Материалы для воспитателей
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 93.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №2083 детский сад «Семицветик»
Подготовила и провела воспитатель подготовительной группы Вернер Светлана Владимировна, Москва, март 2015г.
Консультация для воспитателей
«Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников»
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.
Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Каждый ребенок стремится к открытиям, и взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:
- Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данной деятельности у детей;
- Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие;
- Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности;
- Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Главная задача педагога поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок проводил собственные опыты, он должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя. Как бы ни был интересен опыт проводимый педагогом, ребёнок быстро устаёт наблюдать за его действиями. Именно поэтому во время проведения опыта важно привлекать детей к любой посильной им деятельности, если они могут
выполнить это действие выполнить сами. В работе с детьми не надо стараться проводить чёткую границу между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. И тогда в сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной, целостной, отражает объективные свойства вещей взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребёнком этого мира. В познавательно — исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому нужно учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно–ориентированного взаимодействия, согласно которой воспитанник является
не объектом обучения, а субъектом образования.…………………………….
.Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!
«Что я слышу — забываю.
Что я вижу — я помню.
Что я делаю я понимаю».
Конфуций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные материалы для воспитателей детских садов
Картотека проблемных ситуаций для воспитателей детских садов Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных...
Материалы для воспитателей средних и страших групп
Данный материал является методической рекомендацией при разработке плана занятий в средней и старших группах....
Материалы для воспитателей "Математические загадки".
Загадки для занятий по математике....
Материалы конкурса "Воспитатели России 2015"
Материалы на региональный этап конкурса Воспитатели России 2015...
Материалы для воспитателя
Материалы для бесед и занятий с детьми...
Материалы конкурса "Воспитатель года Ямала 2017" Эссе "Моя профессия -воспитатель"
Рассуждения воспитателя...
Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Все работы хороши!» старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Севастьянихина М.Б.
Материалы для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых "Все работы хороши" в ГБДОУ детский сад № 30 комбинированного вида Петро...