«Формирование качеств личности» (по гендерным признакам).
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Формирование гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
3. Взаимодействие и сотрудничество с родителями
4. Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста
Список литературы
1. Пояснительная записка
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих педагогов. Интерес объясняется тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут не затрагивать гендерные особенности ребёнка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении взаимоотношений между ними, их взаимопонимания.
Но что, же такое «гендер»?
На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род, который обозначает социальный пол. Гендерное воспитание рассматривается как психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные стороны, гормональные и морфологические различия остаются на «втором» плане. Таким образом, такое понятие как «пол» остаётся в стороне, и можно рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек как явление, образованное в результате взаимодействия природных задатков, социализации и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Раньше в России воспитание детей осуществлялось естественно. Девочки большую часть времени проводили с мамами, а мальчиков с трёх лет воспитывал отец. Дети постоянно общались с родителями, находились рядом с ними, видели, как те себя ведут в разных жизненных ситуациях.
Издревле уже с младенческого возраста воспитание детей осуществлялось с учётом гендерных особенностей. Так в потешках, пестушках, колыбельных песнях обращались не к ребёнку вообще, а конкретно к девочке или мальчику, где определялась их будущая деятельность. Девочки должны были заниматься приготовлением еды, шить одежду, а мальчики - это будущие добытчики (охотники и рыболовы, лесорубы.
Сегодня в нашем обществе воспитанием и мальчиков, и девочек занимаются женщины (конечно, бывают счастливые исключения) : дома - это мама или бабушка, в детском саду - воспитатели.
Социальные изменения привели к разрушению традиционных представлений поведения мужчин и женщин. Процесс демократизации общества смешал половые роли мужчин и женщин. Сегодня женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями. Из-за этих изменений в обществе меняются в сознании детей представления о настоящих мужчинах и женщинах. Наблюдая за поведением детей в детском саду, можно заметить, что некоторые мальчики не могут постоять за себя, физически слабы, невыносливы и эмоционально не устойчивы, у них нет культуры поведения по отношению к девочкам. Девочки же в свою очередь, лишены скромности, нежности, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевые игры детей не отражают традиционных представлений: часто мальчики и девочки занимают в них не свойственные половые роли, не умеют договариваться в игре. В трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Отсюда можно сделать вывод, что существует актуальная проблема в педагогической работе с детьми дошкольного возраста по формированию у них гендерной устойчивости. Именно в период дошкольного детства педагоги и родители могут помочь ребёнку раскрыть их уникальные возможности и способности, которые даны им от природы.
На важность решения проблемы по формированию гендерной устойчивости дошкольников указывали многие педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Б. Спока, А. Фрома, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
В исследованиях отечественных авторов проблемами гендерной идентификации младших дошкольников занимались Д. Н. Исаев, Т. О. Баранов, А. И. Захаров, И. С. Кон, А. Е. Личко, В. Е. Кагон и др.
Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определённые федеральными государственными требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или «мальчик», а впоследствии «женщина» или «мужчина».
Психологи доказали, что к 2 годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка. К 3 годам большинство детей уже могут сопоставлять себя с тем или иным полом по внешности, по игровым ролям, по имени, по образу в будущем настоящем.
С 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами и это навсегда не зависимо от желаний ребёнка, но все же основой формирования гендерной устойчивости закладываются в младшем дошкольном возрасте в семье и детском саду.
2. Формирование гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
В данной работе я хочу рассмотреть формирование гендерной устойчивости у детей младшего дошкольного возраста с точки зрения 10 образовательных областей.
Физическая культура: на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам могут быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки). В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше? » девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.
Здоровье и Безопасность: эти области очень близки и взаимосвязаны. Например, можно рассматривать одежду детей, при этом проговаривая, какую одежду носят мальчики, а какую девочки. Объясняя детям, почему зимой надо надеваться тепло, а летом обязательно носить головные уборы.
Коммуникация и Чтение художественной литературы: развитие коммуникативных способностей младшего дошкольного возраста происходит постоянно. У них идёт формирование и пополнение словарного запаса, расширяются представления об окружающем мире, о своих близких и знакомых. Например, рассказывая о маме, ребёнок говорит о том, что мама сготовила вкусный обед, погладила бельё, а папа ремонтировал машину, вбил гвоздь, то есть ребёнок будет говорить о наиболее характерных действиях мужчины и женщины в семье. При подборе для чтения художественной литературы необходимо акцентировать внимание детей на черты характера, поступки, поведение мальчиков и девочек.
Социализация: в дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Младшие дошкольники для развёртывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающих «полную воображаемую ситуацию», причём наиболее значимы для этого возраста предметы оперирования.
В практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Скорее всего, это связано с тем, что воспитатели это женщины и им ближе атрибуты для игр девочек, да и сама кукольная мебель, куклы, уголок парикмахера, больше радуют глаз в отличие от технических игрушек, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость и меткость. К тому же материалы и оборудования для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Поэтому огромное внимание в работе по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей необходимо уделять подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, и девочек.
Игры, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, способствуют снятию напряжения, акцентируют внимание детей на мужском и женском имени, устанавливают индивидуальный контакт с ребёнком. К таким играм относятся: игры покачивания, похлопывания, игры на коленях. Во время таких игр взрослый проговаривает, например:
1) Игра «Я – мальчик, потому что… »
Цель: акцентировать внимание на гендерных особенностях детей.
Материалы и оборудование: мяч
Описание игры: педагог бросает мяч и произносит: «Я – мальчик (или Я – девочка, потому что… Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он считает себя мальчиком (девочкой). Например, педагог говорит: «Я – мальчик, потому что ношу… », а ребёнок продолжает: «шорты»; педагог: «Я не девочка, потому что… », а ребёнок говорит: «не заплетаю косички» и т. п.
2) Беседа «Хочу быть как мама (папа, бабушка, дедушка)
Цель: воспитывать уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких людях; составлять короткие рассказы.
Материалы и оборудование: семейные фотографии, фотографии родных и близких людей; бумажные фигурки мужчин, женщин, детей разного возраста и пола.
Описание игры: педагог общается с детьми: «У вас у всех есть семья! Расскажите, кто есть в вашей семье? (ответы детей). Семья может быть разной: большой и маленькой, но главное должна быть дружной! У вас дружная семья? (ответы детей). У вас есть фотографии тех людей, которых вы очень любите: мамы, папы и т. д. Расскажите о ком-нибудь из них (как зовут, чем любит заниматься). А вы когда вырастите, кем будете? (мамой, папой). Педагог помогает наводящими вопросами детям рассказывать о своей семье.
3) Затем играем в игру «Составь картинку». Детям предлагаются бумажные плоскостные фигурки взрослых и детей, различные предметы быта, с помощью которых ребята составляют сюжетные картинки: «Мы с папой делаем уборку», «Мама готовит обед» и т. п.
4) Беседа по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо». Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» может сопровождаться акцентированием внимания детей на гендерной устойчивости. Например, воспитатель беседует с ребёнком: «Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Что вы на ней видите? » Возможно, дети сразу выделят гендерный аспект: «На картинке изображены мальчики и девочки». Тогда педагог развивает мысль дальше, воздействуя на развитие нравственной стороны личности ребёнка: «Что они делают хорошо, а что плохо? ». При этом обращаем внимание на то, что как мальчики, так и девочки могут совершать хорошие или плохие поступки. Если дети в начале беседы не проговорили, что на картинке изображены мальчики и девочки, то необходимо на этом акцентировать внимание детей.
Познание: Знакомство детей с разными видами народного творчества происходит с младшего дошкольного возраста. Детей знакомят с народными костюмами, наряжают их: мальчиков в расшитые рубашки, девочек в сарафаны, кокошники и косынки, обязательно подчёркивая, что так в старину одевались девочки, а вот так мальчики. Далее мы приглашаем детей в Комнату Сказок, в которой представлены не только сказочные персонажи, но и предметы стариной утвари, изготовленные из различного материала. Рассказывая об этом, мы делаем акцент на то, что мужчины были кузнецами, гончарами (так как это тяжёлый физический труд, а женщины ткали, вышивали, вязали (так как эта работа требует терпения и усидчивости, физически не тяжела).
Во время беседы с детьми о ремесле можно задать вопрос: «Каким ремеслом вы бы хотели заниматься? ». Дети отвечают и по их ответам можно сделать вывод о том, насколько сформирована гендерность у того или иного ребёнка, где будет необходима индивидуальная работа.
В конструировании мальчикам предлагаются конструкторы «Машина», «Вертолёт», девочкам «Мебель» для кукол и т. д. Даже «Киндер-сюрприз» для девочек и мальчиков в настоящее время подразделяется на цвет (голубой и розовый) и содержимое (например, машинки и куколки) .
Музыка и художественное творчество: При подборе музыкальных произведений учитывается пол ребёнка: мальчикам предлагаются маршевая музыка, девочкам более нежная, лёгкая вальсовая. При постановки танцев широко используются парные танцы. Где мальчики обязательно приглашают девочек, галантно кланяются, приглашая их на танец, а девочки в ответ приседают. После танца мальчики провожают девочек за руку на место.
Во время музыкальной образовательной деятельности детям младшего возраста трудно разделиться на две группы: мальчики и девочки. Однако для начала им можно помочь встать парами: мальчик-девочка для танца. В очень скором времени дети уже без помощи взрослого найдут себе пару, по-джентельменски пригласят девочку на танец и проводят на место. Чтобы этот процесс происходил быстрее, детям можно предложить просмотреть видеозаписи с бальными танцами, рассмотреть фотографии с фестивалей, конкурсов.
В художественном творчестве мальчикам предлагаются раскраски, трафареты техники, девочкам – кукол, цветов и т. д.
Труд: в процессе организации совместной трудовой деятельности детей так же решаются особенности гендерного воспитания. На первых порах целесообразно создавать пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику, и аккуратность, тщательность (девочке). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - умение украшать интерьер, ухаживать за малышами. Детям надо создавать игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол). При этом надо поощрять мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам.
3. Взаимодействие и сотрудничество с родителями.
Взаимодействие и сотрудничество с родителями в данном направлении проходит через вовлечение их в проектную деятельность, реализацию тематических недель, беседы, консультации, как индивидуальные, так и групповые, родительские собрания.
Например, совместно с родителями во время реализации тематической недели изготовили фотоколлаж «В здоровом теле – здоровый дух». Данный фотоколлаж можно изготовить во время проведения тематической недели здоровья, либо проекта на тему здоровья. Родители приносят фотографии, которые отражают то, как их дети закаляются (купаются, загорают, занимаются спортом, едят овощи, фрукты и т. п.) . Фотографии оформляются на лист бумаги, размер которого зависит от количества детей, отдельно мальчики и девочки. Происходит это в присутствии ребёнка, где он рассказывает и поясняет, где был, чем занимался. Предварительно сюжет фотографий можно обсудить с родителями, так как не все дети могут понятно объяснить в силу индивидуальных особенностей речи. При рассматривании фотографий совместно с детьми, воспитатель делает акцент на отличительные особенности одежды у мальчиков и девочек, на их род деятельности, причёски и т. п.
Фотоколлажи размещаются в доступном для обозрения детей месте, где уже в самостоятельной деятельности они расскажут друг другу о содержимом фотографий.
4. Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста.
Зонирование группы само по себе предполагает, что в строительном и техническом уголке большую часть будут находиться мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки. В данном случае, на наш взгляд, нет ничего страшного, поскольку в современном мире женщины за рулём – это привычная вещь, а мужчина – домохозяин – не редкость. Наша задача состоит в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу».
А для этого необходимо создать в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в строительном.
Рассмотрим насыщение предметно-развивающей среды на примере некоторых типичных уголков группы с учётом гендерного развития у детей младшего дошкольного возраста.
Уголок «Парикмахерская». В данном уголке необходимо разместить не только баночки и коробочки от женской косметики, но и внести игрушечную электробритву, коробочки от папиного одеколона, баночки от мужского шампуня. Кроме того можно повесить, выложить фотографии причёсок мальчиков и девочек группы, а также фотоколлажи женских, мужских стрижек и причёсок из журналов. Дети с удовольствием рассматривают фотоколлажи, узнают себя и друзей на фотографиях.
Уголок «Природы». В уголке природы располагаем картины времена года, на которых изображены мальчики и девочки. Во время бесед с детьми о признаках времён года, делаем акцент на то, что на картине изображены девочка и мальчик, какая у них одежда – по сезону, вместе с детьми даём имена мальчику и девочке, проговариваем, чем дети занимаются.
Уголок «Творчества». В уголке творчества выкладываем разнообразный материал для рисования, аппликации, лепки. В данном уголке располагаем трафареты, с помощью которых, дети смогут изобразить девочек и мальчиков, их одежду, причёски, раскраски с изображениями мальчиков и девочек; творческие наборы «Собери бусы», «Собери браслет», «Одень куклу Катю», «Одень куклу Ваню» и т. п.
Уголок «Театрализации». В театральном уголке могут быть представлены наряды для ряженья, как для мальчиков, так и для девочек (различные юбки, платья, накидки, вуали, платочки, шарфики, сарафаны, брюки, рубахи, пояски, кепки, разнообразные шляпы и т. п.) . В тот момент, когда ребёнок обращается к взрослому с просьбой о помощи в одевании того или иного атрибута, необходимо уточнить у детей одевает он одежду для мальчиков или для девочек. Также в этом уголке находятся русские народные костюмы и фотографии с изображениями мальчиков и девочек в народных костюмах.
Таким образом, мы видим, что развитию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста способствует насыщение предметно-развивающей среды соответствующими атрибутами.
Приложение
Воспитателями 2 младшей группы был проведен опрос среди детей своей группы. Детям задавали вопросы: «Когда ты вырастешь, кем ты будешь: мамой или папой, дядей или тётей? ». Ответы детей были разнообразны: «Мамой и тётей» - говорили многие девочки, и «Папой и дядей» - отвечали мальчики. Но не все. Например, одна девочка твёрдо заявила: «Мамой-папой», а один мальчик однозначно ответил: «Мамой». Здесь важную роль сыграло привязанность детей к тому или иному родителю, с кем он проводит больше времени, кому он старается подрожать. Конечно, мальчики подражают мужчинам и примером для них служат папы, дедушки, старшие братья, а для девочек идеалом становятся их самые красивые мамы и бабушки.
Список литературы
1. Алёшина Н. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /младшая группа/.- М. : ЦГЛ, 2004
2. Доронова Т. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М. :Линка-Пресс, 2009
3. Князева О., Маханёва М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. : Детство-Пресс, 1998
4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование качеств личности» (по гендерным признакам). | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Формирование гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
3. Взаимодействие и сотрудничество с родителями
4. Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста
Список литературы
1. Пояснительная записка
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих педагогов. Интерес объясняется тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут не затрагивать гендерные особенности ребёнка. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении взаимоотношений между ними, их взаимопонимания.
Но что, же такое «гендер»?
На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что нельзя ориентироваться только на биологический пол, и предложили ввести междисциплинарный термин «гендер» (от англ. -gender-род, который обозначает социальный пол. Гендерное воспитание рассматривается как психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные стороны, гормональные и морфологические различия остаются на «втором» плане. Таким образом, такое понятие как «пол» остаётся в стороне, и можно рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек как явление, образованное в результате взаимодействия природных задатков, социализации и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Раньше в России воспитание детей осуществлялось естественно. Девочки большую часть времени проводили с мамами, а мальчиков с трёх лет воспитывал отец. Дети постоянно общались с родителями, находились рядом с ними, видели, как те себя ведут в разных жизненных ситуациях.
Издревле уже с младенческого возраста воспитание детей осуществлялось с учётом гендерных особенностей. Так в потешках, пестушках, колыбельных песнях обращались не к ребёнку вообще, а конкретно к девочке или мальчику, где определялась их будущая деятельность. Девочки должны были заниматься приготовлением еды, шить одежду, а мальчики - это будущие добытчики (охотники и рыболовы, лесорубы.
Сегодня в нашем обществе воспитанием и мальчиков, и девочек занимаются женщины (конечно, бывают счастливые исключения) : дома - это мама или бабушка, в детском саду - воспитатели.
Социальные изменения привели к разрушению традиционных представлений поведения мужчин и женщин. Процесс демократизации общества смешал половые роли мужчин и женщин. Сегодня женщины стали занимать лидирующее положение среди мужчин, стираются границы между «мужскими» и «женскими» профессиями. Из-за этих изменений в обществе меняются в сознании детей представления о настоящих мужчинах и женщинах. Наблюдая за поведением детей в детском саду, можно заметить, что некоторые мальчики не могут постоять за себя, физически слабы, невыносливы и эмоционально не устойчивы, у них нет культуры поведения по отношению к девочкам. Девочки же в свою очередь, лишены скромности, нежности, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Сюжетно-ролевые игры детей не отражают традиционных представлений: часто мальчики и девочки занимают в них не свойственные половые роли, не умеют договариваться в игре. В трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра.
Отсюда можно сделать вывод, что существует актуальная проблема в педагогической работе с детьми дошкольного возраста по формированию у них гендерной устойчивости. Именно в период дошкольного детства педагоги и родители могут помочь ребёнку раскрыть их уникальные возможности и способности, которые даны им от природы.
На важность решения проблемы по формированию гендерной устойчивости дошкольников указывали многие педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Б. Спока, А. Фрома, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
В исследованиях отечественных авторов проблемами гендерной идентификации младших дошкольников занимались Д. Н. Исаев, Т. О. Баранов, А. И. Захаров, И. С. Кон, А. Е. Личко, В. Е. Кагон и др.
Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определённые федеральными государственными требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или «мальчик», а впоследствии «женщина» или «мужчина».
Психологи доказали, что к 2 годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка. К 3 годам большинство детей уже могут сопоставлять себя с тем или иным полом по внешности, по игровым ролям, по имени, по образу в будущем настоящем.
С 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами и это навсегда не зависимо от желаний ребёнка, но все же основой формирования гендерной устойчивости закладываются в младшем дошкольном возрасте в семье и детском саду.
2. Формирование гендерной устойчивости в совместной образовательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
В данной работе я хочу рассмотреть формирование гендерной устойчивости у детей младшего дошкольного возраста с точки зрения 10 образовательных областей.
Физическая культура: на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам могут быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки). В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше? » девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.
Здоровье и Безопасность: эти области очень близки и взаимосвязаны. Например, можно рассматривать одежду детей, при этом проговаривая, какую одежду носят мальчики, а какую девочки. Объясняя детям, почему зимой надо надеваться тепло, а летом обязательно носить головные уборы.
Коммуникация и Чтение художественной литературы: развитие коммуникативных способностей младшего дошкольного возраста происходит постоянно. У них идёт формирование и пополнение словарного запаса, расширяются представления об окружающем мире, о своих близких и знакомых. Например, рассказывая о маме, ребёнок говорит о том, что мама сготовила вкусный обед, погладила бельё, а папа ремонтировал машину, вбил гвоздь, то есть ребёнок будет говорить о наиболее характерных действиях мужчины и женщины в семье. При подборе для чтения художественной литературы необходимо акцентировать внимание детей на черты характера, поступки, поведение мальчиков и девочек.
Социализация: в дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Младшие дошкольники для развёртывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающих «полную воображаемую ситуацию», причём наиболее значимы для этого возраста предметы оперирования.
В практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Скорее всего, это связано с тем, что воспитатели это женщины и им ближе атрибуты для игр девочек, да и сама кукольная мебель, куклы, уголок парикмахера, больше радуют глаз в отличие от технических игрушек, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость и меткость. К тому же материалы и оборудования для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Поэтому огромное внимание в работе по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей необходимо уделять подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, и девочек.
Игры, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, способствуют снятию напряжения, акцентируют внимание детей на мужском и женском имени, устанавливают индивидуальный контакт с ребёнком. К таким играм относятся: игры покачивания, похлопывания, игры на коленях. Во время таких игр взрослый проговаривает, например:
1) Игра «Я – мальчик, потому что… »
Цель: акцентировать внимание на гендерных особенностях детей.
Материалы и оборудование: мяч
Описание игры: педагог бросает мяч и произносит: «Я – мальчик (или Я – девочка, потому что… Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объясняя, почему он считает себя мальчиком (девочкой). Например, педагог говорит: «Я – мальчик, потому что ношу… », а ребёнок продолжает: «шорты»; педагог: «Я не девочка, потому что… », а ребёнок говорит: «не заплетаю косички» и т. п.
2) Беседа «Хочу быть как мама (папа, бабушка, дедушка)
Цель: воспитывать уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких людях; составлять короткие рассказы.
Материалы и оборудование: семейные фотографии, фотографии родных и близких людей; бумажные фигурки мужчин, женщин, детей разного возраста и пола.
Описание игры: педагог общается с детьми: «У вас у всех есть семья! Расскажите, кто есть в вашей семье? (ответы детей). Семья может быть разной: большой и маленькой, но главное должна быть дружной! У вас дружная семья? (ответы детей). У вас есть фотографии тех людей, которых вы очень любите: мамы, папы и т. д. Расскажите о ком-нибудь из них (как зовут, чем любит заниматься). А вы когда вырастите, кем будете? (мамой, папой). Педагог помогает наводящими вопросами детям рассказывать о своей семье.
3) Затем играем в игру «Составь картинку». Детям предлагаются бумажные плоскостные фигурки взрослых и детей, различные предметы быта, с помощью которых ребята составляют сюжетные картинки: «Мы с папой делаем уборку», «Мама готовит обед» и т. п.
4) Беседа по нравственному воспитанию «Что такое хорошо и что такое плохо». Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» может сопровождаться акцентированием внимания детей на гендерной устойчивости. Например, воспитатель беседует с ребёнком: «Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Что вы на ней видите? » Возможно, дети сразу выделят гендерный аспект: «На картинке изображены мальчики и девочки». Тогда педагог развивает мысль дальше, воздействуя на развитие нравственной стороны личности ребёнка: «Что они делают хорошо, а что плохо? ». При этом обращаем внимание на то, что как мальчики, так и девочки могут совершать хорошие или плохие поступки. Если дети в начале беседы не проговорили, что на картинке изображены мальчики и девочки, то необходимо на этом акцентировать внимание детей.
Познание: Знакомство детей с разными видами народного творчества происходит с младшего дошкольного возраста. Детей знакомят с народными костюмами, наряжают их: мальчиков в расшитые рубашки, девочек в сарафаны, кокошники и косынки, обязательно подчёркивая, что так в старину одевались девочки, а вот так мальчики. Далее мы приглашаем детей в Комнату Сказок, в которой представлены не только сказочные персонажи, но и предметы стариной утвари, изготовленные из различного материала. Рассказывая об этом, мы делаем акцент на то, что мужчины были кузнецами, гончарами (так как это тяжёлый физический труд, а женщины ткали, вышивали, вязали (так как эта работа требует терпения и усидчивости, физически не тяжела).
Во время беседы с детьми о ремесле можно задать вопрос: «Каким ремеслом вы бы хотели заниматься? ». Дети отвечают и по их ответам можно сделать вывод о том, насколько сформирована гендерность у того или иного ребёнка, где будет необходима индивидуальная работа.
В конструировании мальчикам предлагаются конструкторы «Машина», «Вертолёт», девочкам «Мебель» для кукол и т. д. Даже «Киндер-сюрприз» для девочек и мальчиков в настоящее время подразделяется на цвет (голубой и розовый) и содержимое (например, машинки и куколки) .
Музыка и художественное творчество: При подборе музыкальных произведений учитывается пол ребёнка: мальчикам предлагаются маршевая музыка, девочкам более нежная, лёгкая вальсовая. При постановки танцев широко используются парные танцы. Где мальчики обязательно приглашают девочек, галантно кланяются, приглашая их на танец, а девочки в ответ приседают. После танца мальчики провожают девочек за руку на место.
Во время музыкальной образовательной деятельности детям младшего возраста трудно разделиться на две группы: мальчики и девочки. Однако для начала им можно помочь встать парами: мальчик-девочка для танца. В очень скором времени дети уже без помощи взрослого найдут себе пару, по-джентельменски пригласят девочку на танец и проводят на место. Чтобы этот процесс происходил быстрее, детям можно предложить просмотреть видеозаписи с бальными танцами, рассмотреть фотографии с фестивалей, конкурсов.
В художественном творчестве мальчикам предлагаются раскраски, трафареты техники, девочкам – кукол, цветов и т. д.
Труд: в процессе организации совместной трудовой деятельности детей так же решаются особенности гендерного воспитания. На первых порах целесообразно создавать пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику, и аккуратность, тщательность (девочке). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - умение украшать интерьер, ухаживать за малышами. Детям надо создавать игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол). При этом надо поощрять мальчиков в помощи девочкам: мыть посуду, ходить по магазинам.
3. Взаимодействие и сотрудничество с родителями.
Взаимодействие и сотрудничество с родителями в данном направлении проходит через вовлечение их в проектную деятельность, реализацию тематических недель, беседы, консультации, как индивидуальные, так и групповые, родительские собрания.
Например, совместно с родителями во время реализации тематической недели изготовили фотоколлаж «В здоровом теле – здоровый дух». Данный фотоколлаж можно изготовить во время проведения тематической недели здоровья, либо проекта на тему здоровья. Родители приносят фотографии, которые отражают то, как их дети закаляются (купаются, загорают, занимаются спортом, едят овощи, фрукты и т. п.) . Фотографии оформляются на лист бумаги, размер которого зависит от количества детей, отдельно мальчики и девочки. Происходит это в присутствии ребёнка, где он рассказывает и поясняет, где был, чем занимался. Предварительно сюжет фотографий можно обсудить с родителями, так как не все дети могут понятно объяснить в силу индивидуальных особенностей речи. При рассматривании фотографий совместно с детьми, воспитатель делает акцент на отличительные особенности одежды у мальчиков и девочек, на их род деятельности, причёски и т. п.
Фотоколлажи размещаются в доступном для обозрения детей месте, где уже в самостоятельной деятельности они расскажут друг другу о содержимом фотографий.
4. Роль предметно-развивающей среды в формировании гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста.
Зонирование группы само по себе предполагает, что в строительном и техническом уголке большую часть будут находиться мальчики, а в кукольном – девочки. Однако у детей младшего дошкольного возраста ещё нет резкого разграничения в выборе видов деятельности, поэтому мальчики часто гладят бельё и варят кашу, а девочки с увлечением катают машинки. В данном случае, на наш взгляд, нет ничего страшного, поскольку в современном мире женщины за рулём – это привычная вещь, а мужчина – домохозяин – не редкость. Наша задача состоит в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу».
А для этого необходимо создать в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в строительном.
Рассмотрим насыщение предметно-развивающей среды на примере некоторых типичных уголков группы с учётом гендерного развития у детей младшего дошкольного возраста.
Уголок «Парикмахерская». В данном уголке необходимо разместить не только баночки и коробочки от женской косметики, но и внести игрушечную электробритву, коробочки от папиного одеколона, баночки от мужского шампуня. Кроме того можно повесить, выложить фотографии причёсок мальчиков и девочек группы, а также фотоколлажи женских, мужских стрижек и причёсок из журналов. Дети с удовольствием рассматривают фотоколлажи, узнают себя и друзей на фотографиях.
Уголок «Природы». В уголке природы располагаем картины времена года, на которых изображены мальчики и девочки. Во время бесед с детьми о признаках времён года, делаем акцент на то, что на картине изображены девочка и мальчик, какая у них одежда – по сезону, вместе с детьми даём имена мальчику и девочке, проговариваем, чем дети занимаются.
Уголок «Творчества». В уголке творчества выкладываем разнообразный материал для рисования, аппликации, лепки. В данном уголке располагаем трафареты, с помощью которых, дети смогут изобразить девочек и мальчиков, их одежду, причёски, раскраски с изображениями мальчиков и девочек; творческие наборы «Собери бусы», «Собери браслет», «Одень куклу Катю», «Одень куклу Ваню» и т. п.
Уголок «Театрализации». В театральном уголке могут быть представлены наряды для ряженья, как для мальчиков, так и для девочек (различные юбки, платья, накидки, вуали, платочки, шарфики, сарафаны, брюки, рубахи, пояски, кепки, разнообразные шляпы и т. п.) . В тот момент, когда ребёнок обращается к взрослому с просьбой о помощи в одевании того или иного атрибута, необходимо уточнить у детей одевает он одежду для мальчиков или для девочек. Также в этом уголке находятся русские народные костюмы и фотографии с изображениями мальчиков и девочек в народных костюмах.
Таким образом, мы видим, что развитию гендерной идентичности у детей младшего дошкольного возраста способствует насыщение предметно-развивающей среды соответствующими атрибутами.
Приложение
Воспитателями 2 младшей группы был проведен опрос среди детей своей группы. Детям задавали вопросы: «Когда ты вырастешь, кем ты будешь: мамой или папой, дядей или тётей? ». Ответы детей были разнообразны: «Мамой и тётей» - говорили многие девочки, и «Папой и дядей» - отвечали мальчики. Но не все. Например, одна девочка твёрдо заявила: «Мамой-папой», а один мальчик однозначно ответил: «Мамой». Здесь важную роль сыграло привязанность детей к тому или иному родителю, с кем он проводит больше времени, кому он старается подрожать. Конечно, мальчики подражают мужчинам и примером для них служат папы, дедушки, старшие братья, а для девочек идеалом становятся их самые красивые мамы и бабушки.
Список литературы
1. Алёшина Н. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /младшая группа/.- М. : ЦГЛ, 2004
2. Доронова Т. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М. :Линка-Пресс, 2009
3. Князева О., Маханёва М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. : Детство-Пресс, 1998
4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Русская народная сказка, и её позитивное влияние на формирование качеств личности ребёнка дошкольного возраста".
Привлекать родителей читать своим детям русские народные сказки....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Консультация "Русская народная сказка и её позитивное влияние на формирование качеств личности ребенка дошкольного возраста"
Консультация для родителей и педагогов...
самообразование "Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира"
отчет воспитателя по самообразованию...
«Русская народная сказка, и её позитивное влияние на формирование качеств личности ребёнка дошкольного возраста».
Консультация для родителей....
Статья. Влияние семейных ценностей на формирование качеств личности ребёнка.
Влияние семейных ценностей на формирование качествличности ребёнка....