проект "Тебе,Великая Победа!"
проект (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Тебе, великая Победа!»
Пояснительная записка
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Не все дети знают, что война не обошла и нас Татарстанцев стороной, что во время войны с фашистами жители города Казани и республики Татарстан встали на защиту Родины, многие пошли воевать на фронт, среди них были люди всех национальностей, кто остался в городе не жалели сил работая на заводах. Необходимо уже сейчас знакомить детей с подвигами наших земляков, о том что в годы Великой отечественной войны трудились даже дети. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о Великой Отечественной войне и участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был разработан проект «Тебе, Великая Победа!».
Основная цель: Закрепление знаний детей о том, как защищали советские люди свою Родину в годы войны, как ныне живущие помнят о них. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с историей и боевыми традициями.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2.Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к землякам, победителям ВОВ, гордость за свой край.
3. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
4. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
5. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
6. Организовать праздник, посвященный Дню Победы с приглашением ветеранов.
7.Обобщить знания детей о подвигах Казанцев в годы войны.
8. Познакомить детей с песнями времен Великой Отечественной Войны.
9. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
Продолжительность проекта: 5 недель ( апрель – май)
Актуальность проекта: В преддверии празднования 70- летия Дня Победы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети не имеют полного представления о Великой Отечественной войне, о её значимости, а так же о героях Великой Отечественной Войны, представлений о причинах возникновения праздника. Наши дети не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Так как участников войны с каждым годом становится все меньше, задача воспитателя донести до детей подвиг народа своей страны. Исходя из этого, было решено разработать проект «Тебе, великая Победа!»
Почему же проект является социально – творческий? В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа была построена в этом направлении. Как известно, впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается. Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
При составлении проекта были затронуты основные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства воплощения: Экскурсии, занятия, мини-выставки, составление рассказов, физкультурный досуг, встреча с ветеранами, консультации для родителей, чтение художественной литературы, презентация. Предполагаемые результаты: В первую очередь, в процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, у детей будут сформированы начальные представления о Великой Отечественной войне и истории своей страны. Дошкольники узнают о традиций проведения Дня Победы, сформируется чувства уважения за людей, отдавших жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны и чувства гордости к ветеранам.
Этапы реализации проекта:
I.Подготовительный этап
Номер | Мероприятия | Срок исполнения | Приложения |
1. | Блиц – опрос детей | Апрель 1 неделя | №1 |
2. | Формулировка целей и задач | Апрель 1 неделя | - |
3. | Составление плана основного этапа проекта | Апрель 1 неделя | - |
4. | Разработка содержания проекта | Апрель 2 неделя | - |
II.Основной этап
Номер | Мероприятия | Срок исполнения | Приложения |
1. | Рекомендуемое книжное обозрение детской литературы для родителей и детей 5-7 лет по теме ВОВ | Апрель 3 неделя | Приложение №2 |
2. | Экскурсия в музей боевой славы в школе №55 | Апрель 3 неделя | Приложение №3 |
3. | Беседа с детьми « История Георгиевской ленточки» | Апрель 3 неделя | Приложение №4 |
4. | Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы | Апрель 3 неделя | _ |
5. | Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки», и др. | Апрель 3 неделя | Приложение на диске |
6. | Презентация «Наши защитники!» (по произведению Л.Кассиля «Твои защитники») | Апрель 3 неделя | Приложение на диске |
7. | Проведение спортивной «Зарницы», посвященной празднованию годовщины Великой Отечественной войны. | Апрель 4 неделя | Приложение №5 |
8. | Интегрированное занятие «Мы помним вас, ветераны…» | Апрель 4 неделя | Приложение№6 Приложение на диске (рисунок) |
9 | НОД по речевому развитию на тему « Муса Джалиль - поэт и герой нашего края» | Апрель 4 неделя | Приложение №7 Приложение на диске |
10. | Интегрированное занятии по речевому, художественно - эстетическому развитию на тему «Наш город в годы Великой Отечественной Войны (промышленность). Аллея славы». | Апрель 4 неделя | Приложение №8 |
11. | НОД по познавательному развитию Тема: «Награды победителей». | Май 1 неделя | Приложение №9 |
12. | Совместная деятельность с детьми по изготовлению подарков ветеранам «Голубь на крыше – мир на земле» | Май 1 неделя | Приложение №10 Приложение на диске (аппликация) |
13. | Музыкально поэтический вечер «Никто не забыт, ничто не забыто…» посвященный Дню Победы с приглашением и поздравлением ветеранов ВОВ. | Май 1 неделя | Приложение №11 |
14. | Экскурсия с детьми к обелиску павшим героям в ВОВ и Вечному огню в парк Победы . | Май 1 неделя | Приложение №12 |
III. Заключительный этап
Номер | Мероприятия | Срок исполнения | Приложения |
1. | Блиц - опрос «Что нового вы узнали о дне Победы?». | Май 2 неделя | Приложение №1 |
2. | Портфолио проекта и презентация его результатов в форме фотовыставки | Май 2 неделя | - |
Анализ проведенной работы.
В результате проведенной нами систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Дети стали более заинтересованы и внимательны к ветеранам и старшему поколению, проявился интерес к теме Великой Отечественной войны. Расширился кругозор детей и обогатился их словарный запас через песни, стихи, беседы о войне. Дети стали более осознанно относиться к празднованию Дня Победы, необходимости возлагать цветы к памятникам и чтить память павших героев. Знакомство с историей Великой Отечественной войны способствовало формированию у дошкольников чувства гордости за свою Родину.
Приложение №1
Блиц - опрос детей.
1. Знаешь ли ты, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
2. Что случилось летом в 1941 г.
3. Что такое война?
4. Кто напал на нашу Родину? Зачем?
5. Кто встал на защиту нашей Родины?
6. Кто такие солдаты, что они делают?
7. Когда закончилась война?
8. Кто победил в этой войне?
9. Что такое парад?
10. Что такое памятник павшим воинам?
11. Как страна празднует День Победы?
12. Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?
13. Тебе читают книги о ВОВ?
14. Ты смотришь фильмы о ВОВ?
15. Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Что нужно для этого?
Приложение №2
Рекомендуемое книжное обозрение детской литературы для родителей и детей 5-7 лет по теме ВОВ.
Цели: Углублять знания о Великой Отечественной войне, о Российской Армии, дать элементарное представление о родах войск, способствовать эмоциональному восприятию содержанию рассказов, воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину, за подвиги солдат, уважение к ветеранам.
Материалы: книги о войне.
Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Методические приемы: Чтение литературы, рассматривание иллюстрации., Планируемые результаты: Ребенок имеет представление об истории ВОВ, знает традиции празднования Дня Победы и его значение в жизни нашей страны, знает жанровые особенности рассказов, эмоционально реагирует на события военных лет, сочувствует погибшим на войне, их родным, близким, восторгается детьми военных лет, хочет быть на них похожим.
Книги о войне для дошкольников
В 2015 году мы празднуем 70 летие Великой Победы. Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Эта важная дата будет отмечена не только в средствах массовой информации, но и по всей стране: в детских садах, школах и вузах пройдут мероприятия, посвященные этому памятному дню. Совсем не важно, как это называть – патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе. Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как “какое-то там воспитание” или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли. Ведь становление русского боевого духа – неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.
При знакомстве детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с темой войны перед роителями стоят три основные задачи:
1. Познакомить детей с праздником «День Победы». Рассказать о Великой Отечественной войне.
2. Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова, рассматривая репродукции картин о войне, слушая песни военных лет.
3. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.
В достижении этих целей помогут классические художественные произведения, а также прекрасно иллюстрированные книги, основанные на документальных материалах.
Рекомендуемые произведения о Великой Отечественной Войне для детей старшей и подготовительной группы в детском саду.
Дмитрий Пентегов: Паровоз «Овечка». Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек — «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».“Эй же вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть-дожидаться, чтобы буржуины пришли и забрали нас в своё проклятое буржуинство?“
Солдатская сказка К.Паустовского “Похождения жука-носорога“. Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!
Еще один рассказ К.Паустовского – “Волшебное колечко” – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.
В книгу Нисона Ходзы “Дорога жизни” вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В.Бескаравайного.
В книгу Анатолия Митяева “Письмо с фронта” вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживает трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций.
Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: “Как Сережа на войну ходил”, “Семеро солдатиков”, “Кепка-невидимка”, “Иван-виллис”, “Подкидыш”, “Пусть стоит старый солдат” и другие.
Пронзительная сказка “Как Сережа на войну ходил” о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка …, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке.
С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.
Повесть-сказка “Крайний случай” замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Семенцова Валентина Николаевна – автор книги Лист фикуса. Рассказы о войн – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.
Повесть “Вот как это было” посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.
“Кукла” – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.
Приложение № 3
Экскурсия в музей боевой славы в школу №55
Тематическое содержание:
Посещение детьми мини-музея «Музейно-выставочный комплекс». Экскурсия организована сотрудниками детского сада, при активной помощи и участии родителей.
Экскурсовод проводит для детей тематическую экскурсию на тему:
«…Не забыть нам этой даты, в память той былой войне…».
Рассказ о том, как героев воспевали в своих произведениях художники, писатели, поэты. Рассказ воспитателя о ветеране Великой Отечественной войны, местном жителе ; рассматривание оригиналов орденов и медалей, которыми Правительство по достоинству отметило его подвиги в годы войны.
Цели и задачи:
- познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу любимой Родины , что велась она во имя мира, процветания и благополучия нашей Отчизны;
- расширять кругозор детей посредством ознакомления с репродукциями картин: А. Дейнека «Оборона Севастополя» и Ю. Непринцева «Отдых после боя»и др.;
- развивать способность детей к умению оценивать реальные события, учить анализировать и сравнивать;
- развивать представления о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей;
- воспитывать чувство гордости за наших защитников, ушедших на фронт с родной земли, любовь и уважение к ветеранам войны.
Форма и методы реализации: «Экскурсия в музей боевой славы»
Возраст воспитанников: от 5 до 7 лет.
Ожидаемые результаты: воспитание чувства гордости за наших защитников, ушедших на фронт с родной земли, любовь и уважение к ветеранам войны. Заинтересованность детей моделями военной техники и воинской формой.
Полученные результаты: После проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, дети и воспитатели посетили ближайший обелиск, возложили к Вечному огню цветы, почтив, тем самым, память о героях – живых и не вернувшихся с войны. В свободной творческой деятельности ребятами детского сада были нарисованы рисунки, посвященные 9 МАЯ. Дети эмоционально откликнулись на рассказ воспитателя о ветеране Великой Отечественной войны, местном жителе .
Содержательная часть:
Звучит песня Д. Тухманова «День Победы»
Экскурсовод:
Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной,
Той великою весной.
Победителю-солдату
Сотни раз поклон земной!
Много лет, как миновало,
С исторического дня.
А в Берлине, с пьедестала,
Он, отлитый из металла,
Так и смотрит на меня…
Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной Войны. Но подвиг советских людей, вставших с оружием в руках на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти народа. Великая Отечественная Война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека.
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр и Волгу шли солдаты в бой,
Сражались за советский край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас…
В.Губарец
Война, как известно, началась для нас трагически – с тяжелых поражений, и завершилась триумфальной победой (пояснение слова «триумфальная»). Начало коренному перелому в войне было положено победой советских войск, в грандиозной Сталинградской битве. Именно здесь был поставлен предел продвижению гитлеровских войск на территории Советского Союза. Именно от волжских берегов началось массовое изгнание полчищ агрессора с нашей земли. Советская армия овладела стратегической инициативой и не упускала ее до конца войны. В битве с фашизмом наша армия еще раз подтвердила величие и силу нашего народа.
Священны места всех сражений,
Где воины к подвигу шли.
Стране День Победы весенний
они из боев принесли.
В. Губарец
Рассматривание экспозиции репродукций картин:
Картина А. Дейнека «Оборона Севастополя»: что изображено на картине, что делают моряки, что надето на них, как одеты фашисты, кто победит?
Битва за город Севастополь продолжалась 250 дней. Защитники города – моряки Черноморского флота – мужественно сражались с врагом. На переднем плане картины изображена огромная фигура матроса. Он воплощает собой, мощь народа в борьбе против фашизма. (Обратить внимание детей, что художник нарисовал моряка белым цветом, а фашистов черным, таким образом, показывая свое отношение к героям-морякам и захватчикам).
Переход детей к картине художника Ю. Непринцева «Отдых после боя».
Экскурсовод: На картине изображены солдаты. Они отдыхают после тяжелого боя. Как одеты бойцы? (В теплые тулупы, ватные брюки, шапки – ушанки.) Почему? (На картине зима. На некоторых белые комбинезоны, и халаты.) Как вы думаете, для чего? (Что бы враг не заметил на белом снегу. Особенно это важно для разведчиков.) Солдаты устали, многие еще с оружием в руках. В центре изображен веселый солдат. Это Василий Теркин – народный герой. Он рассказывает бойцам что-то смешное. Все улыбаются. Возможно, солдаты не спали всю ночь и ночевали в зимнем морозном лесу, замерзли. Василий Теркин хочет их подбодрить, шутит, смеется. Несмотря на то, что бойцы устали, они не унывают, на их лицах решительность, бесстрашие. Они готовы идти на бой с врагом, защищать свою Родину.
Каждый ребенок должен знать, чем была война для всех нас. Да, война не обошла стороной ни одну семью. В каждой семье был свой герой – живой или погибший, но он был и навсегда останется в памяти родных и близких, в нашей памяти. Бережно хранится в семейном архиве все, что связано с памятью о родных, прошедших дорогами войны и возвратившихся с Победой домой.
Экскурсовод показывает детям портрет ветерана Великой Отечественной войны , земляка(биография)
Победа была нелегкой. Многие не вернулись домой, защищая нас с вами. Они так хотели, чтобы мы жили в хорошей, счастливой стране. В каждой семье есть медали, которые принесли с войны ваши прадедушки, прабабушки. Они бережно хранятся в красивых шкатулках и заветных коробочках. 9 Мая вся страна отмечает освобождение нашей Родины от врага. В этот день все поздравляют участников войны и дарят им цветы, подарки. Тех, кто пережил ту страшную войну, уже осталось так мало и им очень хочется увидеть своих друзей – однополчан в здравии, обнять их и снова ждать встречи... Жаль, но с каждым годом их, героев, становится меньше. Они навсегда останутся в нашей памяти. В их честь гремит Салют Победы!
Память о них должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы у священных могил, но и в наших сердцах.
«Вечный огонь»
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска.
Наш венок расцвел на нем
Жарким, пламенным огнем.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Д.Чибисов
Приложение №4
Беседа « История Георгиевской ленточки».
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное
развитие.
Материал: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России, иллюстрация Георгия Победоносца
Методические приемы: Беседа, рассматривание иллюстрации
Содержание НОД
I. Вводное слово воспитателя
Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.
Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?
II. Беседа
Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден очень давно , почти 250 лет назад( в 1769 году). Он давался только за конкретные подвиги в военное время . Это была исключительная воинская награда. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).
Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты?
В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.
Воспитатель: История о георгиевской ленте пришла к нам из далекого прошлого. Это было очень давно. Об этом существует много легенд, я расскажу вам одну из них:
Легенда называется "Чудо Георгия о Змие"
«В некоем городе правил царь. Город, которым он правил процветал. Но недалеко от города в болоте поселился чудовищный Змий, который опустошал окрестности и пожирал жителей города.
Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение на болоте, и войско не смогло даже близко подойти к Змию.
Чтобы избежать гибели, жители города были вынуждены приносить в жертву Змию своих детей. Когда очередь дошла до царской дочери Елисавы, явился прекрасный юноша на белом коне – Святой Георгий.
Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о Змие.
Георгий вышел на бой со Змием, одержал победу, избавил девушку и весь город от неминуемой гибели.
Так добро победило зло.
Жители города, пораженные чудом стали прославлять Святого Георгия, пересказывать его подвиг и изображать его лик».
Изображения святого Георгия встречались издревле на монетах и печатях. Сегодня его изображения можно увидеть в музеях, на иконах в соборах и на гербе города Москва (можно продемонстрировать иллюстрации).
III. Физкультминутка. «Кто быстрее соберется по тревоге».
IV.Аппликация Воспитатель: На темно-красном фоне изображен всадник на коне в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. В руке у него копье. Это Георгий Победоносец. На других изображениях Георгий как луч солнца в золотом плаще с золотым копьем.
Всадник поражает копьем черного Змия (Змий это зло)
Георгий Победоносец - символизирует свет, добро, храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами (Это добро) …
Воспитатель предлагает детям подойти к рабочим столам. Перед ребенком белый лист бумаги. На белом листе бумаги восемь цветных полосок.
Воспитатель: Выберите полоску цвет которой, по вашему мнению, может символизировать злобу, вражду, неудачу….
Дети: (делают свой выбор)
Воспитатель: Выберите полоску цвет, которой, по вашему мнению, может символизировать радость, доброту, свет, победу ….
Дети: (делают свой выбор)
Воспитатель: Расположите на листке полоски так, чтобы черная полоска
располагалась внизу (Змий), а желтая - сверху (Георгий в золотом плаще). Можно сказать о том, что эти полоски символизируют фразу «Добро победило зло»?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям продолжить ритм полосок и приклеить их. Воспитатель предлагает сравнить ленты.
Воспитатель: Вот так и была создана лента, которая символизирует победу добра над злом и говорит нам о том, что «Всегда добро будет побеждать зло».
Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?
Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!
Неугасима память поколения
Войны не хотим мы нигде, никогда,
И память тех, кого так свято чтим,
Пусть мир будет в мире везде и всегда!
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.(Минута молчания)
Итог занятия: Мы должны знать историю наших дедов и прадедов, уважать их подвиг во имя спасения и мира.
Приложение № 5
Сценарии спортивной «Зарницы», посвященной празднованию годовщины Великой Отечественной войны
Цели :обобщить представление детей о трудностях, которые приходилось преодолевать воинам; развивать двигательную активность ,стойкость, храбрость ;воспитывать патриотические чувства, признательность фронтовикам.
Образовательные области: физическое развитие ,социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Эстафета «Дорога жизни»
Вы уже знаете, что фашисты минировали наши дороги, и шоферам на военном транспорте приходилось очень осторожно передвигаться, чтобы не взорваться.
Каждому игроку по очереди предлагается провести машинку на веревочке между кеглями, не задев их. Побеждает та команда, которая меньше уронила кегель «взорвала мин».
Игра «Доставь снаряды»
Дети делятся на две команды. Каждый участник берет из корзины по одному набивному мешку.
Дети получают задание — доставить мешки в корзины, расположенные в другом конце помещения. Для этого «бойцам» предстоит обежать кегли, перепрыгнуть через круги, пролезть под дугами.
Игра «Попади в цель»
Это продолжение игры «Доставь снаряды» . Дети по очереди добегают таким же путем до корзины, вынимают оттуда один снаряд и стараются попасть им в мишень. Бегут обратно и передают эстафету
Игра «Выиграй бой».
На войне было необходимо большое количество патронов снарядов и гранад, поэтому во время бомбежки солдаты помогали друг другу и подносили к оружию снаряды.
Задание: 2 солдата передвигаются с зажатыми между лбами маленьким мячиком. Вы должны добежать до цели и положить «Снаряд» в корзину, обратно возвращаетесь, держась за руки, и передаете эстафету другой паре. Побеждает та команда, которая принесет большее количество патронов за 2 минуты.
Игра –эстафета «Ранение».
Во время войны наши солдаты получали ранения, и медики спасали раненных, выносили их на руках из-под обстрела.
Задание - У каждой команды есть «раненый». Он лежит на ковре в противоположной стороне от команды. Игроки по очереди подбегают: 1-й смазывает зеленкой локоть; 2-й и 3-й помогают дойти раненому до своей команды.
Игра проходит 2-3 раза под музыкальное сопровождение песня «Катюша»
Приложение №6
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Мы помним вас, ветераны»
Программное содержание: Продолжать расширять представление о героических защитниках страны в годы войны, о празднике День Победы. Приобщать к праздничным событиям, выражать свое отношение к ним, уметь отражать в своих рисунках. Учить рисовать, используя штриховку. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Воспитывать уважение к воинам – победителям.
Материал: краски, простой карандаш, трафарет (круг диаметром 5,5 см.), фломастеры, палитра, кисточки, вода.
Предварительная работа. Работа с родителями: предложить родителям сходить с детьми на салют, посвященный празднованию Дня победы. Рассматривание иллюстрации, беседа о прошедшем празднике, о впечатлениях от увиденного салюта.
Методические приемы: беседа чтение художественного произведения, вопросы, образец, показ элементов рисования
Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Содержание НОД.
I. В нашей стране есть замечательный праздник - День Победы. Что это за праздник? (ответы детей).
Трудно приходилось нашим солдатам в годы Великой Отечественной войны. В борьбе против врагов объединились русские, белорусы, украинцы, армяне, узбеки.
II. Предлагаю послушать рассказ Л.Кассиля «Богатыри» из книги «Твои защитники»
- Какие трудности приходилось преодолевать морским пехотинцам при
взятии города?(ответы детей);
- Моряки прыгали из шлюпок в воду, какая была вода? (ледяная);
- Стали подниматься на берег, какие препятствия их ещё ожидали? (острые скалы);
- Почему в рассказе детей называют богатырями?
III. Наша Армия победила врагов. И вот уже как 70 лет прошло с тех пор, и мы с благодарностью вспоминаем тех, кто защитил нашу Родину и каждый год отмечаем День Победы. Как проходит этот праздник? В этот день возлагают венки к могиле неизвестного солдата, поздравляют ветеранов, а вечером горожане выходят на набережную Казанки и наблюдают за праздничным салютом, так отдают почесть солдатам, одержавшим победу над врагом. На что похож этот салют? (ответ детей).
А сейчас я вам предлагаю отразить салют в своих рисунках.
1. Возьмите трафарет (круг диаметром 5,5 см.), простой карандаш и обведите несколько кругов в верхней половине листа.
2.Дальше при помощи фломастеров штриховкой нарисуем салют. Для этого найдите середину, проведите вспомогательные линии вверх, вниз, направо, и налево, дальше штрих двигается от центра по кругу от одной вспомогательной линии до другой. Можно использовать разные цвета для каждого круга.
3. А потом возьмем краски и кисточки и на второй половине листа нарисуем многоэтажные дома. Фломастерами можно провести линии – направление полета огней салюта.
IV. Физкультминутка. Пение песен военных лет (пока сохнет рисунок)
4. А теперь взяли палитру, разбавили синюю краску и закрасили небо.
V. Итог занятия. По окончании все работы составляем вместе, любуемся, оцениваем работы.
Приложение №7
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию « Муса Джалиль - поэт и герой нашего края»
Цель:
1.Познакомить детей с детскими годами жизни поэта.
2. Рассказать о подвиге Мусы Джалиля.
3. Вызвать у детей чувство уважения и гордости к поэту – герою
4.Познакомить детей со стихами М.Джалиля.
Методические приемы: Беседа, чтение стихов, рассматривание иллюстрации.
Образовательные области: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Содержание НОД.
I. Воспитатель показывает портрет М.Джалиля.
Ребята- это поэт Муса Джалиль.
Он родился в татарской семье в селе Мустафино. Жил он бедно, любил учиться, рано начал писать стихи. В 9 лет он написал свое первое стихотворение.
С первых дней войны на фронте раненый в грудь он попал в плен к фашистам, там организовал подпольное движение пленных на борьбу с фашистами.
Он очень любил свой народ, Казань был для него родной город, в котором он учился, написал много стихов, некоторые из них посвятил Казани. Даже в плену, перед казнью он продолжал писать стихи о ненависти к врагу, о любимой Родине, он очень верил в победу над фашистами. М.Джалиль погиб в борьбе с врагом, спасая жизни другим. Его стихи, его смерь великий подвиг. Всему миру известны подвиг и стихи великого татарского поэта. Его будут помнить всегда: в его честь названы улица Казани, Казанский театр оперы и балета, открыт дом – музей.
Каждый год 15 февраля отмечается день рождения поэта, проводятся концерты, литературные вечера, на которых читают его стихи.
II.Физкультминутка.( Поднимем ручки на верх и помашем)
Помашем флажками
Сегодня Победа!
И мы победители в этой борьбе,
Сегодня Победа! Сегодня Победа!
Счастливее нет нас на этой Земле!
III.М.Джалиль написал очень много стихов одни из них «Мой пес», «Девочка из Мензелинска», «Соловей», «Клятва», «Красная ромашка» и другие.
Послушайте стихотворение « Красная ромашка»:
Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.
Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.
Все - как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась:
- Почему ты изменилась?
- Где взяла ты этот цвет? -
А подружка им в ответ:
- Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.
Он ушел, его здесь нет -
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.
Июль 1942
IV. Итог занятия. Ребята сегодня мы познакомились с поэтом – героем М.Джалилем. Никогда не забывайте его подвиг. Помните его стихи.
Рекомендации для родителей. Рекомендовать родителям посетить памятник М.Джалиля, почитать детям его стихи.
Приложение №8
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому и художественно – эстетическому развитию.
Тема: Наш город в годы Великой Отечественной Войны (промышленность). Аллея славы.
Цели:
Расширять представления, знания детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о трудном пути нашего народа к Победе.
Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны в целом и родного края в частности, интерес к творчеству через оригами;
Воспитывать уважение к памяти народа -победителя, традиции преемственности поколений, чувства взаимопомощи, ответственности, качества работы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно- эстетическое развитие ».
Оборудование:
-иллюстрации заводов и фабрик г. Казани, фотографии военных лет;
- цветные квадраты для цветов 3х3 см (для цветов);
- цветные квадраты для деревьев 10х10 см для деревьев);
- салфетки и клей;
- плакат с готовой стелой;
- образцы готовых деревьев и цветов оригами;
Содержание НОД
Во время войны было совершено много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети: Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель: А как называется человек, совершивший подвиг?
Дети: Герой.
Героические поступки совершались не только на поле боя, но и в глубоком тылу. В нашей республике не было боевых действий ,но наши земляки совершали героические поступки, не жалея своих сил, чтобы обеспечить бойцов теплой одеждой, обувью, пищей, боеприпасами и техникой.
Мирную и созидательную жизнь города в 1941 году жестоко перечеркнула Великая Отечественная война. Казань мужественно встретила это тяжкое испытание. В первые же дни войны она отдала фронту много своих сынов. Вместо них у рабочих станков встали жены и сестры, дочери. Люди сутками не покидали свои рабочие места. Ни одно предприятие Казани не сократило выпуск продукции. Наоборот, многие вдвое, втрое увеличили свою производительность. Большинство заводов и фабрик переключилось на выпуск оборонной продукции.
В 1942 году в Казани функционировали: 31 предприятие пищевой, 40 - легкой и местной промышленности, а также десятки предприятий машиностроительной, медицинской, оборонной промышленности и 50 артелей промкооперации. На всех предприятиях города работало тогда свыше 121 000 человек.
В годы Великой Отечественной войны Казанский пороховой завод, выпускал свою продукцию круглосуточно. Казанский пороховой завод стал практически единственным, поставлявшим на фронт боеприпасы и заряды для легендарных "Катюш"! Более четырех лет производство важнейших для армии боеприпасов велось круглосуточно без выходных и держалось на плечах женщин и подростков.
Но и пороховики -фронтовики многое сделали для победы. Более двух тысяч работников завода приняли непосредственное участие в военных действиях, многие из них погибли на фронтах Великой Отечественной… Сотни фронтовиков с Казанского порохового завода были отмечены боевыми наградами. Пятеро из них стали Героями Советского Союза, а сын потомственных пороховиков Столяровых, воспитанник заводского аэроклуба Николай Столяров был удостоен Золотой Звезды дважды. За доблестный труд в военные годы завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.
В годы Великой Отечественной войны промышленный облик Казани сильно изменился в результате размещения эвакуированных предприятий. Большинство из 70 предприятий, эвакуированных в Татарию, осело в ее столице. Так, например, авиационный завод имени С. П. Горбунова, эвакуировавшийся из Москвы, уже через четыре месяца начал выпускать знаменитые пикирующие бомбардировщики Пе-2., которые наводили страх на гитлеровцев.
4 августа 1941 года в Казань прибыло оборудование Московской плетильно-ткацкой фабрики. Основная часть ее оборудования была размещена в помещениях гармонной и кожгалантерейной фабрик и уже 2 октября пущена в эксплуатацию. Фабрика выпускала ленты и стропы для парашютов.
Оборудование эвакуированного в Казань гомельского завода "Труд" было передано комбинату "Спартак". За счет использования этого оборудования комбинат начал выпускать армейскую обувь. В короткие сроки все эвакуированные предприятия были пущены в эксплуатацию. На них началось массовое производство военной продукции. Казанская фабрика кинопленки одна из первых предприятий Республики получила срочный заказ на изготовление новых видов пленки для нужд авиации. Казанская фабрика стала единственным предприятием, выпускающим такую продукцию. Уже в августе 1941 г. коллектив фабрики изготовил первую партию авиационной пленки для фотографирования с больших высот военных объектов противника. С этого времени в течение всей войны фабрика снабжала армию высококачественной пленкой, фотобумагой, медицинские учреждения – рентгеновской пленкой.
Казанский меховой комбинат за короткий срок освоил пошив шапок – ушанок, рукавиц, жилетов, унтов, комбинезонов и шлемофонов для летчиков, теплого обмундирования. Предприятия местно промышленности шили шинели, гимнастерки, брюки, перчатки, теплое белье, маскировочные халаты.
В помощи фронту принимали участие не только жители городов ,но и труженики сел и деревень. Они трудились день и ночь на полях, выращивали хлеб, картофель и другие продукты. Благодаря им за годы войны Татарстан обеспечил армию 2 млн. 96 тыс. тонн хлеба, 624 тыс. тонн картофеля, 896 тыс. тонн мяса, 200 млн. литров молока, более 8 тыс. тонн шерсти. Таким образом, Татарстан внес вклад в разгром фашистов и победу над ними.
Физкультминутка: «Попади в цель»
В честь народа победителя предлагаю сделать аллею из деревьев оригами и украсить клумбы цветами оригами.
Я предлагаю выбрать бригадиров, и каждая бригада будет выполнять свою работу, а потом мы объединим наши усилия на этом плакате. Бригадиры приклеят то, что сделала их бригада на наш плакат.
Распределение работы:
1бригада делает деревья, 2бригада делает цветы.
Воспитатель: - Маша, что будет делать твоя бригада?
Даша: - Моя бригада будет делать деревья.
Воспитатель: - Никита, что будет делать твоя бригада?
Саша: - Моя бригада будет делать цветы.
Воспитатель: - Возьмите всё необходимое и приступайте к работе.
(Звучит музыка военной тематики.)
Воспитатель: - Серёжа, что ты выгибаешь?
Серёжа: - Я выгибаю дерево.
Воспитатель: - Алёна, что ты выгибаешь?
Алёна: - Я выгибаю цветы.
Воспитатель: - Что ты, Саша, будешь делать из деревьев?
Саша: - Я буду делать аллею.
Воспитатель: - Петя, что ты будешь делать из цветов?
Петя: - Я буду украшать клумбу цветами.
Воспитатель: - Марина, какого цвета у тебя квадрат?
Марина: - Мой квадрат синего цвета, поэтому мой цветок будет синим.
Воспитатель: - Как называется искусство выгибания из бумаги?
Дети: - Искусство оригами.
Воспитатель: - Маша, твоя бригада справилась с заданием, куда ты приклеишь свои деревья?
Маша: - Я свои деревья приклею вдоль дорожки, чтобы получилась аллея.
Воспитатель: - Никита, твоя бригада справилась с заданием, куда ты приклеишь свои цветы?
Никита: - Я свои цветы приклею на клумбу, чтоб она была нарядной.
Воспитатель: - Посмотрите, какой красивый получился плакат, как его можно назвать?
Дети:
- Аллея Победы
- Аллея памяти
- Аллея славы
- Аллея мужества
(Приклеить заранее приготовленные названия на плакат).
Воспитатель: - Подойдите все поближе, закройте глаза (воспитатель приклеивает светящуюся звезду на магните). Откройте глаза. У стелы зажигается вечный огонь, а мы зажгли звезду. Почтим память героев минутой молчания.
Воспитатель: - Давайте похлопаем себе за наши старания. Мы повесим наш плакат в коридоре, чтобы нашей работой могли любоваться все, ведь скоро праздник, День Победы! А теперь присядьте на свои места.
Воспитатель: - Ребята, какие у вас возникали чувства во время занятия?
Дети: - Гордость за наших победителей.
Воспитатель: - Чем мы занимались на занятии?
Дети: - Украшали плакат.
Воспитатель: - Для чего мы это делали?
Дети: - Чтобы ещё раз вспомнить о тех, кто сражался за нашу Родину, и наше счастливое детство.
Воспитатель: - Вы хорошо занимались, приходили на помощь друг другу, если кто-то затруднялся. Я горжусь вами, ребята! Давайте ещё раз улыбнёмся и похлопаем себе.
Приложение №9
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию «Награды победителей».
Цели : продолжить знакомство с героическими страницами истории нашей Родины ;
расширять представления детей об армии (солдаты в годы Великой Отечественной войны воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов);
познакомить с героями Великой Отечественной войны;
закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.
Виды детской деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: фронт, тыл, партизанский отряд.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, рассматривание памятников погибшим героям.
Материалы и оборудование: аудиозапись песни «День победы»,фотографии военных лет, плакат «Парад победы»,письмо-треугольник, изображение ордена « Красной Звезды», «Победы», «За оборону Москвы».
Содержание НОД
Воспитатель. Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа.
Звучит песня «День Победы» в записи. О каком празднике поется в песне?
Дети. О празднике Победы.
Воспитатель. Что же это за праздник? Дети. Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.
Воспитатель. Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом. Скажите, у кого есть дедушки или бабушки, воевавшие на войне? (Ответы детей.) Кем они были во время войны? Дети. Солдатами, медсестрами.
Воспитатель. Мы знаем, что совсем не просто пришел к нам этот день. Его завоевали наши доблестные деды. А кто скажет, когда все мы отмечаем День Победы. (Ответы детей.) - 9 мая. Молодцы.
Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.
Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. Так и началась Вторая Великая Отечественная война.
Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.
Солдаты во время войны жили в землянках. Физкультминутка. (Марш под музыку)
Как вы думаете, что такое «подвиг»?
Дети. Это смелый, отважный, хороший поступок.
Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг? Дети. Герой.
За свои подвиги многие герои получили награды.
Например:
Орден «Победа» является высшим военным орденом. Им награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.
Для награждённых орденом «Победа» учреждается, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в неё имён кавалеров ордена «Победа». Мемориальная доска устанавливается в Большом Кремлёвском дворце. Награждение этим орденом производится только Указом Президиума Верховного Совета СССР. Орден «Победа» носится на левой стороне груди на 12—14 см выше пояса.
Орден Красной Звезды учреждён для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.
Орденом Красной Звезды награждаются:
военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, сотрудники органов Комитета государственной безопасности СССР, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; воинские части, военные корабли, соединения и объединения, предприятия, учреждения, организации.
Орденом Красной Звезды могут быть награждены и военнослужащие иностранных государств.
Награждение орденом Красной Звезды производилось:
За личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями, способствовавшими успеху советских войск;
За успешные боевые действия воинских частей и соединений, в результате которых противнику был нанесён значительный урон;
За заслуги в обеспечении государственной безопасности и неприкосновенности государственной границы СССР;
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни;
За образцовое выполнение специальных заданий командования и другие подвиги, совершённые в условиях мирного времени;
За большие заслуги в поддержании высокой боевой готовности войск, отличные показатели в боевой и политической подготовке, овладении новой боевой техникой и другие заслуги в укреплении оборонной мощи СССР;
За заслуги в развитии военной науки и техники, подготовке кадров для Вооружённых Сил СССР;
За заслуги в укреплении обороноспособности государств социалистического содружества.
В период после Великой Отечественной Войны, было принято за правило - награждать орденом Красной Звезды всех военнослужащих, сотрудников военизированной противопожарной службы и сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей. Орден и орденская книжка на него вручались родственникам погибшего. Также в ходе локальных конфликтов и Афганской Войны - орденом Красной Звезды награждались все советские военнослужащие, получившие в боевых столкновениях ранения средней тяжести, тяжёлые ранения либо тяжёлые контузии.
Медаль за отвагу. Во время Великой Отечественной войны за период с 1941 по 1945 год было произведено более 4 млн. награждений. За личное мужество и отвагу проявленное в бою.
И, конечно же, медаль за оборону Москвы.
Медалью «За оборону Москвы» награждались все участники обороны Москвы:
все военнослужащие и вольнонаёмный состав Советской Армии и войск НКВД, участвовавшие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года;
лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года;
военнослужащие частей Московской зоны ПВО и частей МПВО, а также лица из гражданского населения — наиболее активные участники обороны Москвы от воздушных налётов противника с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года;
военнослужащие и гражданские лица из населения города Москвы и Московской области, принимавшие активное участие в строительстве оборонительных рубежей и сооружений оборонительного рубежа Резервного фронта, Можайского, Подольского рубежей и Московского обвода.
партизаны Московской области и активные участники обороны города-героя Тулы.
Медаль «За оборону Москвы» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За оборону Ленинграда».
Воспитатель. А сейчас мы поговорим с вами о героях великой отечественной войны, наших земляках. На защиту Родины встал весь наш многонациональный народ :мужчины и женщины, старики и молодежь и даже дети.
Вот такие героические люди.(Рассказ о героях земляках)
Военные письма. С войны солдаты писали письма своим родным и близким. Листочек с письмом сворачивали в особенный треугольник и на нем писали адрес. Такие письма называли «письмами счастья», ведь они означали, что солдат жив и здоров.
К великой радости война закончилась победой. В честь нее ежегодно в столице нашей Родины проводится парад победы. В параде участвуют не только люди, но и техника.
Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты.
А на них — то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.
Что же это такое? (Салют)
Правильно, салют. Салют в честь героев второй мировой войны. А вы видели салют? (Ответы детей.)
Это салют для всех людей, кто участвовал в этой страшной войне. Кто погиб и кто вернулся живым.
Подведение итога. О каком событии мы с вами сегодня говорили? Что такое «подвиг»? Как называют человека, совершившего подвиг?
Приложение №10
Совместная деятельность с детьми по изготовлению подарков ветеранам «Голубь на крыше – мир на земле»
Цель: Формировать представления о героических защитниках страны в годы Великой отечественной Войны. Вызывать у детей желание сделать приятное ветеранам - сделать поделку, воспитывать уважительное отношение к ним. Дать понять детям то, что белый голубь является символом мира. Развивать умение самостоятельно композицию, работать с трафаретом.
Предварительная работа. Подготовка подставки в рамке для картины.
Материалы и инструменты. Тонированные листы бумаги, фломастеры, ножницы, клей, нити, салфетки, картина А.Худякова «Медсестра»
Методические приемы: Чтение художественного произведения, беседа, рассматривание плакатов и картин.
Образовательные области: : Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Содержание НОД.
I. Чтение рассказа Л.Кассиля «Сестра». Повторить чтение отрывка, в котором рассказывается, как бесстрашно действовала медсестра.
II. Внести картину А.Худякова «Медсестра».Что вы видите на картине? Идет бой, кругом свистят пули, горит подбитый танк. Медицинская сестра одной рукой держит раненого, второй рукой опирается на глубокий снег и ползет вперед. Предложить пересказывать отрывок Фашисты по ней стреляют, а она, знай себе ползет, да раненного тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится.
- Как вы думаете, о чем сейчас думает девушка? (стремится спасти раненого бойца)
- Какими были воины-защитники? Как их сейчас называют?(ветераны). 70 лет прошло с тех пор, но мы их помним. И каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы.
III.Физкультминутка. «Кто быстрее соберется по тревоге».
IV. Сегодня я вам предлагаю сделать подарок ветеранам. Показываем композицию с голубями над черепичной крышей на фоне ярко – голубого неба.
-Что это за птица? (голубь). Голубь это символ мира на планете, олицетворяющий желание людей жить в мире без войны. Его изображают на многих плакатах (показать наглядно). Если голуби спокойно летают над крышей, значит у нас мир на земле.
Предлагаем вырезать голубей из белой бумаги, используя трафареты, соблюдая симметрию (путем сожжения листа пополам)
Изображаем черепичную крышу. Вырезаем трапецию (срезаем уголки на прямоугольнике путем складывания листа пополам) и рисуем на них волнистые линии. Показываем варианты графических бордюров - петли, волны.
Дальше предлагаем выбрать листы тонированной бумаги, создаем свою весеннюю картину. Приклеиваем крышу, затем голубей - одни сидят на крыше, другие летают среди кудрявых облаков. Дополнения: солнце, облака.
Затем закрепляем композицию к заранее приготовленной настольной рамке.
Итог занятия. Итак, ребята, мы с вами приготовили подарок ветеранам.
Выше голуби взлетают
Майским утром на заре
В синь взлетают, всем желают
Мира, счастья на земле!
На утреннике посвященному Дню победы предлагаем преподнести композицию ветеранам.
Приложение №11
Сценарий музыкально - поэтического вечера «Никто не забыт, ничто не забыто…» посвященный Дню Победы с приглашением и поздравлением ветеранов ВОВ.
Цель: Расширять знания детей о жестокой войне, принесшей нашей стране большие разрушения и много горя, о том, что война закончилась 9 мая и этот день стал в нашей стране великим, светлым праздником – Днем Победы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, уважительных отношении к ветеранам.
Материал: Атрибуты для танцев и игр, парадная форма, цветы для ветеранов.
Предварительная работа: Заучивание песен, стихов и игр, чтение произведении о Великой Отечественной войне, рассматривание иллюстрации.
Методические приемы: Пение песен, рассказывание стихов, поздравление ветеранов, игры, танцы.
Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Под фонограмму «День Победы» в зал входят дети и выполняют построения. В конце кричат: Ура! – три раза
Ведущий: 9 Мая – светлый, радостный праздник – несколько лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших славных воинов –защитников, отстоявших мир в жестокой битве.
1-й ребёнок Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Была закончена война.
2-й ребёнок Сияет солнце в день Победы
И пусть не меркнет никогода
В боях жестоких наши предки
Сумели победить врага
3-й ребёнок День Победы!День Победы!
Отмечает вся страна
И волнующая радость
Заполняет города!
4-й ребёнок Разбудила музыка
Праздник по утру
Вьются разноцветные
Флаги на ветру.
5-й ребёнок Хорошо по улицам
С песнями шагать
С Родиной любимой
Праздник отмечать
Песня «День Победы» (Д.Трубачев)
1 –й ведущий Время - всё ему подвластно, оно не властно только над нашей памятью.
2-й ведущий 22 июня, ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началась война!
Фонограмма «Вставай страна огромная» (музыка А.Александрова, автор В.Лебедев- Кумач)
Ребёнок: « Вставай, народ» -
Услышав клич Земли
На фронт солдаты Родины ушли
С отцами рядом были их сыны
И дети шли дорогами и войны
(Выходит девочка, на голове косынка с красным крестом)
Девочка: Пушки грохочут, пули свистят
Ранен осколком снаряда солдат
Шепчет сестричка: «Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!»
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла
Многих сестричка от смерти солдат.
Песня о медсестре (слова и музыка С.Г.Насауленко)
Ведущий :Много горя и лишений вынесли на своих плечах народ России. Каждый человек свято верил в победу над фашизмом. В первые же дни войны родился лозунг: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» Длилась война 1418 дней.
Фонограмма песни «1418 дней».
Ребенок Песня солдатам в войну помогала
Песня их грела в землянке сырой.
Песня от смерти спасала
И поднимала на праведный бой!
С гостями исполняется песня военных лет.
Танец «Синий платочек»
Ребёнок Война идет, и в воздухе
Сражается пилот
Ведет бесстрашный летчик
В атаку самолет!
Песня «Первым делом самолеты»
Ребёнок Кто сказал, что нужно бросить
Песню на войне?
После боя сердце прсит
Музыку вдвойне!
Ребенок Бескозырки есть у нас
Спляшем «Яблочко» сейчас
Исполняется танец «Яблочко»
Ребенок Спать легли однажды дети
Окна все затемнены
А проснулись на рассвете
В окнах свет и нет войны
Ребенок Люди празднуют победу
Весть летит во концы
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!
Исполняется песня «Солнце скрылось за горою» (музыка М.Блактер, слова А.Коваленко)
Ведущий Навстречу раскатам
Ревущего грома
Мы в бой поднимались
Светло сурово
На наших знаменах
Начертано слово:
Победа! Победа!
Во имя Отчизны!
Победа!
Во имя живущих
Победа!
Во имя грядущих
Победа!
Исполняется песня «Как скажи тебя зовут»
Ребёнок Отстояли наши деды
Труд и счастье на Земле
Ярче светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле!
Упражнение «Звездочка»
Ребёнок Все мы мальчишки
На отцов своих похожи
Все мы мальчишки
Храбрецами станем тоже
Когда придет пора
Все Ура! Ура! Ура!
Исполняется песня «Мы пока что дошколята»
Ребенок Чтобы врага застать врасплох
Применим смекалку
И не лишним будет здесь
Спортивная закалка!
Игра «донесение» с мальчиками
Ведущий Вам ветераны яростных сражений!(дарим цветы ветеранам )
Ребенок Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки
От всех людей, от всей Земли!
Ребенок Благодарим солдаты, вас за жизнь,
За детство, за весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Исполняется песня «Когда ветераны идут на парад» (слова и музыка З.Роот)
Ребенок День 9 – го Мая
Громко горны поют
Пусть гремит несмотря
В честь Победы салют!
Упражнение «Салют» (султанчики)
Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце!»
Приложение №12
Экскурсия детей и родителей к обелиску павшим героям в ВОВ и Вечному огню в парк Победы.
Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Закреплять знания детей о том, как их предки защищали родную страну. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому. Развивать у детей эмоционально-положительное отношение к героям Великой Отечественной войны. Расширить детско – родительские отношения в рамках проекта мероприятия.
Методические приемы: беседа, чтение стихов, эстафета, рассматривание иллюстрации
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Содержание НОД
I.Воспитатель: – Ребята, у нас сегодня необычное занятие - в этом году вся наша страна отмечает очень важный праздник, 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще совсем маленькими, на нашу страну напали враги – фашисты. В этой страшной войне погибло очень много людей – и мирных жителей, и солдат, которые защищали свою родную землю. Но наша страна не забыла своих героев. Создаются музеи, памятники, обелиски в их честь.
Воспитатель читает отрывок из книги С. Михалкова «Быль для детей»:
- Здравствуй, воин – победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель –
Красной Армии – солдат.
Всю войну, в любом селенье,
В каждом доме и избе
Люди думали с волненьем,
Вспоминали с восхищением
И с любовью о тебе.
– Что вы видите на иллюстрации? (В ноябре на Красной площади прошел военный парад. С него наши солдаты ушли на фронт защищать наш родной город – Москву и нашу большую страну.)– Когда фашисты подошли к Москве, москвичи встали на защиту своего города. Работали все – и женщины, и старики, и дети. Они рыли окопы, строили противотанковые ежи. На заводах и днем, и ночью работали рабочие: делали снаряды, оружие для фронта. За героизм и мужество, которое проявляли защитники Москвы, установили обелиск «Москва – город-герой».– В военных госпиталях медики делали все возможное, чтобы спасти жизнь нашим солдатам. В наше время здесь находится больница. Всегда необходимы люди, которые могут придти на помощь, врачи, медицинские сестры.
II.Воспитатель проводит физкультминутку. Эстафета «Помоги другому»Группа делится на две команды санитаров. Детям нужно добежать до стола и положить в санитарную сумку по одному предмету, который необходим при оказании помощи пострадавшему.
III.Звучит аудиозапись песни «Журавли» Я. Френкеля и Р. Гамзатова. Воспитатель: – Путь к победе был трудным и долгим. Народ доказал, что завоевать Россию невозможно! Мы с вами живем в прекрасное мирное время. В нашем городе в честь победителей благоустроен Парк победы. При входе в парк мы увидим величественный обелиск возведенный в честь погибших и вечный огонь куда мы можем возложить цветы в память о них. Посещение памятного места совместно с родителями.
Литература
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.просвящение,1984
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
- Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай!: методическое пособие. – Казань КГПУ,2003.75 с.
- Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
7.Журнал «Старший воспитатель» №5, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...
победа деда-моя победа
сценарий, посвященный Дню Победы...
методическая разработка спортивно-музыкального праздника ко Дню Победы на свежем воздухе "Салют Победы"
разработка интегрированного мероприятия для старших дошкольников...
Вперед, к Победе. (сценарий праздника Победы с участием пап воспитанников)
Совместная Работа с родителями. Патриотическое воспитание детей......
Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошла акция - "Стихотворение Победы" посвященная 75 - летию Дня Победы. День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. #ЯПОМНЮЯГОРЖУСЬ
https://vk.com/id569815539?z=video569815539_456239028%2F48c5de0a0d232f5a94%2Fpl_wall_569815539...
"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»
Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...
Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая
Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...