Экспериментальная деятельность "Воздух нам необходим"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
В материалах представлены результаты проведения опытно-экспериментальной работы по теме "Воздух нам необходим". Цель работы: дать детям представление о воздухе; продемонстрировать при помощи экспериментов такие разные свойства воздуха, как отсутствие цвета и формы, способность двигаться и создавать ветер, заполнять пустые пространства. Экспериментальная деятельность организовывается воспитателем во второй половине дня, в режимные моменты
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59» г. Оренбурга
Конспект
Занятия в средней группе
Тема: «Воздух нам необходим»
Воспитатель:
Белова Е.В.
Конспект занятия в средней группе
Знакомство с понятием « воздух» при помощи экспериментирования.
«Воздух нам необходим»
Цель: Дать детям представление о воздухе. Продемонстрировать при помощи экспериментов такие разные свойства воздуха, как отсутствие цвета и формы, способность двигаться и создавать ветер, заполнять пустые пространства.
Задачи: Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.
Учить устанавливать причинно - следственные связи и делать выводы.
Методы: игровой, наглядный, словестный, практический.
Приёмы: Сюрпризный момент, игровая ситуация, коллективная работа, индивидуальная работа, беседа, создание проблемной ситуации.
Материал. Таз с водой 2 шт, тарелочки с цветной водой, стаканы с водой, трубочки, шарики воздушные, веера, мячики 2 шт.
Предварительная работа: заучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо» и подвижной игры «Раздувайся пузырь».
Ход занятия.
( Дети сидят на стульчиках, на ширме появляется Петрушка, тихо бормоча себе под нос загадку.)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и всё же.
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: Здравствуй, Петрушка, что ты бормочешь себе под нос?
Петрушка: Здравствуйте, Екатерина Ивановна, здравствуйте, ребята.
Я так увлёкся, что не заметил, как к вам пришёл! И это очень здорово!
Мне как раз нужна ваша помощь. Я не могу отгадать загадку.
Воспитатель: Может быть, наши дети смогут тебе помочь.
Петрушка: Слушайте очень внимательно, загадка очень трудная.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и всё же.
Без него мы жить не можем.
Воспитатель: Да, загадка не простая, но я, ребята, немного вам подскажу.
Сделайте глубокий вдох, и плавный выдох… ну что догадались, о чём загадка?
Дети: Это воздух.
Петрушка: Так получается, я всё время знал отгадку. Я проделал такой длинный путь и всё это время дышал.
Воспитатель: Не расстраивайся, Петрушка, что не смог сам отгадать загадку.
Ведь недаром говорят, что одна голова хорошо, а две лучше.
Петрушка, ты не зря пришёл к нам, твоя загадка как раз помогла понять детям, о чём сегодня мы будем беседовать. И ты сможешь вместе с детьми узнать много интересного про воздух.
Садитесь удобнее, смотрите и слушайте внимательно.
Воспитатель: Что такое воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Воздух – это то, чем мы с вами дышим. Без воздуха на нашей планете жизнь была бы невозможна.
Давайте проведём эксперимент : мы зажмём нос и рот и попробуем какое- то время не дышать.
(проводится эксперимент)
Воспитатель: Ну что, долго вы смогли обходиться без воздуха?
(Ответы детей)
Воспитатель: Если без воды можно прожить несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже когда спим, просто мы не замечаем этого.
Животным и растениям тоже необходим воздух. Его мы не видим, но мы его можем ощущать. Давайте проведём второй эксперимент.
Возьмите веер и помашите им около лица. Что вы ощущаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы ощущаете ветерок – это движется воздух.
Физминутка. Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
А скажите мне, ребята, имеет ли воздух цвет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Воздух не имеет цвета, он прозрачный. Можно ещё сказать «невидимый», так как мы его не видим. Если бы воздух имел какой-либо цвет, например, синий, то мы с вами все сейчас были бы тоже синего цвета.
Ребята, а вы хотите увидеть воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Нам в этом поможет обычная вода, ведь вода тоже прозрачная. Она не имеет ни цвета, ни запаха.
Возьмите стаканы с водой, понюхайте и попробуйте её.
(Дети подносят стаканы с водой к носу и движением ладони колышут воздух над стаканом, а затем пробуют её на вкус).
Воспитатель: Возьмите со стола по одной трубочке и подуйте через неё в стакан.
Что происходит?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, почему пузырьки поднимаются вверх. Они легче или тяжелее воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите ребята, у меня в руке стакан, в стакане что-нибудь есть?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте, проверим, пустой он или нет.
(Проводится эксперимент)
Сейчас я опущу стакан в таз с водой, стакан я держу прямо.
Обратите внимание, набирается вода в стакан или нет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что мешает воде попасть в стакан? Может быть, там живёт невидимка?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в стакане есть воздух, он не даёт воде попасть в стакан. Если пробирку чуть-чуть наклонить, из стакана начинают выходить пузырьки – это воздух, а вода заполняет пустоту стакана.
Оказывается, воздух заполняет все пустоты, он не имеет своей формы.
Дети проводят опыт самостоятельно.
Воспитатель: У нас в группе есть игрушка, вы все её хорошо знаете. В этой игрушке много воздуха, она умеет летать, прыгать, катиться. Её можно подбрасывать вверх и ловить. Но если в этой игрушке окажется крошечная дырочка, играть с такой игрушкой становится неинтересно.
О какой игрушке идёт речь?
(Ответ детей)
Давайте мы поиграем с мячами, а потом вы мне скажете, какие мячи прыгают выше и почему.
Дети играют с мячами и дают ответ воспитателю.
Воспитатель: Сейчас мы проведём интересный эксперимент, подойдите к следующему столу. Сядьте напротив понравившейся вам тарелочки.
Тарелочки - это моря синее, красное и жёлтое, а вы будете ветром.
Подуйте сначала тихонько на своё море, а затем сильнее.
Что происходит с поверхностью вашего моря?
Дети проводят эксперимент и дают ответ воспитателю.
Петрушка: Екатерина Ивановна, у меня есть с собой воздушные шарики, с ними тоже можно эксперимент провести?
Воспитатель: Конечно можно.
Воспитатель: Ребята, возьмите шарики и надуйте их, а когда надуете, зажмите снизу посильнее.
Дети надувают шарики
Воспитатель: А теперь, давайте отпустим наши воздушные шарики и посмотрим, что произойдёт.
Дети отпускают шарики и наблюдают за ними.
Воспитатель: Как вы думаете, что их толкает, почему они полетели?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вот видишь, Петрушка, сколько экспериментов мы провели сегодня с ребятами. Сколько нового и интересного узнали про воздух.
Петрушка: Спасибо вам, Екатерина Ивановна, и вам, ребята, спасибо, мне очень у вас понравилось. Теперь я могу много интересного про воздух рассказать своим друзьям. А сейчас мне пора. До свидания.
Петрушка уходит.
Рефлексия.
Понравилось вам наше занятие?
Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
Что нового вы сегодня узнали?
Пригодится вам это в жизни.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет Необходим ли просмотр вредного мультика
консультация для родителей в виде буклета...
ДЛЯ ЧЕГО РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМ РЕЖИМ ДНЯ
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ...
В каких случаях действительно необходим логопед
Консультация для родителей...
Когда ребенку необходим логопед?
Причины обращения к логопеду....
Обруч нам необходим, поиграют дети с ним
спортивный летний праздник...
Конспект непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим» (с осуществлением деятельно
laquo;Познавательное развитие»опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы«Воздух всему живому необходим»...
опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим»
формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....