Рабочая образовательная программа средней разновозрастной группы
рабочая программа на тему

Дулова Татьяна

Новая рабочая образовательная программа разработа  по последним требованиям и согласно требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_srednyaya_gr.docx97.43 КБ

Предварительный просмотр:

Принята:                                                                                    Утверждаю:

на педагогическом совете        приказ № ___ от___________ МБДОУ ДС №2        заведующая МБДОУ ДС №2

протокол № ____ от _______________                  А.Н. Комарева

        

Рабочая образовательная программа средней разновозрастной группы общеразвивающей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

на 2015-2016 гг.

Воспитатели: Диденко З.Ф., Дулова Т.В.

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования, общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.1. 3049-13) для детей средней группы дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней разновозрастной группы общеразвивающей  направленности и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепления здоровья детей.

     В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

     При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

     В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка.

     Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности  жизнедеятельности ребенка.

Задачи программы:

1. Формировать основные физические качества и потребность в двигательной активности, навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных правил здорового образа жизни.

2. Развивать любознательность, формировать способы познавательной деятельности.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на эмоции близких людей, героев литературных произведений, произведения искусства, объекты природы.

4. Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5.Формировать первичные представления о себе, семье, мире и природе.

6. Формировать умения и навыки, необходимые для развития детской деятельности.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственными образовательным стандартом:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей,  самостоятельнуюдеятельность детей;

- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Особенности организации предметно-пространственной образовательной среды.

Предметно-пространственная среда организуется в соответствии с ФГОС.  При создании предметно-развивающей среды учитываются следующие требования: предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участках) обеспечивают:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям

материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Учитывая возрастные отличия:

Для детей младшего дошкольного возраста – обеспечивается  пространство, для двигательной активности. Центр сюжетно-ролевой игры насыщен орудийными и ролевыми атрибутами.

Разнообразие материалов способствует поддержанию детской инициативы и самостоятельности, организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в группах полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Сформированы игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы дошкольников. А также организованы зоны, с целью формирования у детей устойчивой гендерной идентификации, позитивного отношения к гендерным ролям, улучшения межличностных отношений в группе.

Предметно-развивающая среда ориентирована на «зону ближайшего развития»:в среду включены предметы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого и совсем неизвестные предметы и материалы (15%).

5) Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

  В группе созданы условия для учебной и воспитательной работы. Имеется достаточное количество методической литературы и учебно-наглядных пособий для обеспечения воспитательно-образовательного процесса. Групповое помещение оснащено современной мебелью, игровым материалом, дидактическими, развивающими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, имеется раздевальная, спальня, туалетная комната.

     Предметно-развивающая среда организованная педагогами соответствует требованиям ФГОС ДО, служит интересам и потребностям детей, а ее элементы – полноценному развитию ребенка. В группе созданы:

- центр познавательного развития;

- центр художественного творчества (уголки изодеятельности, театрально-музыкальные уголки);

- центр игровой деятельности;

- центр экологического воспитания;

- центры речевого развития;

- центр конструирования;

- центр двигательной активности.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

    Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 700 до 1900 часов.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13.  Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают

родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Продолжительность ежедневных прогулок

составляет 3-4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Прогулки проводятся 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет - 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей  4-5 лет не превышает  40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня.

Методики, технологии, средства воспитания.

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Цель: формирование  у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников; обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

2. Игровые инновационные технологии

Цель: повышение  значимости организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия; способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности

3. Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Цель: создание и совершенствование предметно - развивающую среду в ДОУ.

Задачи: воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками; способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.

4. Проектно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность; развивать творческую активность познавательных процессов; учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

5. Информационно - коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

6. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования, личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов

7. Технология «ТРИЗ»(теории решения изобретательских задач)

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте - это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми - доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ  без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации - вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Характеристики особенностей развития детей

(возрастные особенности детей)

     Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Дети 4–5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

     В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

     К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

     Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

     К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

     В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

     В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

     В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

     В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

     Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

     С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать Несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

     Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет (старшая группа)

      Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане).

        Несмотря на то, что, как и в 4-5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки «хороший» - «плохой», «добрый» - «злой», значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения  моральных понятий – «вежливый», «честный», «заботливый» и др.

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е.  дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.).  Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок  эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).

В 5-6 лет у ребенка формируется система  первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия  на формирование ее отдельных сторон уже гораздо  менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления  чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций  общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола, замечают проявления женских и мужских  качеств в  поведении  окружающих взрослых, ориентируются на социально  одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.  При обосновании  выбора  сверстников противоположного пола мальчики опираются  на  такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.  При этом, если мальчики  обладают  ярко  выраженными  женскими качествами, то они отвергаются  «мальчишеским» обществом, девочки же принимают  в свою компанию таких  мальчиков.  В 5-6 лет  дети имеют представление о внешней и внутренней красоте  мужчин и женщин. Устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин  и их   полом.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнеру свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

При распределении детьми ролей для игры в этом возрасте можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются «Сцена» и «Гримерная»). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок  этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.  Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших по величине усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые дети могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит.Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года,  днях недели.  

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формыи цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).

Объем памяти изменяется не существенно.  Улучшается ее устойчивость.  При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).  Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя  эпитеты, сравнения.

        Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением».  Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения.       Практика «анализа» текстов, работа с иллюстрациями способствует углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Повышаются возможности безопасности  жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции  (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия действий и поступков собственных и других людей.

Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

        В процессе восприятия художественных произведений,  произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

        Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

        В продуктивной деятельности  дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.  Могут  проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую.  Дети в состоянии лепить из целого куска глины,  моделируя  форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

        Дети конструируют по условиям, заданным  взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Режим дня в дошкольного образовательного учреждения

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

   При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы  и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.

Режим дня  средней разновозрастной группы

общеразвивающей направленности

на период учебного года

Режимные моменты

Время

1.

Прием детей,  игры

 7:00-8:00

2.

Утренняя гимнастика

 8:00-8:10

3.

Подготовка к завтраку

 8:10-8:20

4.

Завтрак

 8:20-8:35

  5.

Самостоятельные игры

              8:35-9:00

6.

Организованная образовательная деятельность

   9:00 -10:00

7.

Второй завтрак

   10:10-10:20

8.

Подготовка к прогулке, прогулка

             10:20-11:50

9.

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду

11:50-12:10

10.

Обед

   12:10-12:30

11.

Подготовка ко сну, дневной сон

12:30-15:00

12.

Подъем, гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры, совместная деятельность педагога с детьми.

15:00-15:30

Подготовка к прогулке, прогулка

           15:30-16:20

13.

Возвращение с прогулки, подготовка к полднику

16:20-16:30

14

Уплотненный полдник

    16:30-16:50

15.

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, совместная деятельность педагога с детьми, уход детей домой

16:50-19:00

Режим дня средней разновозрастной группы

 общеразвивающей направленности

на летний период

Режимные моменты

Время

1.

Прием детей,  игры

7:00-8:00.

2.

Утренняя гимнастика

8:00-8:10.

3.

Подготовка к завтраку

8:10-8:20

4.

Завтрак

8:20-8:35

5.

Прогулка, свободная деятельность детей, игры, индивидуальная работа, совместная деятельность педагога с детьми.

8:35-11:50

6.

Второй завтрак

10:00-10:10

7.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, водные процедуры

11:50-12:10

8.

Обед

             12:10-12:30

9.

Подготовка ко сну, дневной сон

12:30-15:20

10.

Подъем, гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры.

15:20-15:35

11.

Прогулка, игры, совместная деятельность педагога с детьми. Индивидуальнаяработа.

15:35-16:20

12.

Подготовка к полднику

16:20-16:30

13.

Уплотненный полдник

16:30-16:50

14.

Прогулка, игры, развлечения, уход детей домой

16:50-19:00

Проектирование образовательного процесса

Модель календарного  плана.

       Модели планирования можно разделить на две группы:

Календарно-перспективное планирование – здесь находят отражение основные виды работы с последующей отработкой вечером или утром.

Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивая единство работы воспитателей.

Затем каждый месяц воспитатели планировали свою работу, используя один из предложенных вариантов. Таким образом, в течение пяти месяцев были апробированы все модели, воспитатели определили для себя достоинства и недостатки каждой из них, а также выбрали наиболее оптимальные для себя варианты оформления плана воспитательно-образовательной работы. Выбор модели планирования обуславливался профессиональной подготовкой каждого педагога, его опытом, умением видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условиями работы нашего ДОУ.

II. Содержание плана.

Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить разные стороны деятельности воспитателя. Для этого в помощь педагогам решили разработать ориентировочную схему-памятку (циклограмму), используя которую, воспитатели описывали бы в плане все стороны своей деятельности.

Вначале изучили, какие виды деятельности наиболее уместно и эффективно реализовывать в утренний, вечерний отрезок времени, на прогулке.

Планирование утреннего отрезка времени.

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по:

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
  • и др.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

На  утро (до завтрака) планируется утренняя гимнастика.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.

В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций. В календарных планах старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни города Красноярска и др. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.

В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.

Планирование прогулки.

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменятся с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учётом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры. Однако, необходимо иметь ввиду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Планирование второй половины дня.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В календарных планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к шрам вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Большое место в календарном плане этого отрезка времени занимают наблюдения в природе, общение с обитателями уголка природы. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей; труд на участке по уходу за растениями. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Изучив материал поняли, что многие виды деятельности повторяются ежедневно, поэтому приняли решение планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы.

Планируется на месяц:

  • Утренняя гимнастика.
  • Закаливающие процедуры.
  • Праздники, досуги, развлечения.
  • Работа с родителями.
  • Наблюдения и труд в природе.
  • Художественная литература:
  • тексты для длительного чтения (читаются по одной-нескольку глав каждый раз);
  • тексты для непродолжительного чтения.
  • Трудовая деятельность:
  • Дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
  • Труд в природе (но, если вводится новый вид труда, то эта работа отражается в календарном плане).
  • Труд по самообслуживанию.
  • Привитие КГН.
  • Виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
  • П/и и упражнения.
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Учебно - тематический план

средней разновозрастной группы

общеразвивающей направленности

        

Образовательная область

месяц

тема недели

Познавательное развитие

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

        

           Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 неделя «Осень»

2 неделя «Профессии»

3-я неделя «Игрушки»

4-я неделя «Детский сад»

1 неделя « Овощи»

2 неделя « Фрукты»

3-я неделя «Деревья»

4-я неделя «Грибы,ягоды»

1 неделя «Грибы, ягоды»

2 неделя « Осенняя одежда,обувь, головные уборы»

3-я неделя «Перелётные птицы»

4-я неделя «Осень»

1 неделя «Продукты питания»

2 неделя « Посуда»

3-я неделя «Человек»

4-я неделя «Зима»

1 неделя «Зимние забавы»

2 неделя «Зимующие птицы»

3-я неделя «Дикие животные»

4-я неделя «Домашние животные»

1 неделя «Домашние птицы»

2 неделя «Родной край. Моя станица»

3-я неделя «День защитника Отечества»

4-я неделя «Транспорт»

1 неделя «Весна»

2 неделя «Семья.  Мамин день»

3-я неделя «Перелётные птицы»

4-я неделя «Мебель»

1 неделя «Профессии»»

2 неделя «Комнатные растения»

3-я неделя «Животные холодных и жарких стран»

4-я неделя «Рыбы»

1-я неделя «Цветы.  День Победы»

2-янеделя «Насекомые»

3-я неделя «Лето»

4-я неделя «Времена года»

Развитие речи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 неделя «Скоро в школу мы пойдём»

2 неделя «Составление описательного рассказа «Дети идут в школу»»

3-я неделя «Составление рассказов – описаний игрушек»

4-я неделя «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

1 неделя «Учись отгадывать загадки »

2 неделя «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

3-я неделя «Рассказывание по картине «В лесу»

4-я неделя «Грибы - ягоды»

1 неделя «Осень золотая»

2 неделя «Составление рассказа- описания по лексической теме: «Одежда»

3-я неделя «Почему улетают птицы»

4-я неделя «Осень просим»

1 неделя «Рассказывание сказки «Колосок»

2 неделя «Посуда»        

3-я неделя «Урок вежливости»

4-я неделя «Составление описательного рассказа по картине «Зима»

1 неделя «Зимние забавы»»

2 неделя «Составление рассказов по картине «Птицы»

3-я неделя «В гости к белочке»

4-я неделя «Рассматривание картины лошадь с жеребёнком»

1 неделя «Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

2 неделя « Составление рассказов по картине «Моя станица»

3-я неделя «Пограничники» С. Я. Маршак

4-я неделя «»Разные автомобили». Рассматривание машин разного назначения.

1 неделя «Весна»

2 неделя « Составление описательного рассказа по картине «Семья»

3-я неделя «Перелётные птицы».

4-я неделя «Чем пахнут ремёсла»

1 неделя «Труд взрослых»

2 неделя «Комнатные растения»

3-я неделя «Звери Севера и Африки»

4-я неделя «Кто живёт в воде»

1 неделя «Цветы на лугу»

2 неделя «Насекомые»

3-я неделя «Лето - красное»

4-я неделя «Весна - лето»

ФЭМП

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 неделя «Геометрические фигуры»

2 неделя «Впереди – сзади»

3-я неделя «Сравнение предметов»

4-я неделя «Больше – меньше»

1 неделя «Высокий - низкий»

2 неделя «Налево – направо»

3-я неделя «Счёт в пределах 3»

4-я неделя «Вверху  –внизу»

1 неделя «Выше - ниже»

2 неделя «Число 4»

3-я неделя «Порядковые числа»

4-я неделя «Число5»

1 неделя «Счёт в пределах 5»

2 неделя «Счёт в пределах 5. Закрепление»

3-я неделя «Число 5»

4-я неделя «Утро, день, вечер, ночь»

1 неделя «Далеко - близко»

2 неделя « Длинный – короткий»

3-я неделя «Длинный – короткий». Закрепление

4-я неделя «Счёт предметов на ощупь в пределах 5»

1 неделя «Счёт предметов на ощупь в пределах 5. Закрепление»

2 неделя «Счёт движений в пределах 5»

3-я неделя «Воспроизведение движений в пределах 5»

4-я неделя «Заданное направление»

1 неделя «Большой - маленький»

2 неделя « Высокий – низкий»

3-я неделя «Высокий – низкий.Закрепление»

4-я неделя «Знакомство с цилиндром»

1 неделя «Цилиндр»

2 неделя «Большой – маленький»

3-я неделя «Цвет, форма, величина»

4-я неделя «Большой – маленький. Закрепление»

1 неделя «Далеко - близко»

2 неделя «Большой - маленький»

3-я неделя «Цвет , форма, величина»(Закрепление).

4-я неделя «Большой – маленький» (Закрепление)

Художественное творчество

(лепка, аппликация)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 неделя «Лепка по замыслу»

2 неделя «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы»

3-я неделя «Ушастые пирамидки

4-я неделя «Цветной домик»

1 неделя «Огурец и свекла»»

2 неделя « Укрась салфетку»

3-я неделя «Лепка по замыслу»

4-я неделя «Ветка рябины»

1 неделя «Грибы»

2 неделя «Шапка для куклы»

3-я неделя «Птичка»

4-я неделя «Осеннее дерево»

1 неделя «Слепи то, что тебе хочется»

2 неделя « Полоски на чашке»

3-я неделя «Девочка в зимней шубке»

4-я неделя «Бусы на ёлку»

1 неделя «Девочка в длинной  шубке»

2 неделя «Птица»

3-я неделя «Вылепи    какое хочешь игрушечное животное»

4-я неделя «Ёжик»

1 неделя «Петя – петушок, золотой гребешок»

2 неделя «Теремок»

3-я неделя «Вот поезд наш едет, колёса стучат»

4-я неделя «Вырежи и наклей, что хочешь»

1 неделя «Цветы - сердечки»

2 неделя « Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду»

3-я неделя «Птичка»

4-я неделя «Вырежи и наклей, что захочешь»

1 неделя «По реке плывёт кораблик»

2 неделя « Цветок в горшке»

3-я неделя «Два жадных медвежонка»

4-я неделя «Рыбки играют, рыбки сверкают»

1 неделя «Звонкие колокольчики»

2 неделя « Муха - цокотуха»

3-я неделя «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»

4-я неделя «Волшебный сад»

Художественное творчество

( рисование)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1 неделя «Золотая осень»

2 неделя « Рисование по замыслу»

3-я неделя «Нарисуй какую хочешь игрушку»

4-я неделя «Дом, в котором ты живёшь»

1 неделя «Рисование по замыслу»

2 неделя «На яблоне поспели яблоки»

3-я неделя «Сказочное  дерево»

4-я неделя «Кисть рябинки, гроздь калинки»

1 неделя «Рисование по замыслу»

2 неделя «Декоративное рисование «Украшение   свитера»

3-я неделя «Красивая птичка»

4-я неделя «Рисование сюжетное по замыслу «Посмотрим в окошко»

1 неделя «Продукты питания»

2 неделя «Декоративное  рисование «Украшение   посуды»

3-я неделя «Снегурочка»

4-я неделя «Наша нарядная ёлка»

1 неделя «Маленькой ёлочке холодно зимой»»

2 неделя « Птички клюют ягодки на веточке»

3-я неделя «Зайчик под ёлочкой»

4-я неделя «Собачья площадка»

1 неделя «Красивая птичка»

2 неделя « Девочка пляшет»

3-я неделя «Украсим полоску флажками»

4-я неделя «Вагон»  

1 неделя «Расцвели красивые цветы»

2 неделя «Декоративное  рисование «Украсим платьице кукле»  

3-я неделя «Перелётные птицы»

4-я неделя «Рисование по замыслу»

1 неделя «Сказочный домик – теремок»»

2 неделя «Красивые цветы»

3-я неделя «Зайчик под ёлочкой»

4-я неделя «Рыбки плавают в аквариуме»

1 неделя «Расцвели красивые цветы»

2 неделя « Нарисуй какую хочешь картинку»

3-я неделя «Нарисуй  картинку про лето»

4-я неделя «Рисование по замыслу»

Программно – методическое обеспечение:

  1. А. А. Грибовская «Коллективное творчество дошкольников»; Москва – 2005.
  2. Д. Н. Колдина « Аппликация с детьми 4 – 5 лет»; Москва – 2005.  
  3. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»; Воронеж – 2006.
  4. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», в средней группе; Москва – 2007.
  5. Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»; Москва – 2005.
  6. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» в средней группе; Москва – 2006.
  7. О. Узорова, Е. Нефёдова «Загадки»; Москва -2005.
  8. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», в средней группе; Москва -2009.
  9. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр», Москва – 2011.
  10.  М. В. Юдаева «Хрестоматия для средней группы»,  Москва – 2015.
  11.  Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» в средней группе; Москва – 2014.
  12.  О. В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением», в средней группе; Москва – 2014.
  13.  Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» в  средней группе; Москва – 2014.
  14.  И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», в средней группе; Москва – 2014.
  15.  О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», в средней группе; Москва – 2014.
  16.  В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», в средней группе; Москва -2014.
  17.   О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста»; Санкт – Петербург – 2006.
  18.  И. В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников», средняя группа; Москва –2014.
  19.  О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой «Формирование целостной картины мира»; Москва – 2015.
  20.  В. А. Дергунская, А. А. Ошкина «Игры – эксперименты с дошкольниками»; Москва – 2015.
  21.  Н. В. Нищева «Конспекты занятий в разных возрастных группах»; Санкт – Петербург – 2015.

        

Учебный план организованной образовательной деятельности

 средней разновозрастной  группы общеразвивающей направленности (4-5 лет)

п\п

Виды организованной образовательной деятельности

Количество ООД в неделю

Продолжи -

тельность

(мин.)

Количество ООД

 в месяц

Количество ООД в год

1.

Познавательное развитие

2

20

8

72

2.

Развитие речи

1

20

4

36

3.

Рисование

1

20

4

36

4.

Лепка

0.5

20

2

18

5.

Аппликация

0,5

20

2

18

6.

Музыка

2

20

8

72

7.

Физическая культура в помещении

2

20

8

72

8.

Физическая культура на прогулке

1

20

4

36

Система физкультурно-оздоровительной работы

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы для детей  средней  группы включает:

- создание условий для двигательной активности детей в повседневной жизни:

- физкультурные уголки в группах (традиционное и нетрадиционное оборудование);

- оборудование малых форм на каждом прогулочном участке;

   организованная двигательная активность:

- утренняя гимнастика - ежедневно;

- гимнастика после сна - ежедневно;

- физкультурные занятия – 3 раза в неделю;

- физкультурные праздники и досуги – 1 раз в месяц;

- физкультурные минутки – на каждом занятии;

- подвижные игры – ежедневно;

- ходьба по коррегирующей дорожке – ежедневно (после сна);

- физкультурные праздники и досуги совместно с родителями;

Здоровьесберегающие технологии

Медико-профилактические технологии

1.

Мониторинг здоровья воспитанников

В течение года

2.

Плановые медицинские осмотры

2 раза в год

3.

Антропометрические измерения

2 раза в год

4.

Профилактические прививки

По возрасту

5.

Кварцевание

По графику

6.

Организация и контроль питания детей

Ежедневно

7.

Закаливание:

- обширное умывание после дневного

сна

- хождение по мокрым дорожкам после

 после сна

- контрастное обливание ног

- сухое обтирание

- ходьба босиком

- облегченная одежда

Ежедневно

В теплое время года

8.

Витаминотерапия

2 раза в год (осень, весна)

9.

Витаминизация 3-го блюда

Ежедневно

10.

Смазывание носа оксалиновой мазью

Осеннее – зимний период

Физкультурно-оздоровительные технологии

1.

Коррекционные упражнения (осанка, плоскостопие)

Ежедневно

2.

Зрительная гимнастика

Ежедневно

3.

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно

4.

Дыхательная гимнастика

Ежедневно

6.

Динамические паузы

Ежедневно

Игровая оздоровительная гимнастика 

Ежедневно

7.

Релаксация

2-3 раза в неделю

8.

Физкультурные минутки

Ежедневно

Образовательные технологии

1.

Привитие культурно-гигиенических навыков

Ежедневно

2.

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

Режим двигательной активности детей

Вид занятий

Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе или в зале -   5-7 мин

Двигательные разминки

Ежедневно во время 10-минутного перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно на каждом статическом занятии, по мере необходимости 1-3  мин

Подвижные игры и физические упражнения/ на прогулке

Ежедневно -    10-15 мин

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно на прогулке -    10-15 мин

Гимнастика после сна

6-10 мин

Учебные занятия по физичес кой  культуре

2 раза в неделю – 20, 25 минут

Занятия в бассейне

Физкультура на прогулке

1 раз в неделю на утренней прогулке -  20, 25 мин

Самостоятельная двигательная активность: самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового обору-дования, самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на открытом воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Физкультурный досуг

1 раз в месяц до 20 мин

Физкультурный праздник

1 раза в год до 20 мин

День здоровья

1 раз в квартал

Перемещение детей по зданию

Примерно 15 мин в день

Фомы организации работы с детьми по образовательной области

 «Физическое развитие»

Содержание

Возраст

ООД

Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

1.Основные движения:

-ходьба; бег; катание, бросание, метание, ловля; ползание, лазание; упражнения в равновесии;

строевые упражнения; ритмические упражнения.

2.Общеразвивающие упражнения

3.Подвижные игры

4.Спортивные упражнения

5.Активный отдых

6. Формирование начальных представлений о ЗОЖ

4-5 лет (средняя группа)

ООД по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

В ООД по

физическому воспитанию:

-тематические комплексы

-сюжетные

классические

-с предметами

-подражательный комплекс

Физ.минутки

Динамические паузы

Обучающие игры по инициативе воспитателя

(сюжетно-дидактические),

развлечения

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

-классическая

-сюжетно-игровая

-тематическая

-полоса препятствий

Подражательные движения

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения

Вечерний отрезок времени, включая

прогулку

Гимнастика после дневного сна:

- коррекционная

-оздоровительная

-сюжетно-игровая

-полоса препятствий

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Индивидуальная работа

Подражательные движения

Физкультурный досуг

Дидактические  игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал

Игра

Игровое упражнение
Подражательные движения

Сюжетно-ролевые игры

Образовательная область

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Физическое развитие

  1. Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским персоналом ДОУ и родителями. Ознакомление родителей с результатами.
  2. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
  3. Формирование банка данных об особенностях развития и медико-педагогических  условиях жизни ребёнка в семье с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на укрепление их здоровья.
  4. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье:

- Зоны физической активности,

- Закаливающие процедуры,

- Оздоровительные мероприятия и т.п.

  1. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа  жизни среди родителей.
  2. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
  3. Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная  гимнастика,

 физические упражнения и т.д.) с целью профилактики  

         заболеваний у детей

  1. Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.
  2. Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.
  3.  Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.
  4.  Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
  5.  Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.

13. Подбор и разработка индивидуальных программ (комплексов          упражнений) для укрепления свода стопы, профилактики плоскостопия, осанки, зрения и т.д. с целью регулярного выполнения дома и в ДОУ.

  1.  Организация «круглых столов» по проблемам оздоровления и физического развития на основе взаимодействия с СОШ № 17 и участием медицинских работников.
  2.  Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.
  3.  Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
  4.  Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
  5.  Взаимодействие с СОШ № 17 по вопросам физического развития детей.
  6. Определение  и использование здоровьесберегающих технологий.

     20. Правовое просвещение родителей на основе изучения их     социокультурного состояния,  с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов.

        

Перспективный план работы с родителями МБДОУ ДС №2 средней  разновозрастной  группы

 общеразвивающей направленности на 2015 – 2016гг.

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

1. Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей 4-6 лет»

2.  Фотовыставка «Незабываемый летний отдых»

3. Консультация: «Значение режима в развитии воспитании детей»

Сентябрь

Дулова Т.В.

Диденко З.Ф.

2

1. Консультация: «Воспитание любви к Родине через природу родного края»

2. «Осенняя ярмарка»- изготовление поделок из даров осени.

3.Беседа с родителями «Профилактика травматизма у дошкольников»

4. Консультация: «Как играть с детьми»

Октябрь

Дулова Т.В.

Диденко З.Ф.

3

1.Советы родителям по экологическому воспитанию в домашних условиях.

2. Консультация: «Закаливание – как профилактика вирусных заболеваний»

3. Мастер – класс «Мастерская тётушки «Хлебное зёрнышко»

4.Фотовыставка «Мой ребёнок с пелёнок»

Ноябрь

Дулова Т.В.

Диденко З. Ф.

4

1.Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у дошкольников» 2. Выставка творческих семейных работ «Волшебница зима»

3. Помощь родителей в оформлении группы и зала к Новому году

Декабрь

Дулова Т.В.

Диденко З. Ф.

5

1. Выставка  фотогазеты «Как я встретил «Как я встретил Новый год»

2.Консультация «Воспитание самостоятельности у детей»

3. Рекомендации для родителей при проведении прогулок.

4. Консультация: «Развитие  исследовательских способностей детей на природе»

Январь

Дулова Т.В.

Диденко З.Ф.

6

1. Консультация: «Правила дорожные детям знать положено»

2. Анкетирование «Пусть горит зелёный свет»

3. Привлечь родителей к помощи в расчистке участка от снега

4.Памятка для родителей «Основы здорового питания»

Февраль

Дулова Т.В.

Диденко З.Ф.

7

1.Консультация: «Создание домашнего игрового уголка»

2. Выставка детско – родительских работ «Весенняя капелька»

3. Привлечь родителей к оформлению огорода на окне

4. Экологическая акция «Юные защитники природы»

Март

Дулова Т.В.

Диденко З.Ф.

8

 1. Консультация: «Поделки из бросового материала»

2. Рекомендации родителям по организации питания детей

3. Консультация: «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей»

4. Выставка семейных работ «Семейный логотип»

Апрель

Дулова Т.В.

Диденко З.Ф.

9

1. Родительское собрание «Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за год»

2. Консультация: «Безопасность детей на улицах»

3. Консультация: «Как защитить свой организм на отдыхе»

4. Участие родителей в оформлении игровой  площадки группы

Май

Дулова Т.В.

Диденко З. Ф.

Социальный паспорт семей воспитанников средней разновозрастной группы общеразвивающей направленности  МБДОУ ДС №2

Критерии

2015-2016гг.

Примечание

Общее количество семей

27

Из них

Полных

23

Неполных

4

Многодетных

3

Проблемных

2

Опекунство

1

Образовательный уровень родителей

Оба родителя имеют высшее образование

7

1 высшее -1 среднее специальное

7

Оба родителя имеют среднее специальное образование

1

1 среднее специальное – 1 общее

9

Оба родителя имеют среднее образование

3

Социальный состав

Служащие

9

Рабочие

38

Бизнесмены

4

Неработающие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа воспитателя (разновозрастная группа)

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантий качества содержания, создания условий для практического ос...

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы (3 – 7 лет) на 2016 – 2017 учебный год по ФГОС ДО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРеформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Средней разновозрастной группы № 4 «Семицветик» общеразвивающей направленности для детей 4 -6 лет на 2020-2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………&hell...

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы (2-7лет)

Рабочая образовательная программа воспитателяразновозрастной группы (2-7лет)на 2022- 2023 уч. год...

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы (4 – 7 лет) на 2022-2023 учебный год по ФГОС ДО

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического ос...