Патриотическое воспитание в детском саду"
Автором представлен актуальный материал по патриотическому воспитанию....
Консультация для родителей «Гендерное воспитание в детском саду, что это и для чего»
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду».
консультация для воспитателей по экологическому воспитанию особенно актуальна в этом т.к. 2017 год объявлен годом экологии в России....