Проект "Дети войны" для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Козловская Валентина Ивановна

Проект

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

АВТОР – старший воспитатель Козловская Валентина Ивановна

Тип проекта:

·      по методу – информационно-исследовательский;

·      по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;

·      открытый – в ДОУ  и за его пределами;

·      фронтальный; средней продолжительности.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поселку поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

ПРОБЛЕМА. Получить представления о военном детстве (ВОВ), о жизни и судьбе детей войны.

ЦЕЛЬ:  совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны).

ЗАДАЧИ:

Дети:

·      уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;

·      совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Плесецк, умеют донести ее до сверстников;

·      проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;

·      понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;

·      отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи).

Педагоги:

·      ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;

·      помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Плесецк и Плесецкого района;

·      создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;

·      ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.

Родители:

·      знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;

·      поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных), переживших военное детство;

·      развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;

·      принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;

·      поддержание авторитета в семье;

·      помощь детскому саду в организации встреч, экскурсий в музей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_deti_voyny.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

ПРОЕКТ «ДЕТИ ВОЙНЫ»

для детей старшего дошкольного возраста

Старший воспитатель:

Козловская Валентина

Ивановна

Плесецк  2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проектная модель гражданского воспитания дошкольников

(Дети Великой Отечественной войны)

        Ежегодно празднование знаменательной даты – 9 Мая будет проходить в иных социально-экономических и культурных условия, чем 30 или тем более 70 лет назад. За прошедшие годы изменения затронули все стороны жизни каждого человека, живущего в нашей стране. Изменилась страна, изменилось отношение граждан к идее патриотизма. Все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать детям о той героической Победе.

        В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира; иным смыслом наполнились слова демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях с помощью взрослых, и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, фильмов, журналов. Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать сами дети.

        Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях? На этот вопрос пытаются ответить педагоги детского сада, работая над темой «Воспитание маленького гражданина».

Мы убеждены: взрослые, педагоги и родители дошкольников, проживающие на нашей Плесецкой земле, продолжая традиции своих героических предков, а также защитников городов-героев смогут внести необходимый вклад в воспитание граждан России.  Помогут детям в познании истории, культуры поселка и района.

        Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в  самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни…».

        Как в прошлом, так и ныне отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности (Х. Литтон, А.В. Запорожец, С.А. Козлова и др.). Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства.

        Новый подход мы видим в использовании современных гуманитарных технологий. Важно ребенку обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития позволяет технология проектирования, ориентированная на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

        Технология проектирования, используемая нами в решении задач гражданского воспитания  дошкольника, позволит получить результаты, отличные от традиционных.  Мы убеждены, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам.

Проект

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

АВТОР – старший воспитатель Козловская Валентина Ивановна

Тип проекта:

  •  по методу – информационно-исследовательский;
  •  по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
  •  открытый – в ДОУ  и за его пределами;
  •  фронтальный; средней продолжительности.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поселку поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

ПРОБЛЕМА. Получить представления о военном детстве (ВОВ), о жизни и судьбе детей войны.

ЦЕЛЬ:  совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны).

ЗАДАЧИ:

Дети:

  •  уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
  •  совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Плесецк, умеют донести ее до сверстников;
  •  проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
  •  понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
  •  отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи).

Педагоги:

  •  ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
  •  помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Плесецк и Плесецкого района;
  •  создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
  •  ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.

Родители:

  •  знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
  •  поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных), переживших военное детство;
  •  развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
  •  принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
  •  поддержание авторитета в семье;
  •  помощь детскому саду в организации встреч, экскурсий в музей.

МАТЕРИАЛ:

  •  иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
  •  изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.).

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН/СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ (1 год)

Месяц

Действия по реализации проекта

Ответственные

октябрь-ноябрь

Рождение проблемы: показ детям фотографий: чёрно-белые – дети войны, цветные – дети мира; беседы родителей с детьми

воспитатели, родители

декабрь

Посещение музея посёлка

старший воспитатель,

воспитатели, родители

декабрь-май

Отражение полученных впечатлений:  - в образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности;

- в процессе взаимодействия с семьями детей

воспитатели, специалисты,

родители

апрель-май

Подготовка к встрече с ветеранами и детьми войны;

- экскурсия к горельефу

воспитатели,

родители

май

Встреча с ветеранами и детьми войны

старший воспитатель,

воспитатели

май

Итоговая совместная деятельность педагогов и детей

педагоги

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Рождение проблемы

        Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны), предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:

«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?».

        Дети рассматривают фотографии и дают ответы:

«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.».

        Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:

«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?».

        Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях».

        Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?».

        Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?».

        Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев  с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:

«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны».

        Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.

        На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно»).

        После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.

2 этап. Посещение музея поселка

        Встреча с директором музея.

3 этап. Отражение полученных впечатлений в образовательной деятельности

        Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям). Праздник, посвященный Дню Победы, игры.

4 этап. Подготовка к встрече с ветеранами и детьми войны

        Педагог напоминает детям о том, что им предстоит встреча с ветеранами и детьми войны – главными свидетелями тех ужасных событий.

5 этап. Встреча детей с ветеранами и детьми войны

        Педагог приветствует и представляет своим воспитанникам гостей – ветеранов, и детей войны, пришедших на встречу. Обращается к дошкольникам: «Откуда мы знаем о тех временах, которые были раньше?»

        Дети называют:

  •  смотрели фильмы;
  •  слышали по телевизору;
  •  рассказывали дедушки и бабушки;
  •  ходили в музей, библиотеку;
  •  видели памятники и надписи на них;
  •  видели вечный огонь у обелиска.

Вопрос педагога: «Почему огонь вечный?» (Потому что никогда не гаснет. Потому,  что люди помнят, кто погиб. Огонь любви к нашей Родине. Потому, что люди погибли в войне, а это плохо. А пока все помнят, войны не будет).

А. Смирнов «Кто был на войне»

Дочь обратилась однажды ко мне:

- Папа, скажи мне, кто был на войне?

-Прадед Алеша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Леня – военный пилот –

в небе водил боевой самолет.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил

и отвечал на вопросы мои:

- Слишком тяжелые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,

жизни спасала бойцам под огнем.

Прадед Аркадий погиб на войне.

Родине все послужили вполне.

Много  с войны не вернулось людей.

Легче ответить, кто не был на ней.

Приглашенные делятся воспоминаниями, впечатлениями о пережитых днях в годы войны:

  •  «Когда я был маленьким, я очень любил рисовать, но у нас не было красивых красок, и мы рисовали мелком или угольком, а хорошие карандаши и ручки были только для учебы в школе. Как и все дети, мы устраивали разные игры, ходили в походы, а вечером любили собираться у костра у кого-нибудь во дворе и рассказывали разные истории.

Но однажды случилась беда, и всем в школе сообщили, что началась война. Об этом говорили и на улице прохожие, и по радио объявляли много-много раз. Мы прислушивались к разговорам старших и так узнавали разные новости. Например, что фашисты хотят завоевать столицу нашей родины Москву, а вех людей превратить в рабов. Мы тоже много говорили о войне, собирались на чердаках домов и рассказывали друг другу новости. Я ненавидел фашистов за то, что они все разрушили. Нам приходилось очень трудно, надо было доставать продукты, хлеб, варить похлебку, топить печь, мама была на работе, и мы с мальчишками из соседних домов бегали и искали еду».

  •  «Всех детей, у кого погибли родители, собирали вместе и отправляли в детские дома. Там мы жили до конца войны. В детском доме я мечтал о том, что, когда кончится война и прогонят фашистов, я нарисую большую, очень большую картину, где будет изображен большой красивый город с зелеными аллеями, большим парком и в нем обязательно будут карусели, яркие клумбы с цветами».
  •  С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись,  ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы –

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

  •  Рассказ о прадедушке Шубине Н. Ф.  «В период ВОВ мой дедушка  участвовал в подвижной авиационной мастерской. Она ремонтировала моторы истребителей, которые дрались в небе во время Курской битвы и форсирования Днепра. Ремонтировал мотор самолета, на котором летчик в бою сбил 9 немецких самолетов».
  •  Рассказ о прадедушке Логинове П.Ф. «Воевал на Дальнем Востоке в пушечной артиллерийской бригаде. Награды: медаль «За победу над Японией», «За доблесть и отвагу», «25 лет Победы», «50 лет Вооруженным силам».
  •  Рассказ о герое Советского Союза нашем земляке Птицыне А.Н. «В октябре  1943 году стрелковый полк подошел к Днепру. Предстояло переправиться на правый берег. Птицын шел с передовым отрядом. Связать плот? Но он демаскирует переправу, да и плыть на плоту небезопасно. С молодым бойцом столкнули бревно в воду. Одной рукой держась за него, а другой, гребя по воде, поплыли.

Трудно плыть одетому, к тому же и вода холодная, судороги сводят ноги, сапоги тянут вниз. Да еще течение сносит. Но и другим, плывущим на бревнах, тоже не легче. Вот ноги коснулись дна, стало спокойнее на душе: «доплыли». А тело колотило от холода.

На рассвете фашисты обнаружили появление на правобережье Днепра красноармейцев, открыли по ним огонь из пулеметов и минометов, затем – из артиллерийских орудий. Разгорелся бой. Тяжело ранило в бою командира отделения. Поднялся Андрей Птицын. Приняв командование на себя, крикнул: «Вперед!». Поднялось не толь отделение, а и взвод. Ворвались во вражеские окопы. Птицын лично уничтожил до десятка фашистов. Видя, как бывалый солдат храбро ведет себя в бою, не кланяясь каждой пуле, атакующие бойцы смело рвались ко второй линии вражеских окопов и выбили немцев. Андрею Николаевичу Птицыну было присвоено звание сержанта и Героя Советского Союза».

        Высказывания детей:

  •  «Война – это убийство. На войне стреляют, взрывают гранаты, бомбы, люди умирают. Когда нам рассказывали о войне, мне стало страшно. Я не думала, что это так страшно. Я не хочу, чтобы была война!».
  •  «Война – это когда одни люди нападают на других. Одни стреляют, бросают бомбы и хотят захватить землю. А те, на кого напали, защищают свою землю и свои границы».
  •  «Война – это плохо. Злые люди должны понять, что они поступают плохо. Если бы на них напали, им бы было плохо. Поэтому не надо делать плохо другим. На войну уходят папы, а мамы и дети остаются дома».
  •  «Война – это горе, потому что там людей убивают. У меня прабабушка была на войне. Но про войну ничего не рассказывает, говорит, что это страшно».
  •  «Война – это когда стреляют, мне мама рассказывала. Мне  не нравится война, там убивают. Я бы хотела, чтобы люди жили и никогда не умирали».
  •  «Я не хочу, чтобы была война. Поиграть в войнушку можно с игрушечными пистолетами, а настоящую войну не хочу – там много людей убивают. Хочу, чтобы люди радостно жили».
  •  «Война – это грустно, там стреляют. Ребенок волнуется за маму, а мама – за ребенка, потому что они боятся, что их убьют. Я не хочу воевать, у меня тоже будет ребенок. Я бы хотела, чтобы люди жили без войны, долго и счастливо».

РЕСУРСЫ:

Кадры (специалисты):

- воспитатели;

- музыкальные руководители;

- руководитель физического воспитания.

Оборудование, материалы:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- магнитофон;

- демонстрационный материал;

- приложения к проекту.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА И КОММЕНТАРИИ К НЕМУ:

При реализации проекта дополнительные средства не требуются.

ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА:

Ф.И.О., должность, квалификация специалиста

Функции, выполняемые в проекте

Козловская В.И., старший воспитатель, высшая квалификационная категория

руководство подготовкой к посещению музея и встрече с ветеранами;

подготовка ИКТ

Воспитатели старших и подготовительных групп

 образовательная деятельность

Музыкальные руководители, первая квалификационная категория

реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория

реализация образовательной области «Физическое развитие»

 Председатель родительского комитета

помощь в реализации проекта (в подготовке информации, встрече с работниками музея)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

- Повысилась активность детей.

- Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей). Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.

- Повысился уровень активности родителей.

- Создана картотека литературы, наглядных пособий.

- Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей».

- Создан видеофильм фотографий «Дети и война».

- Видеофильм «Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы».

- Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы».

- Оформлено пособие для педагогов  с практическими материалами «Наш район в Великую Отечественную войну».

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧЕЙ И ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:

- дан в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...