проект "Никто не забыт, ничто не забыто"
проект (старшая группа) на тему

Проект с участием педагогов детей и родителей, посвященный семидесятилетию великой победы! Паспорт проекта и рабочий материал в помощь воспитателю детей старшего возраста детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikto_ne_zabyt.docx77.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад № 38

Паспорт краткосрочного проекта

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

                                         

                                                                   Воспитатель: Ермоленко С. В.

2015г.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Автор: Ермоленко Светлана Валерьевна.

Продолжительность: Краткосрочный. 25.04.15 – 10.05.15.

Тип проекта: Познавательно – творческий.

Участники: Дети, педагоги, музыкальный руководитель и родители старшей группы.

Возраст детей: старшая группа 5 – 6 лет.

   Введение:

 Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

  Проект направлен на нравственно-патриотическое  воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей.

Актуальность создания проекта:

К сожалению сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, лавных жизненных установок. Наши дети не испытывают чувство гордости за свою Родину, за героев, победителей в Великой Отечественной войне.

     В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц- опрос по выявлению знаний и представлений о Вов, который показал, что дети имеют очень скудные знания о героях Вов. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «День Победы».

   Почему же проект  является социально - творческий?  В  дошкольном возрасте преобладает наглядно - образное  мышление, вот почему вся работа построена в этом направлении. Как известно,  впечатления помогают  дучше сформировать  знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается.

    Проект направлен на патриотическое воспитание детей. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Цель:

Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие

Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную Войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

 Расширять знания детей о защитниках Отечества (солдатах).

Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.

Развивающие

Развивать представление детей о различных родах войск и значении каждого из них в достижении победы.

Развивать творчество, фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Обогащать словарь детей.

Воспитательные:

 Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

 Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора. 

Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Для педагогов:

Организация пространства для развития познавательных способностей участников проекта.

Организация системы работы над проектом.

Методическое обеспечение проекта.
Материально-техническое оснащение.

Формирование мотивации участников сообщества.

Для родителей:

Воспитание бережного отношения к защитникам Родины и памяти павших бойцов, формирование нравственных жизненных принципов дошкольников.


Информационный сбор участниками проекта материалов о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной Войне.


Партнёрство в сообществе «педагог – дошкольники – родители».

Итоговое мероприятие:

Утренник «Великий праздник День Победы», Экскурсия к памятнику павшим воинам .

Продукты проекта:

Для детей:

Развивающая среда, достаточная для формирования познания.


Понимание важности праздника – День Победы в жизни Российского человека.

Повышение социальной компетентности дошкольников.

 Праздник «Великий праздник День Победы».

Для педагогов:

 Сплочённость общностью целей участников проекта.

Участники проекта – партнёры.

Оформление выставки «Спасибо деду за победу!»



Для родителей:

 Активная личность участников проекта с нравственным потенциалом.

Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ.

Планируемый результат:

Для детей:

Понимание детьми ценности Победы и цены заплаченной за мирное небо над головой.

Знание детей о детях – героях ВОВ.

Понимание детьми значимости героизма многих людей, на фронте и в тылу.

Для педагогов:

Создание развивающей среды с учётом индивидуальных особенностей участников проекта.

Методическое обеспечение, нацеленное на развитие индивидуальных познавательных способностей участников проекта.

Создание выставки «Спасибо деду за победу!»

Для родителей:

Готовность сообщества к реализации проекта.

Формирование системы взаимодействия «воспитатель-воспитанник-родитель», как развивающейся общности, способной к саморазвитию и самореализации.

Реализация технологии проектного метода в ДОУ, как одно из основных условий взаимодействия между родителями, детьми и педагогом ДОУ.

Единство семейного и общественного воспитания.

Этапы работы:

Подготовительный:

Определение объектов изучения;

Подбор фотографий и презентаций для демонстрации.
Подбор стихотворений, рассказов, пословиц доступных пониманию детей старшего возраста.

Этап создания продукта по проекту:

Выставка «Спасибо деду за победу!»

Составление альбома с изображением памятников павшим воинам «Поклонимся минувшим тем годам…»

Праздник «День победы Великий праздник!»

Рабочая программа по проекту «Никто не забыт, ничто не забыто!»

1

Это нужно не павшим, это нужно живым.

Беседы: «Девушки – партизанки, Герои Великой Отечественной Войны». «История георгиевской ленточки», «Великая Отечественная Война». «Почему война называется Великой Отечественной», «Дети войны», «Победа», «Праздник «День Победы»

2

Застыли ели в карауле

Синь неба мирного ясна.

Рассматривание иллюстраций с изображением памятников павшим воинам в разных странах мира.

3

Героями выли солдаты всегда, героями стали и города.

Рассматривание альбома с изображением городов – героев.

4

Меткое слово

Заучивание пословиц и поговорок о храбрости и солдатах.

5

Майский праздник – День Победы, отмечает вся страна.

Заучивание и слушание стихотворений о войне и Победе.

6

Шел по улице солдат.

Чтение художественной литературы: А. Баруздин «Шел по улице солдат», А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка». Л. Касиль «Твои защитники» и т. д.

7

Мы не просто так играем, о войне мы размышляем.

Дидактические игры о защитниках Родины.

8

Сирень Победы

Посадка сирени в память о погибших героях.

9

Спасибо деду за победу.

Организация фотовыставки  семейных фотографий.

10

Герои земли Кореновской.

Знакомство с героями ВОВ, нашими земляками.

11

Подарок на память .

Изготовление сувениров в подарок ветеранам.

12

Всем миром встретим праздник.

Утренник «День победы – главный праздник»

13

Поклонимся великим тем годам…

Возложение цветов к памятнику павшим воинам.

Беседа.

Девушки – партизанки - Герои Великой Отечественной Войны

Цели:

- Познакомить с девушками-героями Великой Отечественной войны.

- Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.

речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

- Развивать навык активного участия  в диалоге с воспитателем.

- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Ход беседы:

Воспитатель: Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной Войне, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Что же это за праздник?

Дети: Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

У войны недетское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть...

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Воспитатель: Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

Скоро мы будем 68-й раз отмечать светлый и скорбный праздник – День Победы.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвется,

Смерть поведет парад-алле,

И на всегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

   Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с немецких аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война» .

Показ иллюстраций, аудиозапись.

   Трудное и голодное наступило время. Тяжелое оно было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами.

Дети нередко убегали на фронт. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.

Воспитатель: Дети, а что же такое «подвиг»?

Дети: Подвиг - это смелый, отважный, хороший поступок.

Воспитатель: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг??

Дети: Такого человека называют герой!

Воспитатель: Среди героев Великой Отечественной Войны было не мало детей девочек и мальчиков. Сегодня я расскажу вам о девушках-героях.

Какие судьбы есть на белом свете!

Как рано боль узнали наши дети!

    Посмотрите на портреты этих девушек. Их звали Богданова Надя, Зина Портнова, Герасименко Люся – эти девочки, чуть постарше вас были в годы войны, каждая в своём городе, вели борьбу с фашистами. Маленькая Люся носила на завод отцу кашу, а там прятала листовки, она была незаменимой подпольщицей в городе Минске. Зина работала в столовой, где отравила много фашистов, подсыпав им в суп отраву.  Надя была разведчицей в партизанском отряде, она под видом нищенки проникала в город и добывала ценные для партизан сведения о фашистах. Все они погибли – их схватили и расстреляли.

Воспитатель: Еще один рассказ о девочке, только-только закончившей школу. Звали ее Зоя Космодемьянская.

   В июне 1941 года ученица 10 класса Зоя Космодемьянская закончила школу, а через несколько дней началась война. В те суровые дни, когда немецкие войска упорно рвались к Москве, Зоя обратилась в комсомол с просьбой послать ее на фронт. Вскоре она была направлена в партизанский отряд. В конце 1941 года, после выполнения боевого задания, группа партизан должна была возвращаться, но Зое показалось, что они сделали мало. Она решила остаться и проникнуть в деревню Петрищево, где располагались  фашисты. Небольшая, окруженная лесом деревня была переполнена немецкими войсками. В первую ночь Зое удалось поджечь несколько занятых немцами помещений. На второй день, когда стемнело, она пришла в деревню, подкралась к конюшне, где находились лошади фашисткой кавалерии. Она пыталась поджечь конюшню и выпустить лошадей, но часовой схватил ее. Фашистские палачи жестоко пытали девушку. От нее требовали признания, кто и зачем ее послал, с кем она пришла на задание. Мужественная девушка ни один вопрос гитлеровцев не ответила. Она даже не назвала своего настоящего имени. После долгих и мучительных пыток Зою повесили на сельской площади Петрищево.

Воспитатель: Как вы думаете, тяжело ли было на войне? Страшно ли было?

Дети: На войне было очень тяжело, было страшно идти на задание и знать, что если немцы поймают, то придется умереть!

Воспитатель: Наташа, причитай стихотворение:

У войны недетское лицо,

Но в бою не разглядеть лица...

Щедро начиняла смерть свинцом

Юные, мальчишечьи сердца.

Воспитатель: Великая Отечественная Война закончилась 9мая 1945 года. Когда Егоров и Контария водрузили наш флаг над зданием рейхстага в Берлине. Эвелина нам прочитает стихотворение:

Мы  водрузили на Рейхстаг

Наш красноармейский флаг.

Этот флаг над миром реет,

Он сверкает и алеет.

Говорит всем алый флаг:

«Побежден жестокий враг»

Воспитатель: 9мая – это всенародный праздник. Это праздник со слезами на глазах.

Воспитатель: В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто поле войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня.

Воспитатель: В это Великий день принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны

Воспитатель: Давайте вспомним всех погибших за нашу свободу людей, настоящих героев.  Вспомним еще раз имена девушек-героев. Почтим память минутой молчания.

Дети: Богданова Надя, Зина Портнова, Герасименко Люся, Зоя Космодемьянская.

(Все встают) 

Воспитатель: Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне. В нашем городе есть – Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», там всегда горит огонь – как символ сердец людей добывших Победу.

Воспитатель: Сегодня мы побеседовали лишь о некоторых героинях Великой Отечественной Войны. Их было гораздо больше. Мы продолжим знакомство с ними.

Сейчас Данил прочитает стихотворение «Пусть не будет войны никогда»:

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

 Беседа « История георгиевской ленточки».

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.

                                          Ход беседы:

Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.

Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?

Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время. Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии,  георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки.

Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.

Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?

 Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!

Неугасима память поколения                       Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим,             Пусть мир будет в мире везде и

Давайте, люди, встанем на мгновенье                                всегда!

И в скорби постоим и помолчим.


 

 

Беседы о войне:


ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России). 

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939 г. по 9 мая 1945 г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 1910 году исполняется 65 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало из¬вестно, что фашистская Германия полностью разгром¬лена.
Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и праз¬днуют.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой да¬той. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.
Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв со¬бой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.
Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гит¬леровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.
Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товари¬щей.
Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.
Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Не¬известного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.


Никто не забыт, ничто не забыто!
Великая победа
Великой войны победу 
Мы не должны забывать! 
В боях отстояли деды 
Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы 
Лучших своих сыновей. 
Она помогала молитвой 
И праведной верой своей.
В великой войне победу 
Мы не должны забывать, 
Для нас отстояли деды 
И жизнь, и Родину-мать!


9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.
По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.
Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.
В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.
С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!
Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.
В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Боль¬шим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!
Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:
1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?
2. Расскажите о героях войны.
3. Как отмечается День Победы в нашей стране?
4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?


беседа                  ПОБЕДА.

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!
9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.
Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.


Первый день мира 
Душистая густая тишина,
Ни выстрел не звучит, ни взрыв.
Сегодня утром кончилась война,
И хоть кругом чужая сторона 
Я чудом уцелел, я жив!
Друзей я вспомнил тех, кто никогда 
Не выйдет в час рассветный на покосы
Кто не забросит в реку невода, 
Кого не обдадут весною росы.
Я не хотел ни убивать, ни жечь,
Я ощущал лишь зов родной земли, 
Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,
что на чужбине полегли!

  1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?
    2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне.
    3. Какова их судьба

* (Татьяна Петухова г.Вологда)

В ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Все плакали и пели

И дарили каждому цветы,

ДЕНЬ ПОБЕДЫ так ждали, так хотели

Даже слов, пожалуй, не найти.

Плачут жены, матери и сёстры,

Плачут и смеются без конца,

Плакал тот, сегодня кто уж взрослый,

Плакал тот, живёт кто без отца.

Уже другие поколенья подрастают,

Знать они сиротства не должны,

Эту горечь пусть они не знают,

Что осталось всем от злой войны.

Солдаты, воины, ваш подвиг помнить будем!

ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ будем чтить всегда!

Пусть солнцу радуются люди,

И пусть войны не будет НИ-КОГ-ДА!

Прабабушка (Татьяна Петухова г.Вологда)

Моя прабабушка седая,

Такая милая, родная.

Со мной играет, приголубит,

Но вспоминать она не любит,

Как воевала на войне,

Вздохнёт и скажет мне:

- Всего дороже МИР и Дети!

А в день Победы, на рассвете,

Свои достанет ордена,

Слезу рукой смахнёт она.

Наденет праздничный наряд,

И с ней идём мы на ПАРАД!

Идёт тихонечко она,

С палочкой, болит спина.

Горят на солнце ордена.

Всех ветеранов чтит страна,

За то, что защитили Русь!

Горжусь прабабушкой,

Горжусь!!!

У дедушки (Анатолий Мохорев)

Сегодня дедушка со мной.

Он у меня большой Герой.

Я трогаю медали

и ордена рукой -

Вон ту под Курском дали,

А орден - под Москвой.

За бой один рисковый

Отмечен дед под Псковом.

Читаю горделиво:

«За взятие Берлина!»...

Сегодня День Победы -

Я деда обниму,

Послушаю беседы

Про страшную войну.

«День победы» (А. Игебаев)

Мы встречаем день Победы,

Он идёт в цветах, знамёнах.

Всех героев мы сегодня

Называем поимённо.

Знаем мы: совсем не просто

Он пришёл к нам - День Победы.

Этот день завоевали

Наши папы, наши деды.

И поэтому сегодня

Ордена они надели.

Мы, идя на праздник с ними,

Песню звонкую запели.

Эту песню посвящаем

Нашим папам, нашим дедам.

Нашей Родине любимой

Слава, слава в День Победы!

«Приходят к дедушке друзья» (Владимир Степанов)

Приходят к дедушке друзья,

Приходят в День Победы.

Люблю подолгу слушать я

Их песни и беседы.

Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять - опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые,

Один - сержант, другой - майор.

А больше рядовые.

Я не прошу их каждый год

Рассказывать сначала

О том, как армия вперёд

С потерями шагала.

О том, какая там польба,

Как в сердце метят пули...

«Война, - вздохнут они, - война.

А помнишь, как в июле?»

Я просто рядышком сижу,

Но кажется порою,

Что это я в прицел гляжу,

Что я готовлюсь к бою.

Что те. Кто письма пишут мне,

Уже не ждут ответа,

Что даже лето на войне -

Совсем другое лето.

Приходят к дедушке друзья

Отпраздновать Победу.

Всё меньше их, но верю я:

Они придут, приедут...

*** (В. Берестов)

Нет, слово «мир» останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

«День Победы» (А. Усачёв)

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют.

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы.

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны...

Что такое День Победы -

Это значит нет войны.

«День победы» (Т. Белозёрова)

Майский праздник - день Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

«Мальчик из села Поповки» (С. Я. Маршак)

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись ребёнок -

Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,

Обломок печки и трубы -

И это всё, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик без слёз,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребёнка на снегу.

*** (А. Сурков)

Красоту, что дарит нам природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам -

Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат

В честь нашей Отчизны,

В честь наших солдат!

«День Победы» (П. Воронько)

Спать легли однажды деды -

Окна все затемнены,

А проснулись на рассвете -

В окнах свет, и нет войны!

Можно больше не прощаться,

И на фронт не провожать,

И налётов не бояться,

И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут, едут, едут

Наши деды и отцы!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой

Сыновья в военных формах,

И мужья в военных формах.

И отцы в военных формах.

Что с войны пришли домой.

Здравствуй воин-победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник.

Мой спаситель - Красной Армии солдат!

Родина

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

 

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

 

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

 

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

 

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

 

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

* * *

 

*** У обелиска

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас.

Старый снимок

Фотоснимок на стене –

В доме память о войне.

Димкин дед

На этом фото:

С автоматом возле дота,

Перевязана рука,

Улыбается слегка…

Здесь всего на десять лет

Старше Димки

Димкин дед. Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города.

Мир нужен на земле всегда!

Автор: Найденова Н. ©

Безымянный солдат

Сквозь деревья в тенистом парке

Солнце греет бетона плиты.

Сюда пишут, не клея марки,

И приходят родные чьи-то.

Здесь и в смокинги, и в фуфайки,

Те, кто рядом стоят, одеты,

Пробегают детишек стайки,

И невесты кладут букеты.

Где-то рядом шумит автострада,

А цветы остаются живыми.

Безымянный солдат… Нет! Неправда!

Ведь Солдат – это тоже Имя!

"Ветераны"

Немного осталось из тех, кто в боях

Прошли до Берлина полсвета -

В мороз и пургу, через горе и страх.

Пусть вспомнят живые про это.

Так было: Внезапно настала война,

Пришли небывалые беды.

И всё, что могла, отдавала страна

Для фронта, для славной победы.

И каждую пядь нашей русской земли

Смочили мы кровью и потом.

Но правду враги здесь сломить не смогли,

Не справились с гордым народом.

Все дальше и дальше, на Запад – вперед

Идут и идут батальоны.

Нас Родина наша к победе зовет:

"Огонь, - не жалея патроны! "

Но вот и Рейхстаг, день фашистский померк

И фрицы кричат: "Рус, сдаемся! "

Мы эту войну будем помнить вовек.

Клянемся. Клянемся. Клянемся!

Нельзя про такое забыть никогда.

Что может быть лучше на свете,

Чем мирное небо, в огнях города

И наши прекрасные дети?

Юрий Юркий

Спасибо, солдат, за победу!

Успешно Гитлер начал свой блиц-план:

Ползла по миру, множась, злая сила

За счёт ресурсов покорённых стран…

Ужасно это всё, но это было!

Мечтая превратить весь мир в рабов,

Фашисты из людей варили мыло,

Топили ими печи вместо дров…

Ужасно это всё, но это было!

Добрался Гитлер вскоре и до нас:

Росли повсюду братские могилы –

Удел (по наци) не арийских рас…

Ужасно это всё, но это было!

Солдат наш грудью встретил смерти шквал.

Он каждой пяди не сдавал без боя:

От жажды умирая, Брест держал

И амбразуру закрывал собою.

Вгрызаясь в землю, сдерживал врага –

Шла от напряга кровь и рвались жилы.

Врага была уж над Москвой нога …

Ужасно это всё, но это было!

Ни метр без боя им земли не сдан:

В окопе мёрз и жил в простой землянке

Он шёл, истратив пули, на таран

И, истекая кровью, полз на танки.

Израненный, был смерти на краю

И под бинтами вши кусали раны,

Но он, как вшу, врага прижал к ногтю –

Зря предвкушал победу враг так рано!

Спасибо и поклон тебе, солдат,

За то, что ты перетерпел всё это,

За то, что зла сильнее во сто крат,

За эту долгожданную победу!

Гордится, что сыны её сильны

И ныне благодарная Россия:

Не вынес бы солдат другой страны

Лишения и тяготы такие!

***

Дмитрий Румата

С Днём Победы!

Поздравляем сегодня героев-отцов

Всех военных, трудящихся тыла!

Поздравляем проливших за Родину кровь

И отдавших последние силы!

Соболезнуем павшим, им память на век,

И на все времена в сердце нашем!

Поздравляем с Победой сегодня и тех,

Кто в числе без известья пропавших!

Поздравляем живых, тех, кто с нами сейчас,

Вас заботами пусть окружают

Ваши правнуки, внуки и сыновья,

И все те, кто Вас любят и знают!

***

Сергей Алексеевич Баруздин. Шел по улице солдат.

ЗА РОДИНУ!

     Шел  по  улице солдат.  Июньским солнечным днем шел.  Днем беспокойным,

тревожным.

     Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.

     Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна - самая огромная и

великая.  С ним был народ -  самый сильный. Значит, победит солдат фашистов.

Победит он, советский солдат!

     Победит!  Но труден и  долог этот путь.  Под Брестом и  у  Москвы будет

солдат  громить  фашистские  войска.   В  Сталинграде  и  на  Кавказе,   под

Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом...

     - За Родину! - кричит солдат и идет в бой.

     Идет в бой пехота - стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы...

     - За Родину!

     Идут в бой артиллеристы.  Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из

тяжелых гаубиц и "катюш".

     - За Родину!

     Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.

     - За Родину!

     По рекам и морям уходят в бой корабли:  линкоры,  крейсеры,  миноносцы,

подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки - и на них

идут на врага военные моряки.

     - За Родину!

     Взмывают в небо самолеты - истребители, бомбардировщики, разведчики.

     И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:

     - За Родину!

     Это идут сражаться с врагом лесные солдаты - партизаны.

     Идет солдат в бой за Родину.  Может, это тот солдат, что Зимний брал, в

гражданскую войну  страну свою  отстоял,  родную землю на  Хасане защищал...

Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.

     И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.

     - За Родину!

СЛАВА

     Шел по улице солдат.  Усталый и довольный.  Сколько лет солдат на свете

прожил,  сколько боев прошел,  а  такого дня еще не было в  его жизни,  чтоб

первомайский праздник в  Берлине встречать.  И  вот  Первое мая  в  Берлине!

Победил солдат фашистов. Победителем пришел в Берлин!

     Шел по улицам Берлина солдат.

     - Слава советскому солдату! - говорили жители Берлина.

     А когда ушел солдат из далекого города домой, поставили ему памятник. С

девочкой на плече,  с мечом в руке. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю

от фашистов.

     Где только нет таких памятников нашему солдату!  В Германии и Польше, в

Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии... Всюду, где бывал, сражался и

побеждал наш солдат.

     Шел по  улице солдат.  Вернулся на  Родину солдат.  Домой вернулся.  По

московской улице шел солдат на Красную площадь.  У Мавзолея Ленина бросил он

на брусчатку взятые в боях фашистские знамена.

     - Слава тебе, родной! - говорили москвичи.

     И стали качать солдата:

     - Слава! Слава! Слава!

СТРАШНЫЙ КЛАД

     Шел по улице солдат.  По улице большого города. Строился город. Десятки

новых  домов  уже  заселены и  обжиты.  Ребята возле  них  играли,  магазины

работали, школы. А рядом новая стройка шла. Шумели бульдозеры и экскаваторы:

готовили площадки для новых домов.

     В  годы  войны  фашисты весь  город разрушили.  А  теперь вырос город -

новый,  светлый,  молодой,  лучше, чем прежде был. Радовался солдат: хороший

город!

     - Эй, братишка! - кто-то окликнул солдата.

     Оглянулся солдат:  экскаваторщик,  молодой парень,  который траншею для

водопровода копал, зовет.

     Подбежал солдат.

     - Смотри! - сказал экскаваторщик.

     Посмотрел солдат в  траншею,  а  там,  чуть присыпанные землей,  лежали

поржавевшие и заплесневелые мины и снаряды. Много мин и снарядов!

     Это фашисты во  время войны,  отступая из  города,  оставили под землей

страшный клад -  тысячи мин и снарядов.  Взорвутся они,  и взлетят на воздух

новые дома, школы, детские сады. Погибнут люди. Страшно!

     - Не бойся!  -  сказал солдат экскаваторщику. - Подожди, я сейчас своих

товарищей позову. Не должно беды быть!

     Позвал он своих товарищей - минеров.

     Чтобы не случилось беды,  переселили всех жителей в безопасное место. А

когда вокруг никого не  осталось,  стали солдаты осторожно на  руках мины  и

снаряды из земли вынимать и относить их далеко от города в чистое поле.  Там

одну мину взорвали.  И другую. Снаряд и еще сто таких же снарядов. И вновь в

траншею,  и  снова осторожно со  снарядом в  руках на  далекое поле.  Двести

десятый снаряд.  Сто первая мина.  Тысяча второй снаряд.  Две тысячи седьмая

мина.

     Один за другим взрывали солдаты снаряды.  Одну за другой взрывали мины.

Наконец все взорвали. Миновала беда!

     Через несколько дней вернулись жители в свои квартиры. Школы открылись.

Магазины заработали.  Дети стали опять играть возле новых домов -  куличи из

песка лепить и в салки гонять.

     - Можете жить спокойно!  - сказал солдат. - Теперь ничто вам не грозит.

Фашистский клад уничтожен!

А. Митяев «Мешок овсянки»

В ту осень шли долгие холодные дожди. Земля пропиталась водой, дороги раскисли. На просёлках, увязнув по самые оси в грязи, стояли военные грузовики. С подвозом продовольствия стало очень плохо. В солдатской кухне повар каждый день варил только суп из сухарей: в горячую воду сыпал сухарные крошки и заправлял солью.
   В такие-то голодные дни солдат Лукашук нашёл мешок овсянки. Он не искал ничего, просто привалился плечом к стенке траншеи. Глыба сырого песка обвалилась, и все увидели в ямке край зелёного вещевого мешка.
   Ну и находка! обрадовались солдаты. Будет пир горой Кашу сва-рим!
Один побежал с ведром за водой, другие стали искать дрова, а третьи уже приготовили ложки.
   Но когда удалось раздуть огонь и он уже бился в дно ведра, в траншею спрыгнул незнакомый солдат. Был он худой и рыжий. Брови над голубыми глазами тоже рыжие. Шинель выношенная, короткая. На ногах обмотки и растоптанные башмаки.
   -Эй, братва! - крикнул он сиплым, простуженным голосом.- Давай мешок сюда! Не клали не берите.
   Он всех просто огорошил своим появлением, и мешок ему отдали сразу.
Да и как было не отдать? По фронтовому закону надо было отдать. Вещевые мешки прятали в траншеях солдаты, когда шли в атаку. Чтобы легче было. Конечно, оставались мешки и без хозяина: или нельзя было вернуться за ними (это если атака удавалась и надо было гнать фашистов), или погибал солдат. Но раз хозяин пришёл, разговор короткий отдать.
   Солдаты молча наблюдали, как рыжий уносил на плече драгоценный мешок. Только Лукашук не выдержал, съязвил:
   -Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает. Если не разорвётся, может, потолстеет.
   Наступили холода. Выпал снег. Земля смёрзлась, стала твёрдой. Подвоз наладился. Повар варил в кухне на колёсах щи с мясом, гороховый суп с ветчиной. О рыжем солдате и его овсянке все забыли.

   Готовилось большое наступление.
   По скрытым лесным дорогам, по оврагам шли длинные вереницы пехот-ных батальонов. Тягачи по ночам тащили к передовой пушки, двигались танки.
Готовился к наступлению и Лукашук с товарищами. Было ещё темно, когда пушки открыли стрельбу. Посветлело в небе загудели самолёты.
Они бросали бомбы на фашистские блиндажи, стреляли из пулемётов по вражеским траншеям.
   Самолёты улетели. Тогда загромыхали танки. За ними бросились в атаку пехотинцы. Лукашук с товарищами тоже бежал и стрелял из автомата. Он кинул гранату в немецкую траншею, хотел кинуть ещё, но не успел: пуля попала ему в грудь. И он упал. Лукашук лежал в снегу и не чувствовал, что снег холодный. Прошло какое-то время, и он перестал слышать грохот боя. Потом свет перестал видеть ему казалось, что наступила тёмная тихая ночь.
   Когда Лукашук пришёл в сознание, он увидел санитара. Санитар перевязал рану, положил Лукашука в лодочку такие фанерные саночки. Саночки заскользили, заколыхались по снегу. От этого тихого колыхания у Лукашука стала кружиться голова. А он не хотел, чтобы голова кружилась, он хотел вспомнить, где видел этого санитара, рыжего и худого, в выношенной шинели.
   -Держись, браток! Не робей жить будешь!.. слышал он слова санитара.
   Чудилось Лукашуку, что он давно знает этот голос. Но где и когда слышал его раньше, вспомнить уже не мог.
   В сознание Лукашук снова пришёл, когда его перекладывали из лодочки на носилки, чтобы отнести в большую палатку под соснами: тут, в лесу, военный доктор вытаскивал у раненых пули и осколки.
   Лёжа на носилках, Лукашук увидел саночки-лодку, на которых его везли до госпиталя. К саночкам ремёнными постромками были привязаны три собаки. Они лежали в снегу. На шерсти намёрзли сосульки. Морды обросли инеем, глаза у собак были полузакрыты.
   К собакам подошёл санитар. В руках у него была каска, полная овсяной болтушки. От неё валил пар. Санитар воткнул каску в снег постудить собакам вредно горячее. Санитар был худой и рыжий. И тут Лукашук вспомнил, где видел его. Это же он тогда спрыгнул в траншею и забрал у них мешок овсянки.
   Лукашук одними губами улыбнулся санитару и, кашляя и задыхаясь, проговорил:
   -А ты, рыжий, так и не потолстел. Один слопал мешок овсянки, а всё худой.
   Санитар тоже улыбнулся и, погладив ближнюю собаку, ответил:
   -Овсянку-то они съели. Зато довезли тебя в срок. А я тебя сразу узнал. Как увидел в снегу, так и узнал.
 И добавил убеждённо: Жить будешь! Не робей!

А. Митяев   «Землянка»

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинелеи, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

"Как же в такой каменной земле копать яму?" - думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил и глядел, всё ли делается правильно.

- Не кидай песок далеко, - сказал он Мите Корневу, - пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков... Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву - проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим - на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

- Иди за дровами, - сказал старшина Мите Корневу, наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и берёзу - они и сырые хорошо горят...

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры - одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

"До чего же хорошо спать в землянке!" - подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: тамначались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей лица, чтобы не так жгло морозом.

Л. Касиль

ТВОИ ЗАЩИТНИКИ

Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что говорится тут.

Эта книжка о Советской Армии, о твоих славных защитниках.

Много у нашей Родины друзей в разных странах. Но есть у неё и злые враги — те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская Армия.

Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо.

А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение солдаты-пехотинцы.

И у лётчиков, и у моряков, и у пехотинцев — у всех на шапках красные звёзды.

Все люди знают свет этих алых звёзд. Добрая слава у храбрых советских солдат! Много лет назад, когда была гражданская война, Красная Армия защитила Советскую страну: побила белогвардейцев и прогнала вон чужеземные войска, которые наслали на нашу землю богачи-капиталисты из четырнадцати стран.

А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг — фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.

Но не сразу — в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.

Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и читать разные книжки.

Прочти же эту книжку, разгляди картинки и запомни, какое важное и славное дело — защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым — чтобы не испугаться. И умелым нужно стать — чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!

«ВОЗДУХ!»

Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит— и ту услышат. Звезда упадёт — и её заметят.

Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат — урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:

—   Враг летит! Будьте готовы!

Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:

«Граждане, воздушная тревога!» В ту же минуту раздаётся команда:

—   Воздух!

И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.

—   Воздух!

И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться. Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.

—  Дай луч!

И по всему небу загуляли лучи прожекторов.

—   По фашистским самолётам огонь!

И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.

«Вон где враг, бейте его!»—говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи — запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.

—  Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!

У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов— сильный луч. Не вырваться фашисту.

—  Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! — И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.

Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт. Не удалось ему пробраться к городу.

Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.

«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Занятие проводилось накануне праздника 9 Мая в Музее Боевой Славы, созданном на базе МДОУ ЦРР д/с №13 "Солнышко"...

Никто не забыт, ничто не забыто"

Время проведения 27 января 2012гНа досуге присутствуют ветераны войны   (прабабушки и прадедушки участников досуга).Под музыку в зал входят дети, рассматривают выставку детских рисунков. Дар...

Проект "Никто не забыт - ничто не забыто!"

Патриотический проект рассчитан на старший дошкольный возраст....

Тематическое занятие "Никто не забыт, ничто не забыто" с ИКТ

Тематическое музыкальное занятие "Никто не забыт,ничто не забыто" с использованием мультимедийной слайдовой презентации рассчитано для детей подготовительной к школе группы. У детей повысится ур...

Краткосрочный Информационно-Исследовательский проект на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с историческими фактами о войне и подвигах советского  народа....

Никто не забыт, ничто не забыто

конспект праздника...

Конспект нод "Забытая война". Никто не забыт, ничто не забыто".

Способствовать  развитию  у детей патриотических чувств к своей Родине; воспитанию уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищал Родину;  формированию...