Материалы для воспитателей
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №2083 детский сад «Семицветик»
Подготовила и провела воспитатель подготовительной группы Вернер Светлана Владимировна, Москва, март 2015г.
Консультация для воспитателей
«Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников»
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.
Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Каждый ребенок стремится к открытиям, и взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:
- Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данной деятельности у детей;
- Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие;
- Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности;
- Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Главная задача педагога поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок проводил собственные опыты, он должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя. Как бы ни был интересен опыт проводимый педагогом, ребёнок быстро устаёт наблюдать за его действиями. Именно поэтому во время проведения опыта важно привлекать детей к любой посильной им деятельности, если они могут
выполнить это действие выполнить сами. В работе с детьми не надо стараться проводить чёткую границу между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. И тогда в сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной, целостной, отражает объективные свойства вещей взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребёнком этого мира. В познавательно — исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому нужно учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно–ориентированного взаимодействия, согласно которой воспитанник является
не объектом обучения, а субъектом образования.…………………………….
.Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
«Что я слышу — забываю.
Что я вижу — я помню.
Что я делаю я понимаю».
Конфуций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные материалы для воспитателей детских садов
Картотека проблемных ситуаций для воспитателей детских садов Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных...

Материалы для воспитателей средних и страших групп
Данный материал является методической рекомендацией при разработке плана занятий в средней и старших группах....

Материалы конкурса "Воспитатели России 2015"
Материалы на региональный этап конкурса Воспитатели России 2015...

Материалы конкурса "Воспитатель года Ямала 2017" Эссе "Моя профессия -воспитатель"
Рассуждения воспитателя...
Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Все работы хороши!» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б.
Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых "Все работы хороши" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петро...